Пушкин О чести, царе и поручике

Кратко смысл этой заметки "Миф о чести, царе и поручике"
Как-то странно выглядит дело чести в исполнении АС  Пушкина:
1) Он видел ухаживание царя Николая 1 за своей красавицей-женкой Натали; это ухажерство приобрело характер фаворитства, ибо муж, недавно опальный дворяни без места, был восстановлен на госслужбе и ему было высочайше пожаловано в подарок на Новый 1834-й год придворное звание камер-юнкера … Пушкин сам сформулировал за что и для чего это было самовластцем сделано. История пахла рогачеством. Однако Пушкин не посмел завести на царя дело чести … Хотя в таком вопросе в такой ситуации ранг дворянина в расчет не принимался: дело чести не имеет иммунитетов (если кто-то не раб)
2) Но вот стоило поручику кавалергардов Дантесу  обозначить публично аналогичные намерения в отношении Натали, да еще и со взаимностью… как Пушкин довел сношения с ухажером  до непримиримого конфликта, дуэльной разборки и пистолетного  поединка. И со временем эту кровавую историю назвали благородным  делом чести Поэта. В иной интерпретации уверяют, что Пушкин защищал честь оклеветанной жены (хотя та сама флиртовала с поручиком, забавлялась им и позволила ему наращивать недвусмысленные усилия на публике, вызвав опр. толки и кривотолки) 

Вышло так:  поставка и установка рогов прощаются царю, но не поручику. 

И где тут честь? 

