Всё остальное и пустяки...

     Он никогда не изучал литературоведение. Тем более, теорию художественной литературы. Но отсутствие таких знаний не помешало ему размышлять о текстах журналистики, науки, публицистики. И о так называемых "литературно-художественных произведениях".

      Ему приходилось встречать людей, которые утверждали, что тексты художественой литературы содержат в себе одни описа'ния-представления пустяков. Представления пустяков кому? Конечно, читательницам и читателям.

     После встреч с людьми, утверждавшими, что вся художественная литература - это собрание одних только пустяков, он записа'л следующее:

     "Раньше тем, что не является пустяками, должны были заниматься журналистика, наука и публицистика. Для журналистики, чем меньше в тексте журналиста пустяков, тем лучше. Журналистика требовала, чтобы журналисты лишь точно передавали данные, сведения о конкретных людях, событиях, явлениях.

     Публицист должен сталкивать своё мнение о чём-то с мнениями  других людей о том же, не выдавая за разные чужие мнения то, что он выдумал сам.

     Тот автор, который в своём тексте представил читательницам и читателям только выдуманные собой мнения, является кем-то, но точно, - не публицистом! Может быть, беллетристом? Или сочинителем-фантастом?

     Наука - это вообще не о мнениях о чём-то, а о точности соответствия человеческих знаний о чём-то тому, каким это что-то является-изменяется в действительности, а не только в голове-мозге учёного.

     Информационная точность, столкновение разных мнений, объективные и практически применимые знания - это не пустяки, поэтому некоторые ещё существующие журналисты, а также публицисты и учёные то, чем занимается художественная литература, называют, как Базаров из "Отцов и детей" И.С. Тургенева и Шерлок Холмс, пустяками. Беллетристикой".

      Ух ты, чего он надумал о пустяках, которыми занимается художественная литература и о всём остальном, чем занимаются журналистика, наука и публицистика!

     Пустяки - это то, о чём можно читать на досуге, то есть в свободное, от основных занятий, время.

     А также он подумал о том, что пустяки в серьёзной  и развлекательной художественной литературе не отличаются друг от друга.

     Многие сочинители, особенно начинающие, уверены, что лучше всего пустяки представляют читательницам и читателям именно авторы развлекательной литературы.

     Авторы текстов серьёзной литературы должны учиться представлению читателям пустяков, которыми они разбавляют-разбивают свои серьёзные размышления, у авторов развлекательной литературы.

     Он вспомнил, что начинающие сочинители весёлых, приключенческих  и развлекательных текстов учатся тоже у тех профессиональных сочинителей, которые очень хорошо представляют читательницам и читателям разнообразные пустяки.

     Сочинители, которые готовятся стать авторами серьёзных произведений,  часто учатся представлять читателям пустяки у серьёзных авторов. И это не очень правильно.

     Будущим авторам и серьёзных литературно-художественных произведений, и сочинителям весёлых, приключенческих, развлекательных  текстов нужно учиться представлять читателям пустяки именно у мастеровитых авторов весёлой, приключенческой, развлекательной литературы.

     Он подумал о том, с чем никак и никогда не согласятся профессиональные философы и квалифицированные мыслители. Он подумал, что философия отличается от художественной литературы лишь тем, что её, философии, произведения предназначены для ознакомления с ними таких же профессиональных философов, как и сами авторы философских тестов.

     А вот Священные Книги предназначены для чтения не только профессионалами в размышлениях. В Священных Книгах нет пустяков, а вот авторы весёлых, приключенческих, развлекательных текстов используют чужой опыт представления  читательницам и читателям именно пустяков.

      Он немного подумал, и ему пришло в голову, что те, которые успешно представляют читательницам и читателям пустяки, могут осуществлять следующие действия:

     Первое. Представить себе лица читателей и читательниц, которые, собираясь философствовать, могут рассмеяться или хотя бы улыбнуться.

     Второе. Мысленным взором увидеть улыбки людей, читающих книги для веселья или развлечений с удовольствиями.

     Третье. Растянуть свой рот в такой же как улыбке, которая бывает у читателей развлекательной литературы и  записывать пришедшие в голову мысли, сохраняя на лице головы улыбку как можно дольше.

