От Аристотеля до наших дней

       Наша логика зародилась около 2500 лет назад, когда между двумя философскими направлениями, представленными, с одной стороны, Аристотелем, а с другой – Гераклитом,  проводились философские споры о сущности бытия.    При этом Аристотель утверждал, что если разбить что-то на мельчайшие составные части, можно понять, как это работает.    Поэтому он считал, что для решения проблемы следует выбирать  расчленение и деление.    Кроме того, он поддерживал идею о том, что всё имеет свои собственные границы, поэтому всё может быть локализовано и категоризовано.   Являясь основоположником формальной логики и  создателем силлогистики,  которые и на сегодняшний день считаются наукой правильного мышления, он  заявил, что если вы чего-то не знаете, то спросите у тех, кто знает.    Этот совет настолько разумен, что большая часть населения Земли следует ему до сих пор.    Но это не означает, что этот совет справедлив.      Вспомним, для примера, что наша цивилизация несколько столетий жила в убеждении, что Земля – плоская, а утверждение Галилея и других учёных о том, что Земля – круглая, дорого им обошлось, но потребовалось ещё около 200 лет, пока наука не признала этот факт.   Другой пример, это  утверждение о том, что мельчайшей частицей всего сущего является атом, которое просуществовало около двух с половиной тысячелетий.    А в XX веке наука открыла элементарные частицы, что полностью изменило базовые представления о Вселенной.    При этом все элементарные частицы вначале были вычислены, а только потом их  существование было доказано экспериментально.    Поэтому весьма резонным является вопрос – верим ли мы тому, что мы видим?   Или мы видим то, чему верим?     Философия Аристотеля повлияла на всю нашу жизнь, да и сегодня в большинстве случаев она продолжает своё влияние на многие стороны нашей жизни.    Например, в образовательной системе принято, когда  непререкаемый авторитет учителя довлеет над личностью обучаемого во всех аспектах, или в науке, где требование повторяемости экспериментов  прорастают из философии Аристотеля.    Следуя этой философии, были  разработаны причинно-следственные концепции, законы движения и многое другое.    Но новейшие результаты научных исследований доказали ошибочность этих положений и концепций.
     Иной точки зрения придерживался оппонент философии Аристотеля – Гераклит.   Он интуитивно чувствовал, что Вселенная находится в постоянном движении, что стабильность и гомеостазис не являются нормой.   До нас дошло его изречение: «Всё течёт…Нельзя войти в одну и ту же реку дважды».    Вероятно, он понимал, что к тому моменту, когда вы опустите ногу в воду во второй раз, не только река, но и ваша нога успеют претерпеть некие изменения.   Спор Аристотеля и Гераклита по своим убеждениям намного драматичнее, чем конфликт относительно устройства Вселенной.    Поскольку Аристотель выиграл эту интеллектуальную войну, наша жизнь такова, какова она есть сегодня.   Если бы выиграл Гераклит, то у нас была бы совершенно другая цивилизация.    Поэтому в настоящее время все наши мысли, любой тип анализа, который мы используем – следствие влияния философии Аристотеля.   Буквально до XX века наука базировалась на предположении о том, что Вселенная аналогична точно идущим часам.   Естественное положение вещей передавалось гладкими линиями, округлыми кривыми и формами, приятными глазу.   Отклонения от этого представления рассматривались как «случайное поведение» и считались несущественными.   По этому поводу Галилей писал: «Книга природы раскрыта перед нами, но она написана не теми буквами, из которых состоит наш алфавит: её буквы – это треугольники, круги, шары», хотя в природе нельзя встретить ни одного листочка треугольной формы, облака в виде окружности или человека в форме шара.   Об этом говорил и Платон: «Бог творит мир по геометрическим линиям», но при этом не уточняет, какие именно геометрические линии используются, например, при создании физического мира.   Известно, что  катастрофические изменения в истории человечества происходят примерно через каждые 500 лет.   Например,  приблизительно через пять столетий после эпохи античности произошло  зарождение христианства.    