Алексей Варламов о Рандеву с мадам Мишель

«КАЛЕЙДОСКОП ЯРКИХ ИМЁН» (отрывок)

Вячеслав Власов представлен главами из  книги «Рандеву с мадам Мишель», посвященной композитору и дирижеру  Рихарду Вагнеру. Действие происходит в России во второй половине девятнадцатого века, когда   Вагнер приезжает  в Петербург, и основные  события показаны глазами начальника Третьего отделения Собственной Его Величества канцелярии князя Василия Андреевича Долгорукова. Судя по всему, авторский выбор  протагониста очень точен, и  сцена, когда Вагнер начинает свой  концерт с исполнения гимна «Боже, царя храни!»,  превосходна именно в свете  профессиональных обязанностей князя: «Из расположенной по центру зала императорской ложи ему было хорошо видно, как с первыми звуками гимна несколько бородатых молодых людей вскочили со своих мест и с возмущёнными лицами  поспешили к выходу.

«Вот она, моя клиентура, пошла… Бегите, бегите, в последнем ряду вас заключат в крепкие объятья мои агенты и объяснят, что выход из зала во время концерта есть признак дурного тона, и разрешён только для препровождения на допрос в Третье отделение!» – с ухмылкой прошептал Василий Андреевич.

А затем подумал: «Гастролёр-то наш каким молодцом оказался! Молитвой русского народа дирижирует по памяти! Ничего не скажешь: тронул мсьё Вагнер верного слугу императора до самой глубины души. Или же это он специально так поступил, для конспирации? Над этим стоит поразмышлять».

Тут трудно понять, кому больше сочувствует автор, шефу тайной полиции или молодым вольнодумцам, но сама эта коллизия кажется  вечной на все российские времена и, уж по крайней мере,  весьма злободневной.  А вообще изображение светской жизни императорской России, богатство костюмов и  интерьеров, воздействие музыки на самые черствые сердца, внимание к деталям, церемониям – книга ценна своей просветительской функцией как экскурсия по культурной жизни империи, ее золотому веку и в литературе, и в живописи, и в музыке, и в государственной  политике.

Алексей Варламов,
Писатель, ректор Литературного института им. Горького


Рецензии