Иван да марья

               

    Так уж получилось, что не было в их жизни ни романтических свиданий с цветами и подарками, ни свадебного путешествия в Крым-тарарым... Как не было шумной и весёлой свадьбы, какие играют сейчас. Да и какие свадьбы в том далёком тридцать шестом, когда хлеба не наедались вволю! Просто сошлись и жили, любя друг друга без памяти.
    Задержится, бывало, Иван в поле, Марья места себе не находит, все глаза проглядит. А уж как увидит, что идёт он домой, засветится от счастья. И затрепещет сердце, будто на первом свидании… Он тоже на крыльях летел к своей любимой. Так бы и глядел в её бездонные голубые глаза, так бы и любовался ладным станом и длинной косой!
    Вскоре и детки у них появились. Сначала – белокурый и голубоглазый  Васютка, а затем черноглазая (вся в отца!) Танюшка. Счастья и радости прибавилось в доме вдвое.
     Мария долгими зимними вечерами вязала детям тёплые носки. Иван подшивал валенки. Очень любил возиться с ребятишками: всё какие-то игры придумывал, рисовал или лепил что-нибудь из глины. А ещё мечтали они с Марией о будущем. Представляли, как вырастут дети, разлетятся в разные края, а они состарятся вместе. И смеялись над собой, не веря, что станут  когда-то немощными и больными…
     Так бы и жили, в счастье и согласии, если б не проклятая война! Нагрянув внезапно, она внесла серьёзные поправки в их судьбы. Иван ушёл на фронт. И сразу опустел их весёлый и радостный дом с расписными ставнями, сделанными его руками. Какими-то несчастными и грустными стали ребятишки. А Марья только и жила письмами и надеждами, что скоро закончится война и вернётся её любимый целым и невредимым. И заживут они тогда, как прежде.
     Но беда снова ворвалась в их дом, который стоял на окраине села. Однажды ночью в окна постучали двое военных. Голодные, заросшие, они  пригрозили перепуганной женщине оружием, потребовав еду и тёплую одежду. Пришлось последнее отдать, а то и вправду поубивают всех.
     Позже выяснилось, что незнакомцы оказались дезертирами. Кто-то из соседей донёс, что она помогла предателям. Марию посадили на целых десять лет, не посмотрев, что муж на фронте, что дети малые остаются сиротами. Время было военное, суровое…
     Маленькую Танюшку забрала Марьина тётка из соседней деревни. А Васютка пошёл в подпаски. Ночевал по очереди в каждой хате. Там и кормился – за работу. Отцу ничего не сообщали. Надеялись, что вскоре разберутся и Марию отпустят. А там и война закончится, и заживут они снова вместе, как и раньше.
     Война и вправду скоро закончилась. Вернувшись с фронта и узнав о случившемся, Иван стал сам не свой. Забрал ребятишек в свой дом, ставший без его Марьюшки холодным и постылым. 
     Куда только ни писал бывший воин, чтобы вернули его ненаглядную половинку, но всё безуспешно. Он даже лицом потемнел, постарел лет на десять за это время. И всё вспоминал, как счастливо они жили до войны…
      Однажды, когда Иван до полуночи просидел на крыльце, выкуривая одну папиросу за другой, подошла к нему соседка Клава: «Вижу, как ты маешься! – сказала. – Тяжело одному детей поднимать. Мне тоже одной нелегко: погиб мой Алёшка, а детей не оставил. Вот и буду я твоим ребятишкам вместо матери. Вдвоём и беду легче переживём…»
       Долго думал Иван, пока принял её предложение. Всё не выходила из головы его Марьюшка. Да только десять лет – огромный срок! А детям без женской заботы и любви плохо, как в крестьянском доме без хозяйки. Так и стали они жить вместе.
       Детей Клавдия полюбила, словно родных. Они к ней тоже привязались. Танюшка даже мамой её стала называть. Снова лад и покой поселились в доме. И хоть нередко вздыхал Иван, вспоминая о Марии, виду старался не показывать: зачем волновать Клавдию? Она ведь старается быть заботливой женой и матерью…
      Так и прожили пять лет. Сына родили. Дом новый строить начали. Вроде бы, всё налаживалось. Только вдруг появилась Мария в селе. Говорили потом, что письма Ивана возымели действие: разобрались и досрочно отпустили её на свободу.
      Подошла она к родному дому, увидела в нём новую хозяйку с малышом на руках, и всё поняла. Иван в ту пору в поле был. А Клавдия чуть ребёнка не уронила, решив, что пришёл конец её счастливой жизни.
      Но Мария, ничего не сказав, развернулась и пошла прочь…
      Поселилась она в соседней деревне, у своей тётки. Вскоре и ребятишек своих забрала к себе. Не раз ездил к ней Иван.  О чём они разговаривали, никогда не рассказывал. Клавдия и не спрашивала. Только видела, что переживает очень…
      Прошли годы. Выросли дети, внуки появились у Марии. Нарадоваться она на них не могла. На лето дедушка забирал их к себе. А провожая назад, строго приказывал: «Слушайтесь бабулю, помогайте ей!»
     Марья тоже постоянно интересовалась, как там дедушка, здоров ли, чем занимается? Если кто-то из стариков заболевал, другой очень тревожился, какие-то нехитрые гостинцы передавал…
      Так и жили, заботясь друг о друге на расстоянии. А когда Мария умерла, Иван чуть ли не каждый день стал ходить к ней на могилку, хотя самому тоже было почти девяносто. Недавно внуки и его схоронили.  Рядом с могилой их обожаемой бабули: пусть хоть на том свете они будут вместе!

   
   


Рецензии