Трудные вопросы Библии. 1. Ханаанские войны
...............
Современным "наследникам Маркиона" посвящается
"В Ветхом Завете – в Пятикнижии и книге Иисуса Навина – можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь? Некоторые почитаемые фигуры Ветхого Завета совершают очевидно аморальные поступки : Лот спит со своими дочерьми, Авраам обманывает, Давид, «муж по сердцу Божию», проявляет жестокость в ходе борьбы за власть. Как Библия может предлагать их в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу? Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка? ..."
Эти и многие другие вопросы могут возникнуть не только у скептика, читающего Писание, но и у христиан.Однако, если рассмотреть эти же вопросы глазами не предубежденного человека, кто внимательно читает Библию как единое целое, можно понять, что Библия вполне изъясняет себя и позволяет найти ответы практически на любые «трудные» вопросы.
В этой работе хотелось бы рассмотреть некоторые места из Писания, вызывающие вопросы, относящиеся к категории "наиболее трудных", пытаясь найти ответы в самих библейских повествованиях.
Начнем с наиболее часто упоминаемых и подвергаемых критике историй , связанных с «жестокостью» Ветхозаветного Бога, а именно, с описаний покорения израильтянами Ханаана- Земли Обетованной. Попытаемся «реконструировать» некоторые библейские сюжеты, учитывая, что древние авторы не просто описывали события,но имели основной целью дать важные уроки потомкам .
Еще во втором веке христианский богослов Маркион Синопский заложил основы для критики жестокого Ветхозаветного Бога и божественного вдохновения насилия, противопоставляя жестокие деяния этого Бога мирной природе и характеру Бога Любви Нового Завета. Хотя Маркион был объявлен еретиком и лжеучителем и изгнан из Церкви, многие и сегодня принимают его «теорию» и противопоставляют «жестокого ветхозаветного Яхве », нетерпимого, заставляющего убивать даже беззащитных женщин и детей, творящего геноцид целых народов бога Ветхого Завета «совсем другому» , представляющему его «противоположность», доброму богу всепрощения Нового завета, Иисусу Христу.
Но так ли это «на самом деле», т.е. действительно ли Писание порождает подобные идеи?
Чтобы ответить современным «наследникам Маркиона», рассмотрим ключевые моменты истории завоевания израильтянами Ханаана , руководствуясь Библейскими рассказами.Попытаемся понять, почему для евреев был так важен именно этот клочок земли, в чем истоки этой вызывающей у некоторых «критиков» содрогание «жестокости» Ветхого Завета.
АВРААМ И ОБЕТОВАНИЯ ГОСПОДА
Начнем с того дня , когда 4000 лет назад человек по имени Авраам (Аврам) увидел своего бога Яхве и говорил с ним. Эту «встречу» можно по ее значению сравнить со знаменитым видением Христа ап. Павла. Бог обещал Аврааму, что если он будет следовать заповедям ,тогда Бог сделает его потомков своим избранным народом и возьмет их под свое покровительство. Избранному народу была обещана земля Ханаанская. Авраам также получил пророчество о том, что его потомки будут «пришельцами в стране не своей и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет», но Бог произведет суд над народом, у которого они будут в порабощении, после чего народ будет освобожден (Быт. 15:13-14). Всевышний также перечислил народы, в то время населяющие Ханаан, которые должны будут покорить потомки Авраама.
В следующих эпизодах рассматриваются события, произошедшие через 10 лет в Хевроне, В этом обращении Бога содержатся два новых мотива:Господь предлагает подтвердить свой союз с Авраамом, совершив обряд обрезания у всех его домочадцев мужского пола, и обещает ему сына -Исаака, с которым Он установит свой союз и подтвердит обетование.
Переселившийся в Ханаан Авраам покупает у «сынов Хеттовых» землю в местности Махпелла: это первая земельная собственность евреев в Ханаане , которая ранее была обещана Богом.
