Казанова идёт на помощь. 5
1.
Олег пришёл в сознание через пару минут. Он обвёл мутным взглядом окрестность и, не увидев никакой опасности, тяжело поднялся и побрёл к своей машине. Усевшись, он откинулся на сидении и ощупал болевшую челюсть. Пошевелив ею из стороны в сторону и почувствовал, что кость не переломана, хотя зубы и кровоточили. Ерунда! Это через несколько дней пройдёт без следа. Когда-то в учебке их учили переносить боль. Там инструкторы валили с ног неожиданным ударом и били по лежачему несколько минут. Задача курсанта была, не пропустить удар, а если упал, - не подставить жизненно важные органы и не потерять контроль над собой. Так что удар Виктора-это ерунда. Пройдёт. Хуже другое. Судя по раскрытому дипломату, он забрал уголовное дело и его успешная операция, похоже, накрылась медным тазом. Но откуда он про похищенную папку узнал? От прокурора? От Лены? Вот, скорее всего, откуда. У них видимо состоялась встреча. И они, похоже, в более близких отношениях, чем он думал.
Ну что же , Виктор, поздравляю! Один ноль в твою пользу! Но победа у тебя не такая уж большая… Вы вернёте дело прокурору и будете потирать от восторга ручки, но не знаете, что существует закон подстраховки. Он ,Олег, не просто держал в руках уголовное дело, а успел просмотреть его методом скорочтения, что заняло всего несколько минут. Он успел оценить дело с точки зрения уязвимости и вырвать из дела самую главную улику- показания самого главного свидетеля этой трагедии, где зафиксированы номер автомашины и место перехода через дорогу потерпевшей и признание виновника ДТП. Всё остальное это косвенные улики. Теперь прямо в суде можно развалить дело. Скажем, если обвиняемый упрётся, что не сидел за рулём, а находился в другом месте, и машину угнали… Или заявить, что первичные показания, которые он дал, были сделаны под давлением следователя. Возможен и такой вариант, когда один из друзей заявит, что он сидел за рулём… Можно также утверждать, что девушка переходила не на пешеходном переходе, что на ней не было светоотражателей, а это, как знал по опыту Олег, истинная правда. А может быть она была пьяна… Да мало ли .
Олег потянулся завести машину, но обнаружил, что ключей нет. Такое тоже бывало не раз. Он вышел из машины и набрал номер на мобильнике. Походив по краю лесополосы и прислушавшись, он уловил едва слышный писк. Ориентируясь на него, он быстро определил направление и скоро под кустами нашёл искомый ключ с радиомаяком.
Скоро его машина остановилась у маленького дорожного мотеля, где он снял комнату с видом на сосновый лес. Расположившись, он умылся и привёл себя в порядок, затем отправился в ресторан. Возвращение домой откладывалось. Нужно было завершить дело. Иначе шеф применит к нему санкции, которыми пугал уже не раз.
Вечером он снова набрал номер шефа.
-Извините, что беспокою, Анатолий Павлович, но у меня ЧП. По дороге домой на меня совершено нападение. Неизвестные неожиданно блокировали машину, избили меня до отключки и забрали папку с уголовным делом. Думаю, что это люди прокурора. Я , правда, подстраховался, успел изъять кое- какие документы, в принципе, хоть и не сразу, но восстановить их можно…
- А ты грязно работаешь ,Олег,- после некоторого молчания сказал Серёгин .- Я был о тебе более высокого мнения. Где твоя выучка? Не дай бог эти твои приключения прокурор и другие увяжут со мной и пойдёт шум… Так что возвращайся назад и доделай дело как следует. Как это сделаешь-твои проблемы. Однако суда не должно быть. Надеюсь, ты меня понял?
И Олег услышал гудки отключённого телефона.
2.
У красивого деревенского дома с резными наличниками остановилась серебристая «Тойота». Стройный молодой человек с папкой в руке нажал на кнопку звонка, а затем решительно шагнул во двор. Выглянувшей хозяйке дома он представился следователем прокуратуры Шелгуновым Ильёй Ивановичем и быстро, так, чтобы она не успела вчитаться, показал своё удостоверение. Когда хозяйка завела его в дом и усадила за столом, он изложил цель своего визита.
- Вера Ивановна! Я уточняю детали того несчастного случая, который привёл к трагической гибели Кудряшовой Тамары.
- Да, как же забудешь такое! Жаль Тамару. Она очень хорошей была, открытой, честной, красивой. А что вы хотите узнать?
-Скажите, это у вас в доме она была в тот вечер перед трагедией?
-Да .В тот вечер моя дочь Маша отмечала свой день рождения. Позвала несколько друзей, в том числе и Тамару. Они посидели за столом, потанцевали, посмеялись, а потом Тамара заторопилась домой. Она живёт на отшибе за дорогой. Это километра два будет. Поэтому она приехала на велосипеде. Вот она и поехала домой …на свою голову.
- Скажите, а она выпивала в тот вечер?
Видя как хозяйка замялась, он заявил:
-Поймите Вера Ивановна, это важно. Экспертиза экспертизой, но живое свидетельство тоже важно… Напоминаю, что за дачу ложных показаний вам грозит уголовное наказание.
-Да, это было. Скрывать тут нечего. Но выпили девчата моей наливки совсем понемногу. Ребята выпили больше. Потом бесились. Танцевали. А Тамара, как я уже сказала, ушла домой раньше…
-Вот об этом вы, уважаемая Вера Ивановна, сейчас напишете на этом листе. И подпишетесь…
-Вы Сидоренко Семён Петрович?
- Да это я. А что?
