Феномен
Люди безуспешно ищут объяснение феномену опасной концентрации идиотов во власти. Между тем объяснение имеется.
Усложнение, в том числе интеллектуальное, ввиду его энергозатратности, ведёт к потере энергии. Поэтому более тупые одновременно являются и более энергичными. Это и способствует их проникновению во власть.
Мозг человеков, сей загадочный для политиков агрегат, потребляет энергию, как паровоз «Феликс Дзержинский» в горку размером с Эверест. Каждая мысль, достойная называться мыслью – скажем, попытка понять дифференциальное исчисление или смысл стихотворения «Белеет парус одинокий» – требует колоссальных затрат. Нейроны трещат, синапсы раскаляются и дымятся, глюкоза сгорает с космической скоростью! Человек [или человечица], позволивший себе подобную роскошь, после десяти минут умственного напряжения чувствует себя, как выжатый Шварценеггером лимон, и способен лишь на то, чтобы бессильно доесть холодную котлету в столовой «Ландыш».
А теперь взгляните, граждане, на нашего героя! Его мыслительный аппарат преимущественно пребывает в состоянии блаженного покоя, сравнимого лишь с отдыхом удава после сытного обеда. Никаких сложных размышлений! Никаких мучительных сомнений! Никакой этой вашей вредной рефлексии! Его внутренний монолог прост, как мычание: «Власть – хорошо. Деньги – очень хорошо. Уважение – тоже ничего. Но деньги – лучше. А лучше – большие деньги. Желательно в крипте...». Энергия, не растраченная на интеллектуальные изыски, бродит в нем, как брага. Она бурлит, она требует выхода! И надувая, поднимает вверх растопыренную резиновую перчатку, сигнализируя о том, что он готов правильно голосовать за что прикажете. Он направляет сей природный фонтан чистой, неразбавленной глупости прямиком в русло карьерного роста. Цифры показателя КПД подозрительно похожи на градус первозданного алкоголя в неразбавленном крафтовом самогоне.
Пока умник, истратив месячный запас калорий на осмысление доклада о перспективах развития не в меру лёгкой [местами тяжёлой и где-то даже станкостроительной] промышленности, засыпает лицом в графиках, наш бодрый простак, подпитываемый неистощимыми запасами волшебной идиотической энергии, уже настучал на клавиатуре донос на уснувшего коллегу, провел совещание о необходимости закупать стулья без ножек для экономии бюджета, присвоил себе идею из тех графиков и уже откинулся на спинку заднего сиденья в служебном «мерседесе» [закупленном, разумеется, для повышения престижа ведомства] и представляет себе путь наверх по ступеням власти, оставляя за собой шлейф изумлённых, но быстро утирающихся умников.
Власть неизбежно становится заповедником особо энергичных особей, чья интеллектуальная скромность компенсируется титанической удалью в деле освоения приёмов кабинетного сафари и подковёрного самбо, распределения ресурсов и издания абсурдных распоряжений. Это не заговор. Это – физика! Не квантовая, но тоже много объясняющая тем, кто в состоянии понять. Тупость, не обременённая глубокой мыслью, обладает удельной мощью парового молота, тогда как мысль, обременённая собой, напоминает скорее изящный, но хрупкий скальпель. Итог встречи в коридорах власти тупого молота с острым скальпелем предрешён, как судьба мухи, севшей отдохнуть на наковальню.
Попытки же бороться с этим естественным отбором путём призыва во власть «лучших умов» или представителей «новых элит» обычно заканчиваются плачевно. Умник, попав в среду, где главный критерий – не глубина мысли, а скорость заполнения ковра под столом слюной от усердного кивания гривой перед начальством, либо быстро растрачивает свой скудный энергетический запас и превращается в бледную тень, либо, что гораздо хуже, начинает подражать энергетическим идиотам, стремясь выработать столь же неистощимый запас примитивной прыти. В итоге общество вновь получает не лучшие умы, а лишь ещё более хитрых, сумевших прижиться и адаптироваться в коридорах власти, что лишь усугубляет общую печальную картину, добавляя в копилку народных бед ещё и изощрённость исполнения.
Так что, в следующий раз, удивляясь очередному шедевру управленческой мысли с высоких трибун, помните: перед вами – природный феномен, вечный двигатель административного прогресса, биологическое чудо энергосбережения, торжество закона сохранения мыслительной энергии там, где его меньше всего ждали. И не пытайтесь это изменить. Физику, как и глупость, не обманешь. Она всегда возьмёт своё. Обычно – в виде вашей зарплаты, пенсии или развенчания наивных надежд на спокойную жизнь.
Свидетельство о публикации №225042000583