Обряд
«Немножко алкоголик»
Л.Б.
Да, очень печальная история. Хочу я спросить тебя, А. вот о чем. Меня все время мучает вопрос, а почему балтайцы проводили этот тайлаган там, на Добоске, а не там, где раньше проводили?
Тогда мы начали свой обряд во дворе у Х. Куратором был Иван Алексеевич Осодоев. Помню, он говорил:
— Yгэтеэ, эндээ, hууhан газартаа, хаятьхой ягаат теэ?
Со стороны балтайцев верховодил А.Хабдаев, и он постановил ехать Добоосхойн тээрмэдэ.
Я в глубоком детстве помню, как балтайцы ездили туда же, сам, будучи пацаном, несмышленым, принимал участие в качестве статиста, без права голоса.
Но тогда у власти рода «Балтай» были глубокие старики-аксакалы и их познаниям сомневаться не приходилось. Такие события, видимо, надо рассматривать в таком контексте:
Если намечается большой тайлган – Бозойн тайлган, тогда надо обязательно быть на малой Родине. А ведь тайлганы можно делать, именно, пофамильно, тогда не возбраняется, видимо, поклониться богам нашим, не обязательно там, где совершается большой обряд.
А тогда, о том событии, о котором мы ведем речь, мы поклонялись не всем Бозоем – не могли собрать, убедить остальных, а только Балтаем. Балтайн тайлга бай;ыма.
В этом случае, можно было ехать Онгоохойдо, Шадгада, например. Первоначально, ещё в те далекие времена, когда наши предки только-только осели в Харазаргае, выбор пал, именно, на Добоосхойн тээрмэ.
Вполне возможно, методом случайных цифр. А в последующем, это стало, своего рода традицией.
— Хаяжа байhан газартаа, хаяхшха yгэндаа! – примерно такие выражения слышали мои уши в детстве.
А то, что можно было, даже и не ехать туда, а газаагаа б;тээгэтьхэ, свидетельствуют и слова Ивана Алексеевича:
— Yгэтеэ, эндээ, hууhан газартаа, хаятьхой ягаат теэ?
Так, что в этом случае, или ехать туда, или остаться в ограде Х., большого греха не было. Грех был, всего скорее, звать посторонних лиц, не согласовав с сородичами, такой серьезный и «архиважный» вопрос.
Это ведь не просто гулянка, а совершение таинства, на котором должны присутствовать только свои, ooрэн айл. Послужило ли это уроком грядущему поколению?
Там же, на том тайлгане, возник спор между Иваном Алексеевичем и дядя Мишаном.
— Би, Балтайн зээ хэним, намайе эндэ ерхэ гэжэ хэлээ хим, а шэ эндэ юушлэм шэ? – говорил Иван Алесеевич.
— Намайе С.Х. дуудыма, – ответствовал дядя Мишан.
Полагая, даже на этот диалог, можно делать вывод, что вопросы-то возникали – а почему, по какому праву, Ты здесь находишься? Только никто не внял предостережению Всевышнего.
26.01.2025 г.
Свидетельство о публикации №225042100188