Мой 10-й класс
Есть у меня учительская привычка хранить некоторые старые записи, тетради, альбомы, фотографии, которые особенно ценны.
Недавно, проводя очередную ревизию своего письменного стола, нашла старый потрёпанный альбом, которому в своё время цена была сорок копеек.
Я не забыла, что хранится в этом альбоме. Здесь фотографии, вырезки из районной газеты и письма моих учеников.
Как же давно это было. 1972-й год. Муж, отслужив год после окончания пединститута, направлен директором школы в небольшое село Васильево.
Для нас это было неожиданностью. Он только что прошёл месячные курсы в Глазове, где готовили военруков школ, официально готовился стать заместителем директора по военно-патриотическому воспитанию. Мне «светило» тоже повышение – замдиректора по воспитательной работе.
Но в середине августа жизнь наша сделала крутой поворот, и мы, собрав свои немудрёные вещи, отправились в незнакомое село. Школьная машина, что пришла за нами, выглядела солидно. Это был старый, огромный трёхосный грузовик, напоминавший марку «Студебеккер».
И вот мы на новом месте. Бывший директор уже работал в райцентре, но в квартире оставалась его семья, поэтому около двух месяцев мы ютились в одной из комнат школьного интерната. Три односпальных кровати, две кастрюльки, полдюжины тарелок в старой тумбочке, за печью старинного вида умывальник; завтрак, обед и ужин приготовлены на плитке, все удобства во дворе.
Молодость есть молодость. Все житейские проблемы воспринимались как должное. Зато к концу первой четверти переехали в большой дом. Большой, неуютный и, как потом выяснилось, холодный. Навести уют труда не составило, а вот с теплом проблем хватило надолго. Были случаи, когда в сильные морозы вода в вёдрах покрывалась тоненьким ледком. Но я не об этом.
Коллектив принял молодого директора с некоторой осторожностью. Какой директор? Молодой парень двадцати четырёх лет и всего год педстажа. Но жизнь показала, что Анатолий Алексеевич – хороший руководитель, рачительный хозяйственник, достойный педагог и наставник. И школа в тот год получила статус средней. Был открыт 9-й класс.
К началу учебного года выяснилось, что классное руководство мне не светит. Коллектив большой и, соблюдая преемственность, все классы ждали своих руководителей. Жаль. За два года работы в Крым-Слудской школе я дважды успела побывать наставником в десятом и пятом классах. С работой справлялась, с учениками общий язык находила.
И вот 1 сентября. Первый урок. Все учителя разошлись по своим классам. Сижу в учительской. Скучаю. Обидно. Зная свой потенциал, могла бы неплохо поработать с учениками среднего и старшего возраста.
И надо же! Печалиться пришлось недолго. Заходит в учительскую заместитель директора по воспитательной работе и чуть не в приказном тоне отправляет меня в 7-й «А», который сидит без своего учителя.
Почему за неделю до начала учебного года вопрос не был решён, выяснять не стала и отправилась к детям. Попутно выяснилось, что и пятый класс ждёт своего руководителя.
Но я уже шла в седьмой, который стал мне близким и родным на четыре учебных года. Видимо, судьба. Позднее не раз слышала от пятиклассников, что, если бы я зашла к ним, так и вела бы их до самого выпуска. Надо сказать, что и с этими учениками у меня сложились неплохие отношения. Но не срослось.
В 7-ом классе меня ждали 22 ученика. Их внимательный изучающий взгляд говорил о том, что им было очень интересно узнать, что представляет из себя жена директора школы.
Первый урок прошёл как в тумане: первое знакомство, первые вопросы и ответы. Ребята оказались на редкость любознательны, активны, подвижны и раскованы. А мне такие всегда были по душе. Сама училась все десять лет в дружном, сплочённом и спортивном классе.
Вот так случайность свела нас вместе на долгие четыре года. До самого выпуска мы были вместе: интересные классные часы, диспуты, вечера отдыха, дни именинников походы и экскурсии, работа на пришкольном участке и в производственной бригаде, тимуровская помощь больным и одиноким старикам.
Конечно, было всякое. И недопонимание, когда мне пришлось признать перед детьми свою неправоту, и неприятные случаи с одним учеником, который был нечист на руку. Не раз приходилось жертвовать своим личным временем. Но всё это покрывалось доброжелательным и доверительным отношением учеников. Они доверяли мне.
