An anthology of classical Arabic literature
Ночь и лошади и пустыня)
(Роберт Ирвин)
Введение
Антология переводов такого рода, которая предлагается здесь, подразумевает канон арабской литературы, то есть выборку отрывков из того, что антолог считает основными авторами и ключевыми текстами. Конечно, я не хотел вовлекаться в самонадеянное предприятие, предлагая такой канон. Я бы предпочел следовать прецеденту и руководствоваться выбором более ранних антологий того же масштаба. Таких прецедентов нет. Более ранние антологии (например, «Антология исламской литературы» Джеймса Крицека, 1964) не только более широко распространились среди арабских, персидских и турецких источников, но и имели тенденцию использовать свои избранные переводы в качестве иллюстраций аспектов исламской истории и общественной жизни. При этом относительно мало внимания уделялось литературному статусу того, что было выбрано, хотя были включены всевозможные живые и интересные теологические, исторические и географические материалы. Из таких антологий можно многое узнать об арабской жизни в целом, но не очень много об арабской литературе. Однако эта книга о литературе. Как читали и записывали прозу и поэзию? Что считалось источниками литературного вдохновения? Каковы были различные жанры и в какой степени они были ограничены правилами? Каковы были каноны традиционной арабской литературной критики? Как развивались поэзия и беллетристика между пятым и шестнадцатым веками?
С одной стороны, в моем выборе довольно много поэзии. С другой стороны, ее недостаточно. Стихов много, потому что, по мнению как средневековых, так и современных арабов, именно в поэзии можно найти их высшие литературные достижения. Прозаическая литература, по крайней мере до этого столетия, ценилась гораздо меньше. Тем не менее, по нескольким причинам я экономил на поэзии. Арабскую поэзию гораздо сложнее переводить, чем арабскую прозу. Средневековый эссеист Джахиз (о котором позже) зашел так далеко, что заметил, что стихи «не поддаются переводу и не должны переводиться. Когда их переводят, их поэтическая структура рвется; размер больше не правильный; поэтическая красота исчезает, и в стихах не остается ничего достойного восхищения». (Справедливо или нет, он считал, что перевод прозы не представляет особых проблем.) Успешные переводы арабской поэзии на английский язык найти трудно, и, как мы увидим, спорно, что представляет собой успешный перевод.
Перевод похож на спиритический сеанс с мертвецами, и то, что получается на планшетке, часто будет читаться как назойливая чепуха. Перевод арабской поэзии особенно сложен. На данный момент достаточно заметить, что способ работы арабского языка означает, что на арабском языке гораздо легче находить рифмы и, следовательно, создавать длинные оды с монорифмой, чем на английском. Кроме того, арабская метрическая система сильно отличается от той, которая используется в английской поэзии. Столкнувшись с этими проблемами, большинство английских переводчиков отказались от любых попыток повторить исходную рифму и метр в своих переводах. Даже тогда склонность арабских поэтов к двусмысленности и другим формам игры слов создавала переводчикам значительные проблемы. Удовлетворительные прозаические переводы было сравнительно легче найти — хотя только относительно, поскольку некоторые из самых грандиозных произведений были написаны в прозе, которая является напыщенной, ритмичной и рифмующейся, и поэтому ее трудно имитировать на английском языке. Некоторые крупные арабские авторы, похоже, вообще никогда не переводились.
Как для прозы, так и для поэзии я использовал широкий спектр переводов, выполненных учеными, поэтами и частными исследователями, работавшими в течение длительного периода времени. Некоторые переводчики преуспели в придании своим работам доступного, современного ощущения, так что, например, халиф и поэт девятого века Ибн аль-Мутазз, может показаться, напрямую обращается к современной чувствительности. Другие переводчики, намеренно или ненамеренно, перевели средневековый арабский язык на явно архаичный английский; но и в этом есть что-то, что можно рекомендовать. Когда араб двадцатого века (или, если на то пошло, араб десятого века) читает доисламскую оду, он редко читает что-то, что говорит с ним напрямую и непроблематично. Скорее, он борется со стихом, который архаичен и часто неясен по словарному запасу, образности и технике. Как отметил Уоррен Т. Тредголд, переводчик доисламской оды Шанфары «Ламийя», эта поэма «не только почти непереводима на английский, но и почти нечитаема на арабском». Начиная с восьмого века поэты часто создавали намеренно архаичные произведения, подражая темам шестого и седьмого веков и используя устаревший словарь, основанный на жизни в кочевой пустыне, которую поэты, о которых идет речь, на самом деле не испытывали. Перевести такие поэмы на свежий современный английский язык, который напрямую доступен среднему читателю, значит оказать любопытную услугу. В каком-то смысле хороший переводчик работает не столько над текстом, сколько над своим читателем. Таким образом, переводчик средневекового арабского текста неявно переводит своего читателя на араба, но, как было предложено выше, все еще предстоит сделать сложный выбор: какой араб? Араб седьмого века, араб десятого века или современный араб? И за этим стратегическим решением, конечно, стоят и другие решения, которые придется принять — один выбор просто маскирует следующий в очереди.