За то время, что Авраам родил Исаака , Исаак родил Иакова и Иаков родил 12 сыновей, включая Иосифа, незаметно пронеслось 4 столетия. Затем- засуха, а за ней голод заставили евреев переселиться из Ханаана в Египет.
Четырехвековый период с момента прихода евреев в Египет при Иосифе в 16- ом столетии до н.э.вплоть до их ухода с Моисеем в 12 столетии история обходит полным молчанием…
Не все евреи ушли из Ханаана в Египет. Многие остались в Ханаане, пережили голод и сохранили свой союз с Яхве. Эти евреи оставалась свободными в то время, как их братья в Египте стали рабами…
Встреча Моисея с Яхве напоминает встречу Авраама. Яхве заключил с Моисеем тот же союз, какой был заключен с Авраамом. Он приказал Моисею повести евреев в землю Ханаанскую, в то самое место, куда Он некогда привел Авраама.
Были ли «евреи»,покинувшие Ур Халдейский с Авраамом в 2000 г до н.э., а также евреи, пришедшие в Египет с Иосифом в 1600 г до н.э., тем же самым народом, что и израильтяне, вышедшие из Египта, и потомки Авраама, Исаака и Иакова, не оставившие Ханаан; каково было истинное происхождение Моисея - все это гипотетические вопросы, которые обсуждаются исследователями Библии. Большинство признают, что именно Моисей вывел евреев из египетского рабства, что Бог избрал сначала Авраама, а затем Моисея орудиями для исполнения своей воли. .Для нас имеет значение как центральное событие истории сам факт принятия евреями идеи союза с Богом и дарование Богом через Моисея Закона, что по существу стало актом сотворения нового народа.
ЗЕМЛЯ ХАНААНСКАЯ КАК ЧАСТЬ ЗАВЕТА АВРААМА С БОГОМ
Исход евреев из Египта был возглавлен Моисеем; их возвращение в Ханаан, землю Обетованную, возглавил его наследник Иисус Навин. Израильтяне, ушедшие из Египта, возвращались в Ханаан после четырехсотлетнего отсутствия. Им предстояло воссоединиться со своими братьями евреями, потомками Авраама, Исаака и Иакова, которые четыре столетия тому назад не откликнулись на приглашение Иосифа переселиться в Египет.
Сам Бог когда-то повелел Аврааму: « иди из твоей родной земли в ту землю, которую укажу тебе»
Первые упоминания соглашения о земле , которое Бог заключил с Авраамам,относились ко времени, когда Авраам пришел из Ура в Харран, где сделал короткую остановку , а затем — в Ханаан .
«Потомству твоему отдам я землю эту, ...ибо всю землю,которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему НАВЕКИ» (Быт12:67 ; 13:15).
Обещания земли, которой потомки Авраама будут владеть вечно, являются ключом к пониманию дальнейших событий.
ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИЗБРАЛ ЗЕМЛЮ ХАНААНСКУЮ КАК ОБЕТОВАНИЕ ЕВРЕЯМ
Итак, согласно Библейской истории,Бог ,призвав Авраама идти в Землю Обетованную, заключил с ним завет и пообещал дать в вечное пользование землю Ханаанскую. Однако, в то время эта земля была заселена племенами - потомками Ханаана, сына Хамова (Бытие 15:18-21). В основном эти племена были погружены в самое тёмное идолопоклонство. Религия этих народцев навлекла на себя страшный гнев Божий. Однако Бог дал отсрочку от уничтожения этим племенам,чтобы они могли раскаяться.
Через 400 лет, когда чаша долготерпения Бога переполнилась, евреи Исхода стали "инструментом" ("бичём") в руках Бога по истреблению Ханаанских идолопоклонников.
В восемнадцатой главе книги Левит подробно описаны причины, по которым Бог принял решение уничтожить эти племена: «Все, чего гнушается Господь, что Он ненавидит, делали они божествам своим; ведь даже сыновей своих и дочерей своих сжигают они на огне божествам своим» . Ни один народ не содержал такого осуждения языческой практики . Всевышнего возмущает именно изуверский характер этого культа. Семь народов из населяющих землю Ханаанa должны были быть уничтожены- не за поклонение ложным богам, а за садистский характер этого поклонения.
