Если ты Немча, то князь и киргиз
Чингисхан пытался исполнить мечту всех монголов – убрать все границы, чтобы можно было беспрепятственно кочевать по всем континентам и торговать без пошлин на пограничных таможнях. И это у него почти получилось, но не хватило жизни, чтобы осуществить мечту. Больше, такого непререкаемого авторитета, среди его потомков, не случилось, и Великая монгольская империя рухнула по причине борьбы за власть между Чингизидами. Тогда, китайский император и русский царь, решили поделить империю между собой. А тут, без границ, уже не обойдёшься. Да и Великий Могол – Тамерлан, сферу своего влияния обозначил границами империи Великих Моголов, заключив в них Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Индию и проч. Он упёрся в границы Тибетского княжества и Китая и отдал богу душу, завещав потомкам держать границу «на замке». Последнюю попытку возродить бескрайнюю и безграничную кочевую Монгольскую империю, потомки Чингисхана предприняли в 1635 году, силами Джунгарского ханства. Костяком реваншистов стали народы Алтая – джунгары, калмыки, тувинцы и енисейские киргизы, контролировавшие территорию от западных Саянских гор до Томска на западе, и Верхний Енисей, до впадения в него Ангары, а с востока Восточные Саяны до истоков Оки, откуда на север до Балаганска. Объединённые джунгары назывались ойратами. Верховный хан Джунгарии ставил перед собой цель завоевать на востоке Халха-Монголию, граждане которой были халхами, а на западе его прельщали казахские степи. Против этого были элиты и халхов, и казахов – они были верховной властью в восточных и западных степях. Эти ребята, были за увеличение жизненного пространства ойрат-монголов, но не за свой счёт. Тут забеспокоился и император империи Цинь – уже русские казаки припёрлись на Амур, а тут – на тебе, джунгары решили объединить монгольские территории. Они же не уймутся, заняв степи халхов. И население Джунгарии сильно возрастёт. Тогда, они смогут призвать в свои вооружённые силы десятки тысяч воинов из халхов, и пойдут войной на манчжурско-китайскую империю Цинь. Среди китайских элит были умные политики, а джунгар они считали первобытными людьми, с которыми нельзя договориться – они понимают только язык грубой силы. Поэтому китайцы переговоров с джунгарами не вели. А с русскими – другое дело! Комендант крепости Албазин – Афанасий Бейтон продемонстрировал китайцам и их манчжурской армии, с кем они имеют дело в бою. И китайский император решил, что с русскими войну не выиграть. Значит, надо договариваться. Притом, сначала, он договорился с халхами, заключив с ними военный союз против джунгар. И наступило время русско-китайских переговоров. Вот такой документ я нашёл в Интернете: «1687г. сентября 24-30. — Статейный список переговоров в Удинском остроге полномочного посла Ф. А. Головина с монгольскими посланцами Ундур-гегена и Тушету-хана Чихунь Доржи гецулом Лодой Сенге с товарищами». Казалось бы – где же тут представитель министра иностранных дел Китая? Тут же монгольская правительственная делегация халхов. Я ведь, уже сказал, что у китайцев были опытные политики. Монгольская делегация – это военные союзники Китая, в который собиралась ехать русская делегация, для переговоров о заключении мирного договора. Я насилу прочитал этот текст – половина писанины посвящена перечислениям титулов русского царя и монгольского правителя, с оказанием уважения обоим особам. А если вкратце, то монголы желали вести переговоры в Селенгинском остроге. Это на границе с Халха-Монголией. Казаков в остроге было пару сотен, а вооружённых монголов и перебежавших к ним бурят, рядом с границей, насчитывалось под десять тысяч. И представитель русской монархии Головин, отправленный в Сибирь, как переговорщик, не мог так рисковать собой до подписания документов, гарантирующих ему безопасность, при поездке в Китай через территорию Монголии. Русские настояли на приезде монголов в Удинский острог (Нижнеудинский). И, русское посольство, приняло зарубежную делегацию, как родных. Подарили делегатам вина, хмельного мёда и пива по паре вёдер, разместили их на постой вместе с вооружённым сопровождением и восьмью поварами, приняли подарки в виде отрезов китайского шёлка, фарфора и прочих изысков. И, потом, поговорили по душам. Моголы предъявили претензии на то, что русские переманили к себе ясашных бурят, которые ранее платили налоги в монгольскую казну. На что им ответили: «Нет, ну что Вы, это наши люди, никогда не жившие в степях Монголии. А вот за вами, такой грешок водится, мало того, что вы переманили бурят с наших земель, так они ещё и тайком перегоняют через границу украденных в наших землях лошадей. А ваши власти на претензии потерпевших не реагируют». Монгольские делегаты, обещали передать претензии верховным правителям Монголии. Но парировали нападки русских следующим образом: «Казаки-то, давеча, вторглись в наши уделы и побили наших бурят, да пограбили!». Ответ: «Так они тех побили, которые наших лошадей угнали, и не грабили никого – а своё забрали! А если бы вы их нам передали, по нашим требованиям, то никто из казаков ходить за границу не смел бы». Монгольские представители обещали озвучить русские претензии на высшем уровне. Затем, перешли к обсуждению вопроса о пересечении русскими посланниками