Ловцы человеческих душ. Часть 4

Ловцы человеческих душ
 
Приложение № 13                ЧАСТЬ 4

                ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ КАК НОВЫЙ КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТ
                Ф.В. Кондратьев
                (ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского)

 Появление и широкое распространение с начала 90-х годов в России новых
 "конфессиональных" образований тоталитарного типа ("Фонд Новой Святой Руси"
 (Богородичный Центр), "Белое братство", "Сознание Кришны", "Аум Сенрике",
 "Община Виссариона", "Универсальная церковь Муна" и т.п.) стало несомненным
 социокультуральным фактом, а их конкретная деятельность поставила вопрос об
 оценке вреда здоровью адептов этих "конфессий". Этот вопрос поднимают не только
 близкие вовлеченных в новые секты, общественные организации, например, "Комитет
 по спасению молодежи", но и правоохранительные органы.Поскольку, по некоторым
 данным, в тоталитарные секты уже вовлечены сотни тысяч наших сограждан,
 активность вербования новых членов нарастает, указания на причинение вреда
 физическому и психическому здоровью поступают все чаще и правоохранительные
 органы уже вынуждены заниматься этими вопросами, то ознакомление хотя бы в
 общих чертах юристов с возникшей проблемой представляетсяактуальным.Образование
 новых сект, новых религиозных учений, которые относятся Всемирным Советом
 церквей к еретическим, прослеживается на протяжении всей истории цивилизации,
 особенно в переходные и нестабильные периоды.

 Одни из таких ересей возникали, другие умирали, однако они никогда не
 приобретали такого организационно- структурированного характера, не имели такой
 мощной финансовой базы, тенденций экономической экспансии, политических
 претензий и такого глобального, действительно всемирного распространения. По
 разным подсчетам в мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект
 и новых культов по своей сути мало друг от друга отличающихся и создающих одни
 и те же общегуманитарные проблемы. Подтверждением этому является создание
 всемирных центров, изучающих с религиозных, социологических, психологических,
 психиатрических и юридических позиций эту проблему проникновения сект и культов
 в современную жизнь именно как новое глобальное, транскультуральное явление.

 Распространение квазирелигиозных учений в конце ХХ века следует связать с той
 характерной для нашего времени духовной опустошенностью, которую Виктор Франкл
 в своей вышедшей многомиллионными тиражами книге "Человек в поисках смысла"
 назвал экзистенциальным вакуумом - отсутствием у людей смыслообразующих
 ценностей бытия, потери нравственной, социальной ориентировки своего "Я".Наряду
 с отмеченным экзистенциальным вакуумом важной транскультуральной особенностью
 нашего временя является заполнение общественного сознания самыми
 противоречивыми, но неизменно сенсационными сообщениями о реальности белой и
 черной магии, оккультизма, шаманства, астральных воздействий,
 сверхъестественных событий, о жизни "за гранью реальности", о международном
 признании успехов доморощенных экстрасенсов и колдунов. Когда все это дополняют
 беспрерывные рекламные предложения "закодировать" и "раскодировать",
 использовать знания "ученых" астрологов и хиромантов, а также теле-шоу с
 магическими целителями, посетителями внеземных цивилизаций, реципиентами
 космических энергий и т.д.- и все это в наукообразном виде -, то прессинг такой
 ежедневной загрузки сознания через все информационные каналы не мог не привести
 к восприимчивости общественного менталитета как псевдонаучных, так и
 квазирелигиозных мировоззренческих позиций.Результат этого изменения в
 общественном менталитете явился в виде суеверия, названного нами "научной
 мистикой".Такое абсурдное словосочетание наиболее точно определяет ту
 действительно абсурдную реальность одновременного принятия псевдонаучных и
 квазирелигиозных представлений.

 Эта реальность менталитета "научной мистики" создала благоприятную почву для
 роста неоконфессиональных образований, снизила интеллектуально-критическую
 сопротивляемость восприятия явной нелепицы, содержащейся в учениях новых
 культов и сект.К нашему времени в наибольшей степени применима цитата из
 К.Ясперса по его книге "Смысл и назначение истории": "Можно, пожалуй считать,
 что способность принимать на веру даже самый грубый абсурд поразительным
 образом увеличивается в современном человеке. Он так легко поддается суеверию.
 Но там, где есть суеверие, победить может только вера, не наука." К сожалению,
 это также траскультуральный факт, снижающий арсенал средств борьбы с
 неокультизмом. Изучение "первоисточников" новых псевдорелигиозных учений, во-
 первых, показывает, что они являются самостоятельным явлением, не имеющим
 духовной связи с основными религиями, во-вторых, вызывает сомнение сама
 возможность называть их собственно религиозным движением, а не каким-то
 мафиозным образованием, преследующим корыстные цели под ширмой религиозности, и
 наконец, требуется дифференцированный подход к конкретному содержанию этих
 учений, чтобы разграничить заведомую абракадабру, которой пытаются запутать
 вербуемых, от бредовой продукции психически больных, которую используют в
 корыстных интересах психически здоровые люди.

 Так, если изучить распространяемое в нашей стране "Обращение высшего разума
 вселенной ко всем  жителям Земли в связи с переходом в эру Водолея", то
 остается впечатление смеси упомянутой "научной мистики" с миссионерским бредом.
 Книга под названием "Малая крупица Слова Виссариона, являющего Последний завет
 от Пославшего его Отца Небесного" выглядит как отнесенная к настоящему времени
 компиляционная нелепица с претензией на замену христианского Евангелия.

 Небезынтересно отметить, что новые "конфессии" поделили между собой сферы
 влияния. Так, если "Универсальная церковь Муна" ориентирована на студенчество,
 интеллектуальный слой населения , то "Учение высшего разума вселенной
 Виссариона" ориентировано на людей более низкого образовательного уровня.
 Удивляет, как при отсутствии необходимого официального разрешения, книги и
 "учебники" Муна и других новоявленных "учителей" и "спасителей" уже широко
 распространяются не только в общественных местах (например, почти на каждой
 станции метрополитена), но и в школах и даже в высших учебных заведениях (в
 Московском, Тверском и других университетах).

 Появление и широкое распространение в России новых псевдорелигий, тоталитарных
 сект и неокультов имеет общие, отмеченные выше, транскультуральные корни.
 Вместе с тем необходимо выделить и специфические особенности, объясняющие саму
 легкость быстрого роста числа таких "конфессиональных" образований в нашей
 стране в настоящее время. Эта специфическая причина нам видится в тех резких
 социо-культуральных изменениях, которые произошли со сменой политической
 парадигмы с конца 80-х годов, что привело как к деформациям общественного
 менталитета, так и нарушениям жизненного стереотипа нашего населения.Резкий
 слом устоявшегося  атеистического менталитета homo soveticus привел к
 непривычной для него идеологической дезориентировке, пробил брешь в
 догматически-материалистическом мировоззрении.Жизненный стереотип нашего
 населения был нарушен непривычными для него требованиями новой социально-
 экономической ситуации.

 В настоящее время люди потеряли одну из фундаментальнейших радостей жизни -
 радость общения, радость взаимопонимания, общности и, если хотите, смыслового
 идентитета. Прежние эрзац-общения в виде партийных и прочих традиционных
 собраний ушли в прошлое. Быстро образовались межличностная разобщенность и
 экзистенциальный вакуум. Из-за психологического надлома, потери ориентации,
 неуверенности в завтрашнем дне, отмеченного экзистенциального вакуума и чувства
 одиночества к религии потянулась определенная часть россиян. Люди искали тот
 "якорь", который помог бы прикрепиться к чему-то надежному в этой бурной
 действительности. Вера, по утверждению Э. Фрома, - "своеобразный пропуск,
 позволяющий примкнуть к большой группе людей", она освобождает человека от
 тяжелой необходимости самостоятельно мыслить и принимать решения, создает
 иллюзорную уверенность, дает готовые ответы на все поставленные жизнью вопросы.
 Традиционные конфессии упомянутую мировоззренческую брешь заполняли вяло и
 предлагаемый ими "якорь спасения" представлялся аморфным, поскольку народ был
 оторван от религиозных корней, он не имел возможности получить целостное
 религиозное образование, а церковь просто еще не способна (из-за кадрового
 дефицита) обеспечить индивидуальное духовное общение с конкретным прихожанином.
 Более легко усвояемые простые эрзацы духовности, появившиеся под видом
 "истинных религий" с их обращенностью именно к личностным проблемам отдельного
 человека предлагают свой конкретный "якорь" быстрого и легкого спасения в силу
 чего и получили благоприятные возможности для своего бурного развития.