Переводчик может быть вполне успешен в переводе слов, но это не может означать, что он перевел ассоциации, которые эти слова имели для своей первоначальной аудитории. Для западного читателя слюна и слюнотечение, вероятно, будут ассоциироваться с плевком и, возможно, распространением болезней, недержанием слюней или реакцией на звонок к обеду. Но, как указал покойный профессор А. Ф. Л. Бистон в своей прекрасной подборке переводов стихотворений поэта-аббасида Башшара, слюна (рик) занимает привилегированное место в арабском словаре любви. Поэт, скорее всего, будет говорить о слюне своей возлюбленной, чем о ее поцелуе. Точно так же он, скорее всего, будет говорить о ее зубах, чем об ее улыбке. Для западного читателя страус может вызывать различные ассоциации: известный отрывок из Книги Иова, начинающийся со слов «Посмотрите на страуса…», страусиные фермы и страусиные стейки; детские визиты в зоопарк; прежде всего, глупая привычка птицы прятать голову в песок, когда ей угрожает какая-либо опасность. Но страус (наам) когда-то водился на Аравийском полуострове, и упоминание этой птицы вызвало бы совершенно иной спектр ассоциаций в сознании человека, погруженного в древнюю арабскую поэзию или в методы охоты в пустыне. Действительно, ранние бедуины вообще не считали это нелетающее существо птицей; скорее, оно было родственником верблюда. На страусах ездили пустынные огры. Страус был созвездием звезд в Стрельце. «Скачать на крыле страуса» означало полностью посвятить себя чему-либо. Прежде всего, страус был образом трусости, и поэтому поэт X века аль-Мутанабби сравнивает отступающего византийского императора со страусом. Западный читатель, возможно, не осознает этот спектр ассоциаций, и, конечно же, то же самое, что было только что сказано о страусах, можно было бы сказать и о зубочистках, люпинах, горбунах, монастырях и почти о чем угодно.
Было бы легко наполнить эту коллекцию занимательными историями о приключениях, сексе и комедии — легко, но серьезно вводя в заблуждение. Большая часть лучшей арабской литературы, под которой я подразумеваю то, что было наиболее высоко оценено самими арабами, решительно лишена приключений или секса. Часть того, что я выбрал, была написана на преднамеренно сложном языке. Лично я неравнодушен к легким удовольствиям в литературе, поэтому секс и комедия действительно находят свое место в этой антологии. Однако я больше заинтересован в том, чтобы дать английскому читателю вкус подлинной странности средневекового арабского прошлого и его полной чуждости. Я думаю, что часть задачи переводчика — оставить некоторые элементы странности в работе, которую он или она представляет на английском языке. Некоторые из моих выбранных произведений абстрактны, манерны и абсурдно намекают (и это применимо независимо от того, читаются ли они на арабском или на английском). Они включены, потому что они важны или, по крайней мере, типичны, и я бы не хотел, чтобы у читателей сложилось впечатление, что вся арабская литература легкодоступна и приятна для современного западного восприятия. Великие произведения арабской литературы редко были самодостаточными. Даже в то время, когда они были написаны, поэмы были лишь изредка «прозрачны» для своей первоначальной аудитории, и для тех, кто передавал поэму, будь то устно или пером, было обычным делом предоставлять контекст и комментарий к передаваемой поэме. Ранних арабских поэтов часто сопровождали передатчики, чьей работой было объяснять загадочные стихи, которые они передавали. Великие прозаические произведения Ибн аль-Мукаффы и аль-Харири быстро привлекли многочисленные комментарии, и, действительно, совершенно невозможно понять истории Харири без комментариев. Многие арабские писатели создавали свои собственные комментарии, чтобы объяснить то, что они написали; мистический поэт тринадцатого века Ибн аль-Араби является примером этого.
