Чингисхан пытался исполнить мечту всех монголов – убрать все границы, чтобы можно было беспрепятственно кочевать по всем континентам и торговать без пошлин на пограничных таможнях. И это у него почти получилось, но не хватило жизни, чтобы осуществить мечту. Больше, такого непререкаемого авторитета, среди его потомков, не случилось, и Великая монгольская империя рухнула по причине борьбы за власть между Чингизидами. Тогда, китайский император и русский царь, решили поделить империю между собой. А тут, без границ, уже не обойдёшься. Да и Великий Могол – Тамерлан, сферу своего влияния обозначил границами империи Великих Моголов, заключив в них Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Индию и проч. Он упёрся в границы Тибетского княжества и Китая и отдал богу душу, завещав потомкам держать границу «на замке». Последнюю попытку возродить бескрайнюю и безграничную кочевую Монгольскую империю, потомки Чингисхана предприняли в 1635 году, силами Джунгарского ханства. Костяком реваншистов стали народы Алтая – джунгары, калмыки, тувинцы и енисейские киргизы, контролировавшие территорию от западных Саянских гор до Томска на западе, и Верхний Енисей, до впадения в него Ангары, а с востока Восточные Саяны до истоков Оки, откуда на север до Балаганска. Объединённые джунгары назывались ойратами. Верховный хан Джунгарии ставил перед собой цель завоевать на востоке Халха-Монголию, граждане которой были халхами, а на западе его прельщали казахские степи. Против этого были элиты и халхов, и казахов – они были верховной властью в восточных и западных степях. Эти ребята, были за увеличение жизненного пространства ойрат-монголов, но не за свой счёт. Тут забеспокоился и император империи Цинь – уже русские казаки припёрлись на Амур, а тут – на тебе, джунгары решили объединить монгольские территории. Они же не уймутся, заняв степи халхов. И население Джунгарии сильно возрастёт. Тогда, они смогут призвать в свои вооружённые силы десятки тысяч воинов из халхов, и пойдут войной на манчжурско-китайскую империю Цинь. Среди китайских элит были умные политики, а джунгар они считали первобытными людьми, с которыми нельзя договориться – они понимают только язык грубой силы. Поэтому китайцы переговоров с джунгарами не вели. А с русскими – другое дело! Комендант крепости Албазин – Афанасий Бейтон продемонстрировал китайцам и их манчжурской армии, с кем они имеют дело в бою. И китайский император решил, что с русскими войну не выиграть. Значит, надо договариваться. Притом, сначала, он договорился с халхами, заключив с ними военный союз против джунгар. И наступило время русско-китайских переговоров. Вот такой документ я нашёл в Интернете: «1687г. сентября 24-30. — Статейный список переговоров в Удинском остроге полномочного посла Ф. А. Головина с монгольскими посланцами Ундур-гегена и Тушету-хана Чихунь Доржи гецулом Лодой Сенге с товарищами». Казалось бы – где же тут представитель министра иностранных дел Китая? Тут же монгольская правительственная делегация халхов. Я ведь, уже сказал, что у китайцев были опытные политики. Монгольская делегация – это военные союзники Китая, в который собиралась ехать русская делегация, для переговоров о заключении мирного договора. Я насилу прочитал этот текст – половина писанины посвящена перечислениям титулов русского царя и монгольского правителя, с оказанием уважения обоим особам. А если вкратце, то монголы желали вести переговоры в Селенгинском остроге. Это на границе с Халха-Монголией. Казаков в остроге было пару сотен, а вооружённых монголов и перебежавших к ним бурят, рядом с границей, насчитывалось под десять тысяч. И представитель русской монархии Головин, отправленный в Сибирь, как переговорщик, не мог так рисковать собой до подписания документов, гарантирующих ему безопасность, при поездке в Китай через территорию Монголии. Русские настояли на приезде монголов в Удинский острог (Нижнеудинский). И, русское посольство, приняло зарубежную делегацию, как родных. Подарили делегатам вина, хмельного мёда и пива по паре вёдер, разместили их на постой вместе с вооружённым сопровождением и восьмью поварами, приняли подарки в виде отрезов китайского шёлка, фарфора и прочих изысков. И, потом, поговорили по душам. Моголы предъявили претензии на то, что русские переманили к себе ясашных бурят, которые ранее платили налоги в монгольскую казну. На что им ответили: «Нет, ну что Вы, это наши люди, никогда не жившие в степях Монголии. А вот за вами, такой грешок водится, мало того, что вы переманили бурят с наших земель, так они ещё и тайком перегоняют через границу украденных в наших землях лошадей. А ваши власти на претензии потерпевших не реагируют». Монгольские делегаты, обещали передать претензии верховным правителям Монголии. Но парировали нападки русских следующим образом: «Казаки-то, давеча, вторглись в наши уделы и побили наших бурят, да пограбили!». Ответ: «Так они тех побили, которые наших лошадей угнали, и не грабили никого – а своё забрали! А если бы вы их нам передали, по нашим требованиям, то никто из казаков ходить за границу не смел бы». Монгольские представители обещали озвучить русские претензии на высшем уровне. Затем, перешли к обсуждению вопроса о пересечении русскими посланниками