Командировка на войну. Глава. 136 Мемуары
Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.
Мишель де Монтень
Если и их убили, есть сельчане, которые будут за неё мстить. Сама она в кровной мести никак не участвует. Если кто-то погиб от её руки, то мстят не ей, а её мужу, брату или отцу.
Чеченцы говорят: «Если не соблюдать адаты, то обычаи разрушатся». Отступников, посмевших нарушить многовековые традиции и адаты предков, ждёт неотвратимая кара – смерть.
Вот что написала Светлана Ганнушкина в статьях: «Право быть человеком» и «Женщины в Чечне» от 20 февраля 2009 года: «К сожалению, есть у нас такие женщины, которые стали забывать о кодексе поведения горянок.
В отношении таких женщин их родственники — мужчины, считающие себя оскорблёнными, – порой совершают самосуды».
Так уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев отозвался на просьбу журналистов прокомментировать убийство шести молодых чеченок в ночь с 25 на 26 ноября (Газета «Коммерсантъ» № 216 (4033) от 27 ноября 2008 г. – прим. от авт.).
Далее Светлана Ганнушкина пишет: «Тела трёх женщин нашли в Старопромысловском районе города Грозного, двух расстрелянных обнаружили около заброшенного детского сада по дороге из Грозного в Шатой.
На тело шестой женщины натолкнулись на дороге в станицу Петропавловскую. Женщин убили выстрелами в грудь и в голову с близкого расстояния.
Гильзы от патронов валялись рядом с телами. Не прошло и двух дней, как около села Энгеной Гудермесского района отыскали обгоревшее тело седьмой девушки, также убитой выстрелом в голову».
Эта серия жестоких убийств названа журналистами казнью. Все сразу и без сомнений решили, что этих женщин наказали за «дурное» поведение, хотя бессудные казни в Чечне далеко не новость. Совсем недавно они имели иные причины и вызывали взрыв негодования.
Как могло такое случиться, что защитник прав человека в Чечне в этой страшной трагедии нашёл единственный повод для сожаления: забвение женщинами «кодекса поведения горянки»?!
И ни слова сочувствия жертвам! Следствие по делам об этих убийствах продолжается. Мы не знаем, кто стрелял в беззащитных женщин.
Однако реакция чеченского омбудсмена и многих других имеет объяснение: в Чечне женщина перестала считаться человеком равноправным и уважаемым, а также самостоятельно решающим, как строить свою жизнь и какую судьбу ей выбирать.
Видная грозненская правозащитница Наталья Эстемирова пояснила, что двое из погибших женщин были замужем. Каждая из них имела двух детей.
Мужья устроили им пышные похороны. Их погребли рядом с другими членами семей, чего никогда бы не случилось, если бы женщины опозорили семью, добавляет она.
Разведённых женщин на Северном Кавказе вообще часто сторонились. Если муж сам развёлся с ней, значит, что-то не так – может, плохо выполняет супружеские обязанности или бесплодна…
Если же сама женщина настояла на разводе – возможно, у неё слишком строптивый характер. Сейчас отношение к вдовам и разведённым, конечно, несколько более либеральное, хотя в аулах они все-таки не являются желанными невестами.
Первая задача женщины – выйти замуж и родить детей, так было на Северном Кавказе много веков. Если у женщины имелся какой-то физический изъян, хроническое заболевание, которые мешали ей выполнять обязанности по дому, или она по каким-то причинам не могла иметь детей, замуж её никто не брал.
Отношения женщины с мужчиной вне семьи всегда не то чтобы не приветствовались, но находились под строгим запретом.
Даже если женщина так и не выходила замуж, становилась вдовой или разводилась, она не имела права завести себе любовника, иначе её и любовника могли… убить.
Называется это «убийством чести», и делают это обычно родственники женщины – отец или брат.
Сегодня так называемый адат, по которому за аморальное поведение положено убийство, продолжает действовать, хоть и завуалированно.
Не так давно Старопромысловский суд Грозного приговорил к семи годам колонии местного жителя Султана Даурбекова за убийство родной дочери.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225042100488