Поэтому редко бывает так, что мои выборки остаются свободными. Большая часть того, что я выбрал, должна быть помещена в контекст и расположена в пределах литературного жанра, а также иметь детальную глоссацию. Существует проблема обилия топонимов, особенно во многих доисламских касыдах, в которых перекличка малоизвестных пустынных топонимов должна была вызывать ностальгию, эротические желания или гордость в битве. Кроме того, арабские поэты обладали подробными знаниями о пустынной флоре и фауне, которые современная читательская аудитория вряд ли разделит. (Некоторые безжалостные английские переводчики справились с этой проблемой, исключив все иностранные названия из своих переводов, а также проведя литературную выбраковку дикой природы Аравийского полуострова.) Для этой книги был привлечен широкий спектр переводов и переводчиков — академические, свободные, архаизирующие, модернизирующие — и это может позволить читателю ощутить широкий спектр возможных стратегий и стилей.
Хотя я и сосредоточился на важных и типичных текстах, я не был в этом строг, поскольку время от времени выбирал малоизвестные произведения эксцентричных аутсайдеров (например, токсикологическую диатрибу оккультиста-садовода X века Ибн Вашшийи). Это антология отрывков. За это, по крайней мере, мне не нужно извиняться, поскольку арбитры средневековой арабской литературной культуры создали культ отрывков прозы и поэзии, а также культ антологий таких отрывков. Некоторые из наиболее почитаемых произведений арабской литературы, такие как «Книга песен» Исфахани, или «Мужество» Абу Таммама, или «Драгоценное ожерелье» Ибн Абд аль-Раббихи, представляют собой сборники цветов других людей. Отрывки заученной прозы и стихов, часто взятые из таких антологий, составляли важную часть разговорной и эпистолярной культуры образованного араба. Из-за того, как культура передавалась и антологизировалась, часто бывает трудно отнести элемент арабской литературы к определенному времени. Например, антолог X века Абу аль-Фарадж аль-Исфахани рассказывает нам много историй о начале VIII века и, в частности, о принце Омейядов Валиде (позже халифе Валиде II в течение нескольких месяцев) и поэмах, предположительно сочиненных под его развратным покровительством. Поскольку некоторые из рассказов явно апокрифичны, они и поэмы, которые они обрамляют, вероятно, не возникли в начале VIII века. С другой стороны, Абу аль-Фарадж стремился верно передавать истории, которые доходили до него из книг и устных информаторов. Так что маловероятно, что антолог десятого века на самом деле выдумал истории о Валиде. Такого рода проблемы возникают снова и снова, в результате чего огромное количество арабской литературной культуры довольно свободно плавает в хронологическом неопределенности.
Что подразумевается под «классическим арабским»? Строго говоря, классический арабский язык — это fasih Arabic. Согласно арабо-английскому словарю Э. У. Лейна, fasih означает целомудренный, свободный от варваризмов; употребление среди арабов чистой речи, красота которой воспринимается слухом; красноречивый; следующий правилам дезинтенциального синтаксиса. Большинство произведений, включенных в эту антологию, соответствуют строгим ограничениям лингвистических ригористов и действительно были переведены с классического арабского языка. Однако в последней главе я включил несколько произведений позднего средневековья (например, сказку из «Тысячи и одной ночи» и отрывок из мемуаров Усамы), которые не были написаны на классическом арабском языке. Они были написаны на «неправильном» арабском языке, который отражает более позднее, разговорное демотическое использование. (Но для получения более подробной информации о постклассическом или среднеарабском языке см. Главу 7.) «Классический арабский» не означает досовременный арабский язык, поскольку классический арабский язык все еще иногда используется авторами и ораторами сегодня. Классический арабский язык следует противопоставлять разговорному или разговорному арабскому языку, а не современному стандартному арабскому языку, который он перекрывает.
