Род Зубко из села Капустино. Часть 2. Глава 1

Предисловие

Книга составлена для потомков рода Зубко из села Капу;стино Звенигородского уезда, Стецовской волости, Киевской губернии. Охватывает период с 1797 по 1922 гг. Книга состоит из двух частей. Источниками для исследования рода послужили: Исповедные Ведомости, Метрические книги и Брачные Обыски, а также Памятные книжки и др. материалы (архивные материалы хранятся в Государственном архиве Черкасской области (ГАЧО)).
Составители - Я.А. Баранова и И. А Окорокова.
Книга напечатана в типографии г. Липецка в 2025 году. Не для широкого распространения.

Глава 1. Метрические книги

Метрическая книга - это книга для записей фактов о рождении, бракосочетании и смерти прихожан, которая велась священником определенной церкви в течение года в хронологический последовательности.
Еще в 1721 г. среди инструкций по ведению духовных дел, согласно «Историко-статических сведений о С.-Петербургской епархии, 1869 г.» был пункт о ведении метрических книг: «Священникам о приходских людях и о духовных детях иметь записныя книги, кто, у кого в приходе, когда родился, и кто молитву давал, где который младенец крещен и кем, и кто восприемник и восприемница были, и от которых лет кто у кого исповедывался; аще кто, кем, где и при ком обручен; аще кто умреть, при смерти - онаго кто исповедовали приобщал, и кто тому, аще и отвне, свидетелем был». В дальнейшем, Указ Святейшего Синода от 15 марта 1802 года упорядочил ведение записей.
Ведение православных метрических книг в Москве началось с 1702 года, а по всей России - с 1722 года, вместе с упразднением патриаршества и учреждением Святейшего Синода. Православные метрические книги велись согласно определенным формам. Первый вариант действовал с 1724 по 1838 гг. Второй вариант - с 1838 до 1920 гг.,  в этот период метрики велись на специальных бланках, печатавшихся Синодальной типографией.
Метрическая книга (МК) заполнялась священослужителем на год и состояла из трех частей. Первая часть - «О родившихся». Записи о рождении вносились в МК во время Крещения. Здесь указывался порядковый номер рожденного. В ранних экземплярах счет вели по рожденным младенцам, не разделяя их по половой принадлежности. В более поздних МК счет вели уже отдельно для мужского и женского пола. Далее указывалась дата рождения и Крещения. В первом варианте сначала шел столбец с указанием даты рождения, затем - «У кого кто родился» - и потом - столбец с указанием даты Крещения.
Далее записывалось данное при Крещении имя.
Имя младенцу выбирал сам священник по Святцам. Святцы - это церковный календарь, в котором указаны православные праздники и дни памяти святых, в честь которых дают имена младенцам при Крещении. Таким образом, новорожденный приобретал своего небесного покровителя. Это могли быть имена древнееврейского происхождения (например, Анна, Яков), греческого (Федор, Екатерина) или латинского (Юлий, Галина). Список имен пополнялся, добавлялись и старославянские имена, обладатели которых были канонизированы церковью (Святослав, Вячеслав, Ольга).
Вот, что писал о выборе имени Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894): «Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих».
В самых поздних МК (1913-1920 гг.) можно встретить дополнительную информацию - в честь кого младенец наречен. Например: 22 Августа Афанасий - «В честь святого Афанасия, празднуемого церковью 22 Августа» или 20 Января Ксения - «Наречена в честь преподобной Ксении, память которой 24 января».
После имени младенца крещенного следовал столбец - «У кого кто родился», в последующем - «Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания». Здесь указывалось название местности, какого помещика крестьяне (до отмены крепостного права в 1861-ом году), сословие (крестьянин, мещанин, солдат, священник), имя отца (состоящее из собственно имени и отчества), имя матери. Указывалось вероисповедание родителей. Отмечалось, если кто из родителей был не православного вероисповедания.
Отчество в России подтверждает связь человека с отцом. Первоначально это звучало так - «Владимир, Петров сын». Только высокородным людям позволялось добавлять в отчество окончание «ич». Например: Рюрикович, Святополк Изяславич. Окончание «ов» и «ович» закреплялось в специальных документах. Например, при Петре I это был табель о рангах, при Екатерине II – чиновичьи росписи. Окончание отчества обозначало социальную принадлежность человека. Для крестьян разрешение на отчество было получено после отмены крепостного права.
Следующая графа - «Кто восприемники», позднее - «Звание, имя, отчество и фамилия восприемников». Как правило, их было двое (иногда и один) - крестный отец и крестная мать, указывалось откуда они (название местности) и какого сословия. Часто крестные являлись родственниками новорожденному.
Следующие столбцы появились позднее: «Кто совершал таинство крещения» (указывалось имя Священника, часто - с Псаломщиком) и «Рукоприкладство свидетелей записи по желанию» (подпись обычно отсутстсовала по причине поголовной безграмостности).
На полях МК можно обнаружить пометки - например, выдан паспорт такого-то числа/года за номером таким-то или выдана та или иная справка, сделана выпись.
Вторая часть  - «О бракосочетавшихся». Во второй части МК записывались сведения о вступающих в брак. Приводился порядковый номер (таким образом, указывалось количество браков, заключенных церковью в данном году). В ранних МК столбец «№», в последующем - «Счет браков». Далее, в более старых МК, шел столбец «Кто имено венчаны», а потом - «число венчания», где указывалась дата венчания. А в новом оформлении столбец «Месяц и день» шел сразу за порядковым номером. А потом - «Звание, имя, отчество, фамилии и вероисповедание жениха, и которым браком» (порядку заключения браков уделялось особое внимание, чтобы не допустить вступления в повторный брак или кровосмешения.), в отдельной графе - «Лета жениха» - указывался возраст жениха (весьма приблизительно, документов на руках не было и верили на слово). Затем - «Звание, имя, отчество, фамилия и веросповедание невесты, и которым браком», и графа - «Лета невесты» (тоже приблизительно).
Была добавлена графа «Кто совершал таинство», где указывалось имя Священника, производившего обряд Венчания. В ранних МК все эти данные содержались только в одном столбце -  «Кто именно венчаны». Последняя графа - «Кто были поручители» осталась без изменений и присутствовала в обоих вариантах МК. У свидетелей тоже указывалось имя, отчество, фамилия, их местожительство, сословная принадлежность. Причем в новом варианте МК отдельно записывались поручители со стороны жениха и поручители со стороны невесты. Добавилась графа - «Подпись свидетелей записи по желанию», которая раннее отсутствовала. Но надобности в ней, по сути, не было, т. к. безграмотные подписи не ставили. Иногда вертикально на весь столбец было записано - «Подписи свидетелей по желанию не было».
У христиан разводы были сильно ограничены, поэтому о разводах составлялись отдельные дела. Они хранятся в фондах консисторий региональных архивов и фонде Святейшего Синода в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга.
Третья часть - «О умерших». В третьей части МК записывались сведения об умерших. В старой версии МК первая графа называлась «число» и в ней указывался день смерти. В новой версии графа «Счет умерших» подразделялась на два столбца - «Мужеска» и «Женска», где отдельно ввелся подсчет умерших мужского и женского пола. Также была графа «Месяц и день» и два столбца - «смерти» и «погребения» А в старой версии этой графы не было. Далее указывалось имя, из какой местности, сословие усопшего. Если это был ребенок, то указывалось имя отца (у незаконорожденных, имя матери). Умершую незамужнюю женщину называли «девица». У замужней указывался муж. Если муж к тому времени уже умер, писали - «вдова». Эта графа в новой версии называлась - «Звание, имя, отчество и фамилия умершаго». Следующая графа и в старой и новой версии была одинаковой - «Лета»: «Мужеска», «Женска» (возраст указывался «на глазок», очень часто не совпадал с реальным возрастом). Новые, добавленные графы: «От чего умер» (указывалась причина смерти; более чем примерно: «от колотья», «от старости», «от поноса», «от простуды» и т. п.), «Кто исповедывал и приобщал» (иногда так писали - «не причащался в связи со скоростию смерти»), «Кто совершал погребение, и где погребены» (имя Священника и фраза «на общем кладбище», «на церковном кладбище», иногда стоял прочерк, если речь шла о самоубийце).
