Притча о семени

Вечер был тих на берегу Галилейского моря. Солнце медленно опускалось за горизонт, окрашивая воду в оттенки золота и пурпура. Иисус с учениками расположился на пологом склоне, откуда открывался вид на обширные поля, уже начинавшие желтеть — знак приближающейся жатвы.

День был долгим, наполненным беседами и притчами. Иисус говорил народу о Царствии Божием, используя образы, близкие и понятные крестьянам: семена, поля, урожай. Теперь, когда толпы разошлись, ученики собрались вокруг Него, стремясь глубже понять смысл Его слов.

— Учитель, — обратился к Нему Филипп, — сегодня Ты говорил о семени, которое человек бросает в землю, и оно растёт, когда человек спит и когда бодрствует, и человек не знает, как это происходит. Что означает эта притча?

Другие ученики придвинулись ближе, с нетерпением ожидая ответа. Они уже привыкли, что за простыми образами из повседневной жизни в притчах Иисуса скрывался глубокий духовный смысл.

Иисус посмотрел на них с лёгким удивлением, которое быстро сменилось пониманием. Его взгляд был мягким, но в нём читалась и некоторая грусть, словно Он видел, насколько трудно ученикам постичь то, что для Него было очевидным.

— Вы и об этом спрашиваете меня? — начал Он, и в Его голосе не было упрёка, скорее лёгкое недоумение. — Я же разъяснил вам притчу о сеятеле.

Ученики переглянулись. Да, Иисус действительно объяснял им притчу о сеятеле, о разных видах почвы, на которую падает семя. Но эта новая притча, казалось, говорила о чём-то другом — не о том, куда падает семя, а о том, как оно растёт.

Видя их замешательство, Иисус продолжил:

— Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Эти слова всегда были для учеников знаком, что Учитель собирается открыть им нечто особенно важное, что требует не просто слушания, но глубокого внутреннего восприятия.

— Семя — это слово, которое человек бросил в землю ;;;;;;; ;;;;;;;; (тогу вавогу) «пустоты и пустынности» ваших сердец.

Произнося древнееврейские слова из Книги Бытия, Иисус словно переносил учеников к началу творения, к тому моменту, когда "земля была пуста и пустынна". Этот образ пустоты, готовой принять слово жизни, заставил их вспомнить и другую притчу — о закваске, которую женщина положила в три меры муки.

— И взошло оно и растет, и не знает он, как растет оно, — продолжал Иисус, и Его голос звучал задумчиво, словно Он сам созерцал это таинственное произрастание жизни из семени. — Когда из земли появляется зелень, когда колос, а когда полное зерно в колосе.

Ученики представили себе поле, на котором они сидели, каким оно было несколько месяцев назад: пустая, вспаханная земля, в которую сеятель бросал семена. Потом — первые робкие ростки, потом — зелёные стебли, потом — наливающиеся колосья, и наконец — спелое зерно, готовое к жатве. Весь этот процесс был таким обыденным и в то же время таким таинственным, таким чудесным!

— Также и вы, появившись из семени, сперва плодоносите жизнью, потом разумением, потом духовным хлебом.

Эти слова заставили учеников задуматься. Иисус говорил уже не о пшенице, а о них самих, об их духовном росте. Они тоже проходили через стадии развития: сначала просто существуя, затем начиная понимать мир вокруг себя, и наконец — достигая духовной зрелости, способности питать других.

Пётр, всегда стремившийся к конкретному пониманию, спросил:

— Учитель, когда Ты говоришь о духовном хлебе, Ты имеешь в виду, что мы должны питать других тем, что получили от Тебя?

Иисус улыбнулся, довольный, что Пётр уловил эту мысль:

— Да, Пётр. Как зерно в колосе становится хлебом, который питает людей, так и вы, достигнув духовной зрелости, должны стать пищей для мира. Ведь сказано: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".

— А что значит "человек посылает серп, потому что пришло время жатвы"? — спросил Иаков, которого всегда тревожили упоминания о конце, о суде, о жатве.