 Как правило, все новые конфессиональные образования первоначально декларируют
 общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная
 привлекательность. Уже одни названия тоталитарных сект носят завлекающий
 характер, например: "Международный фонд помощи и дружбы", "Христиане мира за
 единство и социальные действия", "Международный фонд образования", "Фонд Новой
 Святой Руси" и т.п. (кстати, эти названия тоталитарные секты часто меняют,
 оставляя, однако прежнюю завлекающую вывеску). Уставы новых "конфессий" также
 выглядят благопристойно. Например, "Богородичный Центр" основными своими
 задачами определил "возрождение лучших традиций благочестия, основанных на
 Священном писании и свидетельствах о явлениях Божьей Матери в 20 веке,
 благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность".
 Пока выясняется истинная сущность сект люди в них идут именно в надежде
 получить необходимую им перспективу обрести смысл жизни, познать истину, уйти
 от одиночества.Одновременно в образовавшиеся группы активно внедряется идея
 абсолютной истинности учения. Под видом ее охраны культивируется сознание своей
 исключительности и внутригрупповой взаимозависимости. Формируются отрицательное
 отношение ко всем другим общепринятым социальным, культурным и религиозным
 представлениям и установки на изоляцию себя от жизни общества. Возникают
 подсознательные формы коллективного реагирования и поведения.Лидеры сект следят
 за тем, чтобы у завербованных не было времени опомниться, критически осмыслить
 в какую ситуацию они попали. Это, по свидетельству очевидцев, достигается
 беспрерывными молитвенными бдениями, сочетающимися с изнурительным трудом и
 голодной диетой, дефицитом сна, физической и информационной изоляцией от всего,
 что могло бы вызвать сомнения в действительном смысле деятельности сект. За
 всем этим следит специальная служба охранников.

 Подтверждением сказанному являются письма родственников вовлеченных в секты. В
 них приводятся факты изменения поведения и психического состояния вовлеченных в
 секты уже спустя 1-2 месяца после общения с вербовщиками: отчуждение от
 родителей и других родственников, в том числе собственных детей; уход из
 родительского дома; отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность
 секты; прекращение чтения газет, журналов, книг, пользования телевидением и
 радио; отгороженность от окружающих; резкое ограничением приема пищи;
 значительное ограничение сна до 3-4 часов в сутки в неудобном положении,
 физическое и психическое истощение, повышенная возбудимость, утрата ранее
 присущих других интересов.За первоначально добровольным подчинением своей воли
 лидеру происходит некритичное усвоение новых догм, ритуалов квазирелигиозной
 формы, нередко с изощренно суггестирующим содержанием. Здесь широко
 практикуется активные массированные внушения в бодрствующем и гипнотическом
 состоянии: "литургии" и обряды с ритмичными ритуальными движениями рук и тела,
 стереотипными заклинаниями и возгласами, однообразной музыкой, хождениями в
 экстазе толпы людей по кругу. Используется также известная техника массовой
 гипнотизации; срабатывает и механизм психического заражения - взаимной индукции
 психического состояния между членами организации, находящихся вместе. В
 некоторых сектах особо широко практикуется психотехника воздействия на
 человека, заимствованная из мистического учения и практики йоги, так называемые
 инициации и многочасовые медитации, целью которых является глубокое изменение
 сознания человека с полным отключением его от реальной действительности. В
 результате длительных психофизических упражнений в определенных позах
 развиваются состояния самогипноза, экстаза со зрительными и слуховыми иллюзиями
 и галлюцинациями, утратой чувства своего тела и личности.

 Важно отметить, что все сказанное в своей основе является абсолютно характерным
 для всех тоталитарных неокультов и сект, и это можно назвать общим следствием
 пребывания в них. Главным же следствием перечисленного является факт
 радикального изменения личностных ориентаций и поведения завербованных в секты
 с изменением всего модуса жизни с появлением признаков расстройств, которые
 могут свидетельствовать о психической патологии.Здесь важно, что поведение
 вовлеченных в тоталитарные секты все более теряет индивидуальный характер,
 собственную инициативу, способность к волеизъявлению своего "Я". Иными словами,
 первоначальная добровольность под внешним воздействием незаметно для нового
 обращенного трансформируется в полную подневольность. Именно это дает основание
 поставить вопрос: можно ли такое состояние оценивать как нормальное (как
 крайний вариант психологической нормы, гротескно модулированный под
 психологическим влиянием) или же это уже психопатологический феномен
 расстройства сферы воли (то есть речь идет о расстройстве психики как
 психиатрическом факте, способным повлечь юридические последствия)?Анализируя
 этот вопрос, нельзя не видеть, что в ряде случаев у завербованных развиваются
 такие новые психические качества, которые в Международной классификации
 болезней десятого пересмотра (МКБ-10) квалифицированы как "Расстройства зрелой
 личности" и перечислены в рубрике F60.7 "Зависимое расстройство личности": а)
 активное или пассивное перекладывание на других большой части важных решений в
 своей жизни; б) подчинение своих собственных потребностей потребностям других
 людей, от которых зависит пациент и неадекватная податливость их желаниям; в)
 нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум
 находится в зависимости; г) чувство неудобства или беспомощности в одиночестве
 из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни; д) страх быть
 покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным
 самому себе; е) ограниченная способность принимать повседневные решения без
 усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц.Если исходно вербуемый
 не знал, не предполагал, что он станет "зависимой личностью", а вербующие это
 знали и этого добивались, то, видимо, можно говорить о заведомом причинении
 вреда здоровью в виде формирования "зависимого расстройства личности". По
 механизму образования здесь в известной мере допустима аналогия с наркоманиями,
 когда до появления наркотической зависимости идет приобщение к наркотику на
 "бесплатных началах" представителем наркобизнеса с последующей меркантильной
 эксплуатацией развившейся зависимости.

 Факты такого превращения в роботов до того здоровых людей приводятся членами
 "Комитета по спасению молодежи", которые сами потеряли своих детей в результате
 их изоляции в тоталитарных сектах. По их свидетельству попытки вернуть детей
 встречали ожесточенное сопротивление со стороны охранников сект. В тех редких
 случаях, когда удавалась вырвать молодежь из этих сект, они обнаруживали ряд
 приобретенных соматических заболеваний (туберкулез, язву желудка и др.) и
 выраженные психические изменения, весьма трудно поддающиеся
 психотерапевтической коррекции.Обрушившееся на Россию новое социальное бедствие
 первыми осознали психиатры и психологи. Созданная ими "Комиссия по медико-
 психологической и юридической оценке деятельности некоторых религиозных
 организаций" на основании анализа писем и заявлений, направленных в "Комитет по
 спасению молодежи", в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД и другие инстанции,
 на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую
 больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшем
 после посещения сект, и пациентов, обратившихся к психиатру после их посещения,
 а также на основании собеседования с членами и руководителями сект, пришла к
 жестким выводам:


 1 - Деятельность организации "Белое братство", "Богородичный Центр", "Аум
 Синрике", "Сознание Кришны" сопровождается нанесением серьезного ущерба
 психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности. 2 -
 Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных
 бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и
 патологического развития личности, а также физического и психического
 истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, прекращения детородных
 функций человека.

 3 - Возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и
 социальной дезадаптацией личности ставящей ее вне семьи, общества и
 государства.

 4 - Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный
 ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями
 личности, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений.

 5 -  Деятельность указанных организаций наносит тяжелый моральный и
 имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации.

 6 - Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого
 психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей,
 обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно
 измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в
 результате применения определенных психотехнических методов во время литургий,
 обрядов, инициаций, медитаций.

 7 - Деятельность учредителей указанных выше религиозных организаций
 (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания
 противоречит части ст.17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и
 свободы человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц".

 Приведенное жесткое заключение указанной комиссии активизировало общественность
 и родственников лиц, вовлеченных в секты. Опасность тоталитарных сект стала
 осознаваться и правоохранительными органами. Однако они оказались недостаточно
 ориентированы в подходах к борьбе с этим злом без соответствующих официальных
 экспертных оценок специалистов.

 Первое такое специальное (по постановлению прокуратуры, возбудившей уголовное
 дело по признакам ст. 143-1 УК РСФСР) комплексное экспертное психолого-
 психиатрическое исследование было проведено в конце 1994 года. Это
 исследование, согласно конкретно поданным заявлениям, ограничивалось только
 организации "Фонд Новой Святой Руси" (Богородичный Центр). Отвечая на вопросы,
 поставленные прокуратурой, экспертами, в частности было отмечено, что в
 литературе, издаваемой "БЦ" содержатся призывы, направленные на причинение
 физического и психического вреда здоровью граждан, а так же содержатся призывы
 к невыполнению гражданских обязанностей, таких как отказ от брака, семьи,
 воспитания детей, учебы, общественного полезного труда; что поведение лиц,
 вовлеченных в секту является результатами усвоения ими учения "БЦ" и
 соответствует положениям этого учения.Данная комиссия исследовала многотомные
 материалы по этому делу. Выдержки из них дают наглядное представление о новом
 "религиозном" образовании, при этом автор настоящей статьи заранее извиняется
 за непечатные выражения, сделанное в печатных "трудах" отцов-авторитетов этой
 "конфессии".По учению Богородичного Центра"("БЦ"), мировое зло сконцентрировано
 в женщине. "БЦ" вводит мистическое понятие "****и" - собирательный образ
 женственного начала в мире ("Рыцарь Веры", М., 1992, 7). "Архимандрит" П.
 Краснов в статье "Советская мать - содомская священница" пишет, что сатана
 "прогрыз в тонком теле Евы дыру между ног, осрамил ее и внедрился в ее плоть,
 создав там свой престол", что сатана сделал "гениталии центром личности Евы"...
 "Вот почему нечестивая мать... распространяет вокруг себя содомскую вакханалию,
 являясь бессознательно или осознанно поверенным лицом князя тьмы, его
 священницей. Она превращает мужа в сына и сына в мужа, постоянно погружая их в
 свою бездонную, разженную геенской похотью ненасытную утробу, сиречь в утробу
 дьяволицы, священнодействуя на генитальном престоле, воздвигнутом сатаной.