Ранние исследования арабской литературы, проведенные на Западе, имели довольно разнородный вид, поскольку было неизбежно, что авторы, представленные в этих исследованиях, в значительной степени определялись тем, что было доступно и было прочитано в европейских библиотеках. Существуют серьезные ошибки упущения и акцентирования даже в работах, проведенных в двадцатом веке. Например, в «Литературной истории арабов» Р. А. Николсона (1907), которая является существенной и чрезвычайно ценной книгой, нет даже упоминания о таких крупных фигурах, как Таухиди или Танухи. Важный антолог Ибн Абд аль-Раббихи, кажется, был для Николсона едва ли больше, чем имя, и он дал стильному и интересному историку Мискавайху короткую расправу по сравнению с более поздним и гораздо более скучным историком Абу аль-Фидой. В целом, ранние западные историки арабской литературы серьезно недооценили поэзию и прозу — особенно прозу — созданные в десятом и одиннадцатом веках.
Арабские имена и даты могут озадачить читателей без предварительного опыта в изучении Ближнего Востока. Фамилии были неизвестны в средневековом мире. При их отсутствии люди прибегали к довольно сложным системам номенклатуры. Человека сначала идентифицировали по имени его сына (реального или гипотетического), затем по его собственному имени, затем по имени его отца, затем его деда и так далее. Дополнительные эпитеты могли использоваться, чтобы привязать человека к месту его происхождения, религиозной школе или ремеслу. Так, если взять в качестве примера имя известного поэта и составителя антологий десятого века Абу аль-Фарадж 'Али ибн аль-Хусейн ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Кураши аль-Исфахани: Абу аль-Фарадж буквально означает «отец Фараджа». Эта часть имени — то, что известно как кунья. «Отец» может использоваться в метафорическом или шутливом смысле. Таким образом, кто-то может быть «отцом большого носа» или «отцом грязи». (На самом деле маловероятно, что у Абу аль-Фараджа действительно был сын по имени Фарадж, так как это имя означает «отец радости».) «Али» — это изм поэта, или собственное имя. Ибн означает «сын», и поэтому аль-Хусейн — имя отца поэта, Мухаммад — имя его деда, а Ахмад — имя его прадеда. Родословная человека, записанная таким образом, была известна как насаб. Кураши означает, что поэт происходил из знаменитого арабского племени курайшитов, а аль-Исфахани указывает на то, что он родился в персидском городе Исфахан. Кураши и Исфахани — это нисбы. Помимо тех частей имени, которые уже были упомянуты, некоторые люди, особенно те, кто находился на службе при дворе или в армии, также приобрели почетные имена. Например, известный историк литературы XII века носил имя «Имад ад-Дин Алух аль-Катиб аль-Исфахани». «Имад ад-Дин» было лакабом или почетным именем, которое его носитель получал на официальной службе, и оно означает «столп религии». Все имена «дин» являются лакабами. То же самое относится и к царственным именам, которые принимали халифы и султаны, например, аль-Мустансир, аль-Насир, аль-Ашраф и так далее.
Какая часть полного имени использовалась кратко для идентификации личности, варьировалось в зависимости от обстоятельств. Эссеист Джахиз взял свое имя, на самом деле прозвище, из-за своей пучеглазой внешности. Космограф Казвини получил свое имя от Казвина, города, из которого он приехал. Харири означает «шелкопряд», но писатель-фантаст Харири был обязан своим именем профессии своего отца, а не своей собственной. Знаменитый историк четырнадцатого века Ибн Халдун на самом деле не был сыном Халдуна; «Ибн Халдун» было сокращением от его насаба, а Халдун, который был предком историка, по-видимому, процветал в девятом или десятом веке. Может быть довольно сложно угадать, под какой частью имени арабский писатель может появиться в индексе или каталоге.
По сути, та же система использовалась для наименования женщин, которые в основном идентифицировались как матери кого-то (umm означает мать) и как дочери кого-то (bint означает дочь). Однако в следующих главах не будет много женских имен. Производство классической арабской литературы было в основном делом мужчин, и лишь немногие женщины писали книги. По словам Ибн Ухуввы, автора трактата о морали и рыночном осмотре, «говорят, что женщина, которая учится писать, подобна змее, которой дали выпить яд». Это было общепринятое отношение, но оно никоим образом не было всеобщим (см., например, в главе 7, плач Атир ад-Дина по своей ученой дочери Нудар).