Эти семь народов Ханаана, которые жили тут до прихода евреев , по сравнению с другими идолопоклонниками ( а в то время все народы были ими), отличались особым рвением в служении идолам, и когда виртуальная "мера" их беззакония была переполнена, тогда и начались эти "священные войны" Господа, который заявил евреям, избранным Им для этой цели :
«Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего..."(Втор. 9:5-6).
ПОЧЕМУ ЕВРЕИ ТАК ЯРОСТНО СРАЖАЛИСЬ ИМЕННО ЗА ЭТОТ УЧАСТОК ЗЕМЛИ
Земля Ханаанская была предопределена самим Господом для владения сынами Израиля. Это была прекрасная Земля, «текущая молоком и медом», и предназначалась она для «исправления мира», чтобы вывести все человечество к Единому Богу. Все народы от этой работы оказались, и только Авраам и его потомки добровольно ее приняли.
В книге Премудрости о неистребимой порочности племен и предстоящем завоевании евреями Палестины говорится:«Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души, – Ты восхотел погубить их руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих......Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки. Ибо семя их было проклятое от начала» (Прем. 12:3-13).
Обещая предать в руки Израиля жителей сей земли ,Бог предупреждает народ:"не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью» (Исход 23:31-33).
Израиль должен был познать, что подлежащие уничтожению языческие народы не только представляют собой по отношению к Израилю враждебную политическую силу, но что язычество по самой своей сущности враждебно Богу , и потому у Израиля не только не должно быть никакого общения с язычеством, но он даже не может терпеть самого его присутствия на одной и той же земле.
Бог объявил войну приверженцам развратных и изуверских культов, проживающим в непосредственной близости от еврейского народа, поскольку этот народ должен сохранить себя нравственно чистым, чтобы в нём мог родиться Мессия.
Жестокий характер войны, рассчитанной на полное истребление ханаанских идолопоклонников, не распространяется традицией ни на какие другие войны. Во всех других случаях истребление мирного населения признается преступлением: идея насильственного подчинения народов своей вере совершенно чужда иудаизму. Бог непримирим лишь по отношению к изуверским культам,
Следует также заметить, что "жестокости" израильтян сильно преувеличены самими авторами Ветхого Завета. Иисус Навин только частично завоевал Ханаан. Книга Судей рассказывает о необходимости израильтян долгое время признавать Ханаанских царьков и платить им дань. Из книги Судей также видно, что завоеватели быстро породнились с туземцами путём смешанных браков и многие евреи стали ревностными почитателями их богов, т.е. сбылись предсказания Господа.
Иисусу Навину как наследнику Моисея Всевышним были даны наказы не о том, как надо завоевать землю, но о том, как необходимо оставаться верным Богу и Его Закону. Именно эта верность, а не военная стратегия или мощь принесет победу израильтянам.
Народ Израиля переходит Иордан, он готов биться с Ханаанскими племенами : хананеями, хеттами,амореями, иевусеями и др.Автора книги «Иисус Навин» занимает не военная сторона дела, а религиозная. Он рассматривает народы, заселяющие Ханаан как зло, как элемент, носящий скверну среди народа Израиля. Снова повторяется тот же мотив: «Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, Он истребит вас» , поэтому „когда ВВЕДЕТ ТЕБЯ ГОСПОДЬ, Бог твой, в землю, в которую ты идешь для овладения ею, и изгонит многие народы от лица твоего: ... семь народов, более многочисленных и более сильных, чем ты, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и ты поразишь их, то совершенно разгроми их, не заключай с ними союза и не щади их. И не роднись с ними:... Ибо отвратят сына твоего от Меня, и они будут служить иным божествам, и возгорится гнев Господа на вас, и Он истребит тебя скоро. Но так поступайте с ними: жертвенники их разрушайте и памятники их сокрушайте...“ (7:1-5).
