Между схемой и образом

Учитель и ученик сидели под старым оливковым деревом. Ветер легко перебирал листья, создавая причудливую игру света и тени на земле.
— Смотри, — сказал учитель, указывая на эти тени. — Что ты видишь?
— Тени от ветвей и листьев, — ответил ученик.
— А что такое тень?
Ученик задумался.
— Тень — это отсутствие света, вызванное препятствием.
— Хорошо, — кивнул учитель. — А теперь скажи: дерево создало эти тени?
— Конечно, — уверенно ответил ученик.
— Ты уверен? Разве дерево совершило некий акт творения? Разве оно приложило усилие, чтобы создать тени?
Ученик снова задумался.
— Нет, тени появились сами, просто потому что дерево существует и есть свет.
— Вот именно, — улыбнулся учитель. — Они являются не результатом действия дерева, а непосредственным следствием его бытия. Дерево не может не отбрасывать тени в присутствии света, как Бог не может не отбрасывать Схему вовне себя.
Учитель начертил на песке два круга — один внутри другого.
— Представь, что внутренний круг — это Бог. Что такое внешний круг?
— Мир? — предположил ученик.
— Можно сказать и так. Но точнее — это Схема Бога, его ;;;;; (целем), его образ. Не Бог, но божественное. Не сущность, но проявление. Бог вне Бога.
Учитель взял горсть песка и высыпал её на линию внешнего круга.
— Если знание должно существовать, но не быть самим Богом, где оно может находиться?
— На границе, — догадался ученик, указывая на песчаную линию. — Между Богом и не-Богом.
— Именно! Знание — это и есть Схема, это образ Бога вне его самого, но не отделённый от него.
Внезапно налетел порыв ветра, и тени на земле задвигались, словно ожили.
— Видишь, как движется тень? — спросил учитель. — Изменилось ли дерево? Совершило ли оно действие?
— Нет, просто изменилось положение света.
— Так и Схема Бога движется и живёт, но не потому, что Бог совершает отдельные акты творения, а потому что таково непосредственное следствие его бытия.
Ученик смотрел на игру теней, и ему казалось, что он начинает понимать.
— Учитель, а человек? Где в этой картине человек?
Учитель улыбнулся и указал на тени.
— "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его..." — процитировал он. — Слово "образ" здесь то же самое: ;;;;; (целем). Человек — это Schema Бога, его живая тень.
— Но тень не обладает сознанием, — возразил ученик. — А человек знает о своём существовании.
— Вот здесь и заключён великий парадокс, — кивнул учитель. — Схема осознала себя. Тень поняла, что она тень. И теперь она задаётся вопросом: если я — лишь образ, то что такое оригинал?
Ученик потрясённо смотрел на свою собственную тень на земле.
— Выходит, человеческое знание — это... осознание схемой самой себя?
— Да, — согласился учитель. — Бог вне Бога узнаёт себя. Вот почему те, кто обладает знанием, были названы в сирийском тексте "йидиа" — "известные", от слова "знание". Они известны не только другим, но и самим себе. Они осознали свою природу как Схемы, как образа Божественного.
Солнце начало клониться к закату, и тени становились длиннее.
— Но если мы — лишь схема, образ, тень, — задумчиво произнёс ученик, — значит ли это, что мы нереальны?
— Что более реально, — спросил учитель, — дерево или его тень? Конечно, дерево. Но без света не было бы и тени. Тень реальна иначе, чем дерево, но она тоже реальна. Схема Бога реальна иначе, чем сам Бог, но она тоже реальна. "Бытие вне его именно и называется его схемой, и оба выражения говорят одно и то же", как сказал мудрец.
Когда они уходили, ученик оглянулся на дерево, окутанное вечерними тенями.
— Учитель, — сказал он, — если я — схема Бога, и всё вокруг — схема Бога, значит ли это, что ничего кроме Бога на самом деле нет?
Учитель рассмеялся:
— А разве может быть что-то, кроме Бога? Все мы — лишь буквы в книге, которую пишет Автор. Но знаешь, в чём парадокс? В какой-то момент буквы осознали себя и начали задаваться вопросом о природе Автора. Вот оно, настоящее чудо!
И они пошли дальше, оставляя позади свои тени, которые, казалось, двигались сами по себе в сгущающихся сумерках.


Рецензии