О истреблении волхвов, колдунов и чародеев поповст
О расправе князя Глеба с волхвом в Новгороде (1071 г.):
«Гл;бъ же, вземъ топоръ подъ скуты, приде къ волхву и рече: "Ты веси ли, что хощеть утро быти и что до вечера?" Онъ же рече: "Чюдеса велия сотворю". И рече Гл;бъ: "Ты веси ли, что есть днесь?" И извлече топоръ, и разс;че его. И паде мертвъ, и людье разидошася».
Перевод:
«Глеб же, взяв топор под плащ, подошёл к волхву и спросил: "Знаешь ли, что будет завтра и что до вечера?" Тот ответил: "Великие чудеса сотворю". Глеб сказал: "А знаешь ли, что будет сегодня?" Вынул топор и разрубил его. И пал волхв мёртв, а люди разошлись».
Комментарий: Летопись демонстрирует прямое насилие светской власти (князя) против языческих лидеров при поддержке церкви.
Призыв к травле:
О волхвах и колдовстве (под 1071 г.):
«Волсви же л;стивии, иже творить прелесть… ови бо творять на пакость челов;комъ, а другыя на исц;ление».
«Волхвы же лживые, которые творят обман… одни делают на погибель людям, а другие на исцеление».
«Повесть временных лет» (XII в., Лаврентьевская летопись)
2. Устав князя Владимира (XIV в., поздняя редакция)
О запрете языческих обрядов:
«А кто молится подъ овиномъ, или въ рощеньи, или у воды — того предати смертной казни».
Перевод:
«Кто молится у овина, в священной роще или у воды — того предать смертной казни».
Комментарий: Церковь запрещала дохристианские культы природы, приравнивая их к «бесовству».
3. Грамота митрополита Фотия (1410–1431 гг.)
О борьбе с волхвами:
«Мнозии ныне паче веруютъ волхвомъ и чародеемъ, нежели пророкомъ Божиимъ… Да не будетъ таковыхъ в вашихъ земляхъ, но избивайте ихъ».
Перевод:
«Многие ныне больше верят волхвам и чародеям, чем Божьим пророкам… Да не будет таких в ваших землях, но избивайте их».
Комментарий: Высший церковный иерарх призывал князей физически уничтожать носителей языческих традиций.
4. Кормчая книга (Номоканон, XIII в.)
О колдовстве:
«Жены чарод;йницы да не живут… Аще ли кто волхва или чарод;я имать, да убиен будетъ».
Перевод:
«Колдуньи да не живут… Если кто укрывает волхва или чародея, да будет убит».
Комментарий: Церковный закон требовал казни не только колдунов, но и их укрывателей.
5. Поучение против язычества (XIV в.)
Из «Слова о твари и о днии»:
«Горе вамъ, творящимъ требища идоломъ… Ваши жрецы и кудесницы — сынове дьяволи, огнемъ ихъ пожрите!».
Перевод:
«Горе вам, совершающим жертвоприношения идолам… Ваши жрецы и волхвы — сыны дьявола, сожгите их огнём!».
Комментарий: Текст призывает к сожжению языческих жрецов как слуг дьявола.
6. Новгородская первая летопись (XIII в.)
О восстании волхвов в Новгороде (1227 г.):
«Того же л;та изгониша волхвы четыре: творяхуть е потворы д;юще, а Богъ весть. И съожьгоша ихъ на Ярославл; двор;».
Перевод:
«В том же году изгнали четырех волхвов: они творили чудеса, но Бог весть [как]. И сожгли их на Ярославовом дворе».
7. Устав князя Ярослава Мудрого (XI в., поздние списки)
О запрете языческих обрядов:
«Аще кто молится Роду и Рожаницамъ, или Перуну, или Волосу… да платитъ гривну сребра, а волхва того казнити».
Перевод:
«Если кто молится Роду и Рожаницам, или Перуну, или Велесу… пусть платит гривну серебра, а волхва того казнить».
Комментарий: Документ демонстрирует монетизацию наказаний за язычество: простые люди платили штраф, волхвы казнились.
8. Житие преподобного Авраамия Ростовского (XIII в.)
О борьбе с идолом Велеса:
«В Ростов; же б; идолъ каменъ Велесъ… Авраамий же, молитвою и крестомъ, раскол; его, и идолъ съокрушися, и людие крестишася».
Перевод:
«В Ростове был каменный идол Велеса… Авраамий же, молитвой и крестом, расколол его, и идол разрушился, и люди крестились».
Комментарий: Житие святых часто описывало разрушение языческих святилищ как символ победы христианства.
9. Судебник Ивана Грозного (1550 г.)
О наказании за чародейство:
«А который лихой человекъ на кого учнетъ приводити воровство, или коренья, или иное какое лихое д;ло… и того казнити смертью».
Перевод:
«Если злой человек станет обвинять другого в воровстве, колдовстве с кореньями или ином злодействе… того казнить смертью».
Комментарий: Даже ложные обвинения в колдовстве могли привести к казни — страх перед "лихими людьми" стал инструментом репрессий.
10. Послание митрополита Макария Ивану Грозному (1547 г.)
О еретиках и волхвах:
«И еретиковъ, и волхвовъ, и чарод;евъ… вели, государь, жещи огнемъ безо всякого милосердія».