 Она осваивает по подсказке даймоны - родового демона новые астральные виды
 темного блуда, премерзкого в очах Господних, экстрасенсорику и восточную
 оккультную мистику. Время прозреть на нечестивую, обличив скрываемые за
 внешней лживой человеческой благопристойностью мерзости сатаны. Время положить
 им конец"..."Женоцентризм - болезнь болезней, исчадие зла, предвестие
 распада"... "Над Россией нависает проклятая родовая безысходность"...В том же
 духе и стиле пишет "игумен" Николай (Румянцев), который в своей статье
 "Коммунистические ****и" утверждает, что в Москве "кругом шныряют ****и и несть
 им числа"... "***** - незаконно владеющая престолом или желающая власти над
 мужчиной"... "именно ****и стояли у истоков коммунистической революции -
 заряжали, инспирировали, стравливали мужчин... установили свой престол голой
 шлюхи"... В книге Береславского "Родовой поток" (Москва, 1993 г.) утверждается
 необходимость полного самоотречения, смирения, беспрекословного послушания
 "святым отцам". "Не имей суждений и весь мир станет твоим"... Попавший в секту
 "новичок" должен многократно твердить: "У меня нет своего ума, совести, тела,
 воли". "И надо решиться убить себя - это именно та жертва, к которой призывает
 Господь"... "не имей ничего своего, ничего не делай для себя" - наставляет
 верующих Божья Матерь в своем откровении о. Иоанну (Береславскому), ("Рыцарь
 Веры" 1/15, 1994 г.).

 Береславским и другими наставниками "БЦ" в их трудах превозносятся нищета духа,
 отказ от всей культуры, высших человеческих идеалов, а также отказ от
 родителей, брака, семьи, своих детей, от учебы и работы, от воспитания детей. В
 уголовном деле приводятся дополнительные ротапринтные выдержки из книг
 Береславского: "...Земная мать - прообраз дьяволицы. Земной отец - прообраз
 сатаны"... "И каждый отец - сыноубийца, и каждая мать, распявшая господа, -
 жена дьявола". "Во грехе родила меня и матерь моя... и сеется ею только смерть
 и тления... Отрекись, брат!..." "Пречистая дева Мария даст тебе истинную
 жизнь". "Три ее божка - чрево, блуд и сын. Три мерзкие богини - грудь,
 гениталии и задница... Целые поколения жучков аферистов, авантюристов, болтунов
 и комнатных мафиози было возвращено подобными матерями. И над всем этим -
 огромный идол "мамы", задавившей своим задом две трети
 человечества...".Выдержка из статьи "генерал - епископа" П. Большакова в газете
 "Рыцарь Веры" 8 за 1992 г.: "...всему миру, всему человечеству необходимо
 отречься от дьяволоцивилизации, от проклятых родов, отцов и матерей
 идолопоклонников...". Аналогичные высказывания и в других литературных
 творениях Береславского. Так в книге "Богородичное Лоно" (1993 г.) он пишет:
 "Черты настоящего падшего порядка: привязанность к миру, брак, семья,
 страсти... Новое Лоно: хождение перед пречистой, покаяние, странничество,
 нищета..." (стр. 16); "...Ныне телесное соитие (даже узаконенное) - грех не
 меньший, чем растление малолетних и вожделение к отцу и матери, за что следует
 соответствующий спрос..." (стр. 30); "...Никаких домашних храмов. Странничайте
 по земле..." (стр. 41); "...Но придет час, когда за одну страницу Слова будут
 отдавать годами накопленное имущество. Говорю Вам: час тот придет. Иные
 побросают дома свои, услышав глас призыва..." (стр.41); "Развитие интеллекта и
 рассудка пошло в пагубу роду адамову..." (стр. 62); "Не вступайте в браки
 земные без особого благоволения параклитского иерея. Придет время, когда утробы
 материнские будут рожать лишь подобия рода человеческого, так что не сможете
 назвать их людьми, ибо это будут духи злобы, материализовавшиеся в человеческих
 телах" (стр. 62). В книге "Голгофские таинства": "Кто оставит семью, обретет
 семьею всю вселенную...").

 В книге "На скрижалях сердца" (1992 г.): "...Попечением о детях своих умножаете
 грехи их: тысячи бесов проникают в их психику и, как зловредные хирурги,
 производят поражения и раны..." (стр. 178); "Степень привязанности к миру есть
 степень нелюбви и предательства Христа" (стр. 179). В книгах Береславского, в
 частности перечисленных, высказываются суждения о вреде ночного сна, о
 необходимости ограничения приема пищи. Сон - это "родовой гипноз", в который
 ввергают человека демоны. "Убью себя, но не усну", - советует мысленно говорить
 вовлеченным в секту Береславский. "Сон преисподняя греха. Сон - погружение в
 ад" и т.д.. Из книги Береславского "Три века Славы" (1992): "Первый пост в том,
 чтобы не услаждаться пищей. Второй пост - не услаждаться ничем земным - ни
 ближними, ни занятиями никакими, ни трудами, ни помыслами, ни газетами, ни
 книгами". (стр. 44).

 Не будет лишнем сказать, что руководитель секты "БЦ", успевший издать более 20
 книг об "откровениях", полученных им от иконы Богоматери "Одигитрия", с 1971
 года наблюдался психиатрическим диспансером по поводу хронического душевного
 заболевания в форме параноидной шизофрении, несколько лет являлся инвалидом 2
 группы по психическому заболеванию, дважды находился на стационарном лечении в
 психиатрических больницах г. Москвы, но с 1990 г. диспансер посещать прекратил.
 Так или иначе представленная абракадабра учения "БЦ", наполненная характерным
 для тоталитарных сект религиозном словоблудием, вывела из традиционного
 культурного и экономического поля нашей страны огромное число молодежи, что
 имеет несомненно негативные последствия для общества (по данным "Комитета по
 спасению молодежи" только по Москве, около ста тысяч студентов и молодых
 служащих покинули свои семьи и ушли из дома за проповедниками в общины).
 Экономический ущерб не только в том, что значительная часть населения закрылась
 в этих сектах, но и в том, что владея огромными финансовыми фондами вряд ли
 отцы-авторитеты дают налоговые отчисления в бюджет государства. О финансовых
 возможностях тоталитарных сект свидетельствует масштабная издательская
 деятельность (книги и брошюры сект распространяются в огромных тиражах по всей
 стране), аренды дорогостоящих помещений для проведения массовых мероприятий, а
 также доходы от махинаций с приватизированными квартирами переехавших в
 "экономические зоны" сектантов, и конечно тот товарный продукт, полученный в
 этих зонах, на которых используется бесплатный труд завербованных. Имеются
 сведения и о "добровольном" переселении "братьев" на работу за границу
 (например, "Универсальная церковь Муна" имеет два автосборочных завода и другие
 предприятия, на которых эксплуатируется практически бесплатный труд
 переселенных членов общины). Следует отметить, что некоторые секты ведут
 компьютерный учет как потенциальных членов, активистов своей "церкви", так и ее
 противников, угрожая последним физической расправой. Но все сказанное уже
 сфера, подлежащая иному криминологическому анализу.

