А. Троян как Дом на песке продолжает традиции Шмел
ТРАДИЦИИ ШМЕЛЕВА И БЕЛЯЕВА”
Недавно я познакомился с человеком непростой судьбы — Трояном Александром Петровичем, российским писателем, поэтом и общественным деятелем, известным своими произведениями на темы духовности, исторической памяти и социальных кризисов. Работал в налоговой инспекции, затем в Специальном отряде быстрого реагирования (СОБРе), с 2001 года занимается предпринимательством в Краснодаре.
Автор книг «Дом на песке», «Так может быть… Искусственный интеллект», «Случай в Краснодаре» и других. Лауреат краевых литературных конкурсов, включая «Поэт и гражданин» (2014–2015) за гражданскую и философскую лирику .
В творчестве исследует темы крушения СССР, духовного кризиса 1990-х, нравственных ценностей. .
Открыто критикует упадок духовности, потребительское общество и риски технологического прогресса (например, в книге об ИИ) .
Утверждает, что распад СССР стал следствием «безверия» и идеологических перекосов.
В его творчестве органично переплетаются знания и навыки, полученные в различных сферах: военной, экономической и литературной. Это делает его работы значимыми для обсуждения прошлого и будущего России.
Среди работ Трояна я особенно выделил «Дом на песке» и хотел бы подробнее остановиться на нём.
Это произведение затрагивает самые сокровенные струны души и побуждает к размышлениям о смысле человеческого существования в контексте исторических перипетий.
Роман охватывает период после Второй мировой войны, эпоху Советского Союза и трагические девяностые годы. Он показывает, как менялись идеалы и возрождалась вера в лучшее будущее.
Главный герой, Пётр, проходит путь от жизни в шахтёрском посёлке до испытаний новой России, сохраняя свою внутреннюю силу. Книга наполнена патриотизмом, духовными поисками и размышлениями о ценности семьи.
Автор искусно сочетает элементы реальности (опыт работы в СОБРе) с элементами фантазии. Его проза — это поток ярких воспоминаний, где каждая деталь, будь то карьер в Сибири или станица в Краснодарском крае, оживает и создает ощущение присутствия. Диалоги в произведении наполнены энергией, а философские размышления, например, о «наказании за 70 лет безверия», придают тексту публицистическую остроту.
По манере письма и композиции мне вспомнилась одна из моих любимых книг детства — «Старая крепость» Владимира Беляева. Однако если «Крепость» — это ода молодости и революционному духу, то «Дом на песке» — это ее продолжение, но уже более реалистичное. Оба романа исследуют, как история ломает и закаляет людей, но если у Беляева герои верят в социалистическое будущее, то у Трояна они переживают крах этой веры. Объединяет их тема малой родины (у Беляева — украинская крепость, у Трояна — шахтёрский посёлок) и мотив нравственного выбора в эпоху перемен.
Для тех, кто любит «Старую крепость», «Дом на песке» станет открытием, что произошло с героями «стройки коммунизма» после ее завершения.
Александр Петрович не идеализирует 90-е годы, описывая их как период трудностей для простых людей. Герой находит утешение в вере после перенесенных потерь, что перекликается с другим автобиографическим произведением — «Лето Господне» Ивана Шмелева, где глазами ребёнка описывается жизнь в патриархальной купеческой семье.
При сравнении глав о празднике Пасхи в произведениях Шмелева и сцены, описывающей кризис 1990-х в книге Трояна, то можно увидеть, как ярко контрастируют между собой светлая радость и отчаяние, связанное с вопросами существования.
Беляев в своей книге «Старая крепость» занимает промежуточное положение между «Святой Русью» Шмелева и «Развалом» Трояна. Эти три произведения на мой взгляд представляют собой трилогию о России, которая охватывает разные периоды её истории:
1. «Лето Господне» — дореволюционная идиллия.
2. «Старая крепость» — революционный романтизм.
3. «Дом на песке» — постсоветский кризис.
В заключение хочу сказать, что эти произведения стоит читать вместе, чтобы проследить, как менялось представление о русской идентичности: от цельности через утопические идеи к распаду и попыткам возрождения. В романах Шмелева мы видим, что было утрачено, а в произведениях Трояна — что сохранилось и как с этим жить.
Творчество А. П. Трояна — это литература трезвого анализа и надежды. Он не ностальгирует по прошлому, но и не принимает современность бездумно. Его книги — предупреждение и призыв: даже «дом на песке» можно укрепить, если помнить уроки истории и не терять духовного стержня.
А.Варцев
Свидетельство о публикации №225042101741