Рогатые Окинские караулы - тамга киргизов?
Давно уже хочу закончить тему Окинского караула, которую взбудоражил во мне князь Кропоткин своим отчётом о научной экспедиции, именуемым «Поездка в Окинский караул». Князь мне оказался близок по той причине, что плюнул на отсутствие окинских водопадов, так нужных Сибирской академии наук, и поехал через перевалы Саянских гор к нам в Зиму. Чтобы село Зиминское, что в устье реки Зимы, описал настоящий русский князь, такого до 1865 года ни разу не случалось! И заразил меня этот князь желанием найти в Саянах, у истоков Оки, следы этого казачьего караула, стоящего на страже пути через горы к Московскому тракту. С тех пор, я там много чего нашёл, благодаря старым картам и фотографиям этой местности со спутника. Пытался и загадки гадать – отчего до посёлка Орлик, на старых картах, казачьи остроги в Тункинской долине обозначены знаком «крепость», а на карте Иркутской губернии из атласа Ильина, за 1876 год, караул, что в Орлике и сам Окинский караул, обозначены тайными знаками, наподобии значка «мечети». Только - полумесяц не наклонный, как у мусульман, а двумя «рогами вверх». Казалось, разгадку дала подробная карта «План Иркутской губернии Нижнеудинского уезда, сочиненного с разных описаниев», 1797 года, где на полях этот значок расшифровывается, как просто «караул». А в чём между караулами в Тунке и Окинским караулом принципиальная разница? Я пытался эту разницу найти в вероисповедании местных бурят и сойотов, поклоняющихся «Духам гор», но карта «с разных описаниев», меня сбила с толку. А ведь я был близок к истине! Только это не бурятский и не сойотский символ. Тут, вновь, проявились енисейские киргизы. И, получается, что Тункинские караулы, с 1682 года, «в бытность Могилёва приказчиком Тункинской крепости» были форпостами, стоящими на пути орд Джунгарского ханства. А Окинские караулы противостояли кавалеристам Енисейского киргизского каганата. Вот, посмотрите над текстом на результат прений жителей Алтая на форуме «Евразийский исторический север» - сайт «Ойраты, Джунгары, Калмыки», стр. 122. Оказывается, значок Орликского и Окинского караулов на «Карте Иркутской губернии» графической конторы Ильина, а также Киняйского и Таёжного караулов, обозначенных на карте, составленной «с разных описаниев» - это амга енисейских киргизов. Эта амга символизирует не мусульманский полумесяц, а рога коровы, или оленя. Так что я был ближе к истине, чем шифровальщики знаков на топографических картах. «Описания»-то, могут быть разными, но не всегда верными. Даже слухи о монгольской каменной крепости Нарын-Хоро в районе озера Хубсугул, раздутые исследователем Ровинским, посетившим в 1875 году Тункинскую долину и Окинский караул, оказались сплетнями. А ведь, он утверждал, что Гунц Сана (князь Савва Владиславович Рагузинский), за бочонок монгольского золота, отодвинул границу от озера Хубсугул к Саянам. И тут, мне на глаза попалась публикация современного русского путешественника, законспирированного под ником Varandej, который, 13 февраля 2024, в 23:44, опубликовал текст «Хубсугул. Часть 2: Трансхубсугульская дорога и Ханх». Давайте, вместе, почитаем подробности о русском остроге на берегах Хубсугула: «У Хубсугула, огромного чистого озера, которое называют младшим братом Байкала, странная география. На его берегах с разных концов стоят всего два посёлка - Хатгал и Ханх (он же Турта) по 2,5 тыс. жителей. Первый начинался с китайского торгового поста и асфальтовая дорога из него ведёт в Улан-Батор. Второй - с русского Косогольского острога, а асфальтовая дорога из него ведёт в Иркутск. А между посёлками, по восточному берегу - то, что даже по монгольским меркам трудно назвать дорогой. Где-то на этих косогорах в 1716 году дети боярские Никита Богданов и Фёдор Кочетов поставили Косогольский острог - названный, конечно же, по озеру. Совсем небольшая (квадрат 40 на 40 метров) дерево-земляная крепость с башнями по углам прикрыла Тунку от набегов монгольских разбойников, но простояла недолго: ещё через пару лет об остроге прослышали в Пекине, и император Каньси, при котором дом Цин достиг своего расцвета, потребовал немедленно убрать. Со времён Албазина мир на русско-китайской границе оставался шатким, и царь уступил богдыхану, сочтя, что берег Косогола не стоит новой войны. В 1722 году Косогольский острог был снесён, его гарнизон - переведён в Тунку, а в 1727 году Кяхтинский договор закрепил русско-китайскую границу по водоразделу Байкала и Хубсугула. По факту, впрочем, перевал Мунгийн-Даба если и