И меня война не обошла... Николай Усатенко

Памяти поэта Николая Усатенко

"Слово доброе – дань поэту.
Жаль, утраты глотаем ком.
Жил пиит среди нас – и нету,
Только память жива о нём". (Михаил Гуменюк)

Николай Усатенко - один из первых поэтов Нового Уренгоя. Поэт от Бога.
Его профессия – водитель, его призвание – поэзия. Именно профессия водителя, которую Николай Федорович приобрел ещё в юности, и стала, своего рода, спутницей в написании целого ряда дорожных стихотворений. Много северных дорог исколесил поэт-водитель – в приполярный Новый Уренгой он переехал в 1982 году, который и стал поворотным в его судьбе и творчестве.

Я туда, где девственна природа,
Где дыханье северного льда,
Где упорство юного народа
Возведёт красавцы-города.

На долгие годы кабина тяжёлого грузовика становится его вторым домом, а в бесконечных поездках по промозглым северным дорогам рядом с ним на сидении всегда лежали ручка и тетрадь. «Я живу на широкую ногу: Бронь на номер в гостинице «КрАЗ», И не надо мне лучше, ей Богу!» Вся его жизнь прошла, образно выражаясь, под скрип колёс и скрип пера.

Сентябрь. На севере – снега,
И день становится короче,
Идёт пора полярной ночи,
Слегка срывается пурга.
Вот где спасенье для души,
Которая навпечатлялась,
Теперь в комочек туго сжалась,
А мысли всё: «Пиши, пиши...»

«И меня война не обошла...» – так назывался вечер памяти Николая Фёдоровича Усатенко, посвященный 70-летию со дня его рождения и 70-летию Победы в Великой  Отечественной войне, который прошёл в уютной и тёплой обстановке  ГДК «Октябрь» в феврале 2015 года. В этой фразе поэта заложен глубокий смысл, который, на мой взгляд, является лейтмотивом последствий тяжёлой военной и послевоенной жизни для детей Великой Отечественной. Он родился 20 февраля 1945 года, за три месяца до великой Победы в городе Днепропетровске. Здесь и прошло его тяжёлое, сиротское послевоенное детство.

О чём бы впоследствии ни писал поэт,  отпечаток той войны проходит лёгкой грустью и болью во всех его произведениях.

И меня война не обошла:
Без отца оставила, без брата.
Пролетела в воздухе граната,
И всю жизнь мою подорвала.
На всю жизнь оставила в наследство
Жалкое  – Коляня-сирота.

Активисты литературно-художественного объединения «Родники», любители поэзии, поклонники творчества замечательного, чуткого новоуренгойского поэта, любовно оформили уголок памяти: книги, вырезки из газет, фотографии собирали задолго до вечера. Бросили клич по городу – искали свидетелей, тех, кто знал поэта лично, кому преподнесла судьба подарок – услышать добрые стихотворения в исполнении самого  автора. И они пришли. С огромным интересом присутствующие слушали рассказы Дубовой Надежды Михайловны – заслуженного учителя Российской Федерации, преподавателя русского языка и литературы средней школы №3; Березина Виктора Аркадьевича – бессменного  собкора ГТРК «Ямал»; Зинченко Александра Ивановича – фотокорреспондента.

Знал поэта и ведущий вечера, Владимир Кондратович – певец, композитор, заслуженный работник культуры Ямала. Много лет  он исполнял песню «Заварю себе полыни», к которой написал сильную музыку, передающую ритм будней 70-90-х годов и состояние души поэта.

Много ль я добра посеял?
Глубоко ли зло зарыл?
Может, по-овечьи блеял
Или же по-волчьи выл?

Может, я кого обидел
Ненароком, невзначай,
И чужой беды не видел?..
Остывает в чашке чай…

Соведущей Кондратовича была юная поэтесса, активная участница художественной самодеятельности ГДК «Октябрь»  Аня Кузнецова. На вечере присутствовали также и её свёрстники, которые с удовольствием читали стихи автора. От себя и от их имени Аня подчеркнула: «Поэтический язык Николая Фёдоровича – это язык, который мог услышать каждый: и простой рабочий, и большой начальник. Это язык, который спустя столько десятилетий можем понимать и мы, молодое поколение. Мне лично очень близки и понятны стихи Николая Фёдоровича».

Своими впечатлениями поделилась Рахимова Елена Едайковна –  на то время заведующая сектором малочисленных коренных народов Севера ЦНК. В Центре национальных культур много лет бережно хранится книга с дарственной надписью автора.

Так на этом вечере по крупицам была сложена биография Николая Фёдоровича Усатенко:  из воспоминаний об авторе, встречах с ним, из чтения его стихов и слов верной жены Татьяны Андреевны.

