Спас нерукотворный. Версия Бенуа

Одним из знаковых архитектурных шедевров Петербурга является храм Воскресения Христова (Спаса на крови) на канале Грибоедова, канонический русский стиль которого неизменно вызывает у большинства православных прочувственное умиление.    
В определенной степени величие этого памятника определено непростой судьбой его создания.
Судите сами, уважаемый Читатель: два конкурса, более 50 проектов, подготовленных легендарными зодчими Петербурга конца XIX века, и монаршая воля, послужили поводами к его совершенству. Хотя, как знать, существует живучая легенда о том, что окончательный выбор был сделан даже не императором Александром III, а божественным проведением.
Известно, что после убийства Александра II была создана комиссия по увековечению его памяти, а также объявлен конкурс на лучший проект храма в месте покушения на жизнь императора. В установленный срок, т.е. к полудню 31 декабря 1881 года на суд высокой комиссии были представлены 26 анонимных проектов.
Конкурс привлек лучших и знаменитых архитекторов своего времени, среди них были: Иероним Китнер, Иван Богомолов, Виктор Шретер, Андрей Гун, Леонтий Николаевич Бенуа и другие. В распоряжение зодчих отводился обширный участком по обе стороны Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной.
23 марта 1882 года в Гатчине восемь лучших проектов были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, носителями которой являются церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, по высочайшему повелению следовало оформить место гибели императора внутри храма в виде отдельного придела.
Однако проекты участников первого конкурса оказались настолько интересными, что безусловно заслуживают особого внимания.
Конкурсная комиссия признала победителем работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы архитектора Антония Томишко.
Второй премии был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков архитектуры Иеронима Китнера и Андрея Гуна.
Третья премия была присуждена проекту Леонтия Николаевича Бенуа. Решение храма в стиле барокко, принадлежащее смелому замыслу архитектора Бенуа, вызывает восхищение глубоким знанием нюансов истории архитектуры в сочетании с изысканностью и воздушностью сооружения.       

Журнал «Зодчий», 1882 г. 
 
#Спаснакрови #Петербург #Бенуа #Барокко

[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]


Рецензии