Примерно через такой же отрезок времени под натиском варварских захватчиков пала Римская империя и так далее. Во времена мрачного средневековья католическая церковь скрывала большинство знаний от западной культуры в Ватиканской  библиотеке, где и до сих пор находится огромное количество рукописей, которые могли бы стать источником получения знаний.   Церковь полагала, что только священников нужно учить читать, ибо только они должны правильно интерпретировать священные писания, ибо только они получают истину от Бога, поэтому нет необходимости осваивать непознанное в поисках новых и более глубоких истин. Эта, принятая на себя церковью миссия охраны истины от осквернения со стороны язычников, еретиков  и неверующих, породила Крестовые походы, инквизицию и известную охоту на ведьм.    Этот страшный период истории человечества характеризуется застоем в распространении известных и в развитии новых знаний.     Приблизительно  в 1500 году нашей эры важнейшими открытиями, повлиявшими на ход истории, были пороховое ружьё и летящие под воздействием пороховых газов ядра и пули.    Знание стало распространяться во всём мире с необычайной скоростью.   Это привело к ослаблению церковной и политической власти, а со времён великого Ньютона бурными темпами стала развиваться современная наука.    «Научный метод», полученный в наследство от Аристотеля и  провозглашённый Ф. Бэконом стал общепринятым методом научных исследований и открытий.    Крупнейшие учёные самым тщательным образом изучали законы мироздания и, проверив их действие экспериментально, формулировали эти законы.   Теоретические результаты, не подтверждённые экспериментально,  считались псевдонаучными,  а их авторы преследовались и изгонялись из научного сообщества.    В некоторых научных академиях даже создавались специальные комиссии по борьбе с лженаукой.   Однако не всё можно было проверить опытом, и не всё можно было объяснить.   В научной литературе достаточно подробно описан путь, пройденный материалистической наукой, основанной на физическом приборном эксперименте.   В то же время наша цивилизация имеет огромный опыт получения знания на основе мысленного эксперимента, то есть путём глубокой медитации.
Такими учёными-экспериментаторами, проводившими опыты с информационными структурами без применения внешних технических приспособлений, являются индийские йоги, египетские жрецы, даосские и буддийские монахи и другие представители различных религиозных конфессий.   Подобными технологиями занимались и такие известные адепты, как Свами Вивекананда, Парамахамса Йогонанда, шри Чинмой,   Георгий Гурджиев, Карлос Кастанеда, Сатья Саи Баба и многие другие.  Информация, полученная таким путём, преобразовывалась сознанием в слуховую, зрительную, кинестетическую составляющую, которая затем трансформировалась в произведения искусства, философскую доктрину,  физическую или математическую теорию или в разновидность внешней деятельности, например, для организации эзотерических школ и др.  Фактически вся ортодоксальная наука была создана именно на базе той информации, которую получали из информационного поля Вселенной и преобразовывали в конкретные физико-математические конструкции. Это признавали и подтверждали такие учёные, как Галилей, Ньютон, Максвелл, Менделеев, Эйнштейн и многие другие.   И наука подошла к XX веку с огромным количеством наработанного, но необъяснимого в рамках старых требований материала.   XX век вошёл в историю науки, благодаря трём фундаментальным открытиям: теории относительности; квантовой механики, теории Хаоса, которая включает  информатику, кибернетику, голографию, нелинейную динамику и фрактальную геометрию.  В истории науки ничто не предвещало о создании теории относительности.    До XX века классическая наука занималась четырьмя основными моментами , которые считались не связанными друг с другом, - массой, энергией, пространством и временем.   Эйнштейн  выдвинул свою теорию относительности, где пространство и время представляют собой единый континиум.   Он объявил также, что вещество и энергия взаимообратимы, то есть не различаются между собой.
