Род Зубко из села Капустино. Часть 1. Глава 2

Глава 2. Исповедная Ведомость

Испове;дная ро;спись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) - ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII - начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет - то по какой причине (например, за малолетством). (ВИКИПЕДИЯ).
 В столбцах [1], [2], [3] записывался порядковый номер двора (дома, семьи), лица; мужского и лица женского пола соответственно. В столбце [4] размещался список прихожан. В столбцах [5] и [6] - число лет лица; мужского, женского пола (как правило, возраст указывался приближённо). (ВИКИПЕДИЯ)
Столбцы [7], [8] и [9] предназначались для отметок об исповедовании и прохождении причастия. В некоторых исповедных вместо трех столбцов обходились двумя, или вообще одним. Так, в [7] напротив исповедовшегося и причастившегося прихожанина писали был, была, но чаще объединяли сразу некоторую группу скобкой и отмечали были все. Более подробные записи можно встретить у имён церковного причта. Тут иногда упоминали сколько раз в году исповедовался и причащался, например, священник, а изредка и у кого и где. Напротив неисповедавшихся и непричастившихся лиц в этом столбце ставили прочерк, а в [9] указывали причину: за малолетством, по нерачению, за старообрядчеством и так далее. Столбец [8] использовался по назначению крайне редко, и чаще всего - как свободное место для неуместившегося текста в [7]. (ВИКИПЕДИЯ)
 Список прихожан. В заголовке этого столбца обычно записывалась та социальная группа, к которой принадлежали перечисленные в нём на данной странице люди: духовные и их домашние (обычно в первую очередь в списках шёл сам церковный причт), военные и их домашние, дворяне и их домашние, дворовые и их домашние, крестьяне и их домашние (или просто - поселяне) и так далее. Иногда здесь же приводилось название селения, где проживали указанные прихожане (обычно названия селений писались прямо в списке). Если населённый пункт принадлежал нескольким владельцам (помещикам), то в росписи присутствовали его описания по каждому владельцу отдельно, и не обязательно эти описания были расположены рядом друг с другом. В некоторых случаях в конце росписи могло находиться ещё и дополнение по селению с теми жителями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в основном тексте. Иногда в конце исповедных находился список церковных причётников соседних приходов, для которых местный священник был духовником. (ВИКИПЕДИЯ)
Всего в исповедных росписях, помимо раскольников, с 1713 по 1842 год официально разделяли 7 социальных групп, с 1843 по 1860 год - шесть, начиная с 1861 года - пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне.
В селениях описание шло по дворам (домам, семьям). Вначале записывался его глава с фамилией (если была), именем, отчеством; затем его жена с именем и отчеством (если переписчик не забывал его указать), или отмечалось вдовство; после - их дети с именами, их супруги и дети; более дальние родственники: племянники, срощенники, подсоседники и так далее. (ВИКИПЕДИЯ)
Исповедная Ведомость, 1799 г. Первое упоминание семьи Зубко.

Состав семьи: Василий Зубко (66 лет)
жена его Евдокия (51)
дети их:
Моисей (20)
Андрей (18)
Пелагия (14)
Даниил (26)
жена его Феодосия
дети их:
Стефан (4)
Василий (1)
Ефросиния (2)
Роман (23)
жена его Иулиянна (21)
В конце Исповедной Ведомости приводился табель - таблица с общим итогом: сколько дворов, сколько душ той или иной социальной группы, мужского и женского пола в приходе.
Также в конце документа шло заверительное объявление, что в нём всё верно написано, без укрывательства и приписок, а за выявленную в случае чего ложь составители готовы нести ответственность в виде штрафов. После, шли подписи (скрепы) всех лиц церковного причта мужского пола. (ВИКИПЕДИЯ)
Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления. В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей.
Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени. (ВИКИПЕДИЯ)
История
Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором - не ходившие на исповедь, в третьем - раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь. В 1716 году Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи. 7 марта 1722 года Синодом был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания. В том же 1722 году, 16 июля, совместным Сенатским и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей. Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы Анны Иоанновны в 1737 году. Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в 1917 году. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности. (ВИКИПЕДИЯ)



Содержание исповедных росписей
 
Содержание, достоверность, полнота описания в исповедных росписях различались и зависели от нескольких причин - от года написания этого документа, от местности в которой находился приход, от прилежания переписчика, от наличия в приходе своего священника, или священника входящего. Обычно текст росписи переписывался с прошлогоднего документа с внесением в него изменений за прошедший период, исправлением старых ошибок и созданием ошибок новых. В некоторых случаях порядок описания и тексты двух смежных по годам росписей мало схожи между собой, что может свидетельствовать о проведении какой-то локальной церковной переписи. (ВИКИПЕДИЯ)