Читая других авторов в ранней юности, Николай Усатенко и не заметил, как сам увлёкся написанием стихов. В начале 70-х годов в газете «Днепр вечерний» появилась первая подборка произведений молодого автора. В то время Николай посещал занятия литературной студии, где и учился законам стихосложения. Вдова поэта рассказала, как упорно Николай Фёдорович работал над рифмами, ночами писал и переписывал строчки, искал в них такие слова, которые, на его взгляд, смогут донести до потомков его сокровенные мысли. Его стихотворение «Прости меня, потомок мой...» звучит и сегодня, как покаяние, в первую очередь, перед первозданной природой, перед тундрой за боль, за раны, нанесённые ей.

Прости за дерзкие мечты,
За этот труд кипучий.
И дай мне Бог, чтоб понял ты,
Что я хотел, как лучше...

Почти все стихи Усатенко, которые вошли в его первую книгу, предварительно проходили апробацию на страницах новоуренгойской газеты «Правда Севера». Первый сборник стихотворений поэта под названием «Мир – для добра» вышел в Москве в 1995 году.  Спустя три года увидело свет первое, к сожалению, посмертное, издание книги «Белый танец тундры» (1998 г.), а позже, в 2000 году, – второе, переработанное.

В предисловии к книге Татьяна Усатенко написала: «Он был одним из первопроходцев поэтической целины, возникшей благодаря стремительному созиданию газовой столицы России. Его стихи рождались в потаённых глубинах восторженной души рабочего человека. Написанные бесхитростно и доступно, они навеки вошли в летопись города, заслуженно ставшего близким для десятков тысяч северян. Страстное слово Николая Усатенко, не потерявшее своей значимости и поныне, остаётся действующим наследством для сегодняшних новоуренгойцев».

Для всех водителей самым любимым  стихотворением Н.Усатенко было  «Страшного, конечно, ничего...» Поэт писал о труде северного водителя доступно и правдиво: «Что сказать мне женщине родной, Как мне перед нею оправдаться? «Милая, я был не у другой, мне пришлось в дороге поломаться». Эта песня чаще всего звучит в клубе авторской песни «Седьмой материк». В своё время её любили исполнять Сергей Меняйло, Вячеслав Маслий и Михаил Харламов. На этом вечере её с огромным удовольствием исполнил Владимир Кондратович.

Страшного, конечно, ничего:
Заметёт –  так выручит попутка.
Ну, а вдруг не будет никого?
Как представлю на минутку – жутко.

Что отличает поэзию Николая Усатенко? Простота русского языка, простота выражения мысли. У него был свой слог, я бы сказала, выстраданный. Он умел тонко чувствовать. О глобальном и возвышенном говорил своим простым шофёрским языком.
Природу северного края Усатенко называл своим родным домом. Заботой
и болью о её сохранении наполнены многие произведения поэта в поэтическом сборнике «Смотрю на мир раскрытыми глазами...» (2001 г.).

Адский труд мы совершили,
Тундру взрывами рыхля,
Куропаток перебили
Ради длинного рубля.

...Искорёжили, изрыли,
Наломали в тундре дров,
И совсем уже забыли
Наставления дедов.

Трудно перечислить все темы, которых касался в своём творчестве поэт.
Но есть одна черта, которая присуща всем произведениям Николая  Усатенко –
это доброта. Он верил, «что добро земное зло повсеместно изживёт...». Именно
с этой темы, темы добра, как правило, начинались литературные чтения.

Я шёл сюда  с добром дружить,
А не ограбить эту землю.
Я всей душой её приемлю:
Здесь будет мой потомок жить!

Бережно храню в семейном архиве фотографии внучки Николая Фёдоровича – Анны Новиковой с Владимиром Кондратовичем. Однажды я сфотографировала их в стенах ГДК «Октябрь», что говорится «на бегу». Познакомилась я с Аней на одной из встреч с молодёжью города. Поэтический дар от деда передался и ей. В свои семнадцать лет Аня писала о смысле жизни, о нравственности, о родине, о любви; посвящала стихи любимой маме.

Мамуля, дикое везенье!
Да что угодно! Судьба, случай...
Но довелось тебе быть лучшей
В этой огромнейшей Вселенной!!

Поэт трепетно и нежно пишет о матери, о погибших в войну отце и брате, о своём тяжёлом детстве, о проблемах выживания природы и малых народов Севера, о любимой  работе, о своей нежной любви к жене и детям.

С поэзией Николай Усатенко не расставался до конца своих дней. Он ушёл из жизни 16 сентября 1996 года. Ему было всего 51 год. Николай Фёдорович оставил нам в наследство своё творчество – добрые, тёплые, искренние стихи.

Придёт пора – на исповедь приду,
Но только не к властям и не к закону.
Да, я свою несу икону,
Пред нею на колени упаду...
               


© Полина Росошик, 2015-2025гг.
г. Новый Уренгой, Ямал.
Фото из архива семьи Усатенко


Рецензии