В приходские книги могут быть не записаны: мертворожденные (их не крестили) (но в МК села Капустино такие записи встречаются, без даты крещения), самоубийцы (с точки зрения церкви, самоубийство - грех, поэтому обряд отпевания не проводился и хоронили умерших за погостом), живущие вдали от прихода (когда священники не могли в срок добраться до покойника и обряд отпевания не проводился).
В Метрических книгах начала ХХ в. встречаются документы судебного пристава или другого должностного лица об обнаруженнии неопознанного или криминального трупа. Можно встретить листы с подробностями смерти или с просьбой к приходскому Священнику о христианском обряде погребения усопшего и «разрешения» об удовлетворении данной просьбы.
Заключительные листы Метрических книг. В конце каждой части МК приводился краткий итог - количество рожденных, бракосочетавшихся и умерших.
В конце Метрической книги приводится Ведомость, которая представлена в виде таблицы, где записывалось общее количество рожденных и умерших в данном приходе за год.
Трагический 1918-ый год.
Заключительные листы МК на 1918 г. дают нам представление о масштабе трагических событий в с. Капустино в истекшем году.
Ведомость в МК на 1918 г.
Текст:
ВЕДОМОСТЬ
о родившихся, браком сочетавшихся и о умерших по приходу Свято-Николаевской церкви села Капустиной за 1918 год.
...
3) умерло неестественной смертью: мужского пола восемь - ст. 5, 8, 12, 14, 15, 16, 37, и 52, женского пола четыре - ст. 7, 12, 43, 62.
Во второй половине 1918 года в приходе наблюдалась эпидемия испанской болезни, повлекшая большой % смертности в среде населения.
В таблице подробно приводится возраст и количество умерших мужского и женского пола. Самая большая смертность наблюдается «От дня рождения до 1 года»: 11 (мужского пола), 14 (женского пола), «Итого» - 25. «От 1 года до 5 лет» умерло 18 человек (11 мужского и 7 женского пола). Всего за 1918 год умерло 115 человек (53 мужского и 62 женского пола). Судя по приведенным данным, рождаемость все-таки превысила смертность в этот непростой год: 161 на 115 соответственно.
  «Неестественные» смерти
28 Января: Аверкий Симеонов Бойко (26 л.) - убит.
16 Февраля: Ивана Наумова Бойка дочь Пелагия (13 л.) - убита
3 Апреля: Сергия Александрова Табаченко жена Анна Филиппова (37 л.) - убита («в ногу»)
24 Апреля: Даниил Кошевый (29 л.) - убит (умерший «от полученной раны»)
7 Июня: Артемия Романова Пыпы сын Тимофей (3 г.) - «втопился в кадушке» (утонул «в кадушке закваски приготовленой для самогонки»)
3 Июня (погребен 16-го): Евфимий Иванов Олефир (50) - убит
3 Июня (погребен 16-го): Иосиф Феодоров Зубко (23) - убит
26 Сентября (погребена 19 Октября): Анастасия Дорофеева Бойко (урожденная Зубко), жена Артема Даниилова Бойко (20 л.) - «удушенная»
19 Октября: крестьянин села Стецовки Емелиан Гулько  (70) - от старости (было проведено «разследование», которое установило «что он умер по старости лет»)
20 Ноября: Иоаким Силов Сгурский (27) - «от ран, полученных на войне»
23 Декабря: Крестьянин села Капустиной Филипп незаконорожденный Лузан (22) - убит («гром. с.Стецовки»)
28 Декабря: Максима Беликова дочь Агафия (10 л.) - «от утопления в пруде».
«Испанская болезнь»
Причина смерти - «Испанская болезнь», «испанка»
13 Мая: Агриппина Гавриилова Сгурская (41)
15 Сентября: Кирилла Иоакимова Зубко дочь Мелания (5 л.)
21 Сентября: Андрея Иванова Кисиль сын Симеон (2 г.)
22 Сентября: Феодор Даниилов Скляр (26)
25 Сентября: Ивана Кононова Олефир сын Николай (1 г. 6 м.)
26 Сентября: Иван Евмениев Скляр (18 л.)
26 Сентября: Евфимия Гордеева Барана дочь Феодора (13 л.)
27 Сентября: Георгия Харлампиева Петрунь жена Ксения Евтихиева (38)
29 Сентября: Иван Кононов Олефир (48 л.)
29 Сентября: Феодор Феодосиев Зубко (41 г.)
2 Октября: Георгия Харалампиева Петрунь дочь Мария (6 л.)
6 Октября: Петра Иаковлева Девуха дочь Гликерия (5 л.)
11 Октября: Саввы Логгинова Пыпа жена Анна Емелианова (20 л.)
12 Октября: Исидора Феодосиева Любар сын Феодосий (3 г.)
2 Ноября: Никиты Стефанова Скляр дочь Иулиания (15 л.)
5 Ноября: Симеон Трофимов Колос (28)
10 Ноября: Калистрата Феодотова Ткач сын Александр (3 г.)
14 Ноября: Проживающая в селе Капустиной крестьянка села Старых-Юркович Могилевской губернии, Гомельского уезда Васса Антонова Кравцова (24)
8 Декабря: Мелания Никифорова - дочь Никифора Табаченко (28)
13 Декабря: Проживающая в селе Капустиной «Бежанка» Гроднецкой Губернии, Бельского уезда, деревни Огородники Ирина Дамианова Артеменкова (33)
17 Декабря: Андрея Петрунь сын Аввакум (18 л.)

Испанский грипп или «испанка» - общепринятое название гриппа во время масштабной пандемии, продолжавшейся с 1918 по 1920 г. Заболевание было вызвано вирусом серотипа Н1N1 и поразило не менее 550 млн. человек (около 30% населения Земли). Число умерших от «испанки» достоверно неизвестно, различные оценки составляют от 17.4 млн. до 100 млн. человек (0.9 - 5.3% населения Земли), что позволяет считать эту пандемию одлной из наиболее масштабных катастроф в истории человечества.
Пандемия началась не ранее 1916 г., во время Первой мировой войны. Есть три версии происхождения «нулевого пациента», и они отнюдь не испанские. Считается, что развитию пандемии способствовали тяготы военного времени - антисанитария, плохое питание, скученность людей в военных лагерях и лагерях беженцев.
Место начала пандемии однозначно не установлено, однако вызвавший ее грипп получил название «испанский». Причиной этого считают то обстоятельство, что военная цензура участвующих в Первой мировой войне стран не допускала сообщений о начавшейся в армии и среди населения эпидемии. В результате нейтральная Испания первой из европейских стран публично объявила о пандемии заболевания в мае - июне 1918 г.
(ВИКИПЕДИЯ)
Симптомы «испанки»: высокая температура, резкое падение кровяного давления, общая интоксикация, хрипы и постоянный кашель, пневмония (воспаление легких), носовые кровотечения и кашель с кровью, синеватый цвет лица, помрачение сознания, быстрое поражение сердечно-сосудистой системы. Смерть наступала в течение трех-четырех суток с момента проявления первых симптомов.