Пионерский отряд всегда был правофланговым, в любых проводимых в школе мероприятиях ребята занимали первое место. А в старом альбоме подтверждение этому: фотографии, благодарности, грамоты, дипломы, статьи в газете.
Прошло много времени после окончания школы, но ребята продолжают встречаться в родном селе, которое, к сожалению, уже ничем не напоминает то Васильево, каким было в 70-е годы прошлого столетия.
Кусты сирени и акции также цветут у разрушенной школы, по весне продолжает благоухать цветущая черёмуха, которая заполонила всё в школьном дворе и в саду. Но не слышно весёлых детских голосов и трелей школьного звонка. Школа прекратила своё существование около тридцати лет назад.
***
Воспоминания о беззаботной школьной жизни всегда добрые и весёлые. Вспоминаются уроки, разные мероприятия, встречи, поездки, походы.
Каждый год по весне школьники собирали металлолом и макулатуру. Как старались мои ученики, это особый рассказ. Всегда вспоминаем такой случай.
Из дома приносили всё, что было можно, даже промокашки не выбрасывали. Нынешние ученики уже и не знают, что это такое. Взвешивалась макулатура до грамма, и мой класс занял тогда первое место: на каждого пришлось по 21 кг. Хорошо, что все газеты и журналы какое-то время хранилась в школьном сарайчике, а то могло бы случиться непредвиденное.
Отец одной из самых активных учениц, который учился заочно, спохватился вовремя, когда не обнаружил на месте свои тетради с лекциями. Пришлось дочке признаться, что унесла их в школу. К всеобщей радости, тетрадь нашли среди огромной груды вторсырья.
***
На школьных вечерах все ученики с удовольствием пели и танцевали, а ежегодный конкурс «А ну-ка, девочки» всегда был самым ожидаемым. Грамоты, самодельные, изготовленные школьными художниками, но заверенные печатью и подписью директора, многого стоили. Они тоже лежат в альбоме.
Новогодний праздник всегда был весёлым и костюмированным. Однажды я решила написать свой сценарий. В стихах. Ребята подхватили идею. Полусказочный сюжет был весёлым и увлекательным. Костюмы были, конечно, примитивными, но никого это не заботило. Узнать Кота в сапогах или братьев разбойников было можно. В этом спектакле даже мне досталась роль Феи. Ребята и палочку волшебную соорудили. Муж, шутя, меня прозвал Феней, но это было совершенно безобидно, а наша постановка имела успех.
Любимым занятием было проведение классного вечера вопросов и ответов. За два-три дня в отдельной коробочке собирались вопросы учеников. Без подписи. Хотя по почерку я всегда знала, кто писал. Пару дней тщательно готовила ответы, потому что диапазон интересов учеников был широким, их интересовало многое: от простых вопросов о капроновых чулках до полётов на Луну. Да, в ту пору ученики спрашивали, можно ли ходить в школу в капроновых чулках. Теперь это кажется смешным и невероятным.
Не было тогда интернета. Приходилось ходить в сельскую библиотеку, рыться в газетах и журналах, чтобы ни один вопрос не остался без ответа. А сколько газет и журналов мы тогда выписывали! Дома периодики были груды.
Мои любознательные ученики хотели знать много, поэтому такие вечера проводили регулярно. Тогда-то и познакомились они с именами лётчика Юрия Козловского, хирурга Леонида Красова, писателя Владислава Титова и многих других известных людей, судьбы которых потрясают своей самоотверженностью и стремлением жить на благо общества во что бы то ни стало.
Нередко ребята прибегали к хитрости. Чтобы весело и с пользой провести время после уроков, придумали вечера именинников. На два-три часа нам доверяли школьную столовую, где повара всегда оставляли бак с чаем, а ребята скидывались по пятнадцать-двадцать копеек и покупали «угощение». Громко сказано. Что можно было купить на три-четыре рубля? Печенье «Привет» и карамель «Пуншевая».
Зато веселья хватало, и вечера проводились с пользой. Я готовила какой-нибудь увлекательный рассказ, мы обсуждали, делились впечатлением, вспоминали, что интересного произошло в классе за последнюю неделю, пели и танцевали.
***
Мои школьники были благодарными слушателями. Никогда не приходилось одёргивать озорников, а такие были, никогда не наводила дисциплину, не повышала голос.
