Два света

День клонился к закату, и последние лучи солнца золотили стены дома в Капернауме, где Иисус остановился с учениками. После долгого дня, проведённого в беседах с народом, они наконец остались одни. Масляные светильники уже были зажжены, и их тёплый свет создавал атмосферу уюта и близости.

Ученики, всё ещё переваривающие притчи, которые Учитель рассказал днём, расположились вокруг Него. В их глазах читалось смешение восхищения и недоумения — они чувствовали, что за простыми словами притч скрывается глубокий смысл, но не всегда могли его постичь.

Иаков, сын Алфеев, который весь день размышлял над притчей о светильнике, решился нарушить тишину:

— Учитель, — начал он, и остальные ученики обратили взоры к нему, — сегодня Ты говорил о светильнике, который не ставят под сосуд, но на подсвечник, чтобы светил всем в доме. Но я чувствую, что за этими словами скрыто нечто большее. Разъясни нам, пожалуйста, сокровенный смысл этой притчи.

Другие ученики закивали, также желая услышать объяснение. Иисус посмотрел на них с мягкой улыбкой, а затем перевёл взгляд на светильник, стоящий на столе. Пламя в нём колебалось от лёгкого сквозняка, отбрасывая на стены причудливые тени.

— Вы имеете свет, — начал Он, и Его голос звучал тихо, но проникновенно, словно сам был светом, проникающим в тёмные уголки их сознания, — но вы имеете и скрытый свет — свет Торы.

Ученики переглянулись. Они, конечно, знали Тору — закон, данный через Моисея, священные писания, которые они изучали с детства. Но Иисус, казалось, говорил о ней как о чём-то живом, как о свете, а не просто о свитках с текстами.

— Вы нуждаетесь в нём, но вы не можете сделать его явным, — продолжал Иисус. — Потому вы лишены этого света.

Пётр нахмурился. Как они могут быть лишены света Торы, если знают её с детства?

Иисус, словно читая его мысли, продолжил:

— И вот к вам, живущим в стране сени смертной, приходит имеющий светильник.

Матфей тихо повторил эти слова из пророка Исаии, которые говорили о народе, сидящем во тьме и ожидающем великого света. Он начинал понимать, что Учитель говорит о Себе как о том, кто принёс этот свет.

— Этот светильник светит скрытым светом, делая его явным, — Иисус поднял руку и указал на пламя светильника. — Приносящий его не прячет его, а ставит на место, предназначенное для светильника.

Он сделал паузу, давая ученикам время осмыслить сказанное, а затем продолжил:

— А так как «светильник для тела есть око», он ставит свой светильник на ваш светильник, дабы исполнить сказанное: ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;;;; «Есть свет, и есть свет».

Произнося древнееврейские слова из Книги Бытия, Иисус сделал акцент на повторении слова "свет", которое в традиционном переводе звучало как "Да будет свет, и стал свет". Но Его интерпретация предлагала иное понимание: не просто возникновение света из тьмы, а существование двух видов света — скрытого и явного.

Иоанн, самый молодой из учеников, шепотом повторил эти слова, словно пытаясь ухватить их суть: "Есть свет, и есть свет". Один внутри нас, скрытый, другой приходит извне, делая первый явным.

— И тут уже зависит от вас, сколько света сможете вместить, — Иисус обвёл взглядом лица учеников, задерживаясь на каждом, словно оценивая их способность вместить то, о чём Он говорил, — ибо какою мерою вы отмерите, такою отмерено будет вам.

Андрей, сидевший рядом с братом своим Петром, наклонился вперёд:

— Учитель, что значит "какою мерою отмерите"? Как мы можем отмерять свет?

Иисус указал на светильники, стоявшие в комнате:

— Посмотри на эти светильники, Андрей. Одни больше, другие меньше. В одни помещается больше масла, в другие — меньше. И свет от них различен: от больших — ярче, от меньших — тусклее. Так и с вашими сердцами: кто открывает своё сердце шире, тот больше света вмещает.

— А что значит "кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет"? — спросил Фома, всегда стремившийся к точному пониманию. — Как можно отнять у того, кто не имеет?

Иисус улыбнулся, в Его глазах отразился огонь светильника:

— Поэтому кто имеет скрытый свет, тому дан будет и явный, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Отнимется светильник ока его.

Он поднялся и подошёл к одному из светильников, который начал угасать из-за недостатка масла.

— Смотрите, — сказал Он, указывая на угасающий светильник, — этот светильник ещё горит, но в нём нет масла, чтобы поддерживать пламя. Скоро он погаснет, и от него не будет никакого света. Так и с человеком: если в нём нет внутреннего света, то даже тот свет, который приходит извне, не найдёт в нём отклика и угаснет.

Ученики молчали, созерцая угасающий светильник и размышляя о словах Учителя. В комнате стало тише, только треск фитилей нарушал безмолвие.

Иоанн, сидевший ближе всех к Иисусу, тихо произнёс:

— Значит, внутренний свет, свет Торы, есть в каждом из нас, но мы не можем его увидеть, пока не придёт свет извне, чтобы осветить его?

Иисус положил руку на плечо Иоанна:

— Ты верно понял, Иоанн. Тора — это не просто слова, записанные на свитках. Это живое слово Божие, которое было вложено в сердца людей при их создании. Но грех затемнил этот свет, и люди не могут увидеть его без помощи извне.

— И Ты пришёл, чтобы принести этот внешний свет? — спросил Пётр, начиная понимать.

— Я есмь свет миру, — просто ответил Иисус. — Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

— А что значит "светильник для тела есть око"? — спросил Матфей. — И как Ты ставишь Свой светильник на наш?

Иисус указал на глаза Матфея:

— Через что ты видишь мир, Матфей? Через глаза. Они — как окна для твоей души, через которые свет внешнего мира проникает внутрь тебя. Но если твои глаза не здоровы, если они не видят истины, то как может свет проникнуть в тебя?

Он сделал паузу, давая ученикам время осмыслить сказанное, а затем продолжил:

— Когда Я учу вас, Я как бы направляю свет Моего понимания на ваш внутренний свет, на ту искру божественного, которая есть в каждом из вас. И если этот внутренний свет откликается на Мой свет, то происходит чудо: два света соединяются, и возникает новое понимание, более глубокое и ясное.

— И это и есть "Есть свет, и есть свет"? — спросил Иоанн. — Внутренний и внешний свет, соединяющиеся вместе?

— Да, Иоанн. В начале было так: Бог создал внешний свет, который осветил внутренний свет, заложенный в творении. Так и сейчас: когда Мой свет соединяется с вашим внутренним светом, происходит новое творение, рождается новое понимание, новая жизнь.

Ученики молчали, погружённые в глубокие размышления. Притча о светильнике, казавшаяся им вначале простой, теперь раскрывалась как глубокое учение о природе человека, о его отношениях с Богом, о скрытом и явном знании, о внутреннем и внешнем свете.

Иисус смотрел на них с любовью, понимая, что не все они сразу и полностью смогут постичь то, о чём Он говорил. Но семя было посеяно, и в своё время оно принесёт плод.

— Храните же свой внутренний свет, — сказал Он наконец, — и будьте открыты для света, который приходит извне. Ибо только когда оба света соединяются, наступает истинное просветление.

Сквозь окно в комнату заглянула первая звезда, предвещая наступление ночи. Но ученикам казалось, что внутри них зажёгся новый свет, который не угаснет, даже когда все светильники погаснут.


Рецензии