контролировался империей Цин, то весьма условно: китайскими воротами этой дороги стал Хатгал, да и там уже в 19 веке русские купцы торговали как у себя дома. На другой конец Косогола они попадали, конечно же, через Ханх, так что де-факто тут и без острога оставался русский берег. До постройки Кругоморского шоссе, совпавшего в 1860-х годах с упадком Великого Чайного пути, многие купцы ходили в Китай не через горы Хамар-Дабана и златокипящую Кяхту, а Тункинской долиной и берегом Косогола - такой путь был дольше на пару недель, но в целом безопаснее и легче. Трансхубсугульская дорога - прямая наследница караванной тропы, а в её песке вполне можно найти камень с мантрой, колесо от арбы, причудливые китайские монеты». Тут всё понятней – даже кто ставил острог известно. И не был он каменной монгольской крепостью Нарын-Хоро. Но 1716 год – это разгар войны монгольского Джунгарского ханства с манчжурской армией империи Цинь. У меня нет карты Джунгарского ханства за 1716 год. Однако, к моменту Кяхтинского (Буринского) договора, подписанного между Китаем и Россией в 1727 году, война китайцев с джунгарами, была в полном разгаре. И у китайского императора, прав на Хубсугул было не больше, чем у российского. Ну, может быть, путешественник что ни будь напутал? Тогда, посмотрим свежий материал с сайта "«История Косогольского острога» Харинский А.В., Лыхин Ю.П., Луньков А.В., Белоненко B.В. (4 марта 2025 год):
«1716 году, генваря в... день, в Иркуцко, коменданту Ермолаю Прокопьевичу Любавскому. По имянному великого государю указу, велено из Иркуцкого сделать город и умножить людми на озере Косоголе, из которого выпала река Селенга. И как сей указ получишь, и тебе бы из Тункинского острога, или от Бакалавского Култука, откуду ближе, велеть делать город или острог на том озере, и сделать чертеж. Зело то надобно его царскому величеству, о чем есть его царского величества имянной указ». По всей видимости, необходимых действий по исполнению этого указа предпринято не было, и через год, 14 января 1717 г., в Иркутск поступило новое распоряжение о том же. «По оному указу, для строения на Косоголе остроге городу, того ж 717 году посланы от него, лантрата Ракитина, из Ыркуцка иркуцкой дворянин Никита Богданов, сын боярской Федор Кочетов, из служилых сотники Осип Москвитинов, Василей Клюкин, рядовые 147 члвк, да ис казачьих детей 53 члвка, да определено взять ис Култука служилых 9 члвк, ис Тункинска 15 члвк. А построен оной острог вышеозначенными Богдановым и Кочетовым и служилыми людми в августе мце того ж 717 году деревянной, о чем от них Богданова и Кочетова писано. И были во оном остроге с построения означенные Богданов и Кочетов до октября мца и в октябре 717 году послан был дворянин Яков Бейтон, сын боярской Никифор Пежемской на годовую великого гдря службу в Косоголской острог да при них служилых людей 48 члвк со опасением и осторожностию.
В 718-м году он, сотник Василей Клюкин, да с ним иркуцкой пятидесятник Андрей Турченинов в Косоголской острог, а не в город, посылан были по словесному приказу коменданта Лавреньтья Ракитина и тот Косоголской острог они сож[г]ли по приказу ево камендацкому. А в том остроге пушек и других припасов никаких не было, толко было муки ржаной четвертей с 40 или с 50 да соли пуд со сто. А чтоб оной острог зжечь писал де к нему, коменданту Ракитину, бывшей губернатор князь Гагарин для того, чтоб с китайскими и мунгалскими людми не ссоритца, и то де писмо у него, Ракитина, и посылан де они были от него, коменданта, в неволю. А которые были в том остроге пушки и другие припасы и оное де все вывезено было до них в Тункинской острог, а вышеписанной де Косоголской острог построен был на мунгалской земле, а коликое число было в нем пушек и других припасов и служилых людей, про то де он подлинно не знает для того что для вывозу ис того острогу пушек и других припасов и служилых людей прислан был из Ыркуцка указ в тот острог от коменданта Лаврентья Ракитина к ыркуцкому дворянину Якову Бейтону и ис того острогу которые были пушки и другие припасы и служилые люди и оное все вывез он, Бейтон, в Тункинской острог, а тот Косоголской острог растоянием был до Тункинского острогу например з двести верст. Из вышеозначенных посыланных Богданов и Кочетов, из служилых сотник Василей Клюкин, пятидесятник Василей Пивоваров померли, а Осип Москвитинов, которой был при строении Косоголского острогу, Андрей Турчанинов при созжении того острогу ныне в Ыркуцку живы и оной Турчанинов посылаетца к вашему благородию при сем» [РГАДА. Ф. 199].