Первый год мусульманского календаря — это год, когда Мухаммед покинул Мекку и отправился в Медину. Этот год соответствует 622 году н. э. в христианском календаре. Даты в этой книге даны в соответствии с христианским календарем. Однако мусульманский год, основанный на лунных месяцах, короче христианского солнечного года. Поэтому между христианскими и мусульманскими годами нет однозначного соответствия, и это объясняет, почему многие даты рождения и смерти, приведенные в этой книге, точны только с точностью до двух лет.
При транслитерации арабских слов и имен я обошелся без диакритических знаков (которые в более академических текстах используются для различения долгих и кратких гласных и твердых и мягких согласных). В остальном я старался следовать использованию «Энциклопедии ислама», за исключением того, что q используется для обозначения буквы qaf, а j — для обозначения буквы jim. Апострофы ', как в шиитском языке, и ‘, как в расаиле, используются для обозначения различных арабских звуков; ' — это буква 'ayn в арабском алфавите, которая представляет собой гортанный скрежет; ‘ — это хамза, которая, строго говоря, не является буквой, а представляет собой глухую гортанную смычку (так что в расаиле, например, i звучит отчетливо от второго a).
1
Языческие поэты (500–622 гг. н.э.)
----------------------------------
«Товарищи, оставьте меня здесь ненадолго, пока еще раннее утро:
Оставьте меня здесь, а когда я вам понадоблюсь, трубите в горн.
Альфред Лорд Теннисон, «Локсли Холл»
Если мы определяем литературу как то, что записано, то до прихода ислама не существовало такого понятия, как арабская литература. Арабская книга была творением ислама. Однако между пятым и шестым веками нашей эры жители Аравийского полуострова действительно сочинили значительный объем прозы и стихов — особенно стихов. Этот объем литературы был предназначен для чтения, он запоминался слушателями и передавался устно из поколения в поколение. Даже после того, как в девятом веке грамотность стала широко распространенной и стало обычным писать на бумаге, письменная литература все еще сохраняла многие характеристики устного сочинения. Более того, то, что было написано, обычно предназначалось для чтения вслух аудитории. Шпионы, колдуны и одинокие аскеты могли предаваться молчаливому, частному чтению, но не многие другие люди делали это. Средневековая арабская литература была шумной.
Святой Нил, описывая набег бедуинов на монастырь горы Синай в 410 г. н. э., упомянул особые песни, которыми бедуины праздновали свое прибытие на водопой. Несомненно, песни или поэмы были такими же старыми, как и сам образ жизни бедуинов. Однако, похоже, что ни одна арабская поэзия, написанная ранее шестого века, не сохранилась до наших дней; хотя некоторые версии поэм, которые якобы были написаны в шестом веке, сохранились, эти поэмы фактически не были записаны до восьмого или девятого века.
Большая часть того, что мы знаем об Аравии в эпоху Джахилии, языческого периода «невежества» до проповедования ислама, касается поэзии и было передано в форме поэзии. По словам филолога и биографа поэтов девятого века аль-Джумахи, «В эпоху Джахили стих был для арабов регистром всего, что они знали, и высшим компасом их мудрости; с ним они начинали свои дела, и с ним они их заканчивали». Согласно другому высказыванию, «Поэзия — это общественный регистр [диван] арабов: с его помощью запоминают генеалогии и передают славные деяния потомкам». По словам североафриканского философа-историка четырнадцатого века Ибн Халдуна, «арабы не знали ничего, кроме поэзии, потому что в то время они не занимались никакой наукой и не знали никакого ремесла».
Доисламская поэзия, созданная на Аравийском полуострове (а также на территории нынешнего южного Ирака), восхваляла ценности кочевой племенной жизни, разведения верблюдов. Поэты хвастались подвигами племен, увековечивали племенные генеалогии и прославляли межплеменные распри и набеги на верблюдах. Метр и рифма были мнемоническими помощниками в сохранении истории племени. Поэзия, которую они создавали, закрепляла племенные ценности воинов пустыни: мужество, отвагу, верность своим сородичам и щедрость. Тема мести занимает видное место в ранней арабской поэзии. Арабы джахили верили, что мертвые люди в своих могилах становятся совами, и если убийство человека не было отомщено его сородичами, то совы поднимались из земли с криком: «Дай мне пить! Дай мне пить!» Поэзия также использовалась для передачи мудрости и моральных заповедей в более общем применении. Афоризмы в стихах составляли часть разговорного запаса.