царя, монгольских территорий. Монголов беспокоило количество войска намеревавшегося сопровождать парламентариев и его состав: «Вот, зачем тащить в Китай столько русских военных, да ещё вооружённых «до зубов» бурят и тунгусов? По такой группировке, можно судить о плохих намерениях. Да ещё – наши буряты, часто сражались с вашими, в вооруженных стычках, а ну как они встретятся на нашей территории. Не факт, что они друг-другу обрадуются. Тогда не мы, не вы, не сможем предотвратить кровопролития». Русские переговорщики пообещали сократить свой военный эскорт. Передали привет монгольскому начальству и вручили подарки монгольским парламентариям, согласно титулам и званиям. В ход пошли меха, отрезы аглицкого сукна, красная юфть на красивую обувку, по одному ведру вина и мёду, и два ведра пива. На том и простились. Интересен состав монгольской делегации. Внутренняя политика в Халха-Монголии держалась на религиозных лидерах – главным в государстве был посланник бога на Земле – это «геген» (что-то вроде Римского папы), второй по значимости пост – это «кутухта» (кардинал на монгольский лад), а министром обороны, был верховный хан. А теперь, почитаем выдержку из исторического текста: «/л. 1/ 196-го году сентября в 16 день в Удинской острог к великим и полномочным послом приехали из Селенгинского служилые люди. А с ними писал из Селенгинска служилой человек, каторому в то время город был приказан, десятник Мишка Каласарев, что приехали в Селенгинской от Кутухты и от Ачарой Сайн-хана и от иных тайшей посланцы гичюль (титул сравним с епископом в католицизме) Лодой Сенга с товарыщи, 6 человек, да с ними людей их и кошеваров 8 человек, да для торгу с товары от Кутухты (титул ламаистского иерарха в Монголии) люди Немчи-лоба (лаба, лама, гуру - буддийский священник высокого ранга.), а в Удинской острог ехать не хотят, а говорили ему, Мишке, чтоб видетца с великими и полномочными послы и говорить о делех в Селенгинском. /л. 1об./
И на отпуске посланцов великий и полномочный посол, окольничей и наместник брянской Федор Алексеевич Головин гичюл Лодой Сенга с товарыщи дарил от себя: /л. 23/ гичюл Лодой Сенге сукно красное аглинское 4 аршина, юфть кож красных, 2 соболя в косках, мех заечей, выдра большая; Ирдени Немчи-лабе лисица красная, 3 соболя в косках, мех заечей, кожа красная, выдра; Ачарой Сайн-хана посланцу мех заечей, соболь в коске; Шириширееву посланцу за дары сукно кармазин 4 аршина, мех заечей, соболь в коске; мунголом, которые были с посланцы двум человеком, 2 кожи красных да 2 соболя».
То, что русские дарили монголам красные ткани и кожи на пошив обуви, связано с буддизмом, где священники носят красные одежды и обувь. А военному участнику переговоров, по скромному, достался мех заячий и соболь. Интересное случилось событие в Удинском остроге. Но моя находка – это не переговоры, а то, что в составе монгольской делегации оказался Немчи-лама. Казалось бы – ерунда. Это если не задумываться над тем, что он монгол, а монголы контролировали, до прихода к реке Зиме казаков, современный Зиминский район. Ну и что!? Начиная с 1728 года, на старых картах, речка Зима подписывалась как Неминсъ, Немчик, Немчин, Немино и т.д. Разве кто ни будь подумает, что это как-то связано не с немцами, а с местными народами? А ведь реки Приангарья, зачастую назывались в честь местных авторитетов. Но, монгольский священник-лама, хоть и авторитет, но не местный. А вы думаете, что не было местных авторитетов с таким именем? Ошибаетесь! Вот посмотрите, что я нашёл: «Покорение Сибири», автор Павел Иванович Небольсин. М.: Вече, 2014.;—;(Моя Сибирь):
«Томские волости 1604 года: Еушта, на Томи, князь Тоян; народу 300 человек.
Киргизы, семь дней пути от Тояна; князь НЕМЧА; народу 1000 человек (по Июсу, Урюпу и Чулыму).
Волости князя Бинея: от Тояна до ближнего Бинеева кочевья 10 дней пути, до дальнего 5 недель; народу 10 000 человек (Миллер полагает, что это, должно быть, калмыки, кочевавшие между Иртышом и Обью)».
Что это значит? Именем Немча, называли мужчин благородного происхождения, проживающих в Саянских горах, или в непосредственной близости от них, и находящихся в пределах контроля Монгольской империей. На карте «План Иркутской губернии Нижнеудинского уезда сочинённого с разных описаниев» за 1897 год, левый приток реки Ия, обозначен тайнописью «Кырг.», а истоки этой реки «Кырг.» - это М. Немихей и Б. Немехей. Что из этого следует? Между реками Ия и Зима протекает речка Кимильтейка. На этой карте она «Кимаитей». Картограф нарушил пропорции, а, на самом деле, она не больше Зимы, а меньше её в два раза. Тем не менее – она подписана крупным шрифтом, а Зима осталась безымянной, не смотря на то, что в её устье, обозначен Зиминской ямщицкий станец, а в 20-ти километрах выше по течению зафиксирована деревня Зиминская. Эта карта такая подробная, что даже ручьи подписаны, а река Зима, протяжённостью сто тридцать километров, почему-то никак не названа. Кыргызов, автор карты сократил наполовину, а немцев «срубил под корень». Не хватило у него понимания - почему на «Немчике» деревня Зиминская. А кто это может объяснить? Я, тоже, таких делов не понимаю… Был бы жив киргизский князь Немча, так он бы растолмачил!
© Copyright:
Старый Мент, 2025
Свидетельство о публикации №225042201154
Рецензии