Новая болезнь больше всего одолевала не стариков и детей, а физически крепких людей в возрасте 20-40 лет. Эпидемия гриппа ужасала еще и тем, что она не обошла стороной ни один регион и ни одну социальную группу. Если в прежние времена болезни поражали в первую очередь бедняков, то «испанка» косила всех без разбору, не щадила и состоятельных людей.
Считается, что на украинские земли испанский грипп принесли немцы. В марте 1918-го они подписали с большевиками Брестский мирный договор, согласно которому юго-западные губернии оказывались в зоне оккупации Германии.
Пандемия «испанки» распространялась до весны 1919 г., затем начала постепенно затухать. Некоторые историки считают, что именно «испанка» стала одним из главных факторов, способствовавших окончанию Первой мировой войны.
Метрические книги были настолько важным документом, что исполнялись в двух экземплярах, из которых один хранился при церкви, а второй отправлялся в соответствующие Консистории. Страницы в Метрических книгах были пронумерованы и прошнурованы.
Ведение Метрических книг было отменено декретом Советской власти от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», который передавал регистрацию рождений, браков и смертей в «отдел записи браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе». Церквям было предписано передать имеющиеся у них Метрические книги местным органам власти.
Однако ведение метрических записей в церкви сохранялось вплоть до 1918-20-х гг., а в некоторых церквях такие записи велись даже до середины 1930-х гг.
Эпидемия тифа в с. Капустино в 1919-1920 гг.
Тиф - (от др.-греч. «дым, туман; помрачнение сознания») - собирательное название некоторых инфекционных заболеваний, сопровождающихся нарушениями сознания на фоне сильной лихорадки и интоксикации. Наиболее известны сыпной тиф, брюшной тиф и возвратный тиф. До первой половины XIX века эти группы заболеваний считались одним. Брюшной тиф был выделен в отдельную группу в 1829 г., а возвратный тиф - в 1843 г. Устаревшее название тифа - «гнилая горячка» и «нервная горячка». (ВИКИПЕДИЯ)
Самая настоящая пандемия сыпного тифа, не имевшая себе равных по количеству заболеваний, их характеру и территориальному распространению, разразилась в России во время Гражданской войны, когда после развала Восточного фронта Первой Мировой войны основная масса солдат поехала домой, а с ними и возбудители заболеваний. Первые вспышки сыпного тифа были отмечены на Северном Кавказе, Дону, Украине, а летом 1918 г. сыпной тиф распространился уже и среди гражданского населения. Только в 1919 г. и в 1920 г. болело около 5 млн. человек, а общее число больных сыпным тифом в 1918-1920 гг. достигало 25 млн. человек. Средний показатель заболеваемости на 100 тыс. жителей составлял 3380 чел. При максимуме 6018 чел.
Н.А. Семашко совместно с В.Д. Бонч-Бруевичем и Л.А. Фотиевой 28 января 1919 г. подписали декрет №24 «О мероприятиях по сыпному тифу», согласно которому предпринимались срочные меры по санитарному просвещению в красноармейских (краснофлотских) частях и военных госпиталях. После окончания Гражданской войны, улучшения социально-экономической ситуации в стране, эпидемия завершилась. (Бюллетель Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А.Семашко. 2022. №1-2., С. 151-152).
Николай Александрович Семашко (1874-1949) - советский партийный и государственный деятель, врач, один из организаторов системы здравоохранения в СССР (часто называемой моделью или системой Семашко). (ВИКИПЕДИЯ)
Прокатилась эпидемия тифа и по Киевской губернии. Много жителей села Капустино и близлежащих сел, деревень умерло в те годы от данного заболевания. Умирали и дети, и взрослые, и старики. В Метрических книгах на 1918-20 гг. отсутствуют заключительные страницы с таблицей, где подводится общий итог прошедшего года. Но пролистывая страницы, мы можем сами увидеть масштаб трагедии. В части «О умерших» в большинстве случаев из причин смерти запись одна - «от тифа».
От тифа умерли
МК1919:
Февраль:
18. Анна Авраамова, первобрачная жена жит. с. Капустиной Евмения Иванова Скляра (48 л.)
25. Жителька с. Капустиной вдова Александра Авраамова Гукалова (51 г.)
26. Житель с. Капустиной Евмений Иоаннов Скляр (51 г.)
26. Проживавший в с. Капустиной г. Звенигородки мещанин Павел Захариев Моторный (56)
27. Житель с. Капустиной Иван Прокофиев Плаксы (59)
Март:
6. Житель села Капустиной Симеон Евдокимов Бондарь (45 л.)
6. Анна, дочь жителя с. Капустиной Алексей Евфимиева Барана (6 м)
16. Житель села Капустиной Сильвестр Игнатиев Сушко (48 л.)
18. Мария, дочь умершаго жит. с. Капустиной Ефрема Антонова Стеценка (12 л.)
25. Села Капустиной житель Иаков Митрофанов Прошак (48 л.)
29. Села Капустиной жителька Харитина Тимофеева Стеценкова (48 л.)
30. Села Капустиной житель Симеон Саввов Гаввага (62 л.)
Апрель:
4. Села Капустиной житель Гариил Дорофеев Чухлян (25 л.)
4. С. Капустиной житель Савва Кодратов Крамар (29)
4. С. Капустиной житель Исаакий Аввакумов Кичатый (46 л.)
9. Александра, дочь жителя с. Капустиной Филиппа Тимофеева Варича (7 м.)
11. Татиана Стефанова, второбрачная жена жит. с. Капустиной Ионы Евмениева Крамара (32 л.)

Апрель:
20. Мария Иванова, первобрачная жена жителя с. Капустиной Никиты Мартынова Кошевого (50 л.)
25. Житель с. Капустиной Исидор Петров Варич (28 л.)
26. С. Капустиной житель Сила Назариев Зубко (54 г.)
27. С. Капустиной житель Петр Трофимов Кисиль (46 л.)
Май:
1. Житель села Капустиной петр Потапиев Варич (59)
7. Христина Тихонова, первобрачная жена дителя села Капустиной Сильвестра Терещенка (49 л.)
9. Села Капустиной житель Поликарп Иосифов Зубко (33 г.)
10. Проживавшая в селе Капустиной жителька села Азарич, Гомельскаго уезда, Могилевской губернии, Параскева Зиновиева Светличная (56 г.)
13. С. Капустиной житель Емелиан Авксентиев Нечипоренко (49)
14. Мария Тимофеева, первобрачная жена жителя села Капустиной Ивана Кириллова Капусты (53)
15. Села Капустиной житель Терентий Василиев Моторный (42 г.)
16. Села Капустиной житель Виктор Афанасиев Ткач (53 г)16. Села Капустиной житель Дамиан Тимофеев Сиренко (71 г.)
24. Пелагия Карпова, жена жителя с. Капустиной Фомы Андреева Бойка (43 г.)
27. Села Капустиной житель Евфимий Дорофеев Майборода (45 л.)

Июнь:
1. Села Капустиной житель Иван Григориев Ткач (38 л.)
5. Лукия Андреева, первобрачная жена жит. с. Капустиной Алексия Космова Колесника (62 г.)
5. Фекла Терентиева, первобрачная жена жителя села Капустиной Иеремии Девухи (30 л.)
5. Мария Феодотова, второбрачная жена жителя с. Капустиной Меркурия Стеценка (42 г.)
9. Села Капустиной житель Иерофей Игнатиев Сушко (40 л.)
10. Сергий (без отчества), сын жительки с. Капустиной Дарии Кирилловой Шмицовской (Скляровой) (3 г.)
12. Житель с. Капустиной Звенигородский мещанин Николай Василиев Губский (54 г.)
23. Села Капустиной жителька Анна Григорьева, вдова Ефрема Скляра (52 г.)