 Как показывает мировой опыт, борьба с тоталитарными сектами очень
 затруднительна и опасна ввиду финансово-мафиозной подоплеки их деятельности.
 Административно-запретительные и даже уголовные меры в нашей стране не
 применялись, а за рубежом оказались эффективными лишь тогда, когда они были
 действительно жесткими. Для противопоставления распространения влияния новых
 сект требуются объединенные усилия представителей всех гуманитарных профессий,
 включая деятелей культуры и религии, социологов и психологов, психиатров и
 юристов с широким использованием средств массовой информации. В первую очередь
 эти усилия должны быть направленными на лишение благодатной почвы упомянутых
 корней псевдорелигиозности.               
                Доктор мед. наук
                профессор Ф.В. Кондратьев
 
 Приложение № 1
                МЕДИТАЦИЯ

 Ссылаясь на статью:
 Филатова О. Валеология и идеология.
 Рецензия на образовательную программу по валеологии
 Г.К. Зайцева (Алтайская миссия. – Барнаул, 1998, № 2 (47), январь


 «В нормально функционирующем мозгу закономерно чередуются три режима работы:
 бодрствование, медленноволновый сон, парадоксальный сон. Эти три режима работы
 мозга последовательно сменяют друг друга. При нарушении, тем более при
 отсутствии, хотя бы одного из этих режимов возникают тяжелые нарушения
 деятельности мозга и психики. В мозгу во время медитации, гипнотического
 состояния наблюдается особый тип электроэнцефалограммы. Это состояние – не
 бодрствование, не медленноволновый и не парадоксальный сон. Это особый режим
 работы мозга, в котором одновременно задействованы все три режима работы мозга.
 Это какое-то субэкстремальное состояние, от кратковременного пребывания в
 котором необходимо обязательно отдыхать. А длительное пребывание в подобном
 состоянии будет скорее всего гибельно для человека. В состоянии медитации
 изменяется биохимическое состояние мозга, повышается уровень эндорфинов
 (эндогенных морфиноподобных веществ нейропептидной природы). В качестве
 иллюминации можно привести пример: одна  молекула эндорфина в 100 – 200 раз
 активнее молекулы экзогенных наркотиков. Чувство эйфории, возникающее в
 состоянии медитации, стимулирует человека вновь и вновь возвращаться к нему, он
 становится этаким «Физиологическим наркоманом».

 Когда человек вступает в контакт с шаманами или другими оккультистами, то
 последние прилагают  все усилия, чтобы ввести его в состояние транса. В данном
 случае речь идет об отклонении сознания человека, когда он уже не в состоянии
 контролировать себя, и чужой дух частично или полностью берет под свой контроль
 его тело и мозг. Как можно представить себе этот процесс?  Знаменитый
 исследователь мозга, обладатель Нобелевской премии Джон Экклс сравнил мозг
 человека с механизмом, который можно приводить в движение посредством любого   
 уха.В этом утверждении Экклс не одинок. На это указывают в своих работах и его
 коллеги Вилдер Пенфилд и Погер Сперри, опровергающие результатами своих
 исследований материалистическое положение, что все душевные и духовные процессы
 являются только функцией мозга, что они рождаются вместе с ним и исчезают с
 прекращением жизни.Мозг человека находится в таком же отношении к его духу, как
 музыкальный инструмент к исполнителю. Музыкант не может являться ни самим
 инструментом, ни той или другой функцией этого инструмента. Он может быть
 только обладателем и исполнителем.На этом инструменте может играть и другой
 музыкант, если только ему удастся устранить законного исполнителя. "В
 нормальном состоянии этим духом, обслуживающим мой мозг, является моя личность,
 - делает вывод известный писатель Дэйв Хант, — но когда состояние моего
 сознания изменяется, то "космическая сила" или "дух" получают возможность
 безраздельного управления моим мозгом и вызывают в нем Представления, кажущиеся
 мне весьма реальными, нокоторых в действительности не существует".В состояние
 транса дух человека парализован. Транс является основным условием для
 достижения "одержимости". Посредством этой "одержимости" человек обретает
 способность к таким действиям, которые невозможны в нормальном состоянии и
 которые непонятны самому человеку.

 С одной стороны, транс является для оккультиста тем, к чему он сам стремится,
 чтобы достичь паранормальных способностей в проявлении «энepгии». С другой
 стороны, это то состояние, в которое оккультист хочет ввести свою ''жертву'',
 чтобы навязать ей свою волю. В этом состоянии человек психи¬чески обезоружен и
 потому в высшей степени подвержен внушению извне.Применение подобных технологий
 даже в сравнительно небольших масштабах ведет к оглушению нации ее полной
 деградации. То есть, мы имеем реальную возможность, оказаться рабами
 чудовищного колдовского действа. Само название «Зомби» сразу напоминает об их
 родстве с чудовищной практикой колдунов Гаити, Бенина. Заключается в следующем
 - убить человека специальный ядом, чтобы затем оживить его и использовать в
 качестве безропотного раба. С обретением этой чудодейственной силы, помогающей
 им управлять людьми, они сеют семена грядущего упадка, преступления и смерти.
 Поскольку при психовоздействии разрушаются тонкие структуры организмов людей,
 которые постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, не исключена
 возможность колоссальных психических эпидемий. Не предсказуемых изменений
 полевой структуры человека, поскольку белково-нуклеиновые тела клеток являются
 лишь носителями этих полей. Когда мы взаимодействуем звуками мы передаем и
 принимаем колебания воздуха, но взаимодействие полевых структур пока, что для
 науки, целый неизведанный мир. Не зная всех взаимосвязей, легко разрушить
 структурность жизни вообще.
 
 Приложение № 15
                ОККУЛЬТИЗМ.
                О ЛИТЕРАТУРЕ ТАЙНЫХ НАУК

 «Да, тайна возникает лишь тогда, когда мы чего-то не знаем».
                Е. Парнов.

 "Берегись, чтобы ненавистник добра не увлек тебя в неблагодарность или ропот,
 тогда ты все потеряешь".
                Св. Иоанн Кронштадский.

 «Интерес к оккультизму,  - отмечалось в конце семидесятых годов в американском
 еженедельнике «Ньюсуик», - в течение десятилетий не выходивший за пределы
 крайне ограниченного круга избранных, внезапно превратился поистине в массовое
 явление.Так ли уж внезапно? – возникает законный вопрос. Ещё в середине
 прошлого века богатеющая американская буржуазия предприняла отнюдь не
 безуспешную попытку пересадить на девственную почву Нового Света «множество
 средневековых традиций, религию, суеверия, спиритизм, - словом всю эту чепуху,
 которая непосредственно не мешала коммерческим делам, а сейчас весьма пригодна
 для оглупления масс» . Щедро посеянные зубы дракона дали обильные всходы.Магия
 во всем комплексе составляющих её «тайных» наук не только игрушка
 перенасыщенных умов. Она и сегодня, как и во времена Варфоломеевской ночи,
 остается орудием политической борьбы, бережно сохраняемым в арсеналах самой
 крайней реакции.  «После потопа тайные знания по магии и астрологии не
 исчезают. По многочисленнымсвидетельствам древних, эти знания были надёжно
 укрыты, а после потопа вновь предложены развивающемуся человечеству.Если мы
 проследим историю человечества после Ноя, то увидим, что те древние
 цивилизации, в которых магия и астрология, и другие «тайные знания» получают
 наибольшее распространение и входят в структуру общества, гибнут и исчезают с
 лица земли, как только расцвет оккультизма в них достигает своего апогея». 
 «Огонь ведется сразу по двум целям: разуму и рациональному мышлению как
 таковому».

 P.S. За последние годы в России возрос до небывалых размеров интерес к тайным
 наукам: спиритизму, магии, магнетизму, астрологии, хиромантии, о чем
 свидетельствуют книги и журналы по этим вопросам. Тому, кто хочет разобраться в
 этих вопросах, издания эти не только не смогут помочь, но, наоборот, затмят его
 и окончательно собьют с толку. Ни в одной области знания нет такого простора
 шарлатанству намеренному и ненамеренному, нигде более истина не перепутана до
 такой степени с ложью и обманом.Зависит это, прежде всего от того, что интерес
 к этим вопросам основан в большинстве случаев на жажде сверхъестественного и
 суеверии, которое требует чуда, или хотя бы повествования о нем. Издатели
 освещающих книг и журналов только удовлетворяют существующие потребности,
 примешивая для привлечения к своим новостям с того света порнографию и рецепты
 грубого колдовства.И не только в русских изданиях, наводнивших в настоящее
 время наш книжный рынок, но и во всех популярных руководствах по «тайным
 наукам» на всех языках, неизбежна эта примесь шарлатанства.Оккультизм  –
 мистическое учение о безличных сверхъестественных силах, которые якобы
 существуют в природе и персонифицируются под влиянием заклинаний и обрядов и
 могут быть подчинены человеку. То есть, в основе оккультного мировоззрения
 прежде всего лежит стремление человека овладеть своими скрытыми
 свехспособностями. Независимо от формы, будь то доисторический шаманизм, эгоизм
 или современная парапсихология – все они основаны  на вере  в возможность
 «прорваться» в духовную реальность и завладеть ею. С библейской точки зрения –
 это попытка человека узурпировать место, принадлежащее Богу и его святым
 ангелам.

 Отсюда вывод: человек, занимающийся оккультизмом, открывает доступ к себе
 темным силам и тем самым неосознанно или сознательно подчиняется их влиянию.
 Это может вызвать серьезное расстройство. Кроме физических и психических
 аномалий, возникающих при достижении оккультных способностей, расстройство
 часто проявляется в дух сферах:
 1.Расстройство в душевной области: депрессия и агрессия, страхи и насилие,
 сексуальные «вывихи», угнетенность и предрасположенность к самоубийству.
 2.Расстройство в духовной области: духовный застой, хульные мысли, потеря
 способности духовного различения,  потеря радости, безразличие.

