Кориолан в Петербурге

Дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте дом 41 начала 1800-ых возведен по проекту Тома де Томона Жана Франсуа (ряд источников утверждает, что проект в классическом стиле был разработан Федором Демерцовым); перестроен в стиле нового барокко Андреем Ивановичем Штакеншнейдером в 1846-1848 годах, изумительно декорирован скульптором Давидом Ивановичем Йенсеном. 
Ведущий зодчий середины XIX века А. И. Штакеншнейдер превратил классический  петербургский особняк в импозантный дворец в стиле «нового барокко». Сохранив основной объем дома, архитектор преобразил его облик, творчески переосмыслив стиль растреллиевского барокко. Прежде всего архитектор ориентировался на Строгановский дворец, стоящий также на пересечении проспекта и реки. Гермы атлантов поддерживают трехчетвертные колонны, пучки колонн и пилястр отмечают основные членения. Великолепны наличники окон второго этажа с лепными деталями, изящны ажурные решетки балконов. Фасадам свойственны одновременно монументальность и утонченность. Скульптурное убранство выполнено Д. И. Иенсеном, основавшим в Петербурге первую мастерскую терракотовой скульптуры. Парадная лестница, гостиные и столовая, картинная галерея (фойе) и концертный зал оформлены в духе барокко и рококо. Е. П. Белосельская-Белозерская устраивала во дворце приемы, балы и концерты, здесь выступали Ф. Лист и А. Г. Рубинштейн.
В настоящее время концертный зал дворца наполнен изумительной чистоты звуками музыки Мендельсона и Вагнера, Моцарта и Бетховена.
Неповторимое звучание и интерьеры дворца позволяют слушателю перенестись в атмосферу XIX века, точнее проникнуть в замыслы их создателей.          

В 1807 году Бетховен создает увертюру для постановки трагедии «Кориолан» австрийского драматурга Генриха Коллина, который так же как в свое время У. Шекспир, опирался на «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, изложившего биографию римского полководца I в. до н. э. Гая (Кая) Марция, заслужившего прозвище Кориолан. Основная драматическая коллизия, заинтересовавшая писателей и, видимо, по-настоящему вдохновившая Бетховена, заключалась в том, что выдающийся полководец Кориолан — потрясенный предательством народа, подстрекаемого сенаторами — пошел войной против Рима, вступив в союз с его врагами.
«Лучше бы тебе ценить меня за то, что я не расточал моей любви спроста всякому. Впрочем, достойный муж, теперь я намерен угождать народу. — Восклицает шекспировский Кориолан. —   Я стану ему льстить, гоняться зa его приязнью; если он любит мои поклоны больше, чем мою душу!»   
У Коллина, по сравнению с Плутархом и Шекспиром, усилен момент внутреннего конфликта героя, что приводит к его самоубийству. За увертюрой «Кориолан» установилась характеристика «музыки гнева» (так ее, по-видимому, определял и сам Бетховен, если судить по «Разговорным тетрадям»). Увертюра воплощает обобщенный психологический «портрет» Кориолана, трагический конфликт его души. Бетховенское толкование образа Кориолана можно было бы определить словами одноименной шекспировской трагедии:
«Он честно служил отечеству. Он прославился не пустяками, не поклонами народу; он умел сделать то, что молчать о его славе, не ценить заслуг его — есть и неблагодарность, и преступление».

#Бетховен #Кориолан #Белосельских #Невский #Петербург

Как известно в 1886 г. Даймлер строит первый четырехколесный двухместный автомобиль. Для постройки этого автомобиля Даймлер использовал обыкновенную извозчичью пролетку. Этот механический экипаж внешне отличался от обычного конного только вертикальным мотором, расположенным посредине, и отсутствием запряженных лошадей. Оборудование этого автомобиля было уже несколько изменено по сравнению с первым моторным экипажем 1885 г.: воздушное охлаждение мотора было заменено водяным (вода охлаждалась термосифонным способом) в трубчатом радиаторе; торможение автомобиля осуществлялось при помощи колодок, действовавших непосредственно на внешние обода задних колес; для устранения шума, производимого при выхлопе отработанными газами мотора, под сидением был помещен глушитель. Скорость этого экипажа была та же, что и моторного велосипеда, — до 20 км/час.
На фотографии Н. Науменкова автомобиль образца 1886 года на Невском проспекте Петербурга. В историческом кадре — активисты Совета ветеранов автотранспорта Ленинграда А.А. Востокин и Д.Г. Чавдаров.


Рецензии