27. Села Капустиной жителька вдова Капитолина Гариилова Сгурская (42 г.)
Июль:
1. Павел, сын жителя села Капустиной Григория Андреева Моторного (14 л.)
1. Тимофей, сын умершаго жителя села Капустиной Терентия Василиева Моторного (7 л.)
26. Жителька села Капустиной вдова Васса Василиева Рябоконева (66 л.)
Август:
1. Прокофий, сын жителя села Капустиной Меркурия Кириллова Стеценка (16 л.)
25. Мария Артемиева, первобрачная дена жителя села Капустиной Тимофея Иванова Веретельника (35 л.)
Октябрь:
30. Села Капустиной жителька вдова Фекла Емельянова Гукалова (60 л.)

Ноябрь:
1. Варвара Евтихиева Бойкова (36 л.)
1. Павел,сын жителя села Капустиной Ивана Емельянова Слободяника (9 л.)
5. Села Капустиной житель Диомид Игнатиев Сушко (50 л.)
11. Села Капустиной житель Григорий Василиев Капуста (33 г.)
25. Села Капустиной житель Назарий Стефанов Майданенко (20 л.)
Декабрь:
3. Села Капустиной житель Василий Зиновиев Крамар (56 л.)
9. Дария Иерофеева, первобрачная жена жителя села Капустиной Вукола Кодратова Чередника (28)
15. Села Капустиной житель Алексей Космов Колесник (65 л.)
15. Села Капустиной житель Стефан Парфениев Майданенко (44 г.)
15. Анна, дочь жителя села Капустиной Василия Иванова Капусты (18 л.)
20. Села Капустиной житель Терентий Гавриилов Кельбас (28 л.)
23. Иулиания Трофимова, первобрачная жена жителя села Капустиной Никиты Феодосиева Любара (52 г.)
23. Села Капустиной житель Стефан Николаев Моторный (20 л.)
24. Села Капустиной житель Лев Лаврентиев Сиренко (48 л.)
26. Села Капустиной житель Тарасий Диомидов Крамар (20 л.)
27. Села Капустиной житель Никифор Марков Сгурский (30 л.)
31. Мария Лаврентиева, первобрачная жена жителя села Капустино Димитрия Шершня (50 л.)
В течение всего 1919 года умерло лиц мужеска пола восемьдесят два (82), женска пола шестьдесят четыре (64), обоего пола по приходу Св. Николаевской церкви села Капустиной умерло сто сорок шесть (146).
От тифа умерло 63 человека. Из них - два человека из рода Зубко.
Интересный факт. Феодот Даниилов Зубко был женат на Пелагии Симеоновой, урожденной Светличная, которая была из села Азарич, Гомельского уезда, Могилевской губернии. И в МК1919 среди умерших от тифа мы встречаем запись -  10 Май. Проживавшая в селе Капустиной жителька села Азарич, Гомельскаго уезда, Могилевской губернии, Параскева Зиновиева Светличная (56 г.). Вполне возможно, что Параскева Зиновиева была родственницей (мамой) Пелагии Симеоновой.

Еще один интересный факт. Умерший от тифа 20 Декабря 1919 г. Терентий Гавриилов Кельбас (28 л.) был вторым мужем Ирины Евфимиевой - вдовы Иосифа Феодорова Зубко (умер в 1918 г.). Так сложилась судьба, что Ирина, недолго побыв во втором браке, вновь овдовела. Дважды вдова в 23 года.
МК1920:
Апрель:
8. Алексей, сын жителя села Капустиной Мокия Дорофеева Чумака (2 м.)
10. Села Ступичной, Звенигородскаго уезда житель Алексей Иоакимов Коваль (35 л.)
13. Села Капустиной житель Иона Петров Китчатый (65 л.)
16. Села Капустиной житель Николая Димитриев Шершень (21 г.)
16. Села Капустиной житель Наум Косьмов Бойко (69 л.)
17. Мария Трофимова, первобрачная жена дителя с. Ступичной умершаго Алексей Коваля (42 г.)
21.Села Капустиной житель Давид Иванов Любарь (72 г.)
27. Мелания Харлампиева, вдова жителя села Капустиной Саввы Кошевого (79 л.)
Май:
4. Анастасия Ефремова, вдова умершаго жителя села Капустиной Авксентия Евтихиева Волошина (36 л.)
10. Марфа Василиева, второбрачная дена жителя с. Капустиной Мокия Олефира (32 г.)
19. Марина Иосифова, первобрачная жена жителя села Капустиной Терентия Стефанова Стеценка (57 л.)
26. Села Капустиной житель Зиновий Евтихиев Бойко (65 л.)
28. Агриппина, дочь жителя села Капустиной Тимофея Данильченка (4 г.)
Июнь:
14. Екатерина, дочь жителя села Капустиной Тимофея Данильченко (12 л.)
За 1920 г. по умершим в наличии только несколько страниц.
Незаконорожденные дети в царской России
В царской России дети, рожденные вне брака, навсегда получали соответствующее клеймо в виде фамилии, которая словно «сообщала» социуму происхождение своего владельца. И если благородные родители наделяли таких своих отпрысков усеченными фамилиями, все-таки указывающими на происхождение их рода, то неимущие сословия навсегда оставляли на внебрачных, ни в чем не повинных детях печать несчастья, порой даже в виде бранных слов.
Неприязненное отношение к внебрачным детям на Руси было не всегда. Известно, что князь Владимир «Красное солнышко» был «прижит» князем Святославом Игоревичем от ключницы Малуши. Но это не помешало Владимиру стать Великим князем киевским, оставившим после себя многочисленное потомство как от наложниц, так и рожденное позже в нескольких церковных браках. И все его дети считались княжеского рода.
Но уже в XVI веке отношение к детям, рожденным вне брака, стало меняться и тому немало способствовала Русская православная церковь. Поддерживая брачное сожитие, освященное церковным благословением, духовенство всячески подчеркивало свое несочувствие последствиям внебрачных связей, порой даже отказываясь крестить таких младенцев. Незаконнорожденные юноши признавались церковью запятнанными и не допускались к священническому сану. Такое же отношение было и к незаконнорожденным девушкам, которых молодые батюшки даже не рассматривали в качестве невест. Под влиянием церковных проповедей и в обществе постепенно поменялось отношение к внебрачному происхождению человека. Вскоре на всей территории Российской империи такие дети оказались «незаконными», даже для своих родителей они зачастую становились чужеродными, а в официальных документах их и вовсе именовали «зазорными».
Только начиная с XVIII века незаконнорожденных детей в России с каждым годом становилось все больше. Этому немало способствовало создание регулярной армии, куда рекрутов забирали на 25 лет, а ведь это были молодые парни, которые накануне успевали обвенчаться. Их жены свои лучшие годы должны были проводить в одиночестве, ожидая супруга только на побывку. И зачастую, когда солдат уже украшенный сединой, наградами и шрамами впервые оказывался дома, то его встречал незаконный, «зазорный» ребенок, а то и не один. Но это если солдатка жила отдельно, а не в семье мужа. А в этом случае женщина любыми путями стремилась избавиться от ребенка.
На рубеже XVIII-XIX веков убийства незаконнорожденных детей среди крестьян, мещан и в большей степени солдаток были повальными, и не потому, что матери ненавидели таких своих отпрысков. Их дальнейшая судьба заранее была настолько плачевной, что родители считали, что им лучше не жить. Если у «зазорного» ребенка не находилось попечителя, то он не имел права ни на что и не мог даже обучиться какому-нибудь ремеслу. Мальчики считались «казенными» детьми и их в первую очередь отправляли в армию, порой еще до совершеннолетия. Судьба девочек вовсе теряется во мраке.
