Неуловимое иррациональное
«Интеллект - это страсть» (Рене Декарт)
Рационализм во всех отношениях достоин восхищения - он и метод познания, он и основа поведения. Рациональное - наше всё, универсальный инструмент homo sapiens, обеспечивающий ясность миропонимания и вечное превосходство над неразумными существами. Но почему-то все чаще прокрадывается в наше сознание странное понятие - иррациональное, которое всезнающие словари характеризуют как «выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума». А если неподвластное и несоизмеримое, значит, превосходящее разум? Как можно такое подумать!
Иррациональное - изначально философская категория, которая постепенно просочилась за границы привычной сферы употребления и стала весьма популярным понятием, применимым к поступкам, убеждениям, оценкам, в которых отсутствует строгий логический анализ и нарушены причинно-следственные связи. А неразумное, то есть не прошедшее строгий контроль разума, считается неприемлемым атрибутом рассуждения или действия в силу своей стихийности и непредсказуемости.
С лёгкой руки практикующих психологов, которые активно популяризируют свои эффективные методики, замелькало в различных публикациях понятие «иррациональное чувство». При первом столкновении с ним возникает недоумение и желание спросить: а что, бывают рациональные чувства? Но спросить в тот момент не у кого, приходится разбираться своими силами, то есть строить различные предположения. Например, что иррациональным чувство может быть по происхождению, то есть умом не понять, откуда оно взялось и как с ним жить (пока не исчезнет). В качестве примера приводятся чувства вины, страха, стыда, зависти, мести и др. Проще говоря, я не могу объяснить себе, почему боюсь или завидую. И тогда с той же степенью вероятности можно предположить, что должны существовать «рациональные чувства», то есть те, происхождение которых я могу себе объяснить - чувства долга, справедливости, милосердия и др. Они благородного умственного происхождения и обусловлены внутренними разумными убеждениями, подкреплены опытом.
У меня сложилось мнение, что вторжение рацио в сферу чувствования очень дурно влияет на последнее, поскольку препарирование его и детальное исследование «под микроскопом» разрушает хрупкую субстанцию чувства и лишает его непосредственности и цельности. Переживание, способное рождать чудесные образы, запечатленные в искусстве, имеет право на свободное существование и бережное отношение. И, может быть, не обязательно крошить его на мелкие кусочки острым лучом разума. Хотя тогда возникает проблема: чем будут заниматься литературные критики, искусствоведы и все те, кто избрал делом жизни исследование творческого процесса и его результата? И вполне рациональное чувство милосердия к людям, неспособным к иной деятельности, может решить этот вопрос в пользу исследователей и интерпретаторов.
Иррациональное, обладающее самостоятельностью существования, имеющее ценность, эмоциональную наполненность и средства выражения, прижилось на благодатной почве изящной словесности, музыки и в других творческих сферах, например, импровизация в исполнительских искусствах, интуиция в науке. И самое удивительное - в философии: сочетание рационального метода объяснения мира с умственно непостижимым способом проникновения в суть вещей, давшее жизнь иррационализму как направлению развития философской мысли.
Свидетельство о публикации №225042100305
"я не могу объяснить себе, почему боюсь или завидую"
Почему? Боюсь, потому что предвижу опасность или нечто неприятное, имея негативный опыт, свой или чужой. Например, боязнь похода к стоматологу вполне объяснима)…
Завидую, потому что у меня нет того, чем владеет другой (лучшей машиной, домом, женщиной, талантом и т. д.). А чем Я хуже? Мне тоже хочется это иметь и даже еще чего-то получше. Шопенгауэр считает, что люди завидуют, потому что чувствуют себя несчастными. Действительно, счастливые не завидуют (даже если ничего особенного не имеют - им достаточно). А счастье и несчастье - они какие, куда их причислим?
"Переживание, способное рождать чудесные образы, запечатленные в искусстве, имеет право на свободное существование и бережное отношение". Нельзя не согласиться!
"чем будут заниматься литературные критики, искусствоведы и все те, кто избрал делом жизни исследование творческого процесса и его результата? И вполне рациональное чувство милосердия к людям, неспособным к иной деятельности, может решить этот вопрос в пользу исследователей и интерпретаторов".
Милосердие - вещь хорошая, но ведь есть разные способы приносить людям пользу...
Спасибо, Ирина, за Вашу интересную работу.
Елена Пацкина 21.04.2025 23:07 Заявить о нарушении
Ирина Дмитриевна Кузнецова 22.04.2025 13:41 Заявить о нарушении