-Я следователь Шелгунов Илья Иванович. Хотел бы уточнить некоторые детали того происшествия, свидетелем которого вы стали три недели назад.
- Но я уже давал показания полиции.
- Нужно по- новой всё уточнить. Это важно. Итак, вечером 25 июля вы вышли из своего дома, который располагается рядом с трассой…Что вы увидели?
- Ну-у, я вышел подышать. Возле моего дома с велосипедом прошла Тамарка Кудряшова, которую я знаю с детства. Она поздоровалась и начала переходить трассу. А тут, откуда ни возьмись ,эта иномарка. Тамарку ослепило , она руками закрыла глаза и закричала. Но иномарка ударила её вместе с велосипедом и отбросила на обочину. Не останавливаясь ни на минуту, она скрылась за поворотом. Вот всё что я видел. Я сразу позвонил в полицию и скорую. Мы с женой подбежали к Тамаре, но она уже не двигалась…
- Скажите. Вы видели, кто сидел за рулём, кто был в машине?
- Куда там! Было уже темно, да и у машины были задние окна затонированы. Так что я ничего не видел. Я заметил только три цифры номера.
-В протоколе первого допроса вы сказали, что потерпевшая переходила трассу по пешеходному переходу. Покажите, где он у вас?
- Вон там, метрах в пятидесяти.. Сейчас он сильно стёрся, но знак был. Вон он столб стоит…
-Смотрите, знак наполовину сбит и повёрнут лицевой стороной не поперёк. а вдоль трассы… Водитель мог его и не заметить?
- Да, может быть. Но он нёсся с бешеной скоростью…
- Почему вы решили, что с бешеной скоростью,? У вас в руках был прибор для измерения скорости?
-Нет, конечно! Но я водитель и умею отличить 50 километров от 120..
- А вы были в тот момент выпившим?
- Вы что хотите сказать, что я несу пьяный бред? Но всё истинная правда! Да, во время ужина в тот вечер я по традиции пропустил стаканчик… И что из того?
- Ладно! Дело, конечно не в вас. Вы имеете полное право выпить перед ужином. Но сейчас вы напишете об этом происшествии более подробно, чем в прошлом протоколе. Так же будете и отвечать на суде… Иначе за вас все подробности скажет адвокат и вас поймают и привлекут за ложные показания…Знаете, чем это вам грозит?
Олег, а это был он, дождался, когда свидетель подпишет свои показания, сфотографировал место происшествия со сломанным знаком и стёршимся пешеходным переходом, попрощался и укатил свой мотель.
Он был доволен. Теперь развалить дело или хотя бы максимально смягчить наказание не представляло особого труда. Потерпевшая была пьяна, переходила трассу в непонятном месте, там, где был не пешеходный переход, а карикатура на него, не имела светоотражателей. Свидетель тоже был пьян и ни мог точно определить ни место, ни расстояние, и не видел кто сидел в машине. Следователи провели расследование некачественно, прокурор не удосужился или не успел проверить их работу…
Так! Дело, можно сказать, сделано. Племяннику депутата грозит минимальное наказание . а может быть и условное… Хороший, беспринципный адвокат сделает свое дело в суде…
Теперь осталось разобраться с Виктором. Он, Олег, не привык уходить побеждённым.
3.
Очередная сводка о происшествиях в районе за последние сутки легла на стол прокурора, перед тем как он отправился на традиционную планёрку в кабинете мэра. Пробежав глазами перечень дорожно-транспортных происшествий, квартирных краж, он вдруг поперхнулся, прочитав о случае самоубийства. В сводке говорилось:
«Вчера в 15-30 в дежурную часть МВД обратилась гражданка Пихтина Вера Семёновна с заявлением о пропаже её подруги Панковой Елены Павловны, которая якобы явилась к ней позавчера около 24 часов вся избитая мужем Панковым Виталием. По словам Пихтиной,она оказала Панковой первую помощь и уложила спать. Но проснувшись утром, Пихтина не обнаружила свою подругу в квартире. Она отправилась искать её и около15 часов под мостом через реку на кустах обнаружила шарф Панковой , из чего сделала вывод, что та в душевном расстройстве бросилась с моста в реку. Посланный наряд полиции никаких следов падения, ни тела утопленницы не обнаружил. Нами был допрошен Панков Виталий Егорович 1983 года рождения, который признался, что избил жену за аморальное поведение. По факту исчезновения Панковой Е.П. в результате избиения её мужем проводится поиск тела в низовьях реки и другие следственные действия».
Ветров в волнении вытер платком вдруг вспотевшую шею. Этого события ещё не хватало на их район! Кто бы мог подумать, что Лена способна на такое ? А он собирался сегодня вызвать её на допрос о пропаже уголовного дела.
Дрянь дело! Узнай пресса или телевидение о том , что прокурор сам запустил этот процесс, закинув в семью Панковых злополучный диск, поднимется такой шум! Его обвинят, что он сам спровоцировал скандал, избиение и как результат-самоубийство. Да за это с него снимут голову! А если ещё узнают, что из кабинета прокурора исчезают уголовные дела то…
Ветров попросил Дашу сделать ему крепкий чай и срочно набрал номер начальника полиции. Секретарь ответила, что тот ушёл на планёрку к мэру.
«Не дай бог, там начнёт открывать детали своего расследования…»- с досадой подумал Ветров.
Через десять минут он и сам был в кабинете мэра Петра Семёновича Вихрова.
Когда речь зашла о самоубийстве Панковой, начальник полиции коротко доложил о начавшемся расследовании.