До XIX века незаконнорожденные дети простолюдинов не получали фамилии, а только клички. Их записывали в официальные документы и в дальнейшем каждому было понятно, кто этот человек. Наиболее распространенные клички «зазорных» детей, изредка превращенные потомками в фамилии были байстрюк, безбатьковщина, беспуток, выблюнок, выгунок, выпороток, выплыш, выстирок, закрапивник, зауголок, капустник, курвач, курвенок, марыш, замарыш. Иногда местные священники при крещении приписывали им в метрики свои прозвища и они тоже в дальнейшем становились фамилиями: Иудин, Иов, Христарадин.
Позже, в семьях, где ребенок рос только с родной матерью и чужим ему отцом, его считали чужеродным наполовину. Такие дети не имели настоящего отчества и в метриках записывались обычно как Половинкин, или сын полу Анны, позже это превращалось в Полуанин, Полуварварин, Полунадеждин. Или же в метрике использовали девичью фамилию матери, иногда крестного отца, но опять же эти дети были их «наполовину», и тогда получались Полупьянов, Полоумнов, Полустроев, Полукроев и т. д.
У русских аристократических династий ситуация с незаконнорожденными детьми была более гуманной. Высокородные отпрыски, пусть и не получали все титулы своих родителей, но редко бывали лишены какого-нибудь наследства, их всегда обучали и часто за границей. И все-таки практика отметить «зазорного» ребенка существовала и у дворян. Фамилии таких детей, даже если их родители - члены императорской семьи, образовывались усечением фамилии отца. Например, незаконнорожденные Трубецкие, тоже получавшиеся таковыми лишь наполовину, становились Бецкими. Голицыны - Лицыными, Долгоруковы - Рукиными, Потемкины - Темкиными. Часто образованные дворяне для составления фамилий своих бастардов использовали анаграммы. Например, Шубин - Нибуш, Чарналуский - Луначарский.
Порой князья использовали для фамилий своих незаконных отпрысков географические названия, где располагались их родовые поместья. Так, например, незаконнорожденный сын светлейшего князя Григория Орлова и императрицы Всероссийской Екатерины II носил фамилию Бобринский, поскольку именно в Бобриках у него была земля и усадьба, которую ему подарили родители. Еще благородные, но незаконные отцы часто выискивали в своих родословных первоначальные, но со временем утерянные династические фамилии и приписывали их своим детям. Так все внебрачные дети императора Александра II от Екатерины Долгоруковой, а затем и их потомки носили фамилию Юрьевские, поскольку Юрьевы - было одно из прозвищ бояр Романовых, от которых вел свой род русский императорский дом.
Только в начале XX века все незаконнорожденные дети стали получать те фамилии, которые им пожелали оставить их родители. И в них уже, зачастую не были зашифрованы обидные прозвища и данные о том, что они - родные лишь наполовину. Однако, предосудительное отношение к таким детям еще долго сохранялось в обществе и полностью исчезло лишь к концу XX века. (Источник — Почему с XVIII века значительно увеличилось количество незаконорожденных детей на Руси - Русская семерка. russian7.ru).
Дети, рождённые матерью, состоящей в браке, записывались на имя матери и её мужа. Дети, рождённые вдовой, разведённой или женщиной, брак которой был признан недействительным, записывались на имя матери и её умершего или с ней разведённого мужа со слов, если со дня его смерти, развода или признания брака недействительным до дня рождения ребёнка прошло менее 306 дней. Разрешалось записывать ребёнка на имя одной матери с указанием на её вдовство или развод. Внесение в метрическую запись слова "незаконнорожденный" не допускалось. На практике такие записи встречаются довольно часто. Дети женщины, родившей вскоре после смерти прежнего мужа или развода, но уже состоящей в новом браке, записывались на имя матери и её настоящего мужа, который имел право оспорить подобную запись. При безвестном отсутствии мужа более 306 дней запись ребёнка допускалась только на имя матери. При записи крещения подкидыша указывали имя крещёного, время и место его рождения, удостоверение родовспомогательного заведения, сведения от полиции или свидетельские показания. В графе о родителях пишут: "Родители неизвестны".       
 Незаконорожденные дети в Метрических книгах с. Капустино
МК1833: Евдокия - дочь Иулиании Романовой Зубко.
МК1844: Парамон незаконорожд. - сын Григория Андреева Зубко и Феодосии Онуфриевой.
Мария Пасталака - жена Назария Иоаннова Зубко, родилась примерно в 1845, дочь Евдокии Ивановой Кондратюковой.
МК1869: Евдоким незаконорожд. - сын Евдокии Григориевой Зубко (вдова Лаврентия Андреева Зубко).
МК1873: Христина - дочь Евдокии Григориевой Зубко (вдова Лаврентия Андреева Зубко).
Евдокия незаконорожд. - жена Патрикия Иванова Зубко (получила отчество Терентиева) (информация из МК1875).
МК1879: Агафия незаконорожд. - мама Аввакума Феодосиева Нещадим.
Гликерия незаконорожд. - мама Агриппины Волошиной (жена Иакова Назариева Зубко) (информация из МК1880)
МК1880: Евфимия (первая) Вуколова Зубко - дочь Вукола Феодосиева (был в бегах в 1880 г.) и Марины Авраамовой.
МК1880: Василий незаконорожд. Фищенко - муж Евфимии Вуколовой, из села Окнино. Встречается отчество - Стефанов.
МК1883: Яков незаконорожденный Носаль - отец Софрония.
МК1887: Марфа - дочь скритки Софии Иоакимовой Зубковой (в дальнейшем Петрунь).
Терентий Гавриилов Кельбас (муж Ирины Евфимиевой Зубко) родился у Марии незаконорожденной Кельбас (информация из МК1890).
МК1887: Сиггклитикия незаконорожд. (жена Трофима Феодорова Зубко)  - дочь скритки солдатской дочери Дарии Лаврентиевой Серенковой.
МК1894: Макарий незаконорожд. — сын Стефаниды Тарасиевой Зубко (вдова Иосифа Никитова Зубко).
МК1895: Маркиан - сын Мавры (дочь Лаврентия Андреева Зубко).
МК1896: Матрона незаконорожд. - дочь Стефаниды Тарасиевой Зубко (вдова Иосифа Никитова Зубко).
МК1903: Илия - сын Иулиании Симеоновой Зубко.
МК1904: Маркиан - сын Феодосии Симеоновой Зубко.
МК1906: Димитрий -  сын Иулиании Симеоновой Зубко.
МК1913: Ксения - незаконорожд. дочь Синклитикии незаконорожд. (вдова Трофима Феодорова Зубко).
МК1915: Тихон - сын Пелагеи Симеоновой Светличной.
МК1915: Василий - сын Акилины Василиевой Зубко.

Кладбища
Христианизация меняет погребальную практику. Кремация вытесняется ингумацией (погребением в земле, т.н. трупоположением) к середине XII - началу XIII веков.
В истории христианского кладбища выделяются два периода: эпоха приходского и монастырского кладбища (до XVIII в.) и эпоха городского регулярного и сельского приходского кладбища.
На приходском кладбище при каждом храме погребались христиане, входившие в данную общину-приход. Особо почитаемых прихожан (жертвователей на храм, строителей храма, людей, облеченных властью, храмовых настоятелей) хоронили в самом храме. Иногда в храмах устраивались семейные усыпальницы (например, купцов,  промышленников, посадских и др.).
При каждом монастыре имелось монастырское кладбище, находившееся чаще всего в пределах монастырской ограды. Главное на нем место, в отличие от кладбищ приходских, отводилось могилам монашествующих и настоятелей. На таком кладбище выделяются могилы особо почитаемых церковных иерархов, а иногда - и святого.
