01 23. Разбор прочески н. п. Чару
Прочитал один из комментариев к главе 17 «Чару»: - «Читаешь и в край охреневаешь. Кто-то там прожил всю жизнь, растил семью, явно с душой возделывал сады. И в один прекрасный день им приказывают свалить. А затем приходит стадо обезьян, все расхерачивает, ломает стены, сжирает сады, срет в буфеты. Зачем?»
Вот такой эмоциональный обобщающий коммент, вызванный одним случаем: дурно воспитанный сержант Филякин (Вечная Память бойцу) на одной из прочёсок покинутых в Панджшере кишлаков нас… нагадил в очаг «хоны».
(Надо сказать, практически сделать это было нетрудно - таковой очаг представляет собой большой горшок, вкопанный вровень с полом одного из помещений второго этажа, в его центре).
Был такой случай? Был. Нужно было умолчать? Нет! Из подобных недомолвок вырастает искажённая, однобокая картина, которая ставит под сомнение правдивость остальной истории.
Но рассказ об этом единичном случае у определённой категории читателей сразу же вызывает обобщение всей нашей 40-й Армии со «стаей обезьян».
Давайте тогда разбираться, где обезьяны, а где кто.
События в ДРА в советской прессе, даже армейской, освещались крайне скупо. Хорошо, если удавалось побеседовать с кем-то, вернувшимся из-за речки. Мне вот, будучи тогда курсантом военного училища, не довелось.
У нас в стране все, в общем-то, знали: народ Афганистана сверг власть помещиков и собирается строить светлое социалистическое будущее. Но, как когда-то в нашем Туркестане в двадцатые годы, ему активно мешают бандиты-басмачи, названные «душманами». И им интенсивно помогают страны капиталистического блока, особенно США. Социалистический Китай, уязвлённый событиями на Даманском, тоже не остался в стороне.
Более знакомые с геополитикой люди понимали, что идёт захват очередных сфер влияния, и допустить, чтобы соседний Афганистан встал на путь сотрудничества с Западом, особенно с США - для Советского Союза смерти подобно. В этом случае на афганской территории тут же оказались бы «штатовские» военные базы и станции радиолокационного слежения. И ракеты, нацеленные прямо в «подбрюшье» СССР.
…К примеру, в Ливане «штатовцы» опередили нас своим десантом буквально на десятки минут - и это сильно изменило расклад сил на Ближнем Востоке…
Не знаю, у кого как, но в нашей воинской части никаких конкретных инструктажей по обстановке в ДРА не проводилось. Полк просто подняли по тревоге, вывели в полевой лагерь, доукомплектовали личным составом, вооружением и военной техникой - и послали «за речку».
Так мы и вошли туда - в твёрдой уверенности, что идём оказывать помощь народу и армии Афганистана в их борьбе с душманами, вооружавшимися, обучавшимися и всячески поддерживавшимися нашими «потенциальными противниками». И уверенность эта была небезосновательной: я общался со многими афганцами, представлявшими тот народ, за который мы воевали.
Не с торговцами (тем при любой власти хорошо, а уж приход ОКСВА у них вызвал просто бум торговли - до сих пор, небось, жалеют, что ушли «шурави»).
Не с кишлачными декханами - те вообще мало что понимали в происходившем, к сожалению. И больше слушали то, что говорили им муллы.
Я общался с той частью народа, которая принялась строить новую жизнь: активистами ДОМА (их комсомольцами), офицерами армии, с людьми, которые с доверием просто подходили пообщаться с «шурави». И таких было очень-очень много.
Пока мы не вошли в Панджшер.
…Ещё в Баграме, без всяких политинформаций, всем нам стало понятно, кто такие «душманы». Тогда на плацу 108-й дивизии выставили для прощания гробы с телами убитых при попытке отремонтировать взорванный топливопровод бойцов-«трубачей». На месте подрыва «духи» устроили засаду и расстреляли не ожидавших нападения солдат. А над телами убитых надругались.
Там же мы узнали и о других методах, которые практиковали в своей «праведной борьбе» враги афганского народа: по ночам приходили в кишлаки и города, с нечеловеческой жестокостью убивали учителей, механизаторов, инженеров, руководящий актив НДПА. Сжигали колонны с топливом и продовольствием, предназначенные для народной власти. Сжигали школы, подаренную СССР сельскохозяйственную технику…
Как всё это было знакомо каждому советскому человеку из истории своей Родины: кулачьё - колхозная контрреволюция, басмачи Средней Азии, бандеровцы Западной Украины…
Враги народной власти. Жестокость и бесчеловечность которых была предопределена средневековыми «нормами» - по «местному» календарю в Афганистане шёл 1364 год.
При боевых операциях в зелёных зонах Баграма, Чарикара и Джабаль-ус-Сараджа, при прочёсывании кишлаков в поисках душманов или их складов (по наводке ХАДа) с проживающим в них многочисленным гражданским населением военнослужащие советской армии обращались уважительно. Тем более, что разговаривать приходилось с седыми старейшинами. А дальше всё зависело от результатов поиска: если после диалога «Душман ас?» - «Душман нис!» в кишлаке обнаруживалось оружие и боеприпасы, к операции подключался ХАД, а методы его работы были не столь гуманны.