 Оккультная болезнь
 1.Термин введен профессором, доктором медицинских наук Анатолием Берестовым.
 «Священослужитилям и врачам известны трагические последствия лечения людей у
 экстрасенсов, биоэнергетиков и колдунов (особенно это касается лиц, которые
 участвуют при массовом гипнозе). Если это не просто шарлатаны, а действительно
 экстрасенсы, то в ряде случаев обращающиеся к ним могут получить облегчение или
 даже исцеление от своих заболеваний. но по прошествии нескольких месяцев, реже
 года (по наблюдениям А. Берестова, чаще от 2 до 6 месяцев), болезнь
 возвращается с новой силой, лечить её становится гораздо сложнее, часто
 поражаются и другие органы, развиваются тяжелые психические нарушения,
 приводящие подчас к самоубийству.У людей, которые обращаются к чародеям,
 биоэнергетикам, колдунам, развиваются психические нарушения по типу синдрома
 «Кондинского – Клерамбо» – развитие тяжелого нервоза, навязчивых страхов,
 которые очень тяжело поддаются  медицинскому лечению. 

 Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «Концепция
 национальной безопасности Российской Федерации определяющей здоровья населения,
 основной национальной безопасности».
 
 Приложение № 16.
                ТАЙНАЯ ДОКТРИНА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА ПОЛИТИКО-МИСТИЧЕСКАЯ ПОЧВА

                «История - это не только прошлое, но и наш сегодняшний день»
                Е. Парнов.

 оздавая СС, Гиммлер выбрал в качестве эмблемы не латинские буквы, а
 напоминающие молнию знаки. Германа Вирта, который так понравился Гиммлеру
 своим, знанием древнегерманских обрядов, рейхсфюрер поставил во главе
 специального исследовательского учреждения, получившего название «Аненербе» .
 Призванный всемерно пропагандировать «немецкое родовое наследие», этот
 институт, как и «Общество Туле» , находился под личным патронажем главы
 гитлеровских карательных органов. Не удивительно, что сам Вирт вскоре получил
 высокий эсэсовский чин.В его распоряжении находились специалисты по различным
 разделам оккультных наук. Они были призваны изучать опыт тиранов и диктаторов
 прошлого, обобщать накопленную тайными обществами всех времен и народов
 мудрость и давать соответствующие рекомендации. Мир  еще не знал подобного
 сборища полубезумных чернокнижников и отъявленных  мракобесов.В своих
 воспоминаниях Payшнинг приводит слова Гитлера «В моих орденских замках
 подрастает молодежь, которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая насилия,
 власти, никого не боящаяся, страшная… Свободный, прекрасный хищный зверь должен
 сверкать из ее глаз... Мне не нужен интеллект. Знания погубили бы мою
 молодежь».И он получил желаемое.

 Еще более вздорной выглядит идея «ритуальной чистоты», которой
 руководствовались-де черные воители с серебряным черепом на фуражке. Да,
 нацисты огнем и мечом утверждали расистский принцип «чистоты крови», но что
 общего было у этих убийц и мародеров с «совершенными», проповедовавшими
 нравственную чистоту и аскетизм? Вагоны свалявшихся женских кос? Горы костылей
 и детских кукол? Выдранные клещами золотые коронки?Проблема неизбежного
 сращения нацистской идеологии с оккультизмом не так проста, как это может
 показаться с первого взгляда. Мир слишком дорогой ценной заплатил за попытку
 реализовать это оккультное вконечном счете учение о «сверхчеловеке».
 
 Приложение № 16.1.
 По материалам газеты SOS стр. 1 № 3 (5) 2000г.

                НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ

 "Отжившие свой век идеи и предрассудки крайне неохотно уходят в небытие и пока
 существует мистика они будут упорно бороться за своё место под луной".
                Е. Парнов.

 В 1938 году Тибет был закрыт для европейцев. Однако одна экспедиция прошла. У
 нее была необычная задача: установить контакт с "Высшими Неизвестными",
 согласно легендам Востока, с этими могущественными не человеческими сущностями.
 Странная экспедиция сняла кинокадры, которые разворачивают перед нами панораму
 дворцов и храмов Лхасы. (По преданию, ее построили полчища демонов, призванных
 на помощь первым далай-ламой). Это мимолетное прикосновение XX века к языческой
 тайне принесет страшные плоды! В буддизме нет понятия Бога-Творца. На Тибете
 атеистическая по своей сути проповедь Будды наложилась на архаический культ
 бон. Возникшая смесь «желтой веры» и «черной религии» породила демонопочитание.
 При этом демонические видения считаются плодом человеческого сознания.

 Отвергнувший единого Бога рано или поздно поклонится его противнику. Спустя
 века к той же бездне устремится и Запад. Сначала он будет гордиться своим
 атеизмом, а затем... Затем он все более и более начнет проникаться интересом к
 терпкому запаху черной мистики.

 Запах этот шел с тибетского нагорья. Туда и зачастили сначала одиночки, а затем
 и целые отряды - от сатаниста Алистера Кроули до масонствующих Рерихов.
 ... Свирепые лица каменных изваяний, масок демонов запечатлела камера
 оператора. Не это ли личины тех, с кем искала контакт загадочная экспедиция?
 Привлечь таких сущностей призван ритуальный танец. Ритм, характер движений и
 даже частота дыхания танцующих отточены веками. Каждый удар литавров - стук в
 потустороннее.Есть мантры и для вызывания духов. Они приводят жрецов в транс.
 Их посещают демонические видения...Вот на экране перед нами «дукпа»,
 «освобожденный». Безумными глазами глядя в пространство, он бормочет
 заклинания.Все это тщательно фиксирует кинокамера. Отчета экспедиции с
 нетерпением ждут в Берлине, в институтах элитной эсэсовской организации
 «Аненербе». Здесь ритуальные жесты и церемонии тщательно изучат. Заклинания
 общественных стихий не заставят себе долго ждать.

 «Аненербе» означает «наследие предков». Заметим: наследие интересовало
 исключительно языческое.«Тот, кто видит в национал-социализме только
 политическое движение, ничего не понимает в нем», - говорил Гитлер. Его
 «магический социализм» был, прежде всего, богоборческим. В вермахте даже
 существовал отдел по борьбе с христианством.Колокола над соборами Германии
 скоро замолчат. Господствовать будут другие тональности.

 В Третьем рейхе надеялись заручиться поддержкой Высших Неизвестных. Мечтали
 вывести расу сверхлюдей, наделенных оккультными способностями. Уточним: одной
 из первых эту мысль высказала мадам Блаватская, внесшая в европейское сознание
 многие идеи буддизма.Очевидцы утверждают банальный и скучный в повседневном
 общении, на трибуне Гитлер словно получал какую-то подпитку. И его контакт с
 нечеловеческими сущностями не был секретом для ближайшего окружения. Герман
 Раушнинг писал: «...Гитлер проснулся ночью, издавая жуткие крики... «Это он!
 Это он! Он пришел сюда», - восклицал он. Его губы побелели. Пот катился
 крупными каплями. Это было ужасно».«Аненербе». Упоминания этой организации в 
 материалах Нюрнбергского процесса мимолетны. Публикации исследователей говорят
 о преднамеренном сокрытии информации.Впрочем, специалистам известно, что из
 документов Нюрнбергского процесса были сознательно изъяты все свидетельства о
 ритуальных и оккультных аспектах Третьего рейха.

 Может быть, режимы стран- победительниц были настолько прагматичны, что
 признали все это бредом?На разработки «Аненербе» рачительными немцами было
 потрачено больше, чем американцами на атомный проект. Что же, жрецам XX века
 действительно удалось вызвать в недрах весьма рационалистического народа
 поистине грандиозный психофизический взрыв. Перед ним бледнеет вся мощь
 атомного оружия...Руководитель «Аненербе» Вольфрам Зиверс находился в скромном
 чине полковника СС. Однако по приговору Нюрнбергского процесса 16 октября 1946
 года он был казнен вместе с известными всему миру главарями рейха. Кто-то очень
 боялся разглашения известных ему тайн.

 В Нюрнберге одним из немногих, кого допустили к документам, носящим оккультно-
 мистический характер, был член американской делегации доктор Камерсон.
 Впоследствии именно его, Камерсона, шеф ЦРУ Аллен Даллес пригласит к
 руководству одной секретной программой. Она получит название «Ултрамозговой
 контроль». В 60-е годы жертвами опытов по «промыванию мозгов» только в Канаде
 станут десятки людей. И лишь совсем недавно оставшиеся в живых получат денежные
 компенсации от правительства США.

 Приложении № 17               
                ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
               
                “Разум должен вызвать кризис разума”
                Эдгар Морэн

 Трансперсональная психология – течение психологии, которое изучает
 трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный
 опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с
 традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых
 базируется трансперсональная психология – недвойственность, расширение сознания
 за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье.
 Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и
 практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия, ряд техник
 самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация, а также
 заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии,
 социологии, восточных религиозно-философских учений, западных духовных
 традиций, оккультизма и парапсихологии. Она также фокусируется на типологии
 духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей. Данное
 направление было создано в 1960-х годах, преимущественно, на основе
 гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К.
 Уилбер и другие.Трансперсональная психология не признана Американской
 психологической ассоциацией в качестве научной дисциплины, а Ассоциация
 трансперсональной психологии – в качестве научной структуры.