Род Зубко в Исповедных Ведомостях

Фамилию Зубко мы встречаем в Исповедных ведомостях (в дальнейшем - ИВ) села Капустино Киевской губернии, Стецовской волости, Звенигородского уезда с 1799 по 1912 гг. В первых ИВ церковь значится как Свято Михайловская. С 1844 года ИВ включает в себя объединенные записи о прихожанах двух церквей: «Михайловской и приписной Свято Николаевской Кисиливки Приходского Священника Иасона Плисецкого».
В ИВ начинают вписывать жителей села Кисилевки следующих сословий: дворяне, однодворцы, мещане, посполитые. Появляются и военные.
С 1854 г. ИВ относится к Свято-Николаевской церкви села Капустино «приходскаго священника Василия Андриевского».
Зубко с 1799 г. по  1861 г относятся к Посполитым.
Кто такие Посполитые? После восстания Богдана Хмельницкого, изменившего формы политического существовании Малороссии, малорусский народ распался на две группы – казачество и поспольство. Основанием для подобного деления служила разница в характере повинностей, которые несла каждая группа в пользу государства. На казаках лежала военная служба; за это они освобождались от большинства других повинностей. Посполитые несли службу земскую, частью в виде платежей в войсковую казну, частью в виде разного рода натуральных повинностей - подводной, постойной и т. п. Первоначально название посполитые употреблялось для означения той части населения, которая несла земскую службу, независимо от того, были ли то крестьяне или мещане; но скоро посполитыми стали называться крестьяне по преимуществу. Сначала казаки (товариство) и посполиты не были строго замкнутыми, обособленными одна от другой группами населения. Между ними шло постоянное общение: казак мог сделаться посполитым, посполитый - казаком. Главную роль в этих переходах играли причины чисто экономического характера, так как военная служба, сопряженная с большими расходами, требовала и большей имущественной состоятельности.
В ИВ 1840 г. напротив отдельных жителей-прихожан церкви и даже целых семей стоит отметка «в бегах».
Беглые крестьяне были не редким явлением среди крепостных. Лаврентий Андреев Зубко записан «в бегах» в ИВ за 1840 г. и вновь появляется лишь в 1852 г. уже вместе с женой - Евдокией Григориевой. С 1866 г. Евдокия Григориева вдова.
В 1841 г. в ИВ появляется графа «Военные и их Домашние». В эту графу с 1866 г. вписываются некоторые представители рода Зубко: Артемий Андреев Зубко (с 1866 г. по 1884 г.), Феодосий Тимофеев Зубко (с 1874 г. по 1904 г), Патрикий Иоаннов Зубко (с 1874 г. по 1876 г.; умер примерно в 1877 г.), Мирон Григориев Зубко (с 1880 г. по 1904 г.), Иоанн Феодосиев Зубко (с 1880 г. по 1903 г., умер), Макарий Иоакимов Зубко (с 1881 г. по 1904 г.), Евтихий Тимофеев Зубко (с 1884 г. по 1904 г.), Авксентий Феодосиев Зубко (вырос в семье военного; с 1895 г. по 1896 г.), Феодор Феодосиев Зубко (вырос в семье военного; 1903 г.). С 1904 г. сословие Военных в ИВ отсутствует и все Зубко вновь становятся крестьянами.
В 1863 г. Зубко - Временно обязанные крестьяне.
Кто такие временно обязанные крестьяне? Временнообязанные крестьяне – бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года, но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за пользование помещичьей землёй. Свод законов Российской империи (т. IX изд. 1876, примеч. к ст. 782), понимал под «временнообязанными крестьянами» категорию («разряд») сельских обывателей, «состоящих к владельцу земли в обязательных поземельных отношениях», и подводил под это понятие всех «обязанных крестьян, проживающих на землях владельческих по контрактам и договорам». Права состояния у временнообязанных крестьян не отличались от прав крестьян-собственников. По отношению к общине временнозависимых крестьян помещик являлся «попечителем» и имел право требовать смены администрации (в том числе сельских старост) и осуществлять полицейские функции. Хотя положения 1861 года и не содержали срока завершения реформ, по мере прогресса выкупной операции число временнообязанных крестьян падало. (ВИКИПЕДИЯ).
В 1864 - 1865 гг. Зубко - Свободные крестьяне.
Понятие «свободные крестьяне» перекликается с понятием «государственные крестьяне».
19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Государственных крестьян и формы их «самоуправления», установленные законами 1838 - 1841 гг..
Государственные крестьяне - особое сословие крестьянства в Российском империи XVIII – XIX вв., численность которого в отдельные периоды истории доходила до половины земледельческого населения государства. В отличие от помещичьих крестьян, они считались лично свободными. (ВИКИПЕДИЯ)
С 1866 г. Зубко записываются как Крестьяне-собственники.
Государственные крестьяне в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Государственные крестьяне получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Государственных крестьян оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян.
Последняя ИВ, где присутствует понятие «Крестьяне-собственники», датируется 1872 годом. Далее, вплоть до 1912 г., написано просто - «Крестьяне».


Рецензии