-Мы запросили данные на Панкову. Её характеризуют исключительно положительно . И на работе и в быту. Да и семья была неплохая, дружная. Законопослушная. Виталий Панков, по отзывам тоже ничем криминальным себя не проявил…
-Дружная, хороший, спокойный…, а потом взял да и избил свою жену так, что она сбежала из дома и бросилась в реку,- язвительно перебил начальника полиции мэр: - Тут что-то не так! Разберитесь.
Он повернулся к прокурору
- А вы что думаете, уважаемый Сергей Ильич? Вы тоже думаете, что всё это на пустом месте и что всё у нас в порядке? Кстати, вы как-то долго не пускаете дело в суд по факту смертельного наезда в селе Петровка? Не пойму в чём причина?
-Всё под контролем ,Пётр Семёнович! С самоубийством,думаю, мы быстро разберёмся. Есть все признаки того, что основную вину несёт муж. Он серьёзно выпивал, особенно в последнее время, когда у него были какие-то проблемы в своём бизнесе и распускал руки. Но есть сведения, что и сама потерпевшая была не безупречна. Так, что это самоубийство, если оно было, это результат, скорее всего, не злостного насилия, а накопившихся семейных проблем. Следствие покажет. А по поводу наезда со смертельным исходом , то необходимо подчистить некоторые недоработки следствия, чтобы не выглядеть уязвимыми перед судом.
После планёрки Ветров отозвал в сторону начальника полиции и попросил срочно выяснить, где сейчас находится помощник московского депутата Осетров.
Через час начальник полиции сообщил ему. Что Осетров выписался из гостиницы и сегодня утром выехал предположительно в Москву.
Елисеев пребывал в отвратительном настроении несколько дней. Он, то устраивал разносы своим подчинённым, то придирался к качеству недавнего ремонта, то открывал шкаф и, достав бутылку с коньяком, выпивал не менее трети гранёного стакана.
Настроение заметно улучшилось, лишь на третий день, когда ему позвонил неизвестный и сообщил, что папка с документами лежит в вокзальной камере хранения в ячейке номер 32. Он сразу понял, что это именно та папка, именно с теми документами, которые были похищены. Проглотив в радостях ещё с полстакана коньяка, он лично отправился на вокзал.
На вокзале он быстро зашёл в кабинет начальника, с которым был знаком и потребовал незамедлительно вскрыть ячейку камеры хранения номер 32 и принести к нему в кабинет её содержимое. Когда ему принесли завёрнутый в газетную бумагу пакет, он быстро осторожно, перелистал папку и отправился к себе. Просмотр документов, сверка их с перечнем показала, что не хватает самого главного документа- признательного показания виновника ДТП Щепкина и протокола допроса главного свидетеля происшествия. Раздосадованный прокурор просмотрел ещё раз дело, а затем вызвал следователя и приказал восстановить утраченные документы, которые он, прокурор якобы изъял, объяснив это тем, что ему поступила жалоба от обвиняемого и его адвоката на принуждение и давление со стороны следователя РОВД. Затем он позвал криминалиста, которому приказал снять отпечатки пальцев со скоросшивателя.
Передача уголовного дела в суд откладывалось.
4.
Степан Сергеевич Песцов уже заканчивал завтрак, когда зазвонил телефон.
- Простите, это Степан Сергеевич? С вами говорит юристконсульт Серёгина Анатолия Павловича Осетров Олег. Нам сказали, что вы являетесь адвокатом Щепкина по делу о наезде на пешехода в селе Петровка?
-Да. А что вы хотели?
- Я хочу довести до вас важную информацию. Вам предстоит защищать Артёма Щепкина в суде и вы должны знать, что следователь РОВД, ведущий это дело потерял признательные показания вашего подзащитного и вынужден будет требовать от него признательного показания снова. По халатности он утерял и показания главного свидетеля, которые вынужден будет восстанавливать. В этой ситуации в интересах своего дела Щепкину будет лучше не признавать свою вину. Он реально может быть оправдан ,поскольку в деле много нестыковок. Погибшая в момент ДТП была пьяна, как и главный свидетель. Кроме того, дорожные знаки пешеходный переход и «зебра» в тот момент не работали. Знак был сорван, а «зебра» стёрлась и была не видна. Если РОВД попытается поздним числом исправить эти проколы, то я вам вышлю фото этих мест с датой съёмки. Используйте эту информацию в интересах потерпевшего.
- Благодарю вас Олег. Это действительно очень важно.
Олег удовлетворённо повесил трубку. Пусть теперь адвокат с такими козырями на руках займётся этим делом. Теперь надо разобраться с Виктором. Надо хоть набить ему морду…
Квартира Виктора Токарева находилась на третьем этаже. Поздним вечером, когда начали гаснуть огни в квартирах, в подъезд дома быстро вошёл человек в широкой ветровке с капюшоном. Капюшон прикрывал почти всё лицо, а ветровка скрадывала фигуру. Прислушавшись и не уловив ничего тревожного, незнакомец подошёл к двери, позвонил, а не услышав никакого ответа, быстро достал из кармана отмычку и открыл дверь квартиры. Осторожно шагнул внутрь, подсвечивая себе небольшим фонариком и осмотрелся. Квартира была двухкомнатной. В зале традиционный набор мебели. Советская стенка с книгами и посудой, стол, новый телевизор на тумбочке и зачем-то в углу стоял старый «Горизонт», прикрытый салфеткой. Диван с висевшей над ним картиной, да музыкальный центр с колонками на полу дополняли скромное убранство. Привлекал внимание белизной и пустыми глазницами человеческий череп, стоящий на шкафу.
