Прогулки по Брисбену Часть 2
Музей Мореплавания и Судоходства (Queensland Maritime Museum)
Прохладный речной ветерок и тень от раскидистых деревьев делают нашу прогулку приятной, и мы незаметно для себя оказываем в конце набережной, где прямо у пешеходного моста Goodwill Bridge перед нами гостеприимно распахиваются двери одного из самых интересных мест Брисбена. Это Музей Мореплавания и Судоходства (Queensland Maritime Museum), куда я и приглашаю вас на экскурсию.
Вы нигде не найдёте подробной информации об этом музее, это всегда лишь несколько строк. А между тем, уникальный музейный комплекс у реки заслуживает вашего внимания. На зелёном газоне перед зданием Maritime Museum возвышается башня маяка Bulwer Island Lighthouse Tower. Остров Булвер находится в устье реки Брисбен при её впадении в океан. Маяк, возведённый на острове в 1912 году, на протяжении семидесяти лет исправно освещал проходящим по реке судам путь к бухте Moreton Bay. В 1983 году он был передан в дар музею. И если мы войдём в его гостеприимно открытую дверь, то сможем увидеть механизм за работой, когда вращающаяся линза из резного стекла бросает вокруг яркие отсветы живого огня. Когда-то этот свет был виден проплывавшим судам на расстоянии в двадцать два километра.
Неподалёку от башни маяка под навесом отдыхает миниатюрная десятиметровая яхта Ella’s Pink Lady, на борту которой совершила кругосветное путешествие шестнадцатилетняя Джессика Ватсон (Jessica Watson), проведя 210 дней в открытом море. Покинув Сидней 18 октября 2009 года, Джессика направляется на северо-восток, чтобы пересечь Экватор. Далее, минуя Мыс Горн, Мыс Доброй Надежды, и Юго-Восточный Мыс Тасмании, бесстрашная девушка завершает своё эпическое путешествие, вернувшись в Сидней.
Если вы размышляете о том, как Джессика Ватсон могла провести 210 дней на десятиметровой яхте, то оглянитесь вокруг. И вы увидите крошечную, обшитую алюминиевыми листами яхту, словно парящую над зелёным газоном неподалёку от Сухого Дока (Dry Dock). Яхта носит звучное имя “Счастливый -2” (Happy-II), а её длина составляет два метра и семь сантиметров. Удивительную историю этого маленького суденышка я вам сейчас расскажу.
В 1978 году эксцентричный путешественник Говард Вэйн Смит (Howard Wayne Smith), покидает восточное побережье Канады на миниатюрной деревянной яхте Happy, построенной на судоверфи Benford Design Group, намереваясь совершить кругосветное путешествие. Он проходит через Панамский канал, пересекает Тихий океан и посещает Маркизские острова, Таити и Фиджи. Приближаясь к Новой Каледонии, яхта налетает на риф и терпит крушение.
Компания Benford помогает незадачливому мореплавателю со строительством крошечной яхты, которую он называет Happy-II. На этом суденышке Говард Смит достигает берегов Австралии и высаживается в окрестностях города Баллина (Ballina) штата Новый Южный Уэльс. Австралии-то он достиг, а вот визы на посещение страны у него не было! Таможня Австралии налагает на путешественника штраф в 2000 долларов и конфискует яхту до его выплаты. Тем не мнее Смит получает визу, которая даёт ему возможность оставаться в Австралии от трёх до шести месяцев, но совершает нарушения, за которые ему грозит депортация.
Денег на выкуп яхты по-прежнему нет, и мореплаватель приходит в Maritime Museum с предложением купить у него Happy-II. Руководство Музея это предложение отклоняет и тогда Говард Смит хочет просто передать судно в дар. Но с Таможней договориться просто невозможно (как тут не вспомнить наш легендарный фильм "Белое солнце пустыни"!), там приняли решение не возвращать яхту до получения штрафа. Так и пришлось Говарду Смит вернуться в Канаду без любимой яхты. И только перед самой выставкой World EXPO-1988, сотрудники Таможни предложили Музею принять медленно разрушающуюся на складе Happy-II на баланс. А заботливые руки музейных волонтёров подарили маленькому судну новую жизнь.
С точки зрения большинства посетителей, самым зрелищным объектом на территории Maritime Museum является Сухой Док, официально открытый в сентябре 1881. Когда-то здесь ремонтировали все виды судов, заходивших в реку Брисбен. Спустившись по высеченным в скале ступенькам на дно дока, мы можем оценить глубину и грандиозность масштаба сооружения конца Викторианской эпохи. Рядом с доком находится поддерживаемая в рабочем состоянии насосная станция, которая когда-то позволяла рабочим полностью выкачать воду из Дока всего за четыре часа.
В наши дни здесь встали на заслуженный отдых три судна: Carpentaria, Pinguin и Diamantina, из которых самым значительным представляется военное судно "Диамантина", являющееся последним речным военным фрегатом, дошедшим до нашего времени. Построенный в Мэриборо фрегат принял участие в сражениях последних месяцев Второй Мировой Войны, и сыграл важную роль в окружении японских войск и их дальнейшей капитуляции. На палубе "Диамантины" бригадный генерал J.R. Stevenson принял полную капитуляцию японцев, взятых в окружение на острове Nauru 13 сентября 1945 года, и на Ocean Island 1 октября того же года. А в наши дни вы можете не только пройтись по этой исторической палубе, но и спуститься в машинное отделение, зайти в капитанскую рубку, и посетить место отдыха матросов.
Завершив осмотр наружных объектов, мы заходим в здание Музея, чтобы ознакомиться с его экспозицией. Здесь наш ждёт уникальная коллекция судовых светильников и морских ламп всех форм и размеров. А также последнее в мире осветительное устройство маяка, работающее на моторе Gramme, сконструированное в 1893 году французской фирмой Barbier&Bernard. Фирма произвела восемь подобных механизмов, включая этот музейный экспонат, который долгие годы проработал на острове North Bernard Island неподалёку от Кернс (Cairns). Мы можем посидеть на кожаных диванах роскошно обставленного курительного салона губернаторской яхты Lucinda, а также увидеть модель этой уже несуществующей яхты, когда-то построенной в Шотландии в 1884 году. Обо всех экспонатах Музея рассказать просто невозможно, здесь лучше остановиться, чтобы не затягивать экскурсию.
Выйдя из Музея, мы поднимаемся на пешеходный мост Goodwill Bridge, где сможем отдохнуть на уютной лавочке одной из смотровых площадок. Здесь даже есть маленькая кофейня, где мы можем заказать себе кофе по вкусу. Нам предстоит решить, куда пойти после того, как мы окажемся на другом берегу. А пока просто отдохнём и полюбуемся рекой. Кстати, иногда люди видят здесь дельфинов, выпрыгивающих из воды. Может быть, нам тоже повезёт?
Продолжение http://proza.ru/2025/04/26/968
На иллюстрации яхта “Счастливый -2” (Happy-II), в Музее Мореплавания и Судоходства.
Фото автора
Свидетельство о публикации №225041900837
Юрий Николаевич Горбачев 2 24.04.2025 15:58 Заявить о нарушении
Наталия Николаевна Самохина 25.04.2025 14:44 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 25.04.2025 16:09 Заявить о нарушении
Наталия Николаевна Самохина 26.04.2025 11:04 Заявить о нарушении