Говорят, что Пророк Мухаммед заявил, что «Воистину красноречие включает в себя колдовство». В доисламской Аравии граница между написанием стихотворения и произнесением заклинания была далеко не ясной. Поэзию обычно называли сихр халяль (законная магия). Поэты племен считали свою поэзию своего рода колдовством, с помощью которого можно было наращивать собственную силу и ослаблять силу своих врагов. Поэтов вдохновляли джинны. Карин означает «товарищ», но это имеет особое значение джинна, который сопровождает поэта и вдохновляет его, таким образом действуя как его гений. Не довольствуясь вдохновением поэтов, джинны также были известны тем, что сочиняли стихи сами по себе. Предсказатели (кахины) периода Джахили использовали в своих заклинаниях ритмическую форму рифмованной прозы, известную как садж, а также грубый народно-поэтический размер, известный как раджаз. В самый ранний период различие между прорицателем и поэтом было размытым.
Арабский язык является семитским языком, и поэтому он связан с такими языками, как иврит, амхарский и сирийский. Самые ранние надписи на камне на том же языке, что и классический арабский, датируются четвертым и пятым веками н. э. Арабское письмо, используемое сегодня, происходит от сирийского алфавита и появляется в начале седьмого века. Он имеет алфавит из двадцати восьми букв. Арабский словарь организован вокруг того, что в основном является трехконсонантными корнями. Например, трехсторонний корень K-T-B порождает целый кластер глаголов и существительных со связанными значениями. Kataba означает «он написал»; inkataba, «он подписал»; istakataba, «он продиктовал». Kitab означает «книга» и, по сути, любое произведение, будь то короткое или длинное. Katib — писец; kutubi — продавец книг; maktab — офис; maktaba — книжный магазин и так далее. Возьмем в качестве другого примера корневую форму с более размытыми значениями, три буквы SH'R (в которой SH — одна буква, а апостроф заменяет арабскую букву 'ayn), sha'ara означает «он знал, чувствовал или ощущал», а sh'ir означает поэзию или знание. Первичное значение sha'ir было человеком, наделенным интуицией; в более широком смысле оно стало означать поэта. (Тем не менее, не следует думать, что арабское словообразование было полностью логичным, как некоторые современные искусственные языки. Другие слова, образованные от трехбуквенного корня SH'R, относятся к ячменю и к Собачьей звезде, среди прочего.)
Арабская поэзия, в отличие от рифмованной прозы, определяется соответствием определенным тематическим и метрическим условностям. Недостаточно, чтобы строки стихотворения рифмовались и были ритмичными. Только определенные формы метра могли использоваться для касыд (и вопрос метра будет обсуждаться более подробно в последующих главах). Касыда — это ода. Самые ранние сохранившиеся касыды датируются не ранее середины шестого века. По традиции арабская ода должна была следовать установленной форме, основанной, хотя и неточно, на путешествии по пустыне. (Связанный с этим глагол, касада, означает путешествие к чему-либо или стремление к чему-либо.) Антолог и литературный критик девятого века Ибн Кутайба (о котором см. главу 4) описал типичную последовательность тем в касыде:
Я слышал от одного ученого человека, что сочинитель Од начал с упоминания о заброшенных жилищах, останках и следах обитания. Затем он плакал и жаловался, обращался к заброшенному лагерю и просил своего спутника сделать привал, чтобы он мог иметь случай поговорить о тех, кто когда-то жил там, а затем ушел; ибо обитатели палаток отличались от горожан или сельских жителей в отношении прихода и ухода, потому что они переходили от одного источника к другому, ища пастбища и выискивая места, где выпал дождь. Затем он связал с этим эротическую прелюдию (насиб) и оплакивал неистовство своей любви и муки разлуки со своей возлюбленной и крайность своей страсти и желания, чтобы завоевать сердца своих слушателей и обратить их взоры к нему и пригласить их уши послушать его, поскольку песня любви трогает души людей и овладевает их сердцами, поскольку Бог вложил в конституцию своих созданий любовь к флирту и обществу женщин, таким образом, что мы находим очень немногих, которые не были бы привязаны к этому какими-то узами или не имели бы в этом некоторого участия, будь то законное или непозволительное. Теперь, когда поэт убедился во внимательном слушании, он воспользовался своим преимуществом и изложил свое требование: так он продолжал жаловаться на усталость и недостаток сна и путешествие ночью и на полуденную жару, и на то, как его верблюд был истощен. И когда, представив все неудобства и опасности своего путешествия, он понял, что полностью оправдал свои надежды и ожидания получить должное вознаграждение от человека, которому была адресована поэма, он приступил к панегирику (мадих), побуждая его к вознаграждению и разжигая его щедрость, вознося его над равными и объявляя величайшее достоинство по сравнению с его достоинством малым.