 Трансперсональная психология не была признана большинством научных обществ
 научной дисциплиной и критикуется рядом учёных по причине отсутствия научных
 оснований и сомнительной эффективности практик на её базе. Трансперсональная
 психология характеризуется российскими исследователями как форма неомистицизма, 
 паранауки  или квазинауки. Тогда не понятно, почему трансперсональная
 психотерапия получила признание со стороны Общероссийской общественной
 организации «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига».Учебные
 программы по трансперсональной психологии преподаются в ряде российских высших
 учебных заведений (как государственных, так и негосударственных). Т. И.
 Гинзбург (д. псих. н.) утверждает, что в настоящее время российская
 трансперсональная психология интегрируется с психологическим мейнстримом.При
 этом многие деятели российского трансперсонального движения являются
 сотрудниками РАН, РАМН и РАО.
                ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

 Термин «Трансперсональное» был введен для описания состояний, о которых
 сообщали люди, занимающиеся различными видами тренировки сознания, такими как
 йога и медитация.Трансперсональные переживания включают в себя две большие
 группы: расширение переживаний в рамках «объективной реальности» и расширение
 переживаний за пределы «объективной реальности». Первая группа: расширение
 сознания во времени (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и
 расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение,
 ясновидение, «путешествие  во времени»); расширение сознания в пространстве
 (выход за пределы Эго и отождествление с другими личностями, животными,
 растениями, единство со всеми сущим в мире, планетарное и сверхпланетарное
 сознание, «путешествия в пространстве»,  телепатия); сужение сознания  до
 уровня сознания органа, ткани, клетки. Вторая группа: духовный и медиумический
 опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями,
 архетипические и мифические переживания, слияние со Вселенским Сознанием,
 постижение Великой пустоты  и т.д.

 На развитие трансперсональной психологии оказали влияние  идеи аналитической
 психологии. К Юнга, который на протяжении всей жизни сохранял интерес к
 паранормальному религиозному опыту, а также использовал термин
 «трансперсональное» (нем. «;berpersonlich»). Влияние на трансперсональную
 психологию оказал Р. Ассаджоли – создатель психосинтеза, последователь раджи-
 йоги.Формирование трансперсональной психологии происходило под большим влиянием
 индуизма и буддизма. Однако на теорию и практику трансперсональной психологии
 также оказал влияние ряд других религиозно-мистических учений: каббала,
 христианский мистицизм, философия Гурджиева, шаманизм, суфизм, даосизм,
 теософия и вика.

                ФОРМИРОВАНИЕ.

 Трансперсональная психология сформировалась в США 1960-1970-х годах, во время
 серьезных политических и социальных перемен в обществе, связанных с борьбой за
 права национальных, меньшинств, феминистским движением  протестами против
 использования военной силы для разрешения международных конфликтов. Параллельно
 социополитическим изменением в США началось широкое распространение методов
 изменения  состояний сознания с использованием психоделиков и восточных
 духовных практик. Психоделики оказали значительное влияние на искусство,
 культуру и науку в США. Многие тысячи американцев стали последователями
 восточных религий после путешествий по азиатским странам, где они искали
 альтернативу иудео-христианской традиции, в течении нескольких веков
 доминировавшей в американской культуре. Другие обратились к индуизму и буддизму
 под влиянием духовных учителей из Азии, во множестве устремившихся в США.

 В этих условиях ряд американских  психологов проявил интерес к феноменологии
 изменённых состояний сознания.Исследователи связывают возникновение
 трансперсональной психологии с необходимостью создания теоретической базы.
 Движение за развитие человеческого потенциала – той части постепенно
 приобретавшего популярность явления, вскоре получившего название Нью-эйдж,
 основные идеи которой  сформировались вокруг концепции преодоления
 неудовлетворенности людей жизнью в современном им обществе путём
 культивирования выходящегося за рамки повседневной реальности потенциала, по
 мнению сторонников ТП, имеющегося и существенно нераскрытого во всех людях.


                ОЦЕНКИ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 По словам православного психолога Б.С. Братуся (д. псих. н., член-корреспондент
 РАО), трансперсональная психология совершает экспансию в духовную сферу,
 которая понимается «вообще без различия внутренних цветов, уровней, бесов или
 ангелов», и человек, получив опыт изменённых состояний сознания, принимает это
 «за суть духовного» и часто наносит себе тем самым непоправимый вред. А.Ф.
 Бондаренко  (д. псих. н., член-корреспондент АПН Украины) считает недостатками
 трансперсональной психологии чрезмерное внимание к мистическим культам;
 использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры»,
 «психологи-целители» и другие шарлатаны; некритическое отношение к
 галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям, далеко не каждое из
 которых имеет психотерапивтическую ценность.

                КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
                ПАРАНАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ.

 Принято выделять различные типы паранаучных концепций, специфицирующися
 принадлежностью к тому или иному культурному-историческому контексту своего
 возникновения:
 • Древнейшие учения медицинского, алхимического, астрологического, гадательного
 (дивинация) и пр. характера, имевшие распространение в Древнейших Египте,
 Вавилоне, Индии и Китае;
 • Древние учения аналогичного типа, свойственные для Античной Греции и
 Античного Рима (например, герметизм, мантика, некромантия и нумерология);
 • Неортодоксальные средневековые учения (такие как каббала, алхимия);
 • Церковные средневековые учения (демонология, учения об аде, экзорцизм,
 арифмомантия);
 •Эволюционно восходящие к средневековым учения Эпохи Возраждения, Нового и
 Новейшего Времени (дополняясь такими направлениями, как физиогномика,
 хиромантия и спиризм);
 • Некоторые побочные разработки учёных позднего времени, лишённые собственного
 научного характера (например, опыты по телепатии В. М. Бехтерева или по
 достижению бессмертия через переливание крови А.А. Богданова.

                ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 Надличностное – термин, применяемый в трансперсональной психологии для описания
 явлений, выходящих за грани отдельного человека. Употребляется для обозначения
 расширения сознания за пределами первичного и за границы времени и пространства
 предельных и потенциальных человеческих способностей.
 Трансперсональная психология включает в себя:
 1. Психосинтез (Саморазвитие).
 2. Медитацию, визуализацию.
 3. Взаимодействует ряд идей из философии, теологии, антропологии, оккультизма и
 парапсихологии. Это фокусир на гиппологию духовного опыта и изучения его
 влияния на мысли и поведение людей.

                ИССЛЕДУЕМЫЕ ОБЛАСТИ

 Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей.
 • Психологическое и психиатрическое изучение духовных традиций:
 • Индуизм и йога
 • Буддизм
 • Шаманизм
 • Каббала
 • Суфизм
 • Христианский мистицизм
 • И др.
 • Целительское искусство индейцев
 • Старение и духовное развитие
 • Медитация и её клинические аспекты
 • Психические состояния
 • Психоделики и психофармакология
 • Парапсихология
 • Межкультурные исследования и антропология
 • Трансперсональная психотерапия
 • Трансоанализ
 • Дыхательные практики (холотропное дыхание, ребёфинг)
 • Так называемые паранормальные явления, такие как телепатия.
 Анализируя данные материалы по трансперсональной психологии приходишь к выводу,
 что это не что иное как «NEW AGE»  только с более глубокими корнями
 оккультизма. Хотя Международная трансперсональная ассоциация ITA  и европейская
 ETPA утверждает, что это движение за развитие человеческого потенциала – только
 какого?

                СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ НАУКА

 Что на сегодняшний день может сказать наука о рассматриваемых явлениях?
 Состояние, в которые приводят себя искатели погружения в сверхчувственное,
 наблюдаются в гипнотизме, сомнамбулизме и разных душевных болезнях, таких ,как
 истерия, эпилепсия и т.п., вообще в состояниях, связанных с изменением
 функционального состояния (чаще угнетения) коры больших полушарий – органа
 нашего сознания.Таким образом, в индусско-оккультических погружениях в
 сверхчувственное и в христианской духовной жизни мы имеем, по словам
 замечательного исследователя истории религий Л.А. Тихомирова, «два совершенно
 различных психодуховных процесса, которые с начала до конца идут различными
 путями.Человек, идущий путем оккультной практики, сначала погружает себя в
 сомнамбулическую пассивность и вызывает распад души на отдельные части.