И выполняя требования Господа, евреиские воины « предали заклятию все города и мужей, и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом » ( Нав 6:20).
Говоря о "жестокости" в религиозных войнах Израиля, следует заметить, что в те времена такие жестокости были обычным явлением у всех народов. Евреи же смотрели на идолопоклонников как на врагов Божьих, уничтожение которых им было заповедовано Самим Господом.
Политика абсолютного уничтожения всего живого побеждающей стороной известна как «ХЕРЕМ» (Втор 20:16-18).«Херем» означает все то, что стало запретным для пользования или соприкосновения, либо потому, что это противно Богу, либо потому, что посвящено Ему.
Согласно законам Торы, под понятие «херем» подпадают израильтяне — как индивиды, так и целые группы, поклоняющиеся иным богам, нежели Бог Израиля; идолы и языческая культовая утварь. Грешники подлежат истреблению мечом, а утварь — сожжению. Поскольку заклятое строжайшим заклятием оскверняет все, с чем оно находится в контакте, все имущество осужденной общины должно быть уничтожено — скот подлежит убою, а утварь следует предать огню как жертву всесожжения Богу ; ни идолов, ни имущество осужденной общины нельзя брать в качестве добычи (Исх. 22:19; Втор. 7:25, 26, 13:13–19).
Семь народов, населяющих Обетованную землю: «хетты, гергесеи, аморреи, ханаанеи , ферезеи, хивеи и иевусеи» должны быть, по велению Бога, полностью истреблены, чтобы они не научили евреев делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих (Втор.7:1,2; 20:18).
Иисус Навин продолжает уничтожать Ханаанские города один за другим. После установления контроля над центральной частью земли он обратил свой взор на юг, где был фантастически успешен, затем двинулся на север где окончательно разбил союз сил, объединенных против него,так что в конце концов, « взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею»(11:21-23).
Таков теологический смысл рассказов о взятии Ханаана. В Пятикнижии Моисею был дан Завет — Иисусу Навину было велено его придерживаться. Это особенно применимо к указаниям Господа относительно характера войны: все должно быть уничтожено, так чтобы народ Израиля мог завоевать землю и жить там без чужеродного влияния, искушающего его поклоняться другим богам. Если Иисус Навин и его народ поступят так, как велит Господь,то все будет хорошо и им будет сопутствовать успех, если же нет,то их ждет суровое возмездие.
Таким образом, завоевание Ханаана представляло Божий суд над народами идолопоклонников.Целью было вовсе не заставить их принять иудаизм: война не использовалась в качестве инструмента пропаганды иудейской веры. Избиение хананеев было единичным событием в истории Израиля, а не обычной линией поведения иудеев.
Иисусу Навину как наследнику Моисея Богом были даны наказы не о том, как надо завоевать землю, но о том, как необходимо оставаться верным Богу и Закону Божьему: именно эта верность принесет победу.
Народ Израиля переходит Иордан, он готов биться с Ханаанскими племенами. Автора книги «Иисус Навин»занимает не военная сторона дела, а религиозная: он рассматривает народы, заселяющие Ханаан, как зло, которое надлежит уничтожить. Бог вновь и вновь повторяет израильтянам свое грозное предупреждение : «Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, Он истребит вас несмотря на то, что ранее благоволил вам»( Навин 24:19-20).
Следует также сказать о характере войн, описанных в Ветхом Завете, следующее. Мы не найдём ни слова о том, чтобы вести войну против не-евреев только потому , что те- не евреи. Нет указаний евреям насаждать иудейство насильственным путём, вплоть до убийства за отказ принятия.Уничтожение Ханаанских племён было совершено по совершенно конкретной и веской причине, а не потому, что они были иноверцами: Бог объявил войну приверженцам развратных и изуверских культов, проживающим в непосредственной близости от еврейского народа, который должен сохранить себя нравственно чистым. Жестокий характер этой войны с племенами идолопоклонников с их изуверским культом не распространяется традицией ни на какие другие войны: во всех других случаях истребление мирного населения признается преступлением. В случае культа Молоха Всевышний гнушается не ложного поклонения, а убийства. Таким образом, слова Торы «все, чего гнушается Господь, что Он ненавидит, делали они божествам своим; ведь даже сыновей своих и дочерей своих сжигают они на огне божествам своим» (12:29-31) не содержат осуждения языческой практики по отношению к народам. В культе Молоха Всевышнего возмущает именно его садистский,крайне бесчеловечный характер.