Олег, а это был он, усмехнулся. Когда-то давно он писал психологический портрет хозяина этой квартиры и уже тогда он разглядел в нём вопиющую убогость в планах и жизненных установках. Виктора всегда отличали скромность и неприхотливость. Он не желал шикарного дома, роскошной мебели, дорогой посуды, красивой любовницы, отдыха на заморском побережье, как этого желают все нормальные люди.
« Нет, капитан, никогда тебе не быть майором,-подумал Олег. -Ты будешь вечным неудачником и даже вредным, опасным человеком для сегодняшних хозяев мира, поскольку не разделяешь их идеи и ценности. Типичный совок..».
Осторожно заглянув в спальню, он понял , что Виктора нет дома. Теперь уже уверенно и быстро он осмотрел ящик письменного стола, отсеки стенки в поисках папки с уголовным делом , но так ничего и не нашёл. Заглянул в спальню, ванную, размышляя, где бы он сам спрятал ценные документы. Может быть в квартире есть сейф, хотя вряд ли у этого романтика есть большие ценности…Он заглянул за дешёвые репродукции картин.
Между тем надо было поторапливаться. Мало ли что… Мог явиться сам Виктор. Ответно бить ему морду прямо в его квартире было нежелательно и чревато. Особенно для него как для помощника столичного депутата. Кроме того, могут всполошиться соседи… Но спускать всё с рук тоже нельзя. Нужно в ответ на его выпад и срыв его Олега операции сделать какую-нибудь пакость, чтобы не было желания ломать чужую игру.
А что сделать? Сжечь его квартиру? Но тут многоквартирка. Отравить собаку? Так её и нет! Похитить деньги? Вряд ли они у него романтика есть.
Олег заглянул в ящики стенки и презрительно закрыл их обратно. Остается затопить квартиру, чтобы рассорить с соседями и разорить на ремонте. Он открыл дверь ванной и вдруг присел от неожиданности. Сзади раздался громкий голос с металлическими интонациями…
- Ну что, фраер, попался! Я уже позвонил ментам и теперь тебе придётся несколько лет коротать на шконке…
Олег мгновенно оглянулся и попытался оценить ситуацию. Однако никого не увидел. Так же мерно урчал холодильник на кухне, да горели глазки музыкального центра.
Ай да Виктор! Поставил себе на службу электронику для охраны квартиры. Да и где она, нужно бы её отключить? Скорее всего, он меня уже сфотографировал, а может и действительно дал тревожный звонок. Нужно, как можно скорее, сматывать удочки.
Он посильнее надвинул на лицо капюшон и проскользнул в прихожую. Замок автоматически закрыл за ним входную дверь. Кажется, пронесло…
Хотя, кто знает?
2.
Они стояли не высоком берегу и любовались природой. Река широкой и голубой лентой. извивалась меж обрывистых берегов и уходила за горизонт туда, где раскинулся их город.
Постояв не высоком берегу, они спустились вниз к палатке. А затем, чтобы убить время, отправились по песчаному берегу вниз по течению. Справа и слева были высокие глиняные стены.
- А ты и вправду был директором школы,-спросила Лена?
-Да, это правда ,-не сразу ответил Виктор. Он почему-то не любил вспоминать этот период своей жизни.- Целых пять лет был директором сельской школы.
- Как-то невесело ты сказал об этом… Что, это была плохая полоса в твоей жизни?
- Нет, ни самая плохая. Я был молод, полон идей. Был, между прочим, самым молодым директором средней школы в районе. Карьера была на подъёме. Дерзал, воплощал в жизнь свои идеи и даже кое- чего добился. Но потом разочаровался. И сам ушёл.
- О! Да ты ,похоже, романтик. От успешной карьеры могут отказаться только романтики. Я не права?
- Понимаешь, я понял, что это не моё дело. Там много рутины, бытовухи… Надо любить административный почёт и положение, приличную зарплату и открывшиеся возможности. Ради этого нужно терпеть текучку дел, уметь заставлять подчиняться и работать большой коллектив, уметь ругаться, хвалить, как говориться казнить и миловать, прогибаться под начальство и делать то, что тебе порой не нравиться и с чем ты категорически не согласен… А я был молод. Горяч. Со своими понятиями и принципами. Были и свои планы… Вот и ушёл.
-Но хоть что-то нравилось в этой работе?
-Конечно! Нравиться и сейчас учительская работа. Нравились умные любознательные ученики, жаждущие познать мир, Я даже стихотворение написал на эту тему. Под названием «Я учитель» . Хочешь, прочту?
-Хочу.
Он помолчал с минуту.
«Я не знаю труда
Благородней, чем этот
В дни учительских дат
Его славят в газетах.
Вездесущее радио
Тысячным эхом
Разнесёт нам награды
Пожеланья успехов
Суета!
А по мне
Золотая награда
Блеск мальчишеских глаз,
Излучающих радость.
И когда, будто вдруг,
Ты услышишь ,учитель
Крик подброшенных рук
И меня поучите!»
-Ух, ты! Неплохо! Ты мне напишешь их в альбом, ладно? Ну, потом, когда наши приключения закончатся А учителя тебе нравились?
-Нравились, да и сейчас некоторые нравятся, - усмехнулся Виктор.
-Нравилось возиться с молодыми учителями , чтобы быстрее освоили профессию и раскрыли свои таланты. Приходят они после института обычно робкие, неуверенные, наполненные какими-то иллюзиями о нашей профессии. И далеко не все могут овладеть профессией. Глядишь через годик- другой и уходят под разными предлогами, несмотря на учительский диплом. А есть самородки, которые и без образования овладевали основами профессии
Помню, у нас не было учителя биологии в средних классах. Что делать? Середина года. Нового быстро не пришлют Решили временно пустить проводить уроки одну выпускницу, которая мечтала стать учительницей.
