Притча о свиньях, вере и спасении

Был ясный день, когда Иисус пришел в страну Гадаринскую, что лежит на восточном берегу Галилейского моря. Солнце искрилось на воде, и вдали виднелись холмы, спускающиеся к берегу. Иисус только что переплыл море со своими учениками, и произошло нечто удивительное — буря, грозившая потопить их лодку, утихла по слову Его.

Выйдя на берег, ученики увидели странное зрелище: несколько мокрых свиней, отряхивающихся от воды, стояли на прибрежном песке.

— Учитель, — сказал Иоанн, — разве не в этих краях Ты недавно изгнал легион бесов из одержимого, и бесы вошли в стадо свиней, которое бросилось с крутизны в море и погибло в воде?

— Да, это было здесь, — ответил Иисус, глядя на свиней с интересом.

Ученики переглянулись. Все они помнили то событие: как страшный крик одержимого разнесся по округе, как Иисус властным словом изгнал бесов, как те умоляли Его не отправлять их в бездну и позволить войти в стадо свиней, и как всё стадо, около двух тысяч голов, сорвалось с крутизны и утонуло в море.

Иисус подошел к свиньям, и те, к удивлению учеников, не разбежались, а словно ждали Его.

— А как вы здесь оказались? — спросил Он их удивленно. — И почему вас так мало?

Свиньи подняли головы, и, к еще большему изумлению учеников, от них прозвучал ответ:

— А где же нам еще быть? Когда мы стали тонуть, мы воззвали к Отцу небесному, и Он услышал нас и спас из пучины морской.

Ученики застыли в оцепенении. Петр потер глаза, словно не доверяя своему зрению. Фома недоверчиво покачал головой. Матфей прошептал тихо: «Это сон?»

Но Иисус продолжил беседу, как будто в говорящих свиньях не было ничего необычного:

— А разве другие не поступили также?

— Нет, — отвечали свиньи. — Не дерзнули утопавшие, преисполненные веры и трепета, воззвать к Отцу небесному, ибо сказано: «и бесы веруют и трепещут».

Иисус внимательно смотрел на свиней. В Его взгляде не было осуждения, лишь глубокое понимание и интерес.

— А почему же тогда вы дерзнули, и были Им спасены? — спросил Он.

— Яко не имамы такой веры и такого трепета пред Ним, — отвечали свиньи.

Наступила тишина. Ученики стояли, не понимая, что происходит и каков смысл этого странного диалога.

И вдруг Иисус поднял глаза к небу и произнес слова, которые ученики услышат от Него вновь лишь много позже, в Гефсиманском саду:

— Отче! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

После этого свиньи мирно разбрелись по берегу, а Иисус повернулся к ученикам. На их лицах застыло недоумение.

— Равви, — наконец решился спросить Петр, — что это значит? Как могли спастись свиньи, одержимые бесами? И почему те, кто не имеет веры и трепета, были спасены, а те, кто веровал и трепетал, погибли?

Иисус сел на камень у берега и жестом пригласил учеников сесть рядом.

— Скажите Мне, — начал Он, — когда человек тонет в море, что для него важнее: глубина его веры или его крик о помощи?

— Конечно, крик о помощи, — ответил Андрей, который был рыбаком и знал опасности моря.

— А теперь представьте, — продолжил Иисус, — что тонущий так уверен в своей греховности и недостоинстве, что не смеет даже взывать о спасении. Чем тогда ему поможет его вера и трепет?

Ученики молчали, обдумывая слова Учителя.

— Бесы веруют и трепещут, — медленно произнес Иисус, — но их вера и трепет не приводят их к покаянию и не побуждают взывать о милости. Они знают силу Божию, но отвергают Его любовь. Они признают Его власть, но не Его милосердие.

— Но, Учитель, — возразил Фома, — ведь свиньи эти были одержимы бесами. Как же они могли воззвать к Богу?

— А кто сказал тебе, что бесы до конца овладели ими? — ответил вопросом Иисус. — Разве не может быть, что в момент смертельной опасности даже порабощенное создание способно издать крик, идущий из глубины естества, крик, который минует все преграды и достигает слуха Создателя?

Иисус повернулся к морю, и солнечные блики играли на поверхности воды, словно тысячи маленьких свечей.

— Запомните, — сказал Он, — иногда те, кто считает себя исполненным веры и трепета, настолько связаны своим страхом и чувством недостоинства, что не могут сделать простого: воззвать о помощи. А те, кто свободен от этих пут, просто кричат в своей нужде, не думая, достойны они ответа или нет. И именно их чистый крик, лишенный самоотрицания, достигает небес.

Иоанн, самый молодой из учеников, спросил тихо:

— Значит ли это, Учитель, что вера без доверия может быть преградой для спасения?

— Вера, которая не ведет к доверию, — ответил Иисус, — подобна лодке, которую боятся спустить на воду. Какой в ней толк, если она остается на берегу? Истинная вера не прячется за трепетом и страхом, но дерзает обратиться к Богу в простоте сердца: "Спаси меня, Господи, ибо я погибаю!"

Он встал и пошел дальше, вглубь страны Гадаринской, а ученики следовали за Ним, обдумывая услышанное. Вскоре они встретили человека, который некогда был одержим легионом бесов, а ныне сидел у ног Иисуса в здравом уме, одетый и разумный, и рассказывал всем о милости, которую оказал ему Господь.

И ученики поняли еще одну грань притчи о свиньях: даже в самой глубокой тьме одержимости, в самом отчаянном положении, простой крик о помощи может открыть двери спасения. Не величина веры и не сила страха и трепета, не дающая воззвать к Богу о помощи, но глубочайшее упование на Его милосердие — вот что определяет возможность спасения.

А те несколько свиней, спасенных из воды, разбрелись по холмам Гадаринской страны, и никто их больше не видел. Но рассказ о них еще долго передавался среди учеников как напоминание о тайне божественного милосердия и о том, что пути Господни неисповедимы.


Рецензии