 Приведя себя в такое состояние, при котором никакое действие не возможно, он
 воображает усилием своей распавшейся воли вынудить у сверхчувственного тайны
 его содержания. Это практика ложных образцов и видений, при которой дух
 человеческий ещё больше ослепляется и затягивается в ловушку необычных
 ощущений, на которых уже сам освободиться не может, т.е. теряет контроль над
 разумом» .Так, уже упоминавшийся нами индусский «святой» Рамакришна,
 прославившийся своими погружениями в область так называемого сверхчувственного,
 имел один из характерных симптомов истерического невроза – «ощущение кома в
 горле». А при погружении в свой транс, так называемое самадхи, использовал
 традиционный гипнотический прием – фиксация взора на одной точке.Это известно 
 и о других индусских подвижниках.

 Достаточно вспомнить выражение лица современного «полнореализованного йога» Шри
 Чинмоя с закаченными под лоб зрачками и словноприклеенной «трансцендентной
 улыбкой».Медицинская наука свидетельствует, что медитация – это добровольное
 формирование у себя психопатологических синдромов. Исследователь из Оксфорда
 Кристиан Шурко считает, что она – не что иное, как техника вызывания
 галлюцинаций. Даже К. Юнг, сам занимавшийся оккультными практиками, изучая
 восточную медитацию и проводя ее психоанализ, подчеркивал, что это
 неуправляемый процесс, не всегда зависит от медитирующего и его наставника и
 может приводить не только к обретению сверхспособностей, но и к психической
 дезорганизации, причем прогнозировать последствия медитации не представляется
 возможным.  На Западе растет число исследователей, высказывающихся против йоги
 с ее медитативными практиками.

 Отмечается, что йога опасна не только для западного человека, но и в такой же
 степени для восточного. «Это специфическая змеиная духовность – есть одна из
 худших, сильнейших форм демонической одержимости, клиническая картина которой,
 к сожалению, ещё не изучена европейскими клиницистами-психиатрами», - пишет
 один из наших современников.Представители всех систем и школ медитации Запада
 согласны, что медитация может изменить коренным образом всю духовную жизнь
 общества. Вопрос: в какую сторону? «Кундализация» человека уже привела весь
 азиатский материк к семейному, социально-политическому и религиозному тупику.
 Печально, если россияне не учтут этого опыта.

                ХРИСТИАНСКИЙ ПУТЬ

 В противоположность оккультному пути христианин, имеющий единственную цель –
 общение с Богом, всегда, на всех этапах духовной жизни держит свою душу
 сосредоточенной и активной. Христианин не отрешается ни от своего ума, ни от
 своего сознания, они у него не распадаются, он не приобретает иного сознания –
 невозможного, чтобы Дух премудрости делал человека лишенным ума.
 Здесь не может идти речи о распаде личности, напротив, идет собирание душевных
 сил воединое, их концентрация.
 
 Приложение № 18
 «Чакры» - центры энергии в индуистской тантре
 Приложение № 19
 Приложение № 20
                МЕДИТАТИВНАЯ МУЗЫКА 

 Музыка - это не только развлечение, но и в известной мере «проповедь». Она
 неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием, как
 добра, так и зла.Парапсихолог В.Ф. Бонин, знающий о такой связи музыки с
 оккультными феноменами, отметил следующее: «Музыка может содержать в себе
 стимулирующий фактор для проявления парапсихологического эффекта.
 Она способна ввести человека в состояние транса или служит передатчиком ASW
 (информации «внечувственного сознания»). Транс имеет различные градации и
 простирается от частного (с сохранением памяти) до полного, за которым следует
 «Amnesie» (отсутствие памяти). Б. Бонин называя транс «психофизическим
 состоянием», в качестве условий приводящих к этой «паранормальной ситуации»,
 называет следующие причины: гипноз, состояние медитации, наркотики, музыка,
 танцы, особая техника дыхания, аутотренинг.Сатанист Алестер Кроули предложил
 следующие действенные методы для достижения человеком состояния транса:
 1.Музыка основана на повторности и ритме.
 2.Наркотики.
 3.Особая форма сексуальной магии.

 К сожалению Кроули после своей смерти имеет больше последователей, чем при
 жизни.В данном состоянии угнетаются многие жизненные функции (пульс, дыхание),
 в том числе и активность коры большого полушария. Этому также способствует
 задержка дыхания, сдавливания вен и артерии при неестественных позах.
 Душа жива, организм не поврежден, а вместе с сознанием угнетается и критическое
 восприятие раздражителей: приходят ли они из вне или из области
 подсознательного, к тому же с бодрственными состояниями соединена воля. Тогда
 как состояние сомнабулическое характеризуется крайним ослаблением ее. Сознание
 души остается без помощи со стороны каких-либо соображений, кроме внушаемых.
 Об этом говорит Л.А.Тихомиров в своем труде «Религиозно-философские основы
 истории». Очень важно отметить, что в этих случаях мы видим с точки зрения
 современной психологии, нарушение одного из важнейших требований к состоянию
 здоровой личности: возможности контроля и оценки поступающей информации со
 стороны сознания.

 Кроме того, исследования профессора А.Берестова показали наличие характерных
 изменений деятельности мозга при гипнозе трансе, медитации. Тщательные
 электрофизиологические исследования показали усиления гиперсинхронных разрядов
 на электроэнцефолограмме испытуемых, угнетенные альфаритма (основного ритма
 мозга), появление эпилентической актив-ности мозга.Как известно, правое
 полушарие отвечает за информирование эмоцио¬нального статуса, с его
 деятельностью связывают, например, переживание, чувство сострадания.Левое
 полушарие - это логическое мышление. Результаты исследований свидетельствуют об
 усилении над воздействием медитативных практик, межполушарной ассиметрии,
 доминировании правого полушария.При таком изменении физиологии мозга меняется и
 психология Безупречная логика сочетается с холодностью эмоций, жесткая
 рассудительность - с отсутствием жалости и сострадания (здесь могут рождаться
 немотивированные преступления).Именно леденящий холод чувствуется от тех, кто
 поднялся на мнимые духовные вершины, следуя оккультным путем. С точки зрения
 христианства, это путь духовного самоубийства.
 
 Приложение № 21

                НЕМОТИВИРОВАННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
               ИЛИ МИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ ПРЕСТУПНОСТИ

 «Страх – это то, что вызывает боязнь, пугает. А продолжительный страх
 заставляет человека жить инстинктом, то есть доводит его до уровня животного»

 «О трагическом влиянии оккультизма на современное общество явно свидетельствует
 резко возросший уровень преступности и самоубийств. Ученые, психологи и
 социологи, находясь на материалистических позициях, оказались не в состоянии
 объяснить природу этого феномена. Большей частью материально обеспеченные люди
 из внешне благоприятных семей, часто совершенно неожиданно для окружающих
 совершают страшные кровавые преступления. В чем причина? Где корни?»
 Именно манипулирование,  психологическое насилие порождает все другие
 проявления насилия и жестокости.

 Вся «массовая культура» построена на подражании и потреблении. Это ее корни
 мода рождает не только одинаковые прически и одежду, но и одинаковые поступки и
 преступления. Фильмы о садистах и убийцах непосредственно влияют на молодежь.
 Под сильным воздействием кровавой мистики складывалась философия банды Мэнсона,
 участников «Болотного процесса» в Англии, ритуальных убийц и вампиров в России.
 Фильмы, телепередачи, газетные репортажи о преступлениях, оккультная пропаганда
 подчас воспринимаются как инструктаж, по которому в точности следуют ритуальные
 убийцы, грабители, колдуны и ведьмы .

 Это хорошо подтверждается нашей современной жизнью. В судебной психиатрии
 используется такой термин, как «навязчивая идея», который иначе трактуется как
 «насильственные влечения». Вот что мы читаем по этому поводу в учебнике
 «Судебная психиатрия»: «К волевым нарушениям можно отнести импульсивные
 состояния, характеризующиеся возникновением непреодолимых или трудно
 преодолимых побуждений к совершенствованию тех или иных действий, без
 предварительного решения.Принято выделять несколько импульсивных состояний: 
 кататонические импульсивные действия чаще всего носят характер бессмысленных,
 немотивированных, агрессивных и разрушительных актов. Часто больным это
 переживается как подчинение чужой воле (синдром Кандинского)»

 P.S. Прокомментировать ситуацию на данную тему «Московский комсомолец» попросил
 психиатра-криминалиста Михаила Виноградова.«Причин тому, что Россия вышла на
 первое место по числу убийств среди молодежи, несколько. Можно сколь угодно
 долго ругать советский строй, но нельзя не признать, что при нем молодежью
 занимались и она была нужна. После развала СССР государству стало не до
 молодежи. В это же время  в Россию пришли различные секты, религиозные течения,
 которыми увлеклись молодые люди и которые также не могли не повлиять на
 неокрепшие умы. Кроме того, в Россию хлынули зарубежные фильмы и компьютерные
 игры, перенасыщенные жестокостью. В компьютерных играх лейтмотивом стал посыл
 «убей его!», не «догони» или «победи», а именно «убей». В конце концов, высокую
 психологическую напряженность создает и разница в социальных слоях» .

 «Сумей схватить за хвост самого маленького черта, и он укажет, где притаился
 его наибольший»  эта старая китайская пословица указывает на значение малейших
 подробностей, для открытия главного.


