Урок о знаках

На уроке основ мироздания учительница Мария Петровна решила поговорить с третьеклассниками о символах.

— Дети, мир полон знаков и символов. Скажите, какой знак, согласно древним преданиям, был дан людям в подтверждение, что глобальный потоп больше не повторится?

Вовочка, к удивлению всего класса, первым поднял руку.

— Радуга! — гордо ответил он. — Дедушка Ной увидел её после сорока дней дождя.

— Почти верно, Вовочка, — улыбнулась учительница. — Пять с минусом. Минус за дедушку Ноя, он не был дедушкой всем людям.

— А моя бабушка говорит, что все люди — родственники, — пробормотал Вовочка. — Иначе зачем нам на семейных праздниках терпеть дядю Борю?

Класс захихикал.

— А зачем вообще нужны символы? — неожиданно спросил Петя, который обычно молчал на уроках.

— Видишь ли, Петя, — начала Мария Петровна, — символы помогают людям понимать сложные вещи. Например, радуга с её семью цветами...

— Как семь дней недели! — выкрикнула Машенька.

— И семь нот! — добавил кто-то с задней парты.

— И семь гномов у Белоснежки! — не унимался Вовочка.

Учительница попыталась вернуть урок в нужное русло:

— Да, число семь часто встречается в разных культурах. Но давайте вернёмся к радуге...

— Мария Петровна, — Машенька подняла руку, — а можно я вам что-то скажу на ушко?

Учительница наклонилась, и Машенька прошептала ей что-то, от чего Мария Петровна слегка покраснела.

— И кто тебе это сказал? — строго спросила она.

— Папа. Он физик, — невинно ответила Машенька.

— Что она вам сказала? — заинтересовался весь класс.

Учительница нервно поправила очки:

— Машенька сообщила мне научный факт о том, что... что на самом деле в радуге не семь, а бесконечное количество цветов. Просто наш глаз различает только основные.

— То есть получается, — медленно проговорил Петя, — что радуга — это символ бесконечности цветов, которые мы не видим?

— В каком-то смысле, да, — осторожно ответила учительница.

— А я на прошлой неделе видел двойную радугу! — возбуждённо сказал Вовочка. — Это что, двойная бесконечность?

Класс замер в ожидании ответа.

— Математически говоря... — начала было Мария Петровна, но тут прозвенел звонок.

— Ура! У меня дома есть книжка про бесконечность! — закричал Вовочка, собирая портфель. — Завтра принесу!

Когда дети выбежали из класса, Мария Петровна устало опустилась за стол и посмотрела в окно, где после недавнего дождя ещё виднелись остатки радуги.

«И как им объяснить, — подумала она, — что иногда символ важнее того, что он символизирует?»

А в коридоре Машенька шептала подружкам:

— Я просто спросила, правда ли, что радуга — это преломление света в дождевых каплях. Папа сказал, что да, и что всё волшебство мира можно объяснить физикой. Почему она так покраснела?


Рецензии