Таким образом, Косогольский острог просуществовал всего около года, и единственным его приказчиком был Яков Бейтон (сын легендарного Афанасия Бейтона – коменданта крепости Албазин). Строительство острога «на мунгалской земле» вызвало возражение китайцев. По требованию цинского императора Сюань Е (Канси) в 1718 г. русские власти «для того, чтоб с китайскими и мунгалскими людми не ссоритца», вынуждены были отступить. Косогольский острог прекратил свое существование.
Согласно приведенному выше документу, все оружие и имевшиеся в Косогольском остроге припасы, были вывезены в Тункинский острог. Здесь уместно вспомнить о сохранявшемся до XX в. среди тункинских казаков предании. Оно гласило о том, что на Косоголе при русском остроге была часовня во имя святителя Николая, и древний образ Николая Чудотворца оттуда перенесен в Тункинскую крепость в Никольскую церковь, которая в народе называлась Казачьей [Почитание.., 1872. С. 138; Мелетий, 1885. С. 84 – 85]. П.А. Кропоткин, побывавший в этой церкви и видевший эту икону, записал в 1865 г. в своем дневнике: «Ездили в старую казачью церковь на берегу Иркута, возле развалившейся древней крепости (Тункинский острог - авт. ). Теперь ее всю занесло песком, целая гора. Церковь очень стара, оригинальной архитектуры... В церкви образа очень старинные. Лучше всех Никола с Косогола. Лицо совершенно бурятское, волосы назад зачесаны. Украшения в монгольском стиле, привески. Одет он в какую-то куртку, потом в малиновую ризу с крестами. На шее висит крест и что-то очень оригинальное. Все это очень свежо, лицо будто старее. Риттер говорит, что в ламаистских храмах на стенах были образа, покрытые лаком. Не из них ли переделанный? Или, сделанный братскими?» [Кропоткин, 1982. С. 218].
В отличие от других сибирских острогов, место, где располагался Косогольский острог, не подверглось застройке. Его остатки обнаружены на северо-восточном берегу оз. Хубсугул во время разведки, проводившейся в 2007 г. совместной Российско-Монгольской археолого-этнографической экспедицией [Kharinsky, 2009]. Острог располагался на высоте около 1732 – 1733 м от уровня океана (87 – 88 м над уровнем озера), на северо-западной оконечности пос. Ханх (Турт).
Для выяснения конструкции фортификационных сооружений острога поперек его северного «рва» была заложена траншея размерами 1;4 м, длинными стенками ориентированная строго по линии север – юг. В районе траншеи зафиксирована следующая стратиграфическая ситуация: современный дерново-почвенный горизонт – бурая, слегка гумусированная супесь, плотно насыщенная крупнообломочным материалом и плитняком, мощность слоя от 0, 05 до 0, 10 м; красновато-бурый средний суглинок с продуктами разложения коры выветривания и плитняком, мощность от 0, 5 до 0, 6 м; скальное основание, материковые породы. В траншее обнаружено скопление каменных плит. Их наибольшая концентрация наблюдалась во «рву» и с его внешней стороны. Снаружи «рва» плиты располагались на древней поверхности. Какой-либо определенной последовательности в укладке плитняка не выявлено, плиты беспорядочно навалены друг на друга. Далее, на гл. 0,40 – 0,45 м, обнаружено еще одно место концентрации крупных каменных плит, также как и в первом случае, бессистемно наваленных друг на друга. Эти камни, вероятно, служили забутовкой основания какой-то деревянной конструкции, впоследствии полностью сгоревшей. Скорее всего, исследованное нами сооружение является канавой, в которую было установлено и укреплено камнями основание частокола или заплота, впоследствии сгоревшего. Не исключено, что траншея имела иное назначение, а стенами острога являлся не тын, а оборонительные сооружения иного типа. По мнению А.Р. Артемьева, после Албазинской осады русские убедились в неэффективности тыновой ограды против маньчжурских пушек. Они стали перестраивать и возводить новые крепости в виде деревоземляных укреплений, «китай-городов» и «бастей», т. е. бастионов. В том числе с использованием плетней, как впоследствии – для сооружения редутов и апрошей [Артемьев, 1998].»".
Ну вот – археологи там всё перерыли на месте Косогольского острога, и не исключают того, что стены казачьей крепости были почти каменными – каменными плитами и землёй заполнялось пространство между двумя плетёнными тынами, или между двумя бревенчатыми частоколами. А все башни и постройки за крепостными стенами были деревянными. В конце публикации, археологи припугнули читателей тем, что ещё вернутся на Хубсугул и такого нароют, что у лиц, ознакомившихся с результатами их повторной экспедиции, глаза на лоб повылазят. Ну, что ж, подождём. Мы люди не гордые.
Свидетельство о публикации №225042101131