Обряд

Из контекста предыдущего повествования
«Немножко алкоголик»

Л.Б.
Да, очень печальная история. Хочу я спросить тебя,  А. вот о чем. Меня все время мучает вопрос,  а почему балтайцы проводили этот тайлаган там, на Добоске, а не там, где раньше проводили?


Тогда мы начали свой обряд во дворе у Х. Куратором был Иван Алексеевич Осодоев. Помню, он говорил:

—  Yгэтеэ, эндээ, hууhан газартаа, хаятьхой ягаат теэ?

Со стороны балтайцев верховодил А.Хабдаев, и он постановил ехать Добоосхойн тээрмэдэ.

Я в глубоком детстве помню, как балтайцы ездили туда же, сам, будучи пацаном, несмышленым, принимал участие в качестве статиста, без права голоса.

Но тогда у власти рода «Балтай» были глубокие старики-аксакалы и их познаниям сомневаться не приходилось. Такие события, видимо, надо рассматривать в таком контексте:

Если намечается большой тайлган – Бозойн тайлган, тогда надо обязательно быть на малой Родине. А ведь тайлганы можно делать, именно, пофамильно, тогда не возбраняется, видимо, поклониться богам нашим, не обязательно там, где совершается большой обряд.

А тогда, о том событии, о котором мы ведем речь, мы поклонялись не всем Бозоем – не могли собрать, убедить остальных, а только Балтаем. Балтайн тайлга бай;ыма.

В этом случае, можно было ехать Онгоохойдо, Шадгада, например. Первоначально, ещё в те далекие времена, когда наши предки только-только осели в Харазаргае, выбор пал, именно, на Добоосхойн тээрмэ.

Вполне возможно, методом случайных цифр. А в последующем, это стало, своего рода традицией.

— Хаяжа байhан газартаа, хаяхшха  yгэндаа! – примерно такие выражения слышали мои уши в детстве.

А то, что можно было, даже и не ехать туда, а газаагаа б;тээгэтьхэ, свидетельствуют и слова Ивана Алексеевича:

—  Yгэтеэ, эндээ, hууhан газартаа, хаятьхой ягаат теэ?

Так, что в этом случае, или ехать туда, или остаться в ограде Х., большого греха не было. Грех был, всего скорее, звать посторонних лиц, не согласовав с сородичами, такой серьезный и «архиважный» вопрос.

Это ведь не просто гулянка, а совершение таинства, на котором должны присутствовать только свои, ooрэн айл. Послужило ли это уроком грядущему поколению?

Там же, на том тайлгане, возник спор между Иваном Алексеевичем и дядя Мишаном.

— Би, Балтайн зээ хэним, намайе эндэ ерхэ гэжэ хэлээ хим, а шэ эндэ юушлэм шэ? – говорил Иван Алесеевич.

— Намайе С.Х. дуудыма, – ответствовал дядя Мишан.

Полагая, даже на этот диалог, можно делать вывод, что вопросы-то возникали – а почему, по какому праву, Ты здесь находишься? Только никто не внял предостережению Всевышнего.

26.01.2025 г.


Рецензии