Когда впервые прочитала повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», решила один классный час посвятить творчеству писателя-фронтовика. Конечно, в 45 минут урока никак не уложились, но дети остались после занятий и дослушали мой рассказ. И сейчас в памяти, как я еле сдерживала слёзы, девочки откровенно плакали, а мальчишки застенчиво, скрывая свои чувства, отворачивались к окну.
Спустя время, в соседнюю деревню привезли фильм, поставленный по этой повести, и мы всем классом пошли его смотреть. Пять километров для всех нас было пустяковым расстоянием. Из клуба вышли с красными от слёз глазами, а потом всю дорогу обсуждали увиденное. Приятно было осознавать, что мои ученики растут не чёрствыми и бездушными, что им свойственно сопереживать, думать, размышлять.
***
Я до сих пор помню многие эпизоды той поры. Иногда не очень радостные. Но при встречах мы никогда не вспоминаем школьные годы с обидой и грустью. Все воспоминания весёлые и добрые. Вот хотя бы тот случай. Собрались в Ижевск в цирк. Для деревенского ребёнка побывать в столице республики – всегда счастье. А цирк – это ещё и веселье, и радость, и чудеса.
Поехали дневным поездом. Погуляли по городу и пешком направились к зданию цирка. Шли все налегке. Ни сумок у детей, ни пакетов. Да и какие пакеты могли быть в те далёкие 70-е. Вечерний город сиял тысячами разноцветных огней, по центральной улице сновали машины, гремели трамваи, шинами шуршали автобусы. Красота.
Надо же было такому случиться, что дети увидели магазин. Да не простой. Это был самый главный гастроном города, который работал все двадцать четыре часа в сутки. Без обеда. Можно было представить, что творилось в душах моих учеников, когда они увидели огромные, залитые неоновым светом вывески и сверкающие витрины.
– Валентина Михайловна, а можно нам в магазин? Ну, хоть ненадолго.
Два десятка учеников умоляюще просили: «ну, пожалуйста!»
Ну и как я могла отказать? Конечно, разрешила, но с условием, что через пятнадцать минут все соберутся у главного входа.
Если бы я знала, чем обернётся для меня этот детский шоппинг.
Из магазина один за другим выходили мои ученики с большими сетками-авоськами, в которых было нагромождение бутылок с напитками, пакетов с конфетами, батонов и колбасы. У меня сердце в пятки ушло. Как с этими благоухающими продуктовыми наборами идти на представление?
Ничего себе! Культурно шла группа подростков, спокойно разговаривали, готовились получить массу положительных впечатлений от циркового представления, и вот – на тебе! Всё! Приехали!
Шагает по центру столицы толпа детей, размахивают авоськами, на мои робкие замечания не реагируют. Все их разговоры свелись к обсуждению, что купили и по какой цене, как много всего вкусного выставлено на витринах, что можно было купить ещё.
У меня в голове вертелся один вопрос: куда всё это денем? Не в зал же нести. В гардероб явно не примут. Но мои школьники свои покупки никому и не доверили. Все сетки с провиантом пронесли с собой, а там исподтишка начали лакомиться.
Можно представить, какое амбре носилось в воздухе. На нас смотрели, посмеивались, но, к счастью, никто не возмутился. Видимо, поняли, что дети деревенские и попали в цирк впервые.
Я решила дистанцироваться от своих подопечных, села с краю, никого не одёргивала. Ну, будто я – не я и дети не мои. Потом мы так смеялись. Ну, а что такого-то? Сейчас куда не пойди: в кино, цирк, театр – везде предлагают чипсы, разные хрустяшки и напитки.
Домой возвращались на ночном поезде, остатки купленных продуктов доели, не доезжая до своей станции, лишь пара девочек поскромничали, сэкономили и порадовали домашних городскими гостинцами. Ранним утром на станции нас ожидала школьная машина, которая доставила нас до дома.Потом были ещё и ещё экскурсии в город, но та, первая, навсегда осталась в памяти.
***
Мои ученики были легки на подъём. Решили съездить на экскурсию – едем, решили пойти в поход – идём. После 9-го класса «замахнулись» на дальний поход. Решили побывать на Вятке, в селе Крымская Слудка, том самом, где мы с мужем начинали свою педагогическую деятельность.
