Драконоборцы

Предлагаю сравнить русский драконоборческий сюжет и европейские.

Добрыня и змей.
Змей первым нападает на Добрыню во время купания в Почай-реке. Добрыня оказывается голым и безоружным. Победить ему удаётся с помощью смекалки и подручных предметов.
Когда же Добрыня повалил змея наземь, и с помощью ножа, который всегда носил с собой на кресте, хотел зарезать Змея. Змей взмолился, попросил пожалеть своих деточек - малых змеёнышей.

Добрыня пожалел змея, заключил с ним договор - заповедь великую, которую можно охарактеризовать как пакт о ненападении. Добрыня не вторгается во владения змея на Сорочинской горе, а змей обещает не нападать на Русь.

Едва только богатырь отпустил змея, как змей сразу же нарушил своё слово и похитил Забаву Путятичну - племянницу князя Владимира.

Добрыня раскаивается в своём легковерии, имеет чувство вины за то, что Забава похищена из-за того, что он не убил змея.

Добрыня собирается на битву и побеждает. Освобождает из плена Забаву и много других пленников. Всё.

Вы спросите, а где же драконовы сокровища? А нету их. Не упоминаются даже.

Сравним этот сюжет с похождениями Зигфрида из песни о Нибелунгах.

Зигфрид путешествует и находит пещеру дракона. Сразившись с драконом, он одерживает победу. Искупавшись в крови дракона, он обретает неуязвимость. Только липовый лист, прилипший ему под лопатку оставляет необработанным одно место на спине, через которое его и убьёт потом его милый друг Хаген. Кроме того, в пещере дракона Зигфрид находит много золота, которое забирает себе.

Итак, На Добрыню змей нападает первым, да ещё делает это подло, во время купания, когда Добрыня гол и безоружен. Цель нападения Змей объявляет сам:
"Захочу, тебя Добрыня, съхем-сожру, Захочу тебя, Добрыня, огнём сожгу, захочу тебя, Добрыня, в полон возьму."

На Зигфрида дракон не нападает. Это Зигфрид нападает на дракона. Зачем? его цель золото и слава. Мотивы эгоистичные.

После победы Добрыня щадит змея и его малых змеёнышей, и заключает договор типа Минск - 1.

Зигфрид, не собирается никого щадить, просто мочит на месте.

Добрыня раскаивается в своём легковерии, когда видит, что его доброта обернулась злом.

Зигфрид самодоволен и решителен.

Когда Добрыня второй раз побеждает змея, он выпускает пленных. (свобода пленников - это ценность). О золоте в былине вообще ничего не говорится.

Зигфрид забирает Золото и обретает неуязвимость от любого оружия. Вот две ценности золото и неуязвимость.

Законность происхождения золота остаётся за рамками повествования. По праву ли дракон владел золотом, нет ли - не важно.

Сравним ещё и скандинавский вариант той же легенды.
Там известно происхождение золота. Это вира - плата за кровь. Так сказать добровольная компенсация за убийство кого-то из родственников дракона. То есть богатство законное и легальное, но проклятое - то есть обречённое приносить своему обладателю несчастия.

Сигурд (скандинавский Зигфрид) выкапывает яму на пути, по которому Фафнир (дракон) ползает к ручью на водопой. Сигурд прячется в этой яме. И когда дракон Фафнир ползёт над ним, Сигурд неожиданно колет дракона в пузо и убивает. Из раны течёт кровь прямо в яму, где прятался герой. Так кровь Фафнира омывает тело Сигурда и даёт ему неуязвимость.

Итак, Золото легитимно принадлежит дракону. Он даже является родственником убитого карлика, так сказать, пострадавшая сторона.

Сигурда это не смушает. Типа, было ваше, станет наше. Нападает первым. Нападает подло из засады. Ценности те-же, что у Зигфрида - золото и неуязвимость. Впрочем, неуязвимость получилась случайно. Просто приятный бонус.

Подитожим. Зигфриду-Сигурду, в отличие от Добрыни, не важна справедливость владения золотом, даже мысли не приходит пощадить поверженного противника, заключть с ним договор. Им важна только цель и эффективные средства её достижения.

Возьмём другого драконоборца - Беовульфа из одноимённого англосаксонского эпоса.
По национальности Беовульф - гот. Но это не важно.

После победы над могучим троллем Гренделем и его матерью. (Вопрос об этичности битвы против женщины обсуждать не будем.) Овеянный славой Беовульф становится королём готов. Проходит много лет, много войн, из которых Беовульф неизменно выходит победителем. И вот однажды некий бродяга натыкается на пещеру, в которой жил дракон. Там была куча сокровищь. Дождавшись, когда дракон уйдёт на охоту, бродяга пробирается в пещеру и крадёт из кучи сокровищь золотую чашу, украшенную драгоценными камнями.

Вернувшись, дракон замечает пропажу, приходит в гнев и нападает на людей, начинает сжигать их дома и вообще безобразничать. Толкиен именно из Беовульфа взял этот сюжет для соего "Хоббита".

Беовульф идет биться с драконом, ибо его долг защищать население. При виде дракона, дружина Беовульфа в ужасе разбегается. Только один самый храбрый дружинник не убегает далеко, а прячется рядом в кустах и наблюдает за ходом боя.

Беовульф побеждает дракона, но и сам укушенный драконом медленно умирает. Пришедшему ему на помощь храброму дружиннику, который уже вылез из кустов, Беовульф передаёт свою корону, после чего умирает.

Тут хотя бы мотивация порядочная - защита населения от взбесившегося чудовища. Но тоже нет никаких попыток уладить дело миром, договориться. Можно ведь было вернуть похищенную чашу владельцу, а вора наказать. Нет. Такой поворот сюжета англосаксам в голову не приходит. Ну, и деньги, конечно. Какой может быть подвиг без денег?

Я конечно знаю, что драконы не существуют, и все эти истории выдумка. Я просто по этим сюжетам сужу о народном характере.


Рецензии
Как всегда точно, Михаил! Отличия нашего менталитета от западного впитываем с молоком матери, от наших сказок и былин. Слишком мы разные по мотивации, по характеру. Благодарю Вас за отличную статью!

Эм Филатова   04.05.2025 11:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Эм. И главное, что я очень давно знал эти сюжеты. О Добрыне ещё с первых школьных лет, о Зигфриде и Беовульфе с института. Но сравнить их почему-то в голову не приходило. И вдруг пришло.

Михаил Сидорович   07.05.2025 05:25   Заявить о нарушении