Перевод:
«Еретиков, волхвов и чародеев… вели, государь, жечь огнём без всякого милосердия».
Комментарий: Высший церковный иерарх призывал царя к массовым казням через сожжение — практика, заимствованная из Западной Европы.
-------—
О истреблении и травле ведьм и колдуний
1. Указ царя Михаила Фёдоровича (1628 г.)
О запрете «бесовских игрищ»:
«Въ Москв; и въ городахъ… чтобы въ навечери Рождества Христова и Богоявленiя не п;ли бесовскiя п;сни, не творили козлогласованiй и кумирскихъ плясанiй. А которые люди учнутъ творити таковое безобразiе — бить батоги».
Перевод:
«В Москве и городах… чтобы в канун Рождества Христова и Богоявления не пели бесовские песни, не устраивали козлогласований и языческих плясок. А тех, кто станет творить такое безобразие — бить батогами».
Комментарий: Указ направлен против народных праздников, сохранявших языческие элементы. Участников обрядов приравнивали к «колдунам».
2. Судный список по делу Марфы Яковлевой (1632 г., Новгород)
Из обвинения:
«Марфица… ворожила по зв;здамъ, коренья носила, и наговаривала на людей, и портила животину. И за тое ея ворожбу пытали трижды, и она винилась».
Перевод:
«Марфа… гадала по звёздам, носила зелья, наводила порчу на людей и скот. За её колдовство пытали трижды, и она созналась».
Комментарий: Реальный судебный документ фиксирует пытки и признание под давлением — типичная практика процессов над «ведьмами».
3. Житие Леонтия Ростовского (XII в.)
О борьбе с волхвами:
«В Ростов; же мнози людие, омрачени суще поганьскою тьмою, кланяхуся идоломъ… Леонтiй же, молитвами своими, разс;я волхвы, идолы сокруши».
Перевод:
«В Ростове многие люди, омрачённые языческой тьмой, поклонялись идолам… Леонтий же своими молитвами рассеял волхвов и разрушил идолов».
Комментарий: Жития святых часто описывали победу над язычеством как духовный подвиг.
4. Указ царя Алексея Михайловича (1649 г.)
Из Соборного уложения:
«А будетъ кто учнетъ надъ к;мъ ворожити, или зелье держати… и того казнити смертью безо всякiя пощады».
Перевод:
«Если кто станет ворожить или держать зелья… того казнить смертью безо всякой пощады».
Комментарий: Смертная казнь за колдовство стала нормой в XVII веке.
5. Грамота патриарха Иоасафа I (1634 г.)
О борьбе с «порчей»:
«Въ монастыр;хъ и въ мир;… бабы ворожбиты творятъ пагубу: на соли нашепчутъ, на воде заговариваютъ. Таковыхъ имать и казнити вел;ти».
Перевод:
«В монастырях и в миру… колдуньи творят пагубу: нашептывают на соль, заговаривают воду. Таковых велено ловить и казнить».
Комментарий: Церковь преследовала даже бытовые обряды, объявляя их «бесовскими».
6. Псковская летопись (XVI в.)
О казни «чародейки»:
«Л;та 7078 [1570 г.]… въ Псков; сожгоша женку за ворожбу и порчу. А д;яла она то съ наущенiя дiаволя».
Перевод:
«В 1570 году… в Пскове сожгли женщину за колдовство и порчу. А делала она это по наущению дьявола».
Комментарий: Сожжение — заимствованная из Европы практика, применявшаяся реже, чем в Западной Европе, но фиксируемая в летописях.
7. «Память» воеводы князя Репнина (1653 г.)
О сыске колдунов:
«Въ С;верскихъ город;хъ… обыскивать бабъ ворожбитокъ, кои на пакость людямъ зелья варятъ. А объявившихся — пытать и казнить».
Перевод:
«В северских городах… обыскивать колдуний, которые варят зелья на погибель людям. А обнаруженных — пытать и казнить».
Комментарий: Государственные чиновники активно участвовали в розыске «ведьм».
8. Этнографические записи (XIX в., но отражение более ранних реалий)
Из рассказа крестьянки Орловской губернии:
«Бабу ту, што на людей портила, мужики въ прорубь затолкали. Говорятъ, в;дьма она, душу продала».
Перевод:
«Ту бабу, что на людей порчу наводила, мужики в прорубь затолкали. Говорят, ведьма она, душу продала».
Комментарий: Самосуды над «ведьмами» сохранялись в народной среде даже после отмены официальных преследований.
9. «Стоглав» (1551 г.)
Глава 41, о суде над колдуньями:
«А которые жены учнуть волховати и чаровати, и тем женкам быти от священника в запрещении… А которые учнуть упорствовати, и их казнити смертною казнью».
«Если жены начнут колдовать и ворожить, их следует отлучать от церкви… А если упорствуют — казнить смертью».
10. «Домострой» (XVI в., редакция Сильвестра)
Глава 25, о «злых жёнах»:
«Аще ли жена безъ страха Божия и безъ стыд;ния… или чарод;йствомъ враждуетъ, или кореньемъ, или инымъ чимъ, таковая да не живетъ въ дому».
«Если жена без страха Божьего и без стыда… колдовством вредит, или зельями, или иным чем, такая да не живёт в доме».
Свидетельство о публикации №225042001650