Мимишные картинки к русской классике

Заглядывая на любимые книжные полки с классической литературой, где я недавно обнаружила Татьяну Ларину и Евгения Онегина, нарисованных в духе японского анимэ, я увидела  еще чудное творение издателей и иллюстраторов, долженствующее, очевидно, пленить подростковую аудиторию. Это "Демон" Лермонтова , на котором бедная Тамара изображена с нависшим над ней демоном ,опять же в духе японских анимэ. Но при всем хорошем отношении к культуре японского анимэ и любви некоторых его шедевров, все -таки не надо вводить людей(детей, школьников!) в заблуждение! Демон, искушавший и навещавший Тамару - это вовсе не добрый, храбрый и немного странный дух из "Ходячего замка", например. И не добрый японский дух, а светлый ангел-хранитель, в конце концов, спас и унес душу несчастной девушки на небеса.
В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых,
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях своих...
М. Ю. Лермонтов. Демон.
Иллюстрации к поэме рисовали немногие художники - Михаил Врубель, Михаил Зичи, Поляков...

А потом я прочла в новостях, что в Госдуме В Госдуме оценили новое издание "Онегина" с фурри-аниме на обложке. Это значит – с кошачьими ушками. Печорин с ушками и Онегин и Татьяна с ушками. Наверное – дальше с кошачьими ушками будут Наташа и Андрей Болконский, Пьер, Платон Коротаев,  Раскольников и Сонечка, да и старуха-процентщица тоже.  Я не могла поверить  своим глазам и все-таки это было чистой правдой! В статье говорилось, что «издательство "Эксмо" планирует выпустить серию книг российских классиков с обложками в стиле аниме. В целом "Эксмо" планирует осовременить обложки у таких книг, как "Отцы и дети" Ивана Тургенева, "Преступление и наказание" Федора Достоевского, "Мертвые души" Николая Гоголя и других».

Но, как оказалось при ближайшем рассмотрении, на самом деле и Эксмо и статья уже опоздали.  В стиле Аниме выпущено уже практически все! Правда, пока без ушек на голове. Но  все очень и очень  гламурно, и очень мимишно и няшно!  Все, что нашлось из классики на книжных полках. И даже «Война и мир». И даже «Преступление и наказание». И «Вишневый сад». А как  «Палата номер 6»?
Еще несколько выдержек из этой  статьи: « При этом первый зампред комитета Госдумы по молодежной политике Михаил Киселев угрозы в новом оформлении классических книг не усмотрел. «Обложка – это всего лишь оболочка. Если содержание книг при этом остается неизменным, то почему нет? Наполнение останется все таким же ценным».
«А член комитета Госдумы по культуре Сергей Соловьев заявил изданию, что апгрейд внешнего вида книг может пойти на пользу.
"Обложки произведений великих русских классиков в новом формате будут способствовать их популяризации среди молодежи", – выразил мнение депутат.
Внешний вид книг при этом должен не просто отражать модную тенденцию, но быть творчески и интересно проработанным, чтобы пробудить любопытство у юного поколения, заключил Соловьев».
Единственные разумные слова, к которым присоединюсь, высказала  первый зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая. Иллюстрации являются такой же частью книги, как и текст, и влияют на детей так же, как само произведение, заявила она  в беседе с Москвой 24. 
«Нельзя взять текст и нарисовать к нему такие картинки, которые будут вызывать не совсем адекватную реакцию у детей».

Нет, нет и нет! -  подумала я.-  Наша глубокая, прекрасная, духовная  русская  классическая литература не может  рассматриваться как  анимашная и мимишная, как бы ни хотелось  беспринципным издателям понравиться  нечитающим школьникам!!!