Я завёл её, представил классу и ушёл. Весь урок мы с завучем сидели рядом с классом и ждали, чем закончиться этот эксперимент. А она, наша выпускница, Гуля, сумела покорить этот класс, как и другие и полноценно повести уроки. Потом , правда, злые языки жаловались начальству, что я вместо дипломированных учителей привлекаю для преподавания важных предметов случайных людей.
- А что стало с этой Гулей?
-А она с нашей характеристикой поступила в пединститут, а по окончании работала в нашей школе. Сейчас она директор школы в соседнем районе.
А один, можно сказать случайный человек, стал любимым физруком у всей школы. Зовут его Виктор Фёдорович. Он вначале был без спецобразования, но уроки давал прилично, а иногда я даже проводил уроки педагогического мастерства молодым., да и не только
Он задорно скосил на неё свои глаза:
-Вот что бы ты сделала, получив задание за урок очистить стадион от камней?
-Ну-у Провела бы с классом инструктаж, разбила бы площадь на участки Контролировала бы исполнение Хвалила бы лучших.
- Правильно! Все бы так сделали А наш Виктор Фёдорович не делал строгого лица, долгого инструктажа учащимся. Он ставил обыкновенное ведро за краем стадиона. В десяти метрах от него проводил черту и предлагал каждому шестикласснику камнем попасть в ведро. К концу урока вся площадка была до блеска очищена от больших и малых камешков без единого возгласа недовольства.
Он свою физкультуру превращал в игру. В соревнование. А это молодёжи нравиться! Не случайно к нему на уроки физкультуры приходили даже те дети, кто никогда этого не делал- больные и покалеченные
Видя, как смеётся от удовольствия Лена, Виктор продолжал.
- Но встречались учителя с перебором энергии и новых идей. Таких приходилось тормозить.
- Это как?
- Два года работала у нас химиком молодая Галина Николаевна. По образованию она была химиком, но последние годы почему-то работала в областном театре . Почему она там оказалась, отчего уволилась она не говорила никому из коллектива, а мы не допрашивали. У нас не было химика - мы были рады и такому.
Как водится, мы дали ей классное руководство в 10 классе. Класс был разболтанный, слабый по успеваемости и дисциплине. Но с её приходом всё начало быстро меняться. Через пару недель все заметили как наши сельские растрёпанные и неаккуратные порой мальчишки вдруг стали носить костюмы, белые рубашки и цивильные галстуки, чего раньше за ними никак не наблюдалось. Девочки стали следить за прическами и фасонами своих платьев.
Я ,как директор, вынужден был сделать замечание, что девочкам необходимо не забывать и о форме для учащихся. На что Галина Николаевна отреагировала, что школьная форма губит красоту молодых девушек и вообще это устаревшая традиция , которую нужно отменять. Я попытался объяснить, что школа это не место для показа мод и новых причёсок, а место учебы наукам
Она слушала плохо.
На педсовете мы не стали заостряться на этом спорном вопросе, тем более что её класс прямо на глазах преображался. Мало того, что он стал невероятно дружным, но и в этом слабом ранее классе, вдруг начала подниматься успеваемость. Они стали выполнять домашние задания, лучше отвечать по всем предметам и к концу четверти почти весь класс выходил в ударники.
Галина Николаевна стала центром внимания коллектива. Все гадали, какими приёмами она пользуется, чтобы мобилизовать класс. По своему плану я посещал её уроки. Открыл следующее: Во-первых она умела разговаривать по душам с каждым учеником.
- Ну, все учителя так или иначе умеют разговаривать по душам,- засомневалась Лена.- Иначе ты и не учитель вовсе
-Не скажи! Однажды мне пришлось слушать на наших учительских курсах выступление режиссёра театра. Он поведал нам один из маленьких секретов хороших популярных артистов. Их секрет в том , что они не просто говорят слова своей роли, а говорят как бы конкретному зрителю, лично ему. И тогда слова проникают в душу. Даже если ты говоришь им в спину, говоришь шёпотом. А теперь представь, что красивая , нарядная, пахнущая духами учительница, вдруг отзывает именно тебя, зачуханного сельского паренька и, глядя прямо в глаза, говорит примерно следующее: «Ты , Коля, красивый высокий парень. Ты нравишься девочкам. Да и ума тебе не занимать. А вот рубашка у тебя не первой свежести и брюки не глаженные И судя по твоим ответам и оценкам, ты валяешь дурака и выглядишь глупым по сравнению с другими Возьми себя в руки! Если нужно, я помогу »
И примерно так- каждому. Не публично распекать и поучать, а тихо и индивидуально. Она сознательно будила в них гордость и самоуважение. Правда, и распекать она умела так яростно и уничтожающе, что лучше было не доводить её до этого.
- А ещё какими приёмами она пользовалась,- явно заинтригованная его рассказам , спросила Лена.
- Так вот... Зная, что многие дома по разным причинам не прикасаются к учебникам, она предложила всему классу приходить на час раньше начала занятий и доделывать в школе домашние задания. Прикрепила к каждому слабому хорошего ученика, причём с учётом симпатий И вот очень скоро на всех предметах перестали сыпаться двойки за невыполнение домашних заданий. Теперь даже слабым было что отвечать. Да и разбуженная гордость не позволяла им выставлять себя слабаком перед классом.