     А ещё ему пришло в голову то, что необходимо привести примеры пустяков, описа'ния-представления которых авторам можно включать в свои как развлекательные, так и серьёзные произведения. Такими пустяками можно назвать:

     Обжорство по утрам, осуществляемое людьми вместо завтрака. Страдания третьеклассника из-за того, что ту третьеклассницу, в которую он влюблён, у него отбил другой, более бойкий и удачливый третьеклассник. Рассеянность умного человека. Стеснительность человека, примерявшего разные костюмы и так и ушедшего из магазина без покупки.

     Эти и другие пустяки вполне можно "раздуть" до размеров жизненно важных вещей.

     Когда автор эти и другие пустяки считает более серьёзными, чем они являются в действительности, ему, вполне возможно, лучше заняться или созданием серьёзных и умных, интеллектуальных литературно-художественных произведений, или журналистикой, или наукой, или публицистикой. 

      Он вдруг решил, что поднять пустяки в их представлении вниманию  читателей  и читательниц до уровня чего-то серьёзного - это, значит, обмануть читателей, ввести их в заблуждение.

     В подлинных Священных Книгах пустяки не увеличиваются, искусственно, до размеров жизненно важных вещей и явлений.

     Уменьшать важность чего-то жизненно важного, серьёзного до состояния пустяковости - это способствовать тому, чтобы читатели и читательницы оставались бы детьми.

     "Детственность", состояние инфантилизма - это то, что некоторым людям облегчает не столько жизнь, сколько взгляды на неё, на её  трудности.

      Ему подумалось, что после прочтения одной и той же книги у людей может сложиться или детский, инфантильный, лёгкий взгляд на жизненно важные вещи или серьёзный взгляд даже на пустяки.

     И тут по его мнению возникает сложнейшая задача:

     Как писа'ть книги, после прочтения которых люди имели бы детский, инфантильный, лёгкий взгляд на пустяки и серьёзный взгляд на жизненно важные вещи? Только Священные Книги полностью справляются с выполнением этой  очень сложной задачи.

     Некоторые люди самой серьёзной, жизненно важной вещью  представляют жизнь по завершении земной, материальной, телесной жизни, а не пустяком.

      Люди, вспомнил он, очень долго спорят о том, что более верно, то есть прочно, создаёт серьёзный взгляд на жизненно важные вещи: чтение журналистики, научных и публицистических текстов или чтение Священных Книг?

      Люди сходятся только в одном, - одно чтение создаёт человека, а другое чтение, чтение развлекательных текстов даёт человеку удовольствие.

      Некоторые литературоведы раньше "намекали" на то, что ради удовольствия читать можно только стихи хороших поэтов.

     Да, решил он, возникновение читательских предпочтений - это очень сложный процесс. Да ещё когда? В то время, когда люди не столько читают, сколько видят и слушают!

      Когда-то же господствовало мнение, что тратить время и силы на чтение развлекательных текстов не нужно, а только затраты времени и сил или на чтение Священных Книг, или на чтение серьёзных литературно-художественных произведений даёт  человеку много новых дополнительных сил.

     На выводе о том, что читать нужно не столько ради развлечения, сколько ради получения дополнительных сил, он решил закончить свои сегодняшние размышления о пустяках и о всём остальном.

     P.S. Автор данной записи итогов размышлений одного непривычного, странного персонажа о пустяках  и жизненно важных вещах в художественной литературе, сообщает читательницам и читателям о том, что он слышал об их, читателей,  представлениях о том, как сочинителям необходимо писа'ть свои тексты, но персонаж попросил его поэкспериментировать, что он и сделал, сочинив литературоведческое эссе в виде рассказа. Данный свой литературоведческий текст автор не может считать полноценным рассказом, поэтому решил разместить текст в разделе литературоведения.

    

    


          


Рецензии
Борис, прочитав эту статью, поймал себя на мысли, что почему-то никогда не любил развлекательную литературу.
Понравилось:
"Люди сходятся только в одном, - одно чтение создаёт человека, а другое чтение, чтение развлекательных текстов даёт человеку удовольствие".

Спасибо!
С неизменным уважением,

Федя Заокский   22.04.2025 08:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, но не будем обсуждать тех, Фёдор, у которых получается создавать произведения развлекательной литературы, не халтурные, а, действительно, доставляющие удовольствие читателю или повышающие его настроение!..

Светлан Туголобов   22.04.2025 09:20   Заявить о нарушении
Не будем, конечно!

Федя Заокский   22.04.2025 09:33   Заявить о нарушении