Закваска божественности
— Учитель, — обратился к Нему Филипп, — разъясни нам, пожалуйста, притчу о закваске. Мы слышали её сегодня, но не вполне уразумели.
Иисус посмотрел на учеников внимательным взглядом, в котором светилась бесконечная любовь и терпение. В глазах Его отражался свет уходящего дня, и казалось, что Он смотрит не только на них, но и сквозь них, видя что-то далеко за пределами этого момента.
— Вы слышали: Царство Небесное подобно закваске, — начал Он тихо, и ученики придвинулись ближе, чтобы не пропустить ни слова. — Но не уразумели того, что такое закваска.
Ученики переглянулись. Конечно, они знали, что такое закваска — её использовала каждая женщина, когда пекла хлеб. Но они чувствовали, что Учитель говорит о чём-то гораздо более глубоком.
— А ведь сказано: И дыхание богов парит во тьме над ликами бездны ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;, — произнёс Иисус древнееврейские слова из Книги Бытия с таким благоговением, словно перед Ним сейчас разворачивалась картина сотворения мира. — Не здесь ли спрятана закваска?
Ученики молчали, стараясь осмыслить эти слова. Иоанн прикрыл глаза, пытаясь представить начало начал: пустоту, тьму, бездну вод и Дух Божий, парящий над ними, наполняющий безжизненную материю жизнью, как закваска наполняет тесто силой, заставляющей его подниматься и превращаться в хлеб.
— И разве не слышали вы чудных слов сих: ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;; «Я сказал: боги вы», — продолжал Иисус, цитируя псалом.
Эти слова вызвали удивление на лицах учеников. Они знали этот псалом, но никогда не задумывались о глубине этих слов, о том, что они могут означать в контексте притчи о закваске.
— И сказал я в притче: женщина положила закваску в три меры муки, — Иисус сделал паузу, давая ученикам время осмыслить сказанное. — Однако и после этого вы всё еще не разумеете, что сокрыто в теле, душе и сердце вашем. И не уразумеете, доколе не вскиснет всё.
Пётр нахмурился, пытаясь понять связь между закваской, псалмом и тремя мерами муки. Что означают эти три меры? Тело, душа и сердце?
— А когда вскиснет, тогда я скажу: вы боги Царства Небесного, — закончил Иисус и замолчал, обводя взглядом лица учеников, в которых читалось смешение недоумения и благоговейного трепета.
Наступила тишина, нарушаемая лишь шелестом вечернего ветра в траве и далёкими голосами птиц, устраивающихся на ночлег. Ученики переваривали услышанное, каждый пытаясь проникнуть в смысл слов Учителя.
Наконец, Андрей решился нарушить молчание:
— Учитель, — начал он неуверенно, — если закваска — это Дух Божий, парящий над бездной при сотворении мира, то означает ли это, что Царство Небесное — это новое творение? Что Бог творит нас заново?
Иисус улыбнулся, и Его улыбка была как луч света в наступающих сумерках.
— Ты на верном пути, Андрей. Творение не закончилось на шестой день. Оно продолжается в каждом из вас. Закваска Духа была вложена в вас в момент вашего сотворения, как написано: «И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7).
— Но почему ты сказал о трёх мерах муки? — спросил Фома, которому всегда требовались конкретные разъяснения. — Что означают эти три меры?
— А разве человек не состоит из тела, души и духа? — ответил Иисус вопросом на вопрос. — Разве не сказано, что вы должны любить Господа Бога вашего всем сердцем вашим, и всею душою вашею, и всем разумением вашим? (Мф.22:37) Вот три меры муки, в которые вложена закваска Духа.
— А что значит «вскиснет всё»? — спросил Иаков, брат Иоанна. — Когда это произойдёт?
Иисус посмотрел на него с особой теплотой и пониманием:
— Закваска работает незаметно, Иаков. Ты не видишь, как она действует, но видишь результат её работы. Так и Дух действует в вас незаметно, день за днём, час за часом, преображая всё ваше существо — тело, душу и сердце. И когда преображение будет завершено, когда всё ваше существо будет пронизано Духом, тогда вы станете тем, кем предназначены быть изначально: богами, сынами Всевышнего.
— Но как это возможно? — воскликнул потрясённый Пётр. — Как мы, люди, можем стать богами?
Иисус положил руку на плечо Петра:
— Не от своей силы, Пётр, но от силы закваски, которая в вас. Не по своей воле, но по воле Того, Кто вложил в вас эту закваску. Вы не становитесь богами сами по себе, но через соединение с Богом, как закваска соединяется с тестом и преображает его.
— И это и есть Царство Небесное? — тихо спросил Иоанн, который, казалось, начинал понимать глубину притчи. — Не место, не время, а состояние, когда мы полностью преображены закваской Духа?
— Да, Иоанн, — ответил Иисус, и в Его голосе звучала глубокая радость. — Царство Небесное не приходит приметным образом. Не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо Царство Небесное внутри вас есть (Лк.17:20-21). Оно там, где действует закваска Духа, преображая вас в образ и подобие Божие.
Наступила ночь, и на небе зажглись первые звёзды. Ученики сидели тихо, каждый погружённый в свои мысли, каждый по-своему пытаясь осмыслить услышанное. Они чувствовали, что притча о закваске открыла им нечто важное об их собственной природе и предназначении, о работе Духа в них и о тайне Царства Небесного.
Иисус смотрел на них с любовью, зная, что семя понимания уже посеяно в их сердцах, и в своё время оно принесёт плод. Ведь закваска Духа уже действовала в них, незаметно и неостановимо преображая их в то, чем они должны были стать по замыслу Творца.
— Идёмте, — сказал Он наконец, поднимаясь. — Нам нужно отдохнуть. Завтра предстоит долгий путь.
И они пошли вслед за Ним, под звёздным небом Галилеи, неся в себе закваску Духа, которая делала их не просто учениками, но наследниками Царства, будущими богами, созданными по образу и подобию Божию.
Свидетельство о публикации №225042101755