А  недавно я увидела в Дзене посты одной девочки-старшеклассницы, которая уверяла, что очень любит классическую литературу и предлагала всем поделиться с ней своими любимыми литературными героями.
«Своих» она перечисляла охотно, в основном снабжая анимэ-картинками. Да, в голове у нее была полная каша из этих чудесных анимешек и литературы она толком не знала и может и не читала, хотя литература эта, по нашим меркам "реликтовых черепах", из 9-10 классов, а то и раньше. То, что тогда воспринималось и понималось и осмысливалось адекватно написанному и заложенному в произведение писателем.
Выбор героев меня не то чтобы поразил, а скорее покоробил. Всегда отвратительно видеть и сознавать тяготение юной души ко злу - в выборе литературных пристрастий в том числе.
Стараешься списать это на незнание , непонимание и тягу к эпатажу. Стараешься... Но хочется, чтобы перестали себя тешить анимашками и увидели страшную правду, содрогнулись и отреклись от обольщения зла навсегда.
О чем я конкретно - да, среди выбора просвещенной девушки, желающий делиться с читателями Дзена своими премудростями был стандартный набор героев - Воланд, Коровьев с Бегемотом, Маргарита, Скарлетт, Иван Грозный из "Князя Серебряного", потому то он прикольно всех велит казнить, а потом бежит молиться, и кажется, почему-то Остап Бендер, который и не злодей и даже не циник, между прочем, и .. . Николай Ставрогин из "Бесов" Федора Михайловича Достоевского, сопровожденный обольстительной анимашкой и невнятными словами о том, что он что-то намутил с девочкой Матрешей.
Я не вижу в себе достаточно душевных сил прокомментировать это, поэтому нашла замечательную статью Алексея Солоницына "Грозный кулачок девочки Матреши".
Да, я предложила прочитать ее и просвещенной старшекласснице и ушла хлопнув дверью, чтобы не видеть ее никогда. Конечно, читать она ничего не будет. Но может хоть испугается и задумается? Или нет?

" Что же хотел показать Достоевский, делая героем человека, у которого прекрасные черты лица вдруг превращаются в маску, а благородные порывы — в преступления? Уж не порождение ли сатаны явилось перед читателем?
Современники вынесли Федору Михайловичу чудовищный приговор: автор помешался, вошел в сумасшедший дом и не вышел оттуда. Персонажей он выдумал, таких на самом деле нет.
Как писатель он закончился, можно поставить на нем крест.
Современники наши пишут о «Бесах» как о романе гениальном, пророческом. В полном собрании сочинений опубликована наконец и глава «У Тихона».
Но опять происходит та же, что и раньше, «фигура умолчания» о Православии писателя, его пламенной вере, которая помогла ему, не страшась, броситься в страшную бездну. Броситься и не разбиться, а выйти победителем и когда писался роман, и теперь, когда каждый может прочесть главу «У Тихона» и увидеть худенький кулачок, которым умирающая девочка Матреша грозит своему убийце.
Да, написать такую главу под силу только гению, только православному человеку.
Таким гением оказался русский писатель Федор Михайлович Достоевский".
"Грозный кулачок девочки Матреши" Об открытом письме «писателей всего мира», опубликованном британской газетой The Guardian в январе сего года автор Алексей Солоницын
pravoslavie.ru/68793.html


Рецензии
Ушки - это, конечно, слишком! Демон - светлый ангел?! Демон и есть демон, погубивший Тамару. Как и Печорин погубил Бэлу, Веру и, может быть, и княжну Мери... "И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел...". Я не знаю, впрочем, лучше ли, чем ушки, слащавый "соцреализм"?

Елена Шувалова   24.04.2025 19:49     Заявить о нарушении
А вообще, я согласна: это всего лишь иллюстрации. Текст же неизменен. Вы, может, как художник, на них обращаете внимание. Но я помню, что и в советских книгах много было странных иллюстраций. Я их просто не воспринимала, и все. Да тех же Траугот не понимала и не воспринимала, до последнего времени...

Елена Шувалова   24.04.2025 19:53   Заявить о нарушении