Добирались с пересадками. До райцентра – на школьной машине, до Сосновки ехали на пригородном поезде, оттуда до посёлка Лубяны с удовольствием прокатились на «Ракете», а потом до места назначения шли пешком. Около семи километров с грузом за плечами прямо по самому берегу полноводной Вятки. Места мне знакомые, а дети с огромным интересом смотрели на проходящие баржи, катера и простые лодки рыбаков.
В первую же ночь нас разместили в пришкольном интернате. Решили немного отдохнуть, а потом спуститься вниз по течению и пару ночей провести в шалашах на самом берегу реки, позагорать и покупаться. Продукты мы закупили заранее, скинувшись поровну, как обычно, поэтому вопрос с пропитанием не стоял.
Как только все разместились по комнатам, я моментально заснула. Устала. И было отчего. Сказался многоэтапный переход и моё «интересное» положение. Сейчас, встречаясь с бывшими учениками и вспоминая тот поход, они не перестают удивляться, как их молодая учительница отважилась на такое дело. Тогда они и не знали, что я ждала ребёнка.
Проснулась от громких голосов. Смотрю, вокруг меня мои ученики и все хохочут. Попыталась подняться – не могу. При каждой попытке матрас поднимается со мной. Оказывается, эти шутники меня пришили к нему, а вдобавок нарисовали мне усы.
Что делать? Не ругаться же. Не выяснять, кто из них такой смелый, что спящему классному руководителю навёл марафет. Молодость есть молодость. Посмеялась вместе со своими детьми, они распороли нитки, которые удерживали меня, принесли воды смыть мой «макияж». Позднее признались, что, совершая такую каверзу с учителем, немного побаивались моей реакции. И были благодарны, что я не устроила им разборку и головомойку. А потом было два чудесных солнечных дня отдыха на берегу большой реки.
Домой отправились пешком, зная, что навстречу нам вышла школьная машина. Как же тогда всё было просто. Никаких ремней безопасности, никаких письменных инструкций. Девочки сели посредине лавок, мальчишки – с краю. И всё. Поехали домой. Почти пятьдесят километров «фронтовых» дорог.
Отсыпалась я тогда двое суток. Потом и родители меня спрашивали, что мы делали в походе. «Наша-то как пришла, ухнулась на кровать и сутки не вставала. И не добудиться».
***
Много хорошего было за четыре года совместной жизни. Однажды дети пришли к нам домой. Поставила им чай с простыми карамельками и печеньем «Привет». А тут дождь полил как из ведра.
Решила им почитать немецкие сказки и баллады. Не думала, что это произведёт на них такое впечатление. Но произвело. То один, то другой подходили ко мне и со спины заглядывали в книгу. Сказки были на немецком языке. «Как это Вы переводите так быстро?» Глазам не верили. Потом при встречах и этот эпизод вспоминали.
А как передовой пионерский отряд почти ежегодно в день Пионерии всем составом выезжали в райцентр, где на стадионе проводился слёт правофланговых отрядов. И спортсменами были неплохими. И дружить умели. Иначе бы не встречались каждые пять лет в родном селе, не созванивались бы и не общались, несмотря на то, что прошло ой, как много лет. Конечно, много. На будущий год будем отмечать пятидесятилетие окончания родной школы.
Я очень рада, что мне посчастливилось работать с такими детьми. Они благодарны мне, а я благодарна судьбе. Не зайди к ним в класс первого сентября, и не было бы таких чудесных воспоминаний.
Последний классный час проводили с большим волнением. Нам всем предстояло расставание. Кто-то поехал учиться в город, кто-то остался работать в родном колхозе. Так или иначе судьбы моих учеников состоялись. На одной из встреч, они сказали, что им повезло учиться у таких учителей, которые давали им не только знания, они учили жизни.
Это и учитель физики Анатолий Алексеевич, и математичка Фаина Максимовна, и учительница истории Капитолина Алексеевна, и биолог Тамара Васильевна, и многие другие.
Что было отмечено особо – все они состоялись по жизни, среди моих учеников есть медики и педагоги, шофера и трактористы, бухгалтера и работники пищевой отрасли, заводчане, которые все годы не изменили своей нелёгкой нужной профессии. И все живут первым браком. Нет разводов. Об этом тоже сказали на одной из встреч.
На память выпускники оставили тот самый альбом, о котором я и начала свой рассказ. А там не только фотографии, там – летопись наших дел. А в конце хранятся письма, которые написали мои десятиклассники. В них и благодарность за доброе отношение и понимание, и воспоминания о лучших школьных моментах и мечты о будущем.