Я просто зауважал её, как новатора, психолога, ломающего застарелые традиции. Мне и самому многое не нравилось в школе Однако не все разделяли мои восторги. Некоторые практичные и опытные учителя шептали мне, что её класс просто по утрам списывает домашние задания друг у друга, что их знания не глубокие а так Я им возражал, что оценки классу по разным предметам ставит вовсе не она Значит есть у них знания!
Сама она, слыша эти шепотки, достаточно высокомерно относилась к коллективу. Общения с коллективом она не искала, а всё внимание и свободное время стала уделять классу, который стал собираться у неё на квартире почти каждый вечер. Ребята ей кололи дрова, топили печь, девчонки помогали убирать, готовили чай. Они его совместно пили, болтали на разные темы, устраивали танцы, пели песни. Часов в 10- 11 они провожали друг друга домой.
Однако я не настолько был очарован ею, чтобы не делать замечания и не слепо поддерживать все её начинания. Вот прихожу как-то на её урок и вижу её в ярко-зелёном обтянутом платье выше колен с глубоким декольте. Когда она наклонялась, чтобы подсказать что-то ученику, её грудь без бюстгалтера была видна чуть ли не до сосков, а ножки оголялись, извини, до трусиков. Я видел, как стыдливо отводили глаза неискушённые парни, думая, по- видимому, совсем не о химии, а она, как ни в чем, ни бывало, продолжала вести свой урок.
Преодолевая свою неловкость, а я был тогда уже холост, я отвёл её в сторону после урока и сказал, что такие наряды для школы недопустимы, и что в одежде и модах здесь нужно быть более сдержанным.
Она, может быть разочаровавшись, что не сразила и меня своими красотами, возмутилась, назвала консерватором, но я настоял на своём, пригрозив рассказать обо всём этом на педсовете. Она, презрительно фыркнув, вынуждена была пообещать, что учтёт эти замечания
- И что же стало с этой неординарной Галиной Николаевной? Признаюсь, что мне очень любопытно,- спросила Лена, когда они снова уселись у костра.
- На следующий год мы проводили на пенсию организатора внеклассной работы и я предложил выдвинуть нашего новатора Галину Николаевну на эту должность. Тем более, что свой класс она уже выпустила. Реакция учителей была неоднозначной. Пожилые выступили против и тогда мы решили, что пусть Галина Николаевна представит педсовету свой план работы и мы попытаемся прийти к единому мнению по поводу её кандидатуры.
- И что?- заинтересованно спросила Лена.
- Она представила такой план, что мы ахнули. Она заявила, что у нас вообще плохо поставлена воспитательная работа и все мероприятия скучные. Для усиления воспитательного эффекта предложила школу называть не школой, а кораблём, директора- капитаном, завучей- старшими помощниками. Классы становились экипажами и делились на команды по интересам во главе со старшинами и старшими матросами... Каждое утро должно начинаться с построения, на котором предстояло поднимать флаг, выслушивать капитанское напутствие и ложиться на заданный курс.
-Ну, смелая баба! Она задумала всю школьную жизнь превратить в игру,- хохотала, морщась от боли Лена.- И как вы приняли такой план?
-Нет, не приняли! Такой крутой поворот требовал ломки традиций, многих изменений и в школе , да и согласований с вышестоящим начальством. А у нас кроме подобных игр были и другие заботы . Короче, наши ветераны, да и я приняли решение оставить всё в основном по- старому. А она за это подвергла нас ,и в первую очередь меня, яростной критике, мы получили прозвища консерваторов, ретроградов и тому подобные... Она написала заявление об уходе, мотивируя нежеланием работать в таком отсталом коллективе, личными обстоятельствами, тем более что её класс был уже выпущен.
Так она уехала из нашего села куда-то в Сибирь. За ней увязался один из её выпускников, не снявшись с учёта в военкомате и не объяснив ничего даже своим родителям. Говорили, что у них с Галиной Николаевной была любовь…
- Так вы, господин консерватор, оказывается, загубили педагогический талант, и может быть даже не один, а? Совесть, наверное, мучает, признайтесь?- лукаво сощурилась Лена.
- Нет, я не против талантов, но только, чтобы они не сходили с ума от собственной оригинальности…
-А что же сам не сделал карьеру? Ты, похоже, был неплохим директором. Я согласилась бы работать под твоим началом. Вроде всё необходимое для этого у тебя есть, а ты всего лишь простой преподаватель. Пусть хороший, как я слышала о тебе, но всё-таки просто преподаватель…
Он помолчал, нахмурившись, вспоминая те годы. Если бы дело было только в Галине Николаевне…
Виктор вдруг заявил, что устал, хочет спать и завернувшись в свою куртку, полез в палатку.
Лена ещё долго сидела у костра, подбрасывая хворостины и помешивая угольки .
Она поняла, что затронула какие-то больные струны в душе Виктора и это её огорчило
Она вдруг поймала себя на мысли, что он ей всё больше нравится. Виталий, которому она отдала треть своёй жизни, был совсем другим. Он мог увлечённо рассказывать ей только про машины, да охоту с рыбалкой. Художественной литературы он почти не читал, фильмы с глубоким содержанием смотрел редко, предпочитая юмор и спорт. Переспорить его переключиться на другой канал было трудно. Он был уверен, что он вполне нормальный и даже образцовый мужик. В нём жила какая-то убеждённость, что последнее слово в домашних вопросах, в том числе и на телевизионных просмотрах должно быть за ним. Поэтому она часто уходила по вечерам в спальню, где у неё лежало несколько книг с любимой классикой и поэзией. Когда она пыталась донести их содержание до мужа, то видела едва скрываемую зевоту.