 Это привело к такому научному прорыву, о котором даже и не мечтали, например, к овладению атомной энергией и коренному изменению научных представлений о мире.   Единственная постоянная величина, которую оставил Эйнштейн – скорость света.    Эту постоянную уничтожило другое революционное открытие современной науки – квантовая механика.    После открытия субатомых частиц наш логический мир  распался.   Оказалось, что субатомные частицы ведут себя не так, как, по мнению учёных, должны были себя вести.    Стали рушится базовые принципы.   Например, Аристотель утверждал, что объект не может быть одновременно «А» и не «А».   Но многие эксперименты квантовой механики показали, что некоторые объекты могут быть и не могут быть чем-либо в один и тот же момент времени.   Выяснилось также, что возможны скорости, существенно превышающие скорость света.   Было доказано, например, что электрон, двигаясь с невероятной скоростью, может находиться одновременно в двух местах, что не обошлось бы без мистики, если следовать старой логике Аристотеля.  Оказывается, что реальный мир элементарных частиц и Вселенной не подчиняется классическим законам, так тщательно сформулированным учёными.   Столкнувшись с неожиданными парадоксами, наука XX века подвергла сомнению те самые законы, которые считались точными и постоянными в течение предыдущих веков.   В 1965 году учёный Д. С. Белл опубликовал теорему «О нелокальности причин», которая подвергла сомнению всю теорию причинно-следственной связи.   Его теорема гласит, что изолированных систем не существует, и что вся система, даже разделённая на части огромными расстояниями, между которыми отсутствуют сигналы, поля, механические силы, энергия и др., функционируют, как Единая Система.   Это значит, что всё во Вселенной взаимосвязано и что отдельные причины не могут быть изолированными одна от другой.    Теорема Белла подвергла сомнению всю теорию причинно-следственной связи и является более точным описанием существующего порядка вещей, что на сегодня уже  и доказано тысячами экспериментов.   Другой учёный – Д. Бом пошёл дальше Белла, утверждая, что реальность едина, что она представляет собой неделимую целостность, лежащую в основе всей Вселенной, в основе материи и сознания, поставляя исходный материал для всех  проявленных сущностей и событий, порождая, поддерживая и контролируя всё путём постоянной связи со всем в глубинной структуре целого.    Другими словами,  всё во Вселенной не только взаимосвязано, но и в действительности является одной и той же вещью.   Всё возникает из одного и того же пульсирующего квантового облака – поля 
Сознания.   Таким образом, мир, который мы наблюдаем, совершенно отличается от мира Аристотеля – в нём нет дискретных категорий, нет фактически длящейся стабильности.   В этом мире всё непрерывно изменяется, а идеальные формы евклидовой геометрии не являются нормой.   Явления, которые в течение столетий игнорировались как «случайные» отклонения, фактически оказались краеугольным  камнем реальности.   Традиционная наука, создавшая автомобили, самолёты, ракеты, компьютеры и много других полезных и нужных вещей, оказалась совершенно беспомощной в двух жизненно важных областях – живые системы и турбулентность.   Классическая наука XX века так и не смогла ответить на некоторые фундаментальные  вопросы, поставленные природой – как зародилась жизнь, что такое турбулентность, как во Вселенной, подчиняющейся закону повышения энтропии и неумолимо движущейся  ко всё большему беспорядку, может возникнуть порядок?   Таким образом, жизнь показала, что законы природы являются гибкими, а не строгими, как это предполагалось классической физикой.   Природа и структура Вселенной находятся в процессе постоянного изменения.   Теория Хаоса позволяет сконцентрироваться на процессе, а классическая физика концентрируется в основном на его содержании.   Ценность философии Хаоса состоит в том, что она учитывает и использует данные, которыми классические аналитики пренебрегают как случайными.    Теория Хаоса опровергает прежние традиционные взгляды учёных на Вселенную.   Старые законы оказались всего лишь вероятностными.    Раньше считалось, что Вселенной управляют неизменные законы, но оказалось, что это не те законы, которые ранее были открыты учёными.   Действительно, Вселенная управляется законами, которые являются всеобщими и развивающимися и они более свободны, чем предполагали учёные.   Вселенная  вольна создавать себя, по мере своего развития.    При этом предначертана общая схема развития, но не детали.    Поэтому существование разумной жизни на определённом этапе неизбежно – оно прописано в законах природы, а человек, как таковой,  далёк от предопределения.   К такому пониманию привела учёных  наука о Хаосе.
   Таким образом, как выразился известный историк науки Томас Кун; «научное сообщество словно оказалось вдруг на другой планете, где изученные уже предметы видятся в новом свете и появляются совсем незнакомые».   И сейчас наступило изумительное время – всё, что мы почитали знанием, лопнуло, словно мыльный пузырь.   Но ничего случайного нет!    В свою очередь Э. Лоренц обнаружил некий порядок, выдающий себя за случайность.   Порядок, законы которого мы пока ещё не знаем.  Он сформулировал «Эффект бабочки», который гласит: «Движение крыла бабочки в Перу через серию непредсказуемых и взаимосвязанный событий может усилить движение воздуха и, в итоге, привести к урагану в Техасе».
  А знаменитый математик А. Пуанкаре, придя к подобному выводу, писал: «Совершенно ничтожная причина, ускользающая от нас по своей малости, вызывает значительное действие, которое мы не можем предусмотреть».
   Вот и получается, что наша цивилизация, построенная на евклидовой геометрии, логике Аристотеля и методе Ф. Бэкона, является вероятностной по форме  и потребительской по содержанию.   Переосмысливание всех явлений и событий на основе новой научной парадигмы приведёт к совершенно новым техническим решениям, что может коренным образом изменить не только нашу повседневную жизнь, но и экономику, политику и сами условия жизни на Земле.


Рецензии