царя, монгольских территорий. Монголов беспокоило количество войска намеревавшегося сопровождать парламентариев и его состав: «Вот, зачем тащить в Китай столько русских военных, да ещё вооружённых «до зубов» бурят и тунгусов? По такой группировке, можно судить о плохих намерениях. Да ещё – наши буряты, часто сражались с вашими, в вооруженных стычках, а ну как они встретятся на нашей территории. Не факт, что они друг-другу обрадуются. Тогда не мы, не вы, не сможем предотвратить кровопролития». Русские переговорщики пообещали сократить свой военный эскорт. Передали привет монгольскому начальству и вручили подарки монгольским парламентариям, согласно титулам и званиям. В ход пошли меха, отрезы аглицкого сукна, красная юфть на красивую обувку, по одному ведру вина и мёду, и два ведра пива. На том и простились. Интересен состав монгольской делегации. Внутренняя политика в Халха-Монголии держалась на религиозных лидерах – главным в государстве был посланник бога на Земле – это «геген» (что-то вроде Римского папы), второй по значимости пост – это «кутухта» (кардинал на монгольский лад), а министром обороны, был верховный хан. А теперь, почитаем выдержку из исторического текста: «/л. 1/ 196-го году сентября в 16 день в Удинской острог к великим и полномочным послом приехали из Селенгинского служилые люди. А с ними писал из Селенгинска служилой человек, каторому в то время город был приказан, десятник Мишка Каласарев, что приехали в Селенгинской от Кутухты и от Ачарой Сайн-хана и от иных тайшей посланцы гичюль (титул сравним с епископом в католицизме) Лодой Сенга с товарыщи, 6 человек, да с ними людей их и кошеваров 8 человек, да для торгу с товары от Кутухты (титул ламаистского иерарха в Монголии) люди Немчи-лоба (лаба, лама, гуру - буддийский священник высокого ранга.), а в Удинской острог ехать не хотят, а говорили ему, Мишке, чтоб видетца с великими и полномочными послы и говорить о делех в Селенгинском. /л. 1об./
И на отпуске посланцов великий и полномочный посол, окольничей и наместник брянской Федор Алексеевич Головин гичюл Лодой Сенга с товарыщи дарил от себя: /л. 23/ гичюл Лодой Сенге сукно красное аглинское 4 аршина, юфть кож красных, 2 соболя в косках, мех заечей, выдра большая; Ирдени Немчи-лабе лисица красная, 3 соболя в косках, мех заечей, кожа красная, выдра; Ачарой Сайн-хана посланцу мех заечей, соболь в коске; Шириширееву посланцу за дары сукно кармазин 4 аршина, мех заечей, соболь в коске; мунголом, которые были с посланцы двум человеком, 2 кожи красных да 2 соболя».
То, что русские дарили монголам красные ткани и кожи на пошив обуви, связано с буддизмом, где священники носят красные одежды и обувь. А военному участнику переговоров, по скромному, достался мех заячий и соболь. Интересное случилось событие в Удинском остроге. Но моя находка – это не переговоры, а то, что в составе монгольской делегации оказался Немчи-лама. Казалось бы – ерунда. Это если не задумываться над тем, что он монгол, а монголы контролировали, до прихода к реке Зиме казаков, современный Зиминский район. Ну и что!? Начиная с 1728 года, на старых картах, речка Зима подписывалась как Неминсъ, Немчик, Немчин, Немино и т.д. Разве кто ни будь подумает, что это как-то связано не с немцами, а с местными народами? А ведь реки Приангарья, зачастую назывались в честь местных авторитетов. Но, монгольский священник-лама, хоть и авторитет, но не местный. А вы думаете, что не было местных авторитетов с таким именем? Ошибаетесь! Вот посмотрите, что я нашёл: «Покорение Сибири», автор Павел Иванович Небольсин. М.: Вече, 2014.;—;(Моя Сибирь):
«Томские волости 1604 года: Еушта, на Томи, князь Тоян; народу 300 человек.
Киргизы, семь дней пути от Тояна; князь НЕМЧА; народу 1000 человек (по Июсу, Урюпу и Чулыму).
Волости князя Бинея: от Тояна до ближнего Бинеева кочевья 10 дней пути, до дальнего 5 недель; народу 10 000 человек (Миллер полагает, что это, должно быть, калмыки, кочевавшие между Иртышом и Обью)».
Что это значит? Именем Немча, называли мужчин благородного происхождения, проживающих в Саянских горах, или в непосредственной близости от них, и находящихся в пределах контроля Монгольской империей. На карте «План Иркутской губернии Нижнеудинского уезда сочинённого с разных описаниев» за 1897 год, левый приток реки Ия, обозначен тайнописью «Кырг.», а истоки этой реки «Кырг.» - это М. Немихей и Б. Немехей. Что из этого следует? Между реками Ия и Зима протекает речка Кимильтейка. На этой карте она «Кимаитей». Картограф нарушил пропорции, а, на самом деле, она не больше Зимы, а меньше её в два раза. Тем не менее – она подписана крупным шрифтом, а Зима осталась безымянной, не смотря на то, что в её устье, обозначен Зиминской ямщицкий станец, а в 20-ти километрах выше по течению зафиксирована деревня Зиминская. Эта карта такая подробная, что даже ручьи подписаны, а река Зима, протяжённостью сто тридцать километров, почему-то никак не названа. Кыргызов, автор карты сократил наполовину, а немцев «срубил под корень». Не хватило у него понимания - почему на «Немчике» деревня Зиминская. А кто это может объяснить? Я, тоже, таких делов не понимаю… Был бы жив киргизский князь Немча, так он бы растолмачил!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.