Несколько девочек так хотели стать медицинскими работниками. Они ими стали.
Зоя Яковлева-Кольцова почти сорок лет проработала старшей операционной сестрой в хирургическом отделении районной больницы. И с её помощью и участием отделение всегда было одним из лучших.
Галя Блотарева – тоже почти сорок лет прослужила заведующей приёмным отделением Первой Республиканской больницы.
Римма Рябинова – медсестра с многолетним стажем в соседнем районе
Варя Прохорова, получив медицинское образование, уехала на родину мужа в Молдавию. После школы и не встречались на родной земле. Но мир полон чудес и неожиданностей.
В начале 90-х нам, четырём школьным работникам, дали путёвки в Киев. В Москве пересадка. Ждём своего поезда у Киевского вокзала. Гуляем на привокзальной площади. Обогнали молодую пару с маленьким ребёнком. Идём дальше. И вдруг слышу тихое: «Валентина Михайловна?»
Оглядываюсь: Варя! Ну надо же где встретиться! Больше часа были тёплые разговоры, воспоминания, вопросы и ответы. Варя дала мне конверт с молдавским адресом, пригласила в гости. Но, к сожалению, на этом наши встречи и закончились. Узнаю о ней только от подруг.
Костя Сазонов стал врачом и работает далеко от родных мест. К сожалению, после школы увидеться так и не удалось.
Света Рылова всю жизнь проработала в системе общепита. Воспитала двух детей, дочь лыжница, известная своими успехами в республике.
Аля Кузнецова-Буеракова – самая активная ученица. Спортсменка, активистка и просто красавица. После окончания педагогического университета долгое время работала в государственных структурах. Общаемся с ней регулярно.
Надя Лапина. Это милая невысокая ростом девчушка была такой застенчивой, малоразговорчивой, но исполнительной и доброй. У неё растут две взрослые дочери-красавицы и внуки. А сама она всю жизнь проработала на одной заводе, в одном цехе, на одном станке. Умница.
Две Нины Зайцевы и Маша Чернова уехали из родного села в город.
Рита Иванова давно живёт в Волгоградской области.
Валя Охотникова-Алексеева – артистка, ещё в школе проявила себя в художественной самодеятельности. Деловая и рассудительная. По характеру – настоящая казачка! Пойдёт плясать и петь – огонь! Живёт на Ставрополье. Мать четверых детей, которых любит до самозабвения. Общаемся в соцсетях. Приезжала пару раз, но сейчас возможности не те.
Мальчишки тоже смогли устроить свою жизнь. Ваня Гаранин остался верен своему селу. Вот он и принимает своих друзей-однокашников, когда те собираются на встречу. Фермерствует. У Ивана добротный дом, хорошее подворье, поле несколько десятков гектаров. Он и механизатор, и животновод, и агроном, и пчеловод. И вообще хороший человек.
Гена Бускин неожиданно для меня стал учителем. Ещё на школьных вечерах мы видели, как гармонь просто оживает в его руках. Вот он и стал учителем музыки в своей родной школе, создал ансамбль народного творчества, с которым объехал немало республик. Его имя часто звучит на уровне республики, а подопечные – многочисленные лауреаты разных конкурсов.
Витя Сухов за хорошую учёбу и достойное поведение был удостоен чести побывать в Москве, где были встречи с ветеранами, поездки по местам сражений и общая фотография на фоне Знамени Победы.
Саша Горбунов после окончания сельхозинститута работал директором льнозавода.
Алёша Никитин и Гера Поташов всю жизнь провели за баранкой автомобиля
Три Сергея: Бодрин, Хорошавцев и Скворцов всю жизнь проработали на предприятиях республики.
Нет в живых Тани Залогиной, Вити и Геры Корниловых, Миши Лебедева. Молодым трагически погиб красавец Володя Помыткин.
При встрече всегда вспоминаем их добрым словом.
***
Годы работы в Васильевской средней школе были и остались для меня самыми лучшими. При встрече всегда вспоминаем их добрым словом.
Старый альбом напоминает о многом. Главное, что все мои ученики состоялись как специалисты, как настоящие труженики, как хорошие родители. И как верные друзья.
Спасибо вам, ребята!
На фото: Одна из встреч на родной земле
Свидетельство о публикации №225042000663
Владимир Швидко 11.05.2025 18:26 Заявить о нарушении