Хотя только некоторые касыды точно следуют порядку тем, предписанному Ибн Кутайбой (например, вступительный плач по утраченной любви может быть опущен), все же приведенное выше описание дает хорошую предварительную карту. Большинство касыд начинаются с упоминания заброшенного лагеря (атлал) или другого места проживания. Как правило, автор касыды, требуя остановки путешествия в этом месте, обращается к паре воображаемых попутчиков. Остатки бывшего лагеря служат предлогом для насиба, любовной прелюдии, в которой поэт вспоминает былую страсть. Характерно, что поэт оглядывается назад, с сожалением и гордостью, на предыдущую эротическую встречу. Он больше никогда не увидит эту женщину и хвастается силой своих страданий. В следующем разделе, рихла, поэт жалуется на усталость и страдания, пока он путешествует на верблюде (или иногда на лошади) к новому месту назначения. Он также, вероятно, восхваляет своего ездового животного (и во многих стихотворениях чувствуется, что превосходство верблюда более чем компенсирует утраченную любовь дамы). Наконец, в мадихе, или панегирике, который обычно завершает касыду, поэт выдвигает свои доводы в пользу вознаграждения за свою поэму, и он увеличивает свои шансы получить эту награду, восхваляя покровителя. В качестве альтернативы, в заключительной части он может восхвалять себя или свое племя, или высмеивать отдельного человека. Целью поэмы был ее конец, был ли этот конец панегириком, самовосхвалением или сатирой. Было обычным для касыды заканчиваться сильной грозой. (Кстати, «Locksley Hall» Альфреда лорда Теннисона с его вступительным «Товарищи, оставьте меня здесь…», за которым следует плач по утраченной любви, его кузине Эми, соответствовал правилам начала касыды, но не следовал установленному образцу арабов намного дальше.)
Как можно видеть, касыда переходила от темы к теме, и большая часть мастерства поэта заключалась в его способности делать необходимые переходы. Тем не менее, типичная касыда, вероятно, поразит западного читателя отсутствием всякого формального единства. Ее можно сравнить, и часто так и было, с неплотно нанизанной нитью бус. Самые ранние арабские поэты ожидали, что их аудитория узнает сцены и чувства, которые они вызывали. В касыде было мало места для фантазии, поскольку она отражала воспринимаемые реалии существования в пустыне. Хотя в средневековом арабском языке не было слова для ностальгии, тем не менее, во многих касыдах преобладает это настроение. Такие поэмы часто неявно воспоминают переход от юности к зрелости и даже к старости; часто встречаются упоминания о седых волосах, выпавших зубах и неудачах у женщин. По словам грамматиста VIII века Абу Амра ибн аль-Алы, «арабы ничего так не оплакивали, как юность, и они не воздавали ей должное!» Форма касыды не только доминировала в арабской поэзии вплоть до XX века, но ее темы и правила были также приняты и адаптированы в персидской, турецкой, еврейской, курдской, урду и поэзии хауса.
Касыда определялась не только характерной последовательностью ее предмета, поскольку она также подчинялась строгим правилам в отношении длины, рифмы и метра. Это довольно длинное стихотворение с одной рифмой и одним метром в полустишиях — то есть каждая строка стиха разрезана пополам. Bayt (что означает палатка или дом) также является словом для строки стиха. Минимальная длина касыды составляла около десяти строк, в то время как они редко превышали восемьдесят строк. Начальный куплет, но только начальный куплет, дважды рифмован, так что первая половина полустишия рифмуется со второй. Остальная часть стихотворения рифмуется только в конце второго полустишия, но эта рифма сохраняется на протяжении всего стихотворения. Установленные формы, в которых арабские слова происходят от того, что обычно является трехконсонантными корнями, означают, что поддержание монорифмы в арабском языке является меньшим подвигом, чем в английском. Тем не менее, требования монорифмы могут в какой-то степени объяснить, почему нет древних арабских стихотворных эпосов масштаба, скажем, «Илиады» или «Беовульфа». Арабские поэты часто отдавали предпочтение женским рифмам, потому что они проще. Каждая строка стиха должна иметь самодостаточное значение. Логическое развитие от строки к строке не обязательно очень сильное. Помимо поддержания одной и той же рифмы на протяжении всей касыды, поэт также должен был выбрать размер и, выбрав его, придерживаться его.