Это маркетинг … с придворным этикетом, вассалитетом  и оммажем
 
***
Рассмотрим эту историю чуть подробнее

Почти любой из русских россиян на вопрос о финале жития АС Пушкина ответит, не моргнув: первый поэт Империи погиб от пули, полученной на поединке чести… отдал жизнь, защищая честь …
Поединок чести – это бой дворян с оружием на поражение, между которыми возникла проблема чести в такой степени, что правовой суд с его юриспруденцией и компетенциями не способен и не предназначен ее решать,  а дело выносится на суд Бога и каприз г-на Случая
Предполагается, что оба противника одной пары дуэлянтов (а их в принципе одновременно может быть несколько),  побывав на ордалии и применив оружие  (лучше с кровопролитием, еще лучше – с одним или  двумя трупами) по всем правилам дуэльных кодексов, считаются дворянами с не сгинувшей, не попранной, не замаранной или не опущенной честью
Считается, что и убивший, и убитый, исполнив ритуальное убийство и приняв в нем достойное участие, вышли с поля ордалии с честью. Проблема решена. Даже вздорная … Честь жива.
Ни один иной суд, кроме такого «божьего», не способен таким образом на такой исход дела чести
Вот кто-то кого- то убил на улице … Убийцу судили судом присяжных, осудили, отволокли на плаху и изрубили в куски. Покойник (жертва) остался опозоренным. Его убийца стал жертвой суда, был также позорно  убит палачом и ушел навеки дерьмом в дерьме.  Иное дело, если кто-то решился вызвать его на ордалию и там кистенем или еще каким предметом (как Каин, к примеру, костью) отомстил за убитого до суда в смертельном честнОм бою (не из-за угла или изподтишка из под Тишки). Честь тогда была бы восстановлена. Оба омыли кровью свое дело жизни и жития в бытие
Такие вот, сестры и фрэры, пироги на пироге или телеге жизни по имени Дуэль
С весны 1834 г у русского дворянина камер-юнкера императорского Двора Романовых поэта АС Пушкина появился новый знакомец (почти приятель)  - корнет по патенту полка кавалергардов этого же Двора,  французский дворянин (сын барона) Georges Charles (позже еще и  de Heeckeren) d'Anth;s (в штатном расписании полка – Егор (Георг) Карл Осипович Дантес.
 Корнет был речист, плечист, сексист и балагурист настолько, что Пушкин, любивший ловких  и смелых мастеров слова, пригласил его с осени бывать у него в доме. Там корнет мог любоваться Натали - женой–красавицей поэта и светской дамой, находившейся  в фаворе у самого Императора Николая 1. Фавор был столь сильным, что император произвел Пушкина-мужа в царедворцы = ему с января этого злополучного 1834 г высочайше пожаловали придворное звание камер-юнкера без каких либо личных заслуг,   а просто так за владение красавицей
Пушкин негодовал (но только внутренне) – с октября 1832 г он упорно полтора года просил женку не кокетничать с Ним (так он в письмах называл самовластца-царя = владельца всех душ и тел Империи). Но взлетевшую на трон фаворитки Натали было уже не «прибрать к рукам», как горестно ныл муж. Пришлось ему приобрести мундир, явно говоривший за что он пожалован и чему обязан такой чести с признаками потери чести,  и в нем появляться при дворе без права на отказ под шепот и усмешки придворной черни.
Вся эта история с царедворством выглядела хоть и традиционно для нравов иерархической интимности  абсолютной монархии, но Пушкина не только не красила, но фактически публично лично позорила и рогообразила до безобразия
Однако на дуэль  Николая Романова Пушкин позвать не осмелился … Некоторые полагают, что у НР был императорский иммунитет… Но разве есть что-то выше дворянской чести? Пред судом Бога мы все равны, и на поле ордалии мы все как в бане … голые и псы дворовые, и короли. На то она и честь! Для того и задуманы и ставшие нормой жития дворян ритуальные внеранговые  дело и дуэль чести. Внутри сословия дворян пред Кодексом дел чести все равны: и император, и полковой командир, и корнет, и студент и разжалованный в солдаты рядовой дворянин.
Но Пушкин продолжал ныть о кокетстве своей женки  и своем рогачестве до осени 1836г
В январе 1836 корнет Дантес стал поручиком вне полковой очереди и даже четыре дня был ординарцем самого царя
И тут он вдруг «влюбился в Натали»!  Хотя до того многожды ее видел,  знал кто она и что она при том же Дворе ЕИВ … Но уже в декабре 1835 он четко публично обозначил свои намерения быть успешным кавалером Натали. Публика вскоре отметила: камер-юнкерша с радостью ответила взаимностью …
Начался флирт поручика Жоржа с примой танцовщицей царских и великосветских столичных балов Натали. Дело пахло чувствами, дело пахло закваской для дела чести. Флирт и ухажерство до волокитства были нормой в дворянском бомонде (вспомним героев Пушкина П. Ларину и сержант-франта Грандисона) и вся проблема тут в их границах и приличиях  поведения, умыслов и  последствий. Натали с Жоржем явно пересолили и возникла ситуация  когда как говорится «жди, если не рогов, то сплетен, молвы и кривотолков»
А это Пушкину уже было не по нутру. Царю он вынужден был простить грех ухажерства и волокитства за замужней дворянкой. Хотя и язвил, что Государь ведет себя с его женой как мелкий офицеришка
В деле же с поручиком Пушкин довел себя до ревности белого каления, не согласился ни на какие компромиссы и, узнав, что на его женку у противной стороны есть компромат, довел дело до дуэли на пистолетах на условиях, которые французские спецы по кодификации стрельб  назвали «эксепсьонель» = исключительными по жесткости, жестокости дикарьства и неотвратимости летального исхода 
Удивительно также то, что в деле чести на поле поединка с оружием, где Бог исторически указывал на победителя как на правого в неюридическом споре, Пушкин фактически предоставил врагу право первого выстрела … хотя его герой Онегин повел себя иначе
***
Итог:
о каком деле чести можно вести речь, если одному провокацию и нечистоплотное поведение ты прощаешь, а другого зовешь на убой? Причем в обоих случаях жена – это эпицентр гона и яблоко раздора из ящика Пандоры -  сознательно заняла позицию «переходящего приза»
***
Альтернативный итог скептика:
1) Ситуация в треугольнике Пушкин - НН – Царь

Летом 1831-го Пушкин привез Натали в место царской и придворных «дезьем резиданс», фактически тщеславно выставив на подиум молоденькую и донельзя красивую жену в ранге Мадонны. Царь показ оценил и на Ташу глаз положил. Поэт при его скандальной репутации был моментально восстановлен на госслужбе с невиданным для ТР и  штатных расписаний жалованьем в 5000 рэ асс, а Натали  приглашена бывать на царских баллах за просто так…  вне строгого этикета и протокола. Понимал ли тогда поэт-муж что натворил? Далее Натали повела себя так, что запахло фавориткой, а Пушкин завыл от кокюажа … Но Джин вырвался из пузыря и назад его было уже не впихнуть.  Натали села на трон примы Аничкова дворца интимной жизни царя, а на Пушкина надели смирительную рубашку – мундир камер-юнкера - и стали давать кредиты … Транши царя стали основным источником доходов семейного бюджета Пушкиных.