Помимо монашествующих и служащих монастыря на этом кладбище, как и на кладбище приходском, имелись могилы особо почитаемых прихожан или знаменитых людей города. Многие монастыри становились усыпальницами для княжеских родов. В монастырях также находились усыпальницы или привилегированные места для знаменитых родов горожан, или отдельных граждан.
Был распространен и такой тип приходского кладбища, как «погост». Этим словом называлось кладбище, находящееся в стороне от жилья (обычно в лесу, на месте старой церкви, где идут лишь заупокойные службы и службы по главным праздникам; на месте старой, заброшенной деревни и т.п.).
История российского городского приходского кладбища заканчивается в 80-х годах XVIII века. Распоряжением Екатерины II сначала было предписано эти кладбища обнести прочной стеной (указ 17.ХI.1771 г.), а чуть позже и вообще было запрещено хоронить покойников в городских стенах. Мотивировалось это распоряжение заботой о здоровье горожан. Городским управам предписывалось устраивать кладбища за городской чертой на выгонных землях на расстоянии не ближе 200 саженей к жилью. На каждом кладбище должна была стоять церковь. Из губернской и городской казны предписано было выделять деньги на благоустройство и содержание кладбищенского хозяйства. В самом конце XIX века было решено из городского ведомства передать кладбища в ведение православной церкви.
Усопшего хоронили в яме, вырытой для 1-2 человек, положив головой на запад. Наличие гроба – редкость, вместо него иногда использовали деревянную подкладку. Погребению предшествовала каноническая обрядность. После смерти покойного обмывали, затем одевали в погребальный наряд. В течение трех дней его отпевали.
Особый тип погребений – кладбища «заложенных покойников». Такими покойниками церковь считала людей, умерших без покаяния или самоубийц. Этих умерших запрещалось отпевать в православном храме и хоронить на общем кладбище. Основным местом погребения покойников такого типа в сельском регионе были перекрестки дорог или глухие места в лесу. Иногда такого покойника даже не хоронили, а просто клали на землю или подвешивали на дерево, чтобы его съели звери. В городах, чаще всего за городской чертой, существовали «убогие дома», «божедомки» – избы, в середине которых были вырыта яма, куда и сваливались эти покойники. Чаще всего гроб считался чрезмерной роскошью для «заложенного». Раз в год над этими покойниками совершалась служба (обычно в четверг на наделе Всех Святых), после чего яму засыпали. (В.В.Богословский)
Кто заполнял Метрические книги. В источнике - Церковное письмоводство. Харьков 1881 г. сказано:   Записка производится самымъ священникомъ, или чрезъ діаконовъ и причетниковъ, со всевозможною в;рностію и исправностію.  Т.е. по общему правилу записи в МК вносит сам священнослужитель, либо по его поручению, записи вносят его подчиненные по приходу дьяконы и причетники (церковнослужители).
Источник - Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. СПб 1885 г.: На обязанность псаломщиковъ подъ наблюденіемъ священника и по его распоряженію возлагается:
а) исполненіе клироснаго чтенія и п;нія,
б) сопровожденіе священника при назначеніи прихожанъ, для исправленія духовныхъ требъ и
в) все письмоводство по церкви и приходу.
Источник - Метрики. Общие акты состояний. Спб. 1907: О письмоводстве по церкви и приходу.

1. Все письмоводство по церкви и приходу обязанъ вести псаломщикъ подъ наблюденіемъ настоятеля (Выс. утв. пол. 16 апр. 1869 г. о сокращ. прих. и причт., ст. 2, и. 4-й); а гд; им;ются штатные діаконы, тамъ обязанносгь веденія письмоводства возлагается на штатныхъ діаконовъ и псаломщиковъ равном;рно. (О. Син. 1898 г.)
2. Вс; документы церковные долженъ вести священникъ или самъ, не требуя, впрочемъ, за то вознагражденія, или же возложить на діакона и причетниковъ; но во всякомъ случа; отв;тственность за неисправности лежитъ преимущественно на немъ, какъ настоятел; церкви. (Инстр. бл., § 43 прим.).
Следовательно, неисправное ведение МК и все ошибки в записях - исключительно на совести приходского священника, а также равномерно на диаконе (где он имелся) и на псаломщике. Притом, что главный технический исполнитель записей в Метрических книгах - ПСАЛОМЩИК.
Псаломщик (народн. Дьячок) - служитель православного храма, регулирующий правильное
пение и чтение на клиросе и согласующий установленный Типиконом (церковно-богослужебная книга) порядок бюогослужения с допустимыми пожеланиями служащего священника. Звание «Псаломщик» утверждено 16 (28) февраля 1885 года определением Святейшего Синода всем состоящим при церквах причетникам.
В обязанность псаломщика, под наблюдением священника и по его распоряжению, возлагалось исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и все письмоводство по церкви и приходу. Он вел метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта. Таким образом, хозяйственная деятельность псаломщика пересекалась с обязанностями старосты храма.
В настоящее время (начало XXI в.) псаломщиками чаще всего называются регенты небольших приходских хоров или уставщики больших хоров. В отличие от священнослужителей и церковнослужителей, псаломщиками могут быть и женщины. (ВИКИПЕДИЯ).
Указ от 16 апреля 1869 года «О составе приходов и церковных причтов» (ПСЗ РИ, Собрание 2. т. 44. 1869. № 46974): "... на штатные ваканции псаломщиков определять только таких лиц, которые, по познаниям и способностям, могут быть возведены впоследствии в сан Священника, т.е. только окончивших полный курс богословского образования.
Примечание. В случае недостатка в епархии лиц с полным богословским образованием для замещения всех штатных ваканций псаломщиков, могут быть определяемы на сии места и из неокончивших полного курса, но с званием исправляющих должность псаломщиков".

Род Шкарбан

Интересная фамилия Шкарбан. Она имеет несколько версий происхождения. Первая версия предполагает, что фамилия Шкарбан происходит от слова «шкарб», которое в переводе с украинского языка означает «сокровище» или «драгоценность». Такое название фамилии может указывать на профессиональную принадлежность предков данного рода к торговле драгоценностями или какой-либо другой деятельности, связанной с ценностями. Вторая версия предполагает связь фамилии Шкарбан с профессиональной деятельностью предков, связанной с заботой о сокровищах, сокровищницей или хранилищем ценностей. Такое имя может указывать на принадлежность к ремесленникам или служащим в церкви, которые ответственны за сохранность церковных драгоценностей. Третья версия предполагает связь фамилии Шкарбан с деятельностью предков, связанной с механическим или ручным выполнением некоторых работ. Слово «шкрябати» на украинском языке означает «царапать» или «черкать». Таким образом, фамилия Шкарбан может указывать на принадлежность к ремесленникам или художникам, которые занимались резьбой, гравировкой или другими работами, связанными с «царапанием». Еще одна версия предполагает, что фамилия Шкарбан возникла как сокращение от имени, которое имело сходное звучание. Возможно, исходное имя было более сложным или длинным, и со временем оно было сокращено до Шкарбан. (по материалам сайта famiry).
Другие версии происхождения фамилии мы встречаем на сайте NEOLOVE:
Версия 1. Носители этой фамилии относятся к представителям славянского народа черкасов, который дал название целой области на востоке Украины и массово был переселён Императрицей Екатериной II Великой на левобережье реки Дон, в среднем течении на государевы земли. Позже в начале XX века они стали основателями поселения Шкурлат. Шкарбаны - переводятся с украинского как истоптанные рваные башмаки, сапоги (без голенищ), опорки. Скорее всего эта фамилия происходит от прозвища, дальнего предка её носителя, к тому же в большинстве случаев по мужской линии, и обозначает очень старого, умудрённого жизненным опытом, зачастую с плохим характером человека, живущего, как правило, на отшибе.
