Неуловимое иррациональное

 
«Интеллект - это страсть» (Рене Декарт)

Рационализм во всех отношениях достоин восхищения - он и метод познания, он и основа поведения. Рациональное - наше всё, универсальный инструмент homo sapiens, обеспечивающий ясность миропонимания и вечное превосходство над неразумными существами. Но почему-то все чаще прокрадывается в наше сознание странное понятие - иррациональное, которое всезнающие словари характеризуют как «выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума». А если неподвластное и несоизмеримое, значит, превосходящее разум? Как можно такое подумать!

Иррациональное - изначально философская категория, которая постепенно просочилась за границы привычной сферы употребления и стала весьма популярным понятием, применимым к поступкам, убеждениям, оценкам, в которых отсутствует строгий логический анализ и нарушены причинно-следственные связи. А неразумное, то есть не прошедшее строгий контроль разума, считается неприемлемым атрибутом рассуждения или действия в силу своей стихийности и непредсказуемости.

С лёгкой руки практикующих психологов, которые активно популяризируют свои эффективные методики, замелькало в различных публикациях понятие «иррациональное чувство». При первом столкновении с ним возникает недоумение и желание спросить: а что, бывают рациональные чувства? Но спросить в тот момент не у кого, приходится разбираться своими силами, то есть строить различные предположения. Например, что иррациональным чувство может быть по происхождению, то есть умом не понять, откуда оно взялось и как с ним жить (пока не исчезнет). В качестве примера приводятся чувства вины, страха, стыда, зависти, мести и др. Проще говоря, я не могу объяснить себе, почему боюсь или завидую. И тогда с той же степенью вероятности можно предположить, что должны существовать «рациональные чувства», то есть те, происхождение которых я могу себе объяснить - чувства долга, справедливости, милосердия и др. Они благородного умственного происхождения и обусловлены внутренними разумными убеждениями,  подкреплены опытом.
 
У меня сложилось мнение, что вторжение рацио в сферу чувствования очень дурно влияет на последнее, поскольку препарирование его и детальное исследование «под микроскопом» разрушает хрупкую субстанцию чувства и лишает его непосредственности и цельности. Переживание, способное рождать чудесные образы, запечатленные в искусстве, имеет право на свободное существование и бережное отношение. И, может быть, не обязательно крошить его на мелкие кусочки острым лучом разума. Хотя тогда возникает проблема: чем будут заниматься литературные критики, искусствоведы и все те, кто избрал делом жизни исследование творческого процесса и его результата? И вполне рациональное чувство милосердия к людям, неспособным к иной деятельности, может решить этот вопрос в пользу исследователей и интерпретаторов.

Иррациональное, обладающее самостоятельностью существования, имеющее ценность, эмоциональную наполненность и  средства выражения, прижилось на благодатной почве изящной словесности, музыки и в других творческих сферах, например, импровизация в исполнительских искусствах, интуиция в науке. И самое удивительное - в философии: сочетание рационального метода объяснения мира с умственно непостижимым способом проникновения в суть вещей, давшее жизнь иррационализму как направлению развития философской мысли.


Рецензии
Как всегда, Ваши тексты, Ирина, заставляют задуматься.

"я не могу объяснить себе, почему боюсь или завидую"
Почему? Боюсь, потому что предвижу опасность или нечто неприятное, имея негативный опыт, свой или чужой. Например, боязнь похода к стоматологу вполне объяснима)…

Завидую, потому что у меня нет того, чем владеет другой (лучшей машиной, домом, женщиной, талантом и т. д.). А чем Я хуже? Мне тоже хочется это иметь и даже еще чего-то получше. Шопенгауэр считает, что люди завидуют, потому что чувствуют себя несчастными. Действительно, счастливые не завидуют (даже если ничего особенного не имеют - им достаточно). А счастье и несчастье - они какие, куда их причислим?

"Переживание, способное рождать чудесные образы, запечатленные в искусстве, имеет право на свободное существование и бережное отношение". Нельзя не согласиться!

"чем будут заниматься литературные критики, искусствоведы и все те, кто избрал делом жизни исследование творческого процесса и его результата? И вполне рациональное чувство милосердия к людям, неспособным к иной деятельности, может решить этот вопрос в пользу исследователей и интерпретаторов".

Милосердие - вещь хорошая, но ведь есть разные способы приносить людям пользу...

Спасибо, Ирина, за Вашу интересную работу.

Елена Пацкина   21.04.2025 23:07     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Елена, за пристальное внимание к спорным вопросам, которые промелькнули в моём тексте. Практикующие психологи (если прочтут Ваши замечания) будут озадачены и огорчены, но с такими вескими аргументами трудно спорить. Им остается только тихо пыхтеть в углу и усмирять свои "рациональные чувства". Очень точно определил истоки зависти наш друг Шопенгауэр, которого Вы так кстати вспомнили. А мне приятно, что крохотный текст получил такой содержательный отзыв. Это окрыляет!

Ирина Дмитриевна Кузнецова   22.04.2025 13:41   Заявить о нарушении