Ну, и как повел себя  Наш Весь?
Вызвал ухажера-императора на дуэль?
Нет.
Он даже:
-  не ушел в отставку (хотя и пытался, но после головомойки одумался и попятился)
- не увез жену в деревню (а только на одно лето выслал в ИТУ Полотняный завод)
- не развелся… даже и не пытался….  а только брыкался и изводил себя бессилием злобы дня
- не прибрал бабу к рукам никак и нигде … и даже снял квартиру ближе к царским покоям
- да еще и ввел в дом корнета-балагура, когда для НН «пришла пора…» 

И какой честью тут пахнет? 
Тут пахнет русью, крепостью и грустью …
И при всей этой  срамоте он брал у царя-ухажера и балетмейстера деньги… Много брал.
Это и называется «семейный кокюаж»

2) Ситуация  в трио Пушкин – НН – поручик Д-с

Кажется Пушкин просто взбесился от ревности и испытал к успешному поручику, в которого его жена просто по-человечески и по-женски влюбилась с головокружением (по ее показаниям), злобу жажды злой мести: Пушкин мстил Дантесу за одно то, что его женка Натали в него влюбились
(в дневнике он так и записал : I l'a trouble = Он тронул ей сердце … )
Поручик же вслух уверял, что он тронул ей  le corps, что может означать и мозоль, и все тело, и мозоль на одном месте тела. 
Попав в неуправляемую конфликтную  ситуацию = игру трех сторон с противоположными интересами (по математ. теории игр), = Пушкин пошел на крайнюю меру: он спровоцировал дуэль на условиях непременного смертоубийства. А поскольку побеждать он не захотел и не мог, то он предоставил поручику выстрелить первым с 7 метров – с расстояния, с которого в мишень попадали даже слепые …

И в чем тут дело чести?

Чьей?

Натали?   Она, ответив взаимностью на приступы поручика, этой чести лишилась, как бы сильно не голосили ее адвокаты.  Эту потерю могла смыть кровью только она сама. Ага, Ща. В 1839-ом она вернулась в царский дансинг, а затем стала женой свитского полковника и сразу генерала и командира того полка, в котором числился убийца ее первого мужа. Сколько в этом чести! Сколько?

Личной? 
Да, но если б не струхнул перед царем и не брал у него деньги …

Погиб поэт - невольник чести …
Как это  двусмысленно все ж у Лермонтова

Как и в мифе о райском грехопадении, мне далеко неясно и неоднозначно Кто там в самом деле согрешил, условия для греха соорудил, спровоцировал кризис и … вышел из ситуации блуда с честью
А осудить или наградить можно любого. Были б на то воля, идеология и право

Честь не пятак, который обронили на мостовую и не след плевка на сюртуке
 Она или есть или ее нет
И дело чести не зависит ни от царя, ни от родины, ни от чина или звания
Дело чести не рядится в мундиры и не покоится на полках условностей Табели о рангах
Если ты е лишился ее в деле с царем, то ты ее не восстановишь в деле с поручиком – никакой крови не хватит …

Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь, и не герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.

Чтоб свергнуть рог рукою смелой,
Отвоевать свое добро,
Вздувайте горн, и куйте смело,
Пока железо горячо!

Если ты конечно «сам большой» по мерке  самого же Пушкина

***

Вывод:

Разборка Пушкина с Дантесом была не «делом чести», а местью одного мужика другому из-за слепой ревности мужа к тому, кого полюбила собственная жена
И, даже если этот  другой, удостоившийся чести быть любимым твоей женой,  вел  себя с тайным умыслом и  как подлый интриган  недостойно, это не меняет сути = ты  мстил ему из тупой ревности за ширмой защиты чести
И, понимая в душе свою в чем-то неправоту, муж, спровоцировав в горячке дуэль, предоставил счастливому противнику право первого выстрела. Это имело свой смысл и говорило о многом
А вот это уже дело чести!
Поступив на поле ордалии так, Пушкин то, что в интимном разговоре с Зизи (баронессой Вревской и другом из Тригорского) назвал "Моим дело", довел до Дела Чести с честью
И Бог его прости и принял ... как человека самых честных правил, достойного воскрешения


Рецензии