Из старого дневника-3. Педагогика Руссо
Мне понятно то, почему впервые полностью "Эмиль" был напечатан на русском языке в 1981 году (Моя ошибка. Было дореволюционное издание - прим. апреля 2025 года). Идеи "Эмиля" представляют собой полную, диаметральную противоположность педагогическим идеям в тоталитарном обществе. Идеи Руссо гуманистические в высшем смысле этого слова: целью педагогической системы Руссо (конечной целью) является сам человек, а не какие-либо государственные, общественные и др. идеалы. Не навязывание чужой воли, не воспитание по какому-либо образцу, не прививание добродетели (которое чаще всего выходит боком), а максимальная свобода выражения, проявление индивидуальности, самостоятельные решения в детском возрасте проблем - вот что характерно для метода Руссо. Роль воспитателя сводится в основном к двум пунктам: 1. Недопущение вредных привычек, обычаев, которые невзначай могут привиться и 2.Подача примера поведения, стремление, чтобы ученик сознательно выбрал верный путь. Итог такого метода воспитания - истинно свободный человек, каким и стал Эмиль.
5 марта 1997 года
Свидетельство о публикации №225042000443