Остап Бендер - романтический циник
Остап Бендер - фигура парадоксальная. Великий комбинатор, чьи аферы блистают, как фейерверк над провинциальным городом, но чья душа - это душа романтика, разочарованного в мире, но не разлюбившего его. Он циник, но циник с горячим сердцем. Он мошенник, но мошенник, который мог бы стать святым, если бы святость не требовала отказа от игры.
Бендер смеётся над миром, но смех его - не презрительный, а снисходительный, почти отеческий. Он знает цену человеческой глупости, но не презирает её - он играет с ней, как фокусник с доверчивой публикой. Его цинизм - это броня, под которой скрывается разочарованный идеалист. Он видел слишком много, чтобы верить в добродетель без улыбки, но слишком любит жизнь, чтобы отвернуться от неё.
Он - дитя своего времени, эпохи, где все высокие идеалы рассыпались в прах, но где в этом самом прахе ещё можно отыскать золотые крупицы истины. Его философия - это философия Ницше, дошедшая до улиц и базаров: «Бог умер, но теперь мы должны стать богами». Только Бендер не стал богом - он стал трикстером, шутом при последнем пире человечества.
Бендер - герой, который не верит в героизм. Он готов на подвиг, но не ради абстрактных идеалов, а ради живых людей, которых, вопреки всему, любит. Вспомним, как он спасал Воробьянинова от нищеты, как рисковал ради «детей лейтенанта Шмидта», как вёл себя в моменты, когда требовалось настоящее мужество. Он не ждёт наград - он знает, что мир несправедлив. Но он действует, потому что не может иначе.
Это героизм без пафоса, без фанфар. Героизм человека, который уже пережил своё разочарование в мире, но всё ещё не разучился улыбаться.
Бендер - эстет. Его аферы выстроены с изяществом театральной постановки. Он ценит красоту, даже если это красота авантюры. Он знает, что мир - иллюзия, но предпочитает иллюзии изящные. Он посвящён в тайные законы мироздания: знает, что всё - игра, что добро и зло - условности, что честность и обман - две стороны одной медали. Но вместо того чтобы впасть в нигилизм, он выбирает иронию. Он не разрушает мир - он дразнит его, как ребёнок дразнит строгого учителя, зная, что за этим последует смех, а не наказание. В этом - главная суть Бендера. Он мог бы стать холодным циником, мрачным нигилистом, но он остаётся человеком, который, несмотря на все свои махинации, не теряет человечности. Он обманывает, но не предаёт. Он смеётся, но не ненавидит.
Он - романтик, который разочаровался в романтике, но не в людях. Он - философ, который понял, что жизнь абсурдна, но решил играть в неё с улыбкой. Он - герой без знамени, святой без религии, мудрец без учеников.
И хотя мир несправедлив, ему все же поставили памятник - не за мошенничество, а за то, что он, несмотря ни на что, оставался человеком.
Свидетельство о публикации №225042101182