Почему человечество боится своих желаний?..
Пролог.
Человечество, в своем вечном стремлении к порядку, заклеймило страсти, объявив их хаосом, угрозой разума, греховной слабостью. Но что останется от мира, если вырвать из него пламя желаний? Лишь бледная тень существования, где нет ни взлетов, ни падений, ни экстаза творчества, ни мук неразделенной любви. Мир без страстей - это пейзаж, лишенный красок, симфония, сыгранная в одном тоне.
Но почему же тогда философы, моралисты, аскеты всех эпох так яростно боролись с этим «темным началом»? Здесь пролегает вечный разлом между материалистами, видящими в страсти лишь биологический импульс, и идеалистами, для которых она - искра божественного, знак высшего предназначения человека.
***
Для материалиста страсть - всего лишь химия мозга, эволюционный механизм, заставляющий нас стремиться к удовольствию и власти. Фрейд низвел любовь до либидо, Ницше - до воли к власти, марксисты - до отражения классовых интересов. В этом мире нет места экстазу, есть лишь цепь причин и следствий, где человек - марионетка своих гормонов и социальных условий.
Но если страсть - лишь иллюзия, порожденная материей, то где же тогда свобода? Где величие духа, способного подняться над инстинктом? Материализм объясняет, но не оправдывает; разоблачает, но не возвышает.
Идеалист же видит в страсти нечто большее - мост между земным и вечным. Платон говорил об Эросе как о стремлении к Абсолюту, Шеллинг - о мировой душе, прорывающейся через человеческое сердце. Даже самая плотская страсть, в глазах романтика или мистика, есть искаженное воспоминание о потерянном рае, тоска по гармонии.
Но здесь таится другая опасность: презрение к плоти, бегство от мира в чистый дух. Аскет, умерщвляющий желания, столь же однобок, как и гедонист, погрязший в них. Истина, как всегда, в диалектике: не подавление, но преображение.
Быть властелином своих страстей - не значит их уничтожить. Это значит - превратить огонь в свет. Как художник, который не отвергает хаос, но творит из него гармонию.
Социология показывает нам, как общество то подавляет страсти во имя дисциплины (пуритане, викторианцы, современные корпоративные культуры), то развязывает их, порождая оргии потребления. Но истинная культура - это не контроль и не вседозволенность, а алхимия, в которой низшее становится высшим.
N.B. Мир без страстей мертв. Но мир, где страсти правят безудержно, обречен на саморазрушение. Истина - в вечном балансе, в том, чтобы, подобно Данте, пройти через ад желаний, не сгорев в них, но поднявшись к чистому свету.
P.S. Человек - не раб своих страстей и не их палач. Он - художник, призванный превратить хаос в космос. И в этом - его величие.
Свидетельство о публикации №225042201117