Она чувствовала нараставшую отчуждённость, но успокаивала себя мыслью, что вот-вот Виталий раскрутится со своей автомастерской, куда они вложили все свои сбережения, заживут полной жизнью и родят ребёночка, который сгладит их разногласия.
Виктор же её слышал. За время пребывания на реке у них не только находилась масса тем для разговора и они, как оказалось, одинаково понимали не только свою работу, но и многие житейские проблемы А потом... Она видела, что нравится ему как женщина, но он ведёт себя тактично, уважительно, не лезет со своими чувствами напропалую, пользуясь тем, что спас её от гибели. Он жалеет её не той унижающей жалостью сильного над слабым, а той, что помогает выпрямиться и преодолеть несчастья.
Она осторожно пробралась в палатку, влезла в спальный мешок, но услышав его неровное дыхание, поняла, что он не спит.
-Извини, если я сделала тебе больно. Но давай всё-таки спать.
4
Виктору действительно не спалось из-за нахлынувших воспоминаний
Карьера у него поначалу складывалась вполне успешно. Его, выпускника исторического факультета прибывшего в город по направлению и выступившему на одном из совещаний, быстро заприметил местный райком партии. Уже после первого года работы в средней школе ему предложили вступить в партию, что он и сделал. Рекомендации ему охотно дали коллеги- коммунисты. Не обошлось без неприятных сюрпризов. Когда на партсобрании огласили его заявление о приёме кандидатом в члены КПСС, секретарь парторганизации Елубаев Самет Касымович, старый коммунист пенсионного возраста, начал гонять его по Уставу КПСС. Вопросы: «Кто может быть членом КПСС?, «Что является основой партии?» и прочие были для Виктора пустяком. Он, закончивший институт с красным дипломом, хорошо знал историю и мог провести любой урок и даже прочитать лекцию сходу без всякой подготовки, конечно, хорошо знал историю КПСС от первых её шагов до сегодняшнего дня. И сейчас, усмехнувшись, он популярно объяснил ,как он понимает эти вопросы. Но неожиданно Елубаев перед самым голосованием заявил, что он, Виктор, якобы недостаточно хорошо изучил Устав, поскольку не может процитировать нужные статьи наизусть, а лишь объясняет их своими словами. А Устав, дескать, нужно знать до буквы. И предложил отложить приём до следующего собрания.
После неловкого молчания, все вынуждены были согласиться. Это неприятно ударило по самолюбию, но директор школы, после собрания, похлопав Виктора по плечу, сказал
- Ты не бери в голову. Наш парторг старый коммунист ещё с довоенных пор Он хорошо знает, как может обернуться неточное знание Программы и Устава.
На следующем партсобрании цитировать Устав даже не пришлось. Все быстро согласились принять Виктора в партию, поскольку давно увидели его порядочность и то насколько хорошо он мог изложить политику и историю страны и перед учащимися, и перед учителями. С его появлением в школе политинформации стали намного интереснее, чем те, что проводил сам Елубаев. Виктор понял, что на первом его партсобрании ему просто преподали урок.
Через пару лет его выдвинули директором сельской школы. Прибыв на место, он ознакомился с коллективом, его достижениями и проблемами и начал реализовывать свою программу, которая подспудно выработалась в его голове за время работы простым учителем. Ему не нравилось, когда выпускники не могли применять свои знания на практике, не имели своего суждения, не могли выразить свою мысль, решить простейшую практическую задачу вроде ремонта утюга, замены розетки и выключателя, написания делового письма. Вместо этого на уроках труда учились делать никому не нужные табуретки или зачем-то запоминать химическую формулу мыла, то есть того, что большинству никогда не пригодиться.
После полугодового изучения школы, он собрал педагогический совет.
-Дорогие коллеги! Сегодня мы обсудим результаты нашей работы и попытаемся понять всё ли мы делаем для улучшения учебного процесса и результатов. Вроде бы цифры и проценты у нас неплохие и волноваться как будто не о чём. Но это только на первый взгляд. - Вот я по своей истории должен в 5 классе изучать древний мир, развивать дальше их ум и другие навыки. Я недавно дал самостоятельную работу. Задание было простое- найти в учебнике то-то и то-то и выписать в тетради И что же вы думаете? Половина класса задание не выполнили. Оказалось, что часть учеников просто не успели прочесть даже текст в учебнике. Я провёл контрольный замер скорости чтения и письма и ахнул. Оказалось, что половина пятиклассников читает и пишет на уровне первого-второго классов.
Как прикажете мне их учить дальше, если они не умеют бегло читать и писать?
Он замолчал на минуту и, обводя глазами всех учителей.
- То же относится и к счёту, рассказам по картинкам и другим навыкам. Так что работу учителей начальных классов надо признать неудовлетворительной. Больше таких недоучек из 4 класса мы выпускать не будем. Будем после начальной школы устраивать экзамен.