Версия 2. Фамилия Шкарбан образована от аналогичного прозвища, в основе которого лежит украинское нарицательное «шкАрбан», что в переводе на русский язык означает «старая, разношенная, удобная обувь» без пары. Уютные тапочки именуют "шкарбАнцами", а разношенные ботинки "шкарбуны". Есть версия, что имеются латинские корни "Scarbone" - означающие народные башмаки на деревянной подошве, попавшие на Украину через католическую Речь Посполитую (пшкарбАни). Скорее всего, таким прозвищем, по ассоциации, нарекли очень старого человека, как правило деда "отшельника", обладающего не малой житейской мудростью и вредностью. На этот счёт в украинском фольклоре есть не мало примеров, а "Дед шкарбАн" известный нарицательный персонаж, наподобие деда "Щукаря" из шолоховского "Тихого Дона". Таким образом, это прозвище могло лечь в основу фамилии ШкАрбан.
В Метрических книгах села Киселевка (с 1890 по 1920 гг.) обнаруживаются следующие записи:
МК1890: Брак: 21 Май. Села Скотаревой Крестьянин Собственник Феодор Петров Бондаренко, православнаго исповедания Первым браком. 18. Села Кисилевки Крестьянка Домникия Елисеева Шкарбанова, православнаго исповедания первым браком. 19.
МК1892: 1/2 Март. Евдокия. Села Кисилевки крестьянин собственник Самуил Елисеев Шкарбан и законная его жена Пелагия Парфирьева оба православного исповедания.
МК1894: 17/19 Март. Елисавета. Села Кисилевки крестьянин собственник Самуил Елисеев Шкарбан и законная его жена Пелагия Парфирьева оба православного исповедания.
Есть дополнительная запись: ум. 27 Март 1894 г.
МК1894: Смерть: 27. 28 Март. Села Киселевки крестьянина собственника Самуила Елисеева Шкарбана дочь Елисавета. 10 дней. От слаборождения.
МК1895: 16/20 Август. Киприан. Села Кисилевки крестьянин собственник Самуил Елисеев Шкарбан и его законная жена Пелагия Парфирьева, оба Православного вероисповедания.
МК1898: 26/29 Август. Иоанн. Села Кисилевки крестьянин собственник Самуил Елисеев Шкарбан и его законная жена Пелагия Парфирьева, оба православного вероисповедания.
МК1901: 5/5 Август. Доментий. Села Кисилевки крестьянин собственник Самуил Елисеев Шкарбан и его законная жена Пелагия Парфирьева, оба православного вероисповедания.
Пометка - «помер».
МК1901: 27/28 Июль. Иулита. Села Кисилевки крестьянин собственник Леонтий Елисеев Шкарбан и его законная жена Параскева Лаврентиева, оба православного вероисповедания.
Пометка - «помер».
МК1901: 19/19 Август. Андрей. Побилетный солдат Иеремия Елисеев Шкарбан и его законная жена Марва Евдокимова, оба православного вероисповедания. Восприемники: крестьянин собственник Филимон Иоаннов Демко и девица Елена Елисеева Шкарбанова.
МК1903: 8/9 Февраль. Агафия. Села Кисилевки крестьянин Леонтий Елисеев Шкарбан и его Законная жена Параскева Илдионова, оба православного вероисповедания.
МК1903: Никита Елисеев Шкарбан «побилетный солдат».
МК1903: 15/16 Октябрь. Параскева. Села Кисилевки крестьянин собственник Самуил Елисеев Шкарбан и его законная жена Пелагия Парфирьева, оба православного вероисповедания.
МК1904: 4/4 Декабрь. Николай. Села Кисилевки крестьянин собственник Никита Елисеев Шкарбан и его законная жена Акелина Иосифова, оба православного вероисповедания.
МК1905: Смерть: 9. 11. Февраль. Села Кисилевки крестьянин собственник Калистрат Петров Лысяный. 62 года. От тифа.
МК1906: 18/18 Январь. Мария. Села Кисилевки крестьянин собственник Иеремия Елисеев Шкарбан и его законная жена Марфа Евдокимова оба православного вероисповедания.
МК1906: 26/27 Февраль. Евдокия. Села Кисилевки крестьянин собственник Никита Елисеев Шкарбан и его законная жена Акелина Иосифова оба православного вероисповедания.
МК1906: 29/29 Июнь. Ольга. Крестьянин собственник села Кисилевки Леонтий Елисеев Шкарбан и его законная жена Параскева Илларионова оба православного вероисповедания.
МК1906: Смерть: 23. 24. Январь. Села Кисилевки крестьянина Иеремии Елисеева Шкарбана жена Марфа Евдокимова. 23. От родов.
МК1906: Смерть: 3. 4. Август. Села Кисилевки крестьянина собственника Иеремии Елисеева Шкарбана дочь Мария. ;. (лист с причиной смерти отсутствует).
В Метрической книге Николаевской церкви с. Кисилевки на 1907 год обнаруживается запись о рождении сына у Самуила Елисеева: 25/25 Январь. Григорий. Села Кисилевки крестьянин собственник Самуил Елисеев Шкарбан и его законная жена Пелагия Парфирьева, оба православнаго вероисповедания.
В Метрической книге Николаевской церкви с. Кисилевки на 1907 год обнаруживается запись и о рождении сына у Никиты Елисеева: 19/19 Апрель. Иоанн. Села Кисилевки крестьянин собственник Никита Елисеев Шкарбан и его законная жена Акелина Иосифова оба православнаго вероисповедания.
В том же 1907-ом году в той же Метрической книге находим запись о заключении брака Иеремии Елисеева: 28 Октябрь. с. Кисилевки крестьян. Иеремия Елисеев Шкарбан православ. вероисп. вторым браком. 33. с. Киселевки крестьян. Евфросиния Симеонова Демко прав. вероисповедания первым браком. 19.
Среди Поручителей со стороны жениха - Георгий Елисеев Шкарбан.
Запись в МК1908 (с. Кисилевка): 15/17 Август. Павел. С. Киселевки крестьянин Леонтий Елисеев Шкарбан и жена его Параскева Ларионовна оба Православнаго Исповедания.
Среди Восприемников - «девица Марина Елисеева дочь Елисея Трофимова Шкарбана».
Запись в МК1908 (с.Кисилевка): 26/27 Октябрь. Параскева. С. Киселевки крестьянин Никита Елисеев Шкарбан и жена его Акилина Осиповна, оба Православные.
МК1909: 1/2 Декабрь. Андрей. С. Киселевки крестьянин Никита Елисеев Шкарбан и жена его Акилина Иосифовна, оба правосланые.
МК1909: Брак: 3 Май. Села Киселевки крестьянин собственник Георгий Елисеев Шкарбан православнаго вероисповедания первым браком. 26. С. Киселевки крестьянка собственница Матрона Минова Палищук православнаго вероисповедания первым браком 20.
Среди поручителей Села Киселевки крестьяне: Еремия Елисеев Шкарбан, по невесте: Села Киселевки крестьянин Петр Петров Зайцев.
МК1909: Брак: 18 Октябрь. С. Киселевки крестьянин Павел Каллистратов Лысяный  Православнаго Исповедания Первым браком. 18. С. Киселевки крестьянка Улианна Елисеева Шкарбан, православнаго Исповедания, Первым браком 23.
Среди поручителей По невесте: С. Киселевки крестьяне: Андрей Иванов Шкарбан и Еремия Елисеев Шкарбан.
МК1909: Смерть: 27. 28. Ноябрь. С. Кисилевки Евфросиния Семеновна Жена Крестьянина Еремии Елисеева Шкарбана. 20. От родов.
