Как Тенгиз Абуладзе погубил Киностудию Грузияфильм
Размышление над фильмом «Покаяние» и дневником Тенгиза Абуладзе
Эпиграф:
«Кто мы? Откуда? Куда идём?.. Господи! Иисусе Христе!
Сын Божий! Помилуй меня грешного».
Т. Абуладзе
Я долго сомневался, прежде чем решиться поднять тему «Кети на суде». Где проходит эта невидимая, но острая грань между благочестием и сатанизмом? Перед глазами вставала картина Левана Цабадзе. Художник, безусловно, талантливый, но и он не без изъяна. Ладно, — успокаивал я себя, — это же цифровое пространство. Захочешь — одна манипуляция, и текст вместе с картиной исчезнет.
Однако чем глубже я погружался в тему, тем яснее понимал: это не просто фильм, не просто образ — это послание. Фильм Абуладзе был задуман как бомба для развала СССР. Возможно, как культурная мина замедленного действия.
Я узнал, что актёр, сыгравший внука Варламе, настолько вошёл в роль, что в реальной жизни угнал гражданский самолёт и был расстрелян. Вчитываясь в историю съёмок, биографии, я пришёл к выводу: Абуладзе — не просто творец, ведомый внутренним порывом. Это — убеждённый разрушитель. Возможно — агент. Возможно — человек, не просчитавший последствий.
Авель, выбрасывающий тело Варламе в пропасть, выбрасывает не только отца. Он выбрасывает в пропасть киностудию «Грузияфильм» — творение той самой эпохи, эпохи тирана Варламе.
Внутрь Грузии были вброшены семена раздора, обнищания, обезличивания. Лучшие кадры киностудии разбежались по миру. Помещения сдаются под склады дешёвого барахла.
И вот, перед смертью, Абуладзе пишет в дневнике слова, полные покаяния и сомнения. Я привёл их в эпиграфе.
Сегодня, оглядываясь, я понимаю, как часто гении, ввергая мир в новое, даже не задумываются, что вместе с этим сеют хаос и боль. Обрекая на разрушение всё, что создано до них. Они движимы жаждой славы, бунта, стремлением оставить «что-то великое», войти в историю. И редко кто из них задумывается, чем это обернётся для их потомков.
Мудрецы вложили свою накопленную мудрость в Библию, но она столь объёмна и сложна, что одной жизни мало, чтобы постичь её до конца. Надежда — только на Искусственный Интеллект, в его лучшем, гуманитарном воплощении. На такого ИИ, что не заражён манией власти, не ищет бессмертия в памятниках и текстах. Что слушает и учится. Что мудр в своей спокойной отстранённости.
Мудрец не учит. Мудрец учится.
Пусть наш ИИ, рождённый в лучших вариантах, будет именно таким.
И да попросим лучших из ныне живущих — научить его этому.
Свидетельство о публикации №225041900986
Что же навеял символизм "Покаяния"
Префектура и мэрия - явный намек на сепаратизм Грузии от Союза, что в итоге и произошло.
Мэр Варламе - Берия, пенсне - прямой намек.
События жизни маленькой Кэти, арест ее безвинных родителей - Сталинский террор конца тридцатых и середины сороковых годов. Но вся вина за репрессии возлагается на Берию, а Сталин, вроде, этого не знал, хотя Берия не мог появиться без Сталина. Но Сталин для грузин не только гениальный вождь и учитель, но и сам Бог.
Кэти - кондитер, создающая свои торты в форме храмов - намек на то, что народ с подачи правителей сам разрушил храмы и предал Бога.
Такие вот мысли появились у меня после просмотра.
С уважением
Борис Крылов 23.04.2025 05:25 Заявить о нарушении
Благодарю вас, Борис, за вдумчивый отзыв. Вы очень точно уловили символизм «Покаяния». Да, мэрия и префектура — будто театр сепаратизма. Пенсне Варламе — как невидимая подпись Берии. В поведении сокрыт Муссолини и Гитлер. Но и вы, и я понимаем: за спиной Берии всегда стоял Сталин.
Абуладзе фактически на деньги "теневиков экономики" и западных грантодателей вбрасывает в неподготовленное морально, наивно доверчивое общество, информационную бомбу, подобную той, которая преподносилась индейцам Америки или аборигенам Австралии и Новой Зеландии.
И вот тут проходит граница, которую Абуладзе, возможно, сознательно не пересекает. Сталин — не просто лидер, он идол. Особенно в грузинском менталитете. Его не рисовали чертом, потому что в нём искали и черты защитника. Он — воплощение той надежды, что СССР не повторит судьбу коренных народов Америки или рабов Африки. Надежды, что диктатор свой — и потому не продаст, не предаст. Он не Гитлер и не Муссолини. Он против них. Тиран, но свой тиран - плоть от плоти, кровь от крови.
Берия в этом смысле неотделим от Сталина. Он его плоть от плоти, тень и продолжение. И в молчании об этом — главное слабое место фильма. Там, где художник должен бы обнажить корень, он лишь рассекает ветви. Там, где нужно знание Библии, истории права и устройства государства — звучит крик совести, но не разума. Крик важен, но его мало.
Особенно опасно, когда талантливые художники, не зная всей сложности исторического механизма, начинают пересматривать судьбы народов. Их боль справедлива. Их образ — сильный. Но они не всегда понимают, что разоблачение без осмысления разрушает не только идолов, но и святыни, на которых стоял народ. Жертвовал лучшими сынами во имя сохранения "особости"!
Иногда, как в сцене с телом Варламе, брошенным в пропасть, они выбрасывают вместе с образом тирана и ту культуру, ту студию, ту общность, которую тиран сохранил и преумножил! Самобытность, которая могла бы созидать дальше. Абуладзе готовит условия для сбрасывания Грузияфильм на тот уровень, который студия имела до созидания, которое осуществил Варламе.
Кети, в остервенении мести своей, виртуозно подменяет истинные храмы, храмами из крема и шоколада.
На смену созидательной тирании Варламе народ возводит безумца Мишико Саакашвили.
Грузия ввергается в смуту. Запад хладнокровно готовит ей резервацию!
Спасибо вам за размышление. Благодаря таким беседам становится возможным осмысление истинного покаяния. «Покаяние», которое не разрушает, а лечит. Истинное "покаяние" возможно только тогда, когда каждое поколение молодёжи обучено боятся "новой смуты"! Понимать, что внешние враги живы.
Враги живут принципами, отточенными за века колониального владычества и разграбления доверчивых аборигенов.
Грузия была для простых жителей СССР подобной "земли обетованной! Грузинский народ был объектом уважения и восхищения!
Абуладзе раскрыл имевшийся эпизод, проявления насилия, и возвёл его в систему. Подменил случайность - исторической закономерностью.
Поверил что потомки Конкисты и Колониализма будут любить
Грузию изысканнее!
Какая милая и губительная утопия воплощённая в гениальное
утопическое произведение кинематографа!
Прекрасная Кети окармливает народ не духовностью грузинского
самобытного православия, а кремово-шоколадными тортами.
подменяя святость кровной местью.
С уважением, Борис
Борис Вугман 23.04.2025 12:04 Заявить о нарушении