А география? Даже во время моего посещения уроков, часть учеников занималась своими делами, тогда как учитель рассказывал высокие теории о глобальных процессах на Земле. Может быть, нужно не самому рассказывать, а дать конкретное задание или практическую работу, чтобы не бездельничали? А математика? Там часть учащихся начинает отставать с 5 класса, а потом мы их тянем. Ставим фальшивые оценки, даем списывать готовые решения
Разговор тогда получился серьёзным .Была настороженность, были обиды старых учителей, были слёзы. Ему даже пригрозили сдать полученные ранее грамоты за хорошую работу, стыдили за невнимание и нечуткость
Он попытался повернуть школу «на результат», как это писали в своих книгах его любимые А.Макаренко и В.Сухомлинский. Он заставил учителей просто замерять результаты своей работы в конкретных делах и в цифрах, в скорости письма и чтения, в составлении рассказов, сочинений и рисунков. Молодёжь поддержала его начинания. Некоторые предлагали настолько радикальные новшества, что он даже встревожился. Ему пришлось даже кое-кого притормаживать
Как оказалось- реформы в школе- дело не быстрое. Не все понимали. Не все их хотели. Особенно некоторые ветераны. С ними он и нарвался на проблемы. Учитель русского языка и литературы Трофим Сергеевич Оленин так часто брал больничный лист, что классы, которые он вёл, были самыми слабыми и неграмотными. Когда Виктор однажды предложил ему взять академический отпуск за свой счёт и лечится целый год, чтобы потом плотно заниматься с учениками, Оленин обиделся и написал жалобу в райком партии, что молодой директор выгоняет его из школы и вообще притесняет ветеранов труда и войны. Жалобу подписал и другой ветеран- Сенчин Василий Иванович, который преподавал географию. Отдельные его ученики не могли показать на карте даже столицу страны и основные республики СССР, а лишь читали почти целый урок по его заданию параграфы из учебников, не понимая содержания. Хуже того, Сенчин посылал учеников в магазин покупать ему продукты и относить домой
Естественно, Виктор не мог пройти мимо таких фактов и резко поставил вопрос о профпригодности Сенчина. Разразился скандал. Когда по жалобе в школу приехал инструктор райкома партии вместе с инспектором РОНО и собрали совещание коллектива, Оленин и Сенчин не пожалели эпитетов для молодого директора. Они заявили, что «мы воевали и трудились с полной отдачей, когда этот мальчишка ещё не родился», « мы учили нашу молодёжь по приказу нашей партии в самые тяж лые для страны годы» , что «всё взрослое население нашего колхоза- это наши воспитанники и нам за это все благодарны». После таких правильных слов, да ещё в присутствии проверяющих, члены педколлектива оробели и большей частью молчали. А когда Виктор попытался обосновать свои шаги по повышению эффективности работы, его открыто поддержали лишь единицы. Правда, после собрания многие подходили и так или иначе выражали поддержку.
Позже в райкоме ему объяснили, что ветераны труда и войны это святое. Учи, воспитывай, но не позорь! А тем более не смей выгонять, хотя они и не всегда правы. Сам, дескать, будешь таким с возрастом.
На слова Виктора, что невозможно поднять качество работы с такими подходами, когда есть «священные коровы», его упрекнули в отсутствии гибкости и посоветовали не допускать подобных выражений.
Так он начал приобретать репутацию упёртого правдоруба и жёсткого сторонника инструкций В коллективе у него появились стабильные недоброжелатели, которые про малейших его промах доносили наверх, писали жалобы. Перестраивалась пожилая часть коллектива трудно. Ситуацию начали усугублять ещё и невиданные для школы хозяйственные проблемы.
Школы стали всё больше отрывать на сельскохозяйственные работы, поручили разводить кроликов и даже заготавливать сено для колхоза, оправдывая срыв занятий, необходимостью помогать стране. Половину первой и четвёртой четвертей ученики с учителями стали проводить на полях, помогая колхозу ухаживать и убирать сахарную свеклу, заготавливать корма. Затем один из новых секретарей обкома партии вздумал решить мясную проблему, поручив школам организовать кроликофермы. Ничего хорошего из этого не вышло, а обернулось потерей средств, сил и времени. Всё это отразилось на учебном процессе и его планы по подъёму школы стали трещать по швам, хотя кое-что прижилось и стало давать результаты. Всё теперь приходилось делать второпях, в ускоренном и упрощённом варианте, тем не менее, в отчётах нужно было отражать, что всё идёт по программе.
А он не любил врать. Однажды в борьбе за всеобщее образование его обязали организовать учёбу тех мужиков села, которые давно бросили школу, не доучившись даже до седьмого класса. Они с хохотом встречали его предложение учиться в вечерней школе, поскольку до темна работали на полях без выходных и не имели никакого желания вместо заслуженного отдыха ходить вечерами в школу и сидеть дома за книжками…
Школе пришлось тайком переводить их на заочное обучение, фиктивно заполнять журналы посещений и текущие оценки. Он их, правда, всё таки вытащил на итоговый экзамен , помог, с грехом пополам, сдать экзамены и вручил свидетельства о восьмилетнем образовании, но на душе остались шрамы от этой фальшивой учёбы.
Разочарование накапливалось.
А в последний год по призыву из Москвы сельским школам поручили направить выпускников на работу в животноводство…
Он, который наперечёт знал всех выпускников, их мечты и планы стать учителями, врачами. инженерами, теперь обязан был сагитировать их забросить мечты об институтах и поехать на фермы…
Когда он поднимал этот вопрос на собраниях, ходил и в райком партии, ему говорили про политику партии и про партийную дисциплину… Нужно выполнять то, что решила партия… Как на фронте… Хочешь-не хочешь.
Нет, сельским директором школы ,этаким соглашателем с гибким позвоночником он быть не хотел… И он написал заявление с просьбой освободить его от работы. Заведующий районным отделом образования после получасовой беседы подписал его заявление и предложил работать в РОНО.
Скоро его забрали в райком лектором, призванным доносить политику партии и государства до народа. Затем повысили до председателя партийной комиссии , которая занималась сохранением чистоты рядов партии…
Это было в 1988 году. Через некоторое время КПСС отстранили от власти в центре, а позже и на местах, партия была распущена и Виктору пришлось уйти на работу по специальности. Впрочем, он не сильно жалел.
И вот уже 10 лет он учительствует…
Свидетельство о публикации №225042100375