Одним из самых ярких способов «публикации» в доисламской Аравии было чтение поэтом своего произведения на одной или другой ежегодной торговой ярмарке, которая проводилась в соответствии с межплеменными соглашениями о перемирии. Самая важная из таких ярмарок проводилась ежегодно в Указе, недалеко от Мекки, и во время этой ярмарки поэты, как говорят, декламировали свои стихи. На этом литературном мероприятии царила атмосфера соревнования, и, согласно более поздним арабским средневековым литературным преданиям, семь величайших касыд, когда-либо сочиненных, были удостоены чести быть записанными и выставленными в ограде Каабы — священной области в Мекке, где в доисламские времена почитался пантеон языческих идолов. Семь прославленных касыд были подвешены в районе Каабы — отсюда их название, Муаллакат, «висящие». Однако история демонстрации стихов в священном ограждении почти наверняка является ретроспективной проекцией, выдумкой, созданной для объяснения загадочного термина Муаллакат. Реальное происхождение термина неизвестно, но, возможно, он был основан на метафоре подвешенных драгоценностей. Он мог быть применен к лучшим доисламским касыдам литературным антологом восьмого века. Позднее исламские литературные критики согласились, что для формирования Муаллаката были выбраны семь од семи разных поэтов, но поскольку не было абсолютного консенсуса относительно того, кем были эти поэты, на семь почетных мест было десять или двенадцать кандидатов.
Однако все были единодушны в том, что касыда Имру аль-Кайса была одной из семи поэм и что это была самая старая поэма, которая была удостоена такой чести. Имру аль-Кайс ад-Далил, «Принц-бродяга», принадлежал к королевскому дому Кинда и был потомком древних королей Йемена. Как и многие, кто пришел после него, Имру аль-Кайс совмещал профессии поэзии и войны. Его отец был главой племенной конфедерации, которая распалась после убийства отца. Имру аль-Кайс провел большую часть своей жизни, стремясь отомстить за это убийство, а затем, отомстив, он, в свою очередь, стал отмеченным человеком. Согласно легенде, он бежал в Византийскую империю и провел некоторое время в Константинополе. Говорят, что у него был роман с византийской принцессой, роман, который внезапно закончился около 540 г. н. э., когда он надел отравленную рубашку, присланную ему в подарок разгневанным византийским императором. Его «Муаллака» — вероятно, самая известная поэма на арабском языке.
Муаллака Имру аль-Кайса
-----------------------
Остановитесь, друзья, поплачем, вспоминая любовь и приют.
по краю извилистых песков между Эд-Дахулом и Хаумалем,
Тоодих и эль-Микрат, след которых еще не изгладился
за все кружение южных ветров и северных порывов;
вы можете увидеть помет антилоп, разбросанный подобно перцу.1
На утро разлуки, в день, когда они собрались расстаться,
у акаций племени было такое ощущение, будто я раскалываю колоцинт;
там мои товарищи остановили своих животных на некоторое время надо мной
говоря: «Не погибай от печали; соблюдай благопристойность!»
Но истинное и единственное лекарство от моего горя — это пролитые слезы:
На что еще можно опереться там, где след стерт?
Так же, душа моя, и твоя привычка: так было с Умм аль-Хувайрис.
до нее и Умм ар-Рабат, ее соседка, в Масале;
когда они поднялись, от них повеяло тонким мускусом,
сладким, как дыхание зефира, несущего аромат гвоздики.
И тогда мои глаза наполнились слезами страстной тоски.
по моему горлу, пока мои слезы не насквозь не затопили даже доспехи моего меча.
(*-18 стр.-*)
~
Свидетельство о публикации №225042000221