Тонио Крёгер

Новеллу часто называют исповедальной повестью о судьбе художника, но на деле это просто нытье самовлюблённого интеллектуала, который слишком серьёзно относится к собственной исключительности. 

Главный герой — типичный представитель "страдающей интеллигенции": он мучается от того, что не вписывается ни в мир обывателей, ни в круг истинных творцов. Но вместо глубины мы получаем бесконечные жалобы на непонимание, написанные вычурным, но утомительным языком. Он не вызывает ни симпатии, ни интереса — он просто скучный нарцисс, который уверен, что его душевные метания должны волновать всех вокруг. 
Сюжет практически отсутствует: Крёгер ностальгирует по юности, презирает "буржуазное" общество, но при этом завидует его простоте. Всё это подаётся с претензией на философское откровение, но по сути является банальным кризисом посредственности, который автор пытается выдать за трагедию гения. 
Стиль повести тяжеловесен и неестественен. Диалоги звучат как цитаты из плохой пьесы, а внутренние монологи перегружены псевдоинтеллектуальными рассуждениями. Автор явно стремится к глубине чувств, но вместо этого получается вода на три страницы о том, как тяжело быть "не таким, как все". 

"Тонио Крёгер" Манна Альтернативного — это история для тех, кто любит бесконечно рефлексировать над своей исключительностью, не предлагая ничего, кроме скуки и самолюбования.


Рецензии