Иисус посмотрел на заходящее солнце, и Его лицо озарилось его последними лучами:

— И когда он поспевает, человек посылает серп, дабы собрать свой плод, ибо пришло время жатвы.

Сделав паузу, Он добавил:

— Так что в начале (;;;;;;;;;;;;) было семя, а уже потом — плод.

Произнося ";;;;;;;;;;;;" (брешит) — первое слово Торы, означающее "в начале", Иисус словно переносил учеников к истокам, к моменту творения, связывая воедино начало мира, начало жизни семени в земле и начало духовного пути каждого человека.

Ученики молчали, погружённые в размышления. Иоанн, самый молодой и интуитивно восприимчивый из них, почувствовал, что в этой притче скрыто нечто большее, чем просто рассказ о росте растений.

— Учитель, — сказал он тихо, — мне кажется, Ты говоришь не только о нашем духовном росте, но и о всём Царстве Божием, которое тоже растёт незаметно, как семя в земле?

Иисус посмотрел на Иоанна с особой теплотой:

— Ты прав, Иоанн. Царство Божие — как горчичное зерно, которое, когда сеют в землю, меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

— А кто тот человек, который бросает семя в землю? — спросил Андрей. — Ты, Учитель?

Иисус посмотрел на поля, простиравшиеся вокруг, где многие сеятели в своё время бросали семена в землю:

— Я сею, и вы будете сеять. Всякий, кто несёт слово истины, кто делится им с другими, бросает семя в землю сердец человеческих. И это семя прорастает и приносит плод — иное в тридцать, иное в шестьдесят, а иное во сто крат.

— А что значит "не знает, как растёт оно"? — спросил Фома, всегда стремившийся к точному пониманию. — Разве мы не знаем, как растут растения?

Иисус улыбнулся:

— Скажи мне, Фома, ты знаешь, как из маленького сухого семени вырастает высокий зелёный стебель? Как бесцветное зерно превращается в золотой колос? Ты можешь объяснить эту тайну жизни?

Фома покачал головой:

— Нет, Учитель. Я знаю, что семя нужно посадить в хорошую землю, поливать его, что ему нужно солнце, но как именно происходит это превращение — не знаю.

— Так же и с духовным ростом, — ответил Иисус. — Мы знаем, что нужно для него: слово истины, посеянное в доброе сердце, влага благодати, свет божественной любви. Но как именно происходит это преображение человека из плотского в духовного — это тайна Божия.

— А что значит "пустота и пустынность" сердец? — спросил Матфей. — Разве наши сердца пусты?

Иисус взял горсть сухой земли и показал ученикам:

— Посмотри на эту землю, Матфей. Она кажется безжизненной, пустой. Но именно в этой пустоте скрыта возможность новой жизни. Когда сеятель бросает семя в землю, оно падает в пустоту между частицами почвы. И именно эта пустота даёт семени возможность прорасти.

Он сделал паузу, давая ученикам время осмыслить сказанное, а затем продолжил:

— Так и с сердцем человеческим. Когда оно освобождается от гордыни, от привязанности к мирскому, от суетных желаний, в нём образуется пустота, которая может принять семя слова Божьего. И чем глубже эта пустота, тем глубже может проникнуть корень, тем крепче будет растение, тем обильнее плод.

Солнце уже почти скрылось за горизонтом, и над полями и морем начали сгущаться сумерки. Ученики сидели молча, каждый погружённый в свои мысли, каждый по-своему пытаясь осмыслить услышанное. Притча о семени, казавшаяся им вначале простым рассказом о сельскохозяйственных заботах, теперь раскрывалась как глубокое учение о тайне жизни, о духовном росте, о Царстве Божием, незаметно растущем в мире и в сердце каждого человека.

— Поздно уже, — сказал Он наконец, поднимаясь. — Идёмте, нам нужно вернуться в Капернаум до наступления темноты.

И они пошли вдоль берега моря, под звёздным небом.


Рецензии