 «Существует моральный рубеж, за который человек заходить не должен, потому что
 это приводит к разрушению психики, а по православным понятиям — и к гибели
 души».Как мы предупреждаем детей не трогать оголенный провод, не есть ядовитых
 плодов, не входить в радиоактивную зону, так и в отношении «массовой культуры»
 нужно заявить: она несет в себе гибель нам и нашим потомкам. Особенно тревожат
 сообщения о психических заболеваниях детей, насмотревшихся компьютерных
 мультфильмов и игр. Одним из последних сообщением такого рода стала информация
 об одновременном эпилептическом припадке сотен детей в Японии. Это случилось во
 время просмотра мультфильмов по телевидению. Выяснилось, что припадок был
 вызван, одним из внутрикадровых элементов фильма, разрушающим психику ребенка.
 Одновременно сообщалось, что это преступление было подготовлено, по-видимому,
 сектой Аум Сенрике.
 
 Приложение № 21.1
                МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

 Именно манипулирование, психологическое насилие порождает все другие проявления
 насилия и жестокости. Манипулирование – это психологическое насилие, т.е. такое
 воздействие на сознание и органы чувств человека со стороны другого человека
 или группы лиц, которые понуждают его действовать в соответствии со скрытыми
 целями и интересами манипуляторов.«Как могли произойти такие кардинальные
 изменения в нашей нравственности - лучше всего, на мой взгляд, объясняет С.
 Карамурза в работе «Манипуляция сознанием». Для того, чтобы осознанно
 противодействовать сторонним пагубным воздействиям на наш разум, я бы
 рекомендовал каждому человеку прочесть эту книгу, а здесь приведу только
 несколько коротких цитат из неё,  чтобы наглядно показать методы, которые
 используются для безропотного подчинения человека.Манипуляция –
 программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического
 состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет
 средствами манипуляции.

 Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том
 случае, если он выступает как её соавтор, соучастник. Только если человек под
 воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения,
 настроения, цели и начинает действовать по новой программе - манипуляция
 состоялась.Первое (и, вероятно, главное) условие успешной манипуляции 
 зключается в том, что в подавляющем большинстве случаев граждане не желают
 тратить ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы просто усомниться
 в сообщениях. Во многом это происходит потому, что пассивно окунуться в поток
 информации гораздо легче, чем критически перерабатывать каждый сигнал»… «Если
 учесть реальный уровень психологической грамотности, защищенности и
 «вооруженности» населения России методами психологического сопротивления
 манипулированию, то становится ясной правота утверждения, что жертвой
 манипуляторов и их организацией может стать любой человек».
 
 Приложение № 22
                «МОРАЛЬНЫЙ РУБЕЖ»
                «СОВЕСТЬ»

 «Все человеческие слабости, пороки и неудачи зависят прямо пропорционально
 нашей совести, мыслям, словам, а следовательно и поступкам».
 «Этимологически  слово «совесть» расшифровывается как совместная весть, знание,
 данное совместно с кем-то. Эта совесть дана изначально всему роду человеческому
 и каждый вновь родившийся индивидуум всегда наделен ею. Иными словами это –
 голос Природы в душе человека, духовно-нравственный стержень, предохраняющий от
 разложения и гибели. И, если человек, невзирая на обилие совести, продолжает
 творить зло, то голос его под воздействием греха ослабевает, а затем и вовсе
 исчезает, личность теряет всякую духовно нравственную ориентацию».
 Нечувствие боли одна из серьезных болезней организма, которая может приводить
 его к гибели, говорит медицина.То же самое можно говорить о нравственном
 здоровье, где источником «боли и беспокойства» является наша совесть.
 Нечувствие голоса совести  – следствие глубокой духовной болезни, способной
 погубить человеческую душу на веки.
 «Безболезненность сердца ослепляет ум» - говорит Иоанн Лествичкин.
 
 Приложение № 22.1.
                ЧТО ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ ПАДЕНИЯ
                МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

                «История - наша лучшая учительница».
                Цицерон.
                «Тот, кто забывает об истории, обречен на её повторение».
                Сантаяны

 "Главным фактором падения цивилизаций, как считают ученые, являются моральный и
 духовный распад человека. К второстепенным можно отнести страшные эпидемии,
 изменение торговых путей, голод, упадок в хозяйстве, землетрясения, нарушение
 экологических условий.Примером тому служат падения таких цивилизаций как
 Египет, Вавилон, Финикия, Греция, Рим, Инки, Майя , а также всем известна
 судьба Ассирийского и Персидского царств, потерпевших страшные крушения и
 гибель.Несмотря на разумную организацию и военную мощь, данные цивилизации не
 смогли сохранить себя от внутреннего распада и пали. Они не в силах были более
 сопротивляться, когда моральные и духовные основы, такие нужные и важные для их
 процветания, начинают рушиться и когда это происходит, то любой вид бедствия
 может принести падение".

 
                СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Справочник «Новые религиозные организации России деструктивного и
 оккультного характера». Белгород, 1997 г.
 • Тоталитарная секта (деструктивный культ).
 • Экспертно-справочная информация о феномене скрытого психологического насилия.
 Волков Е.Н. Н.-Новгород.
 2. Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства.
 • Материалы и документы собранные центром.
 • Чреватые конфликтами религиозно-мировоззренческие группировки и ориентировки
 (ФРГ)
 • ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ДУХОВНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.
 • Заключение старшего научного сотрудника лаборатории психологических проблем
 воспитания Гос. НИИ семьи и воспитания Российской академии образовании и
 Минтруда России, кандидата психологических наук А.Е. Наговицына от 15 апреля
 2002 г. о приемах и методах, применяемых для воздействия на психическое
 состояние человека в некоторых направлениях современного религиозного
 сектанства.

 • ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ КАК НОВЫЙ КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР Ф.В. Кондратьев (ГНЦ
 социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского)
 • Что делать если ваш ребёнок или близкий вам человек попал в секту.•"Христос и
 кришна. Свет и тьма." Брошюра с подробным разбором учения
 секты "Общество сознания кришны". Авторы протоиерей Александр
 Новопашин и Валерий Мельников.
 • СЕКТAHCTBO B РОССИИ
 • СМЕРТОНОСНЫЕ КУЛЬТЫ. Статья с фотоматериалами.
 • КУЛЬТЫ ВОСТОЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ.
 • «Международное Общество Сознания Кришны» (МОСК)
 • «Сахаджа-йога»
 • Тантрические секты. Тантра-Сангха.
 • Трансцендентальная медитация.
 ТЕОСОФИЯ, ОККУЛЬТИЗМ И ГРУППЫ ДВИЖЕНИЯ "НОВЫЙ ВЕК"
 • Движение «Новый век» («Нью Эйдж») – (оккультное целительство)
 • Теософское общество.
 • «Агни-йога (Учение Живой Этики, Рерихианство).
 • «Академия Фронтальных проблем им. Золотова <H>.
 • М.Ю. Медведев. «Пять дней в Орхусе». 1996 г. по «Международному обществу      
 сознание кришны»
 • В.М. Барле. «Оккультизм». С-Петербург.1911 г.
 • «Православная церковь и современная медицина» под общей редакцией кан. мед.
 наук С. Филинова. 2000 г.
 • Е. Парнов. «Трон Люцефера». Критические очерки магии и оккультизма. 1991 г.
 • А. Кураев. «Оккультизм в Православии». Фонд Благовест. Москва. 1998 г.
 • Газета «Комсомольская правда». «Изгоняющий дьявола» от 14 апреля 1998 г.
 • Газета «Труд». «Край недолеченных идиотов» от 14 апреля 1998 г.
 • К. Маркс. Ф. Энгельс. Соч. Т. 36 С. 490
 • Журнал «Путь жизни». «Шествие разрушителя». Н.Н. Рошковский. Зарайск. 1909 г.
 • «Люди и демоны» Священник Родион стр. 140, 1991 г.
 • Судебная психиатрия М., 1967 г. стр. 164.
 • Приказ Министра здравоохранения и медицинской промышленности № 245 от 13 июня    
 1996 г.
 • Конституция Российской Федерации статьи 41 ч. 3; 38 ч. 1; 55 ч. 3; 143.
 • Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод.
 • Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г.
 • «БХАВААД - ГИТА» (как оно есть).
 • Учение ШРИ ЧАТАНЙИ.
 • Факты, догадки, гипотезы - знание М., 1988 г. стр. 52-53.
 • Журнал «Вести» Екатеринбург «Мир без России» А. Казановский, 2009 г.
 • «Газета «Московский Комсомолец» от 29 сентября - 06 октября 2010 г.
 • Обращение ученых. Независимая газета «Электронная версия «НГ» от 15 декабря
 1996
 • Фрагмент из научного заключения комиссии Института философии и права
  А.Н. Республики Белорусь. «МОСК».
 • Медитация Г.К. Зайцева (Алтайская миссия – Барнаул 1998, № 2 (47), январь).


Рецензии