Но то - в кишлаках, где бурлила обычная, несмотря на гражданскую войну, жизнь.
В Панджшере всё было не так. Он встретил нас безлюдными кишлаками, в которых каждая «хона» таила в себе смерть от подрыва на мине-ловушке. Особенно плотно были заминированы ближайшие к Панджшерской дороге - Сариче - кишлаки. При разминировании Рухи, назначенной нам в качестве ППД, выбыли из строя от минно-взрывных ранений военнослужащие почти двух инженерно-сапёрных рот…
Владелец Панджшера, крупный земельный феодал Ахмад Шах «Масуд», всё мужское население кишлаков «своей» долины мобилизовал в отряды для борьбы против народной власти. Женскую половину увёл и укрыл в одному ему известном месте. А брошенные кишлаки стали базой для ночёвок и отдыха его отрядов - особенно те, что стояли поодаль от Саричи. Естественно, что «хона» в них не минировались, а в дальних ущельях не минировались даже ведущие к ним тропы - по ним «духи» ходили почти круглосуточно. Наш полк не мог силами 2-х неполных «рейдовых» батальонов контролировать каждое ответвление от главного Панджшерского ущелья.
А сама Панджшерская долина с прилегающими ущельями идеально подходила для ведения войны «партизанскими» методами: минирования единственной дороги и немногочисленных горных троп; устройства засад в местах минирования или в природных теснинах (вырваться из которых при остановке первой и последней машин было практически невозможно); обстрелов из ДШК или миномётов с окружающих высот (когда ни засечь место позиции, ни подобраться к нему практически невозможно).
Натренированные пакистанскими, китайскими, «штатовскими» инструкторами «воины Аллаха» пользовались предоставленными им природой и «цивилизованным Западом» возможностями по полной программе, и наносимые ими удары были частыми и болезненными - мы теряли своих боевых товарищей. А в Союзе текла мирная жизнь, и некоторые безмятежные граждане были уверены, что военнослужащие Контингента в ДРА просто «загорают».
Но - вернёмся к нашим «обезьянам». Я сказал уже, что кишлаки в горах только казались брошенными - зачастую при их прочёсывании мы натыкались на ещё тлеющий очаг или брошенный впопыхах чайник с кипятком. Банды «Масуда» находили в них укрытие, продовольствие и отдых после налётов на колонны и гарнизоны войск армии ДРА и Союза.
Так что те, кто «явно с душой возделывал сады» на земле, принадлежащей Ахмад Шаху - не «свалили по приказу» и не были такими белыми и пушистыми, какими их хотел выставить автор коммента. Они по воле своего феодала на деньги «цивилизованных» и не очень стран объединились в банды - для борьбы против народной власти, желавшей пресловутую землю отдать в их же руки…
…Сержант Филякин вряд ли думал об этом, желая «насолить» «душманам» в месте их ночёвок.
Он, скорее, думал о том, что враг вернётся сюда снова и будет неприятно удивлён таким «сюрпризом».
Ещё он надеялся, наверное, что эта «хона» теперь уж точно не послужит убежищем для «воинов Аллаха» и им придётся подыскивать себе другое укрытие.
Ну, не было у Филякина с собой настоящей мины, чтобы заминировать «хону» так, как это сплошь и рядом делали сами «духи». Но и желания оставлять в бандитском схроне букет цветов с «коммунистическим приветом» тоже не было.
С точки зрения воспитанного, культурного, и образованного гражданского человека, почитывающего рассказы о войне в уюте своей квартиры, такой боец - воплощение варварства. Но - «всё познаётся в сравнении»: кучка сержантского дерьма в очаге против выпотрошенного «белыми и пушистыми» живьём человека…
Не моё дело сейчас порицать или поощрять поступок солдата, погибшего (вечная ему Память) в бою за счастье чужого ему народа.
А народ этот, в итоге, избрал себе (вернее, его после нашего ухода заставили избрать) путь продолжения средневекового варварства. И сейчас, уже после аж 20 лет «помощи» США в установлении «демократии», Афганистан остаётся беднейшим государством Центральной Азии.
Там, кроме неповторимой по красоте природы, иностранцу смотреть не на что - разве что на кишлаки и провинциальные города, словно застывшие в тринадцатом веке.
Да ещё стоят вдоль дорог памятники, поставленные погибшим там боевым друзьям-«шурави»… Нашим бывшим врагам есть, что показать приезжим и потомкам…
Были ещё две статуи Будд в долине Бамиана, мировое культурное наследие - так их те, «кто там прожил всю жизнь, растил семью» - уничтожили.
Но я не буду сравнивать их с обезьянами. Хотя они не так далеко ушли вперёд по тропе эволюции…
Свидетельство о публикации №225042100845