МК1910: 6/7 Февраль. Феодор. Крестьянин с. Киселевки Самуил Елисеевич Шкарбан и жена его Пелагия Парфирьевна, оба православной веры.
МК1910: 26/28 Март. Стефан (пометка - помер). С, Кисилевки крестьянин Леонтий Елисеев Шкарбан и жена его Параскева Илларионова, оба православ.
МК1910: Брак: 31 Январь. Киевской губернии Звенигородскаго уез. Села Лозоватовки крестьянин собственник Михаил Михайлович Сычъ православнаго вероисповедания; первым браком. 23. Села Киселевки крестьянка собственница Марина Елисеева Шкарбан православнаго вероисповедания первым браком. 20.
МК1911: Брак: 30 Январь. Села Киселевки крестьянин собственник Иеремия Елисеев Шкарбан; православнаго вероисповедания, третьим браком. 36. М. Шполы Звенигородскаго уезда Киевской губернии крестьянка Евгения Петрова Гаркавая, православнаго вероисповедания первым браком. 30.
Среди поручителей: села Киселевки крестьянин Леонтий Елисеев Шкарбан.
МК1911: Смерть: 18. 20. Февраль. Села Киселевки крестьянина Леонтия Елисеева Шкарбана сын Стефан. 1. От воспаления легких.
МК1912: 12/12 Январь. Петр. Села Киселевки крестьянин Иеремия Елисеев Шкарбан и его законная жена Евгения Петрова оба православнаго вероисповедания.
Получается, третий брак Иеремия? Третьи браки не были такой уж редкостью в то время.
МК1912: 1/1 Октябрь. Иоанн. Села Киселевки крестьянин Григорий Елисеев Шкарбан и его законная жена Матрона Минова оба православны.
МК1912: Смерть: 11/12 Февраль. Села Киселевки крестьянин Елисей Трофимов Шкарбан. 66. От старости.
МК1912: Смерть: 3/4 Декабрь. Села Киселевки крестьянина Иеремии Елисеева Шкарбана сын Петр. 11 месяцев. Кори. 
МК1913: 30 окт./10 ноябр. Зиновия в честь св. муч. Зиновии церк. празд. 30 Октября. Села Киселевки крестьянин Никита Елисеев Шкарбан его законн. жена Акилина Иосифова оба православнаго вероисповедания.
МК1913: 21/26 Декабрь. Анастасия в честь св. великомуч. Анастасии церк. празд. 22 Дек. Села Кисилевки крестьяне Иеремия Елисеев Шкарбан и его законная жена Евгения Петрова оба православного вероисповедания.
МК1913: Смерть: 1/2 Июнь. Села Кисилевки крестьянина Леонтия Елисеева Шкарбана дочь Иулита. 13.
МК1913: Смерть: 28/29 Август. Села Кисилевки крестьянина Иеремиии Елисеева Шкарбана сын Григорий. 4 месяца. От дифтерита.
МК1915: Смерть: 28/29 Сентябрь. Села Киселевки крестьянина Никиты Елисеева Шкарбан дочь Параскева. 9. От воспаления легких.
Еще одна запись о рождении в МК1916: 22/25 Январь. Феодосий. В честь Преподобнаго Феодосия церковью празднуется 25го января. Села Киселевки крестьянин Никита Елисеев Шкарбан и его законная жена Акилина Иосифова, оба православнаго веро Исповедания.
МК1918: 30 Мая/2 Июня. Елена В честь св. царицы Елены ц. празд. 21 мая. Села Киселевки Никита Елисеев Шкарбан и его законная жена Акилина Иосифова, оба православные.
МК1919: 12/14 Май. Георгий В честь св. В. муч. Георгия цер. пр. 6 мая. Житель села Киселевки Иеремия Елисеев Шкарбан и его законная жена Евгения Петрова оба православные.
МК1919: Брак. 3 Ноябрь. Села Киселевки Звенигородскаго уезда, Киевской губ. Иоан Самуилов Шкарбан, православный, первым браком. 21. Того же села Анна Мануилова Вербовская, православная, первым браком. 20.
Дополнительная запись: Брак по № 16 1919 г. в брачный обыск вписан за 1920 г. под № 21.
МК1920: Смерть: 19/20 Январь. Села Киселевки Самуил Елисеев Шкарбан. 53. От тифа.
МК1921: 29 дек. 1920 / 10 янв. 1921. Василий В честь святителя Василий ц. пр. 1го января. С. Киселевки Никита Елисеев Шкарбан и его законная жена Акелина Иосифова, оба православные. Подпись священника.
В 1872 году в с. Кисилевка разразилась эпидемия холеры. Из Рода Шкарбан от холеры умерли: сын Елисея Трофимова - Евдоким (3 г.), Иван Никифоров Шкарбан (50 л.), приемный сын Ивана Никифорова Шкарбан - Петр (10 л.), Мария Харитонова Шкарбан (34 г.).
Из полученных данных получается следующая схема родословной Шкарбан:
Елисей Трофимов Шкарбан (22.04.1847-11.02.1912)
жена его: Марфа Иоаннова (урожд. Зубко) (2.07.1848 г.р.)
Дети их: Самуил (19.08.1867-19.01.1920)
жена его Пелагия Парфирьева
дети их: Евдокия (1.03.1892 г.р.)
Елисавета (17.03.1894-27.03.1894)
Киприан (16.08.1895 г.р.)
Иоанн (26.08.1898 г.р.)
жена его Анна Мануилова (урожд. Вербовская) (1899 г.р.)
Дементий (5.08.1901 г.р.)
Параскева
(15.10.1903 г.р.)
Григорий (25.01.1907 г.р.)
Феодор (6.02.1910 г.р.)
Евдоким (30.07.1869-1.12.1872)
Домникия (10.02.1872 г.р.) (в замуж. Бондаренко)
Иеремия (1.05.1874 г.р.)
жена его (первая) Марфа Евдокимова (1883-23.01.1906)
дети их: Андрей (19.08.1901 г.р.)
Мария (18.01.1906-3.08.1906)
жена его (вторая) Ефросиния Симеонова (урожд. Демко) (1888-27.11.1909)
жена его (третья) Евгения Петрова (урожд. Гаркавая) (1881 г.р.)
дети их: Петр
(12.01.1912-3.12.1912)
Анастасия
(21.12.1913 г.р.)
Григорий (1913-28.08.1913)
Георгий (12.05.1919 г.р.)
Никита (9.07.1876 г.р.)
жена его Акилина Иосифова
дети их: Николай (4.12.1904 г.р.)
Евдокия (26.02.1906 г.р.)
Иоанн (19.04.1907 г.р.)
Параскева (26.10.1908-28.09.1915)
Андрей (1.12.1909 г.р.)
Зиновия (30.10.1913 г.р.)
Феодосий
(22.01.1916 г.р.)
Елена (30.05.1918 г.р.)
Василий (29.12.1920 г.р.)
Леонтий (11.09.1878 г.р.)
жена его Параскева Илларионова
дети их: Иулита (27.07.1901-1.06.1913)
Агафия (8.02.1903 г.р.)
Ольга (29.06.1906 г.р.)
Павел (15.08.1908 г.р.)
Стефан (26.03.1910-18.02.1911)
Елена (20.05.1881 г.р.)
Георгий (23.04.1883 г.р.)
жена его Матрона Минова (урожд. Палищук) (1889 г.р.)
сын их Иоанн (1.10.1912 г.р.)
Иулита (14.07.1886 г.р.) (в замуж. Лысяная)
Марина (24.02.1889 г.р.) (в замуж. Сычь)
Матрона (29.03.1892-16.09.1892)


Рецензии