Главный компонент "священной .войны" Господа, как говорилось, - наложение "заклятия" на людей и имущество противника.Когда требования Господа соблюдать заклятия не выполнялись, последствия были катастрофическими, о чём известно из Библии, например, и истории с Амаликом. Именно поэтому Иисус Навин при взятии каждого Ханаанского города истреблял также местное мирное население.
Наше"гуманитарное" сознание не может принять идею "заклятия"и поэтому консервативные теологи и говорят о проблеме " оправдания жестокости" и попытках "обелить" их исполнителей в истории Израиля будущими редакторами Библии. Утверждая подобное, они
будто забывают о "богодухновенности" ВСЕГО Писания, о том, что этот священный текст не нуждается в их "оправдании" и не надо брать на себя эту миссию — быть «святее Бога» , надо попытаться понять историю в БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ.
Итак, при "священных " войнах требовалось уничтожить не только военную силу, но и предать смерти ВСЕХ, включая грудных детей.
"Суд Божий" требовал истребления Хананеев . В Библии показаны мерзости , творимые ими. Хананеи подлежали "заклятию" не потому, что они не-евреи, а за свою мерзость и преступления.
Однако многих приказ убить всех хананеев потрясает именно тем, что он, на первый взгляд, противоречит сути Яхве, Бога Израиля, каким Он предстает в Священном Писании: Бог страждущих, справедливый и милостивый.
Нельзя читать ветхозаветных пророков, не ощущая глубокой заботы Бога о бедных, угнетенных, обездоленных, сиротах; Бог требует справедливых законов и правителей. Он буквально умоляет людей покаяться в своих неправедных путях, чтобы не осудить их: «говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33.11).
Он посылает пророка даже в языческий город Ниневию, жалея его жителей, «не умеющих отличить правой руки от левой» (Иона 4.11). В Пятикнижии записаны Десять заповедей – один из величайших древних моральных кодексов, сформировавший наше общество. Даже строгое «око за око и зуб за зуб» было не рецептом мести, а предписанием против чрезмерного наказания за любое преступление, и способствовало сдерживанию насилия.
Когда Господь объявляет о своем намерении судить Содом и Гоморру за их грехи, Авраам смело спрашивает:
«Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18.25).
Авраам постоянно снижает свою «цену», и каждый раз Бог идет навстречу без колебаний, заверяя Авраама, что, если в городе будет хотя бы десять праведников, Он не уничтожит его ради них.
Тогда что же творит Яхве, приказывая евреям уничтожить народы Ханаанские? Именно потому, что от Яхве ожидается справедливость и сострадание, бывает трудно понять эту историю: как Он может повелевать солдатам резать детей?!
Вспомним, что еще до иудейского рабства в Египте, Бог говорит Аврааму:
«Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет… в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15.13-16). Бог откладывает Свой суд над хананейскими племенами на 400 лет, потому что, возможно, для них еще не все потеряно! Бог Ветхого Завета долготерпелив; Он даже позволяет своему избранному народу томиться в рабстве в течение четырех столетий, прежде чем определяет, что настало время суда на хананейскими народами, и призывает народ свой из Египта.
Из Книги Иисуса Навина мы узнаем, что племенам, которые жили в Ханаане, было известно об Исходе евреев из Египта, их грядущем приходе на Ханаанскую Землю и о решении Всевышнего отдать эту землю еврейскому народу. Перед началом военных действий евреи под предводительством Иисуса Навина предложили этим племенам две возможности «мирного урегулирования» проблемы: добровольно покинуть территорию или — остаться, но при условии, что они полностью откажутся от каких бы то ни было видов идолопоклонства . Одно из племен, населявших Ханаан, — Гаваон, согласилось остаться, пообещав выполнить поставленное евреями условие. Несмотря на то, что обещание они не выполнили и продолжали поклоняться идолам, их, поскольку с ними было заключено соглашение, все равно не трогали. Впоследствии их присутствие стало причиной многих неприятностей евреев.
К этому времени хананеи стали людьми настолько развращенными и жестокими, что по решению Господа, их нужно было только уничтожить, чтобы они не научили евреев « делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих» (Втор. 20.18). У Бога было достаточно моральных оснований для Своего суда над Ханааном, а иудеи были всего лишь орудием Его справедливости, точно так же, как столетия спустя Бог использовал языческие народы Ассирии и Вавилона, чтобы судить Израиль.
Наиболее сложным является объяснение требования истребления детей.
Библейский автор рассказывает , как по требованию Яхве, израильтяне пошли войной на мадианитян и победили их: «И убили нсех мужеского пола... А жен мадиамских и детей их сыны израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу» (Числа, 31:7—9). Но когда узнал о сделанном Моисей, он был недоволен: «И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачалышков и стоначальников, пришедших с войны» (31:14). Что же, он оказался гуманней, чем позглавляемый им народ, и разгневался на него за учиненную им «массовую резню»? Нет, наоборот, он счел расправу недостаточно радикальной. «И сказал им Моисей:для чего вы оставинли в живых всех женщин?.. Убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (31:15—17). По библейскому сообщению, это приказание было неукоснительно выполнено.
В Торе рассказывается, как женщины Моава соблазняли евреев, чтобы принуждать их поклоняться идолам - в результате погибли 24 тысячи человек. Поэтому приказ в отношении моавитянок можно понять. "Но какую опасность представляют младенцы? Зачем отнимать жизни невинных детей?" — постоянно звучит у критиков Бога : «Мы можем пытаться найти оправдание суду Божьему над людьми за их грехи: идолопоклонство, принесение своих детей в жертву и т. д. Но младенцы наравне с детьми в раннем возрасте не виновны в грехах, совершенных обществом. Как можно совместить повеление Бога убивать детей с учением о Его святости? Получается, что Моисей в отношении мадианитян поступил еще более жестоко, чем Ирод , который приказал убить всех младенцев мужеского пола до определенного возраста .По какой причине Моисей приказал убить ВСЕХ детей мужского пола? они ничего плохого не сделали В чем их вина, что они достойны были смерти?»
- Господь, по воле которого действовал Моисей,вероятно, провидел, что, когда вырастут, эти дети станут опасными для Израиля и перевоспитать их у евреев уже не было возможности.Поэтому можно сказать, что в данном контексте такой ребенок — «бомба замедленного действия». Конечно же, возникает вопрос: нельзя ли исправить ситуацию, если взять грудного младенца и воспитать его с верой в Единого Творца? Тогда, выходит, убивать его — не следует?
Но Только Всевышний знает, кем станет каждый конкретный ребенок, когда вырастет. И если Творец мира сказал, что уничтожить надо всех, включая даже грудных детей — значит, Он видел, что они в дальнейшем пойдут по стопам своих отцов.
Только Творец мира может дать такое указание, ибо Он не ограничен временными рамками и «видит» картину мира в целом, которая не разделена для Него на прошлое, настоящее и будущее, Он знает, что случится с Его творениями, пусть даже и через тысячу и более лет.
Для многих проблема не в том, что Бог уничтожил хананеев, но в том, что Он приказал людям-иудеям расправиться с ними. Разве это не похоже на приказ совершить убийство?
- Нет, это не так. В силу Божьего повеления это действие было морально обязательным для иудеев, хотя, если бы они предприняли его по своей инициативе, то это было бы убийством. Бог «имеет право» приказать совершить действие, которое в отсутствие такового приказа было бы грехом, но в силу этого приказа является морально обязательным.
Не люди, не Моисей, не израильские судьи совершают казнь нