Душа и плоть
Дни и ночи склонялись они над пергаментами при свете масляных ламп, бережно выводя священные слова.
Однажды вечером они одновременно достигли стиха о суде Господнем. Афанасий написал: «...обличить всякую душу», а Макарий: «...обличить всякую плоть».
— Брат мой, — сказал Афанасий, подняв голову от свитка, — я вижу, ты написал «плоть», но разве не «душу» следует судить?
— А разве не плоть совершает грехи? — ответил Макарий. — Разве не руки крадут, не уста лгут, не ноги ведут на путь неправедный?
— Но плоть лишь инструмент, — возразил Афанасий. — За мечом всегда стоит рука воина, за рукой — его воля, за волей — душа. Именно душа выбирает грех или добродетель.
Они спорили до поздней ночи, и каждый остался при своем мнении. Так и разошлись, унося свои переводы.
Прошли столетия. В далеком городе на берегу реки жил учёный старец, собиравший древние манускрипты. В его руки попали оба перевода — греческий и эфиопский. Долго он сравнивал их, размышляя над различиями.
К нему пришел молодой послушник, искавший истину.
— Учитель, — спросил он, — который из переводов верен? Будет ли Господь судить душу или плоть?
Старец улыбнулся и рассказал историю:
— Жил однажды мудрец, который встретил на дороге двух слепцов, ощупывавших слона. Один касался хобота и говорил: «Слон подобен змее». Другой трогал ногу и утверждал: «Слон подобен колонне». Они спорили, готовые драться за свою правоту. «Оба вы правы и оба неправы, — сказал им мудрец. — Каждый из вас касается лишь части истины».
Старец помолчал, а затем продолжил:
— Человек не душа и не плоть, но их нераздельное единство. Когда рука совершает грех, вместе с ней грешит и сердце. Когда душа выбирает зло, плоть становится его орудием. Не может быть суда над одним без суда над другим.
Он взял оба манускрипта и положил их рядом.
— Вот истина, которая больше слов. Один перевод без другого неполон, как неполон человек без души или без тела.
Когда послушник ушел, старец посмотрел на открытые свитки и прошептал: «Господи, когда придешь судить мир, Ты будешь судить нас целиком — и душу, и плоть. Ибо Ты создал нас не разделенными, но едиными».
Тем временем, высоко в небесах, два давно умерших монаха — Афанасий и Макарий — стояли рядом и улыбались, глядя вниз. Теперь, в вечности, они наконец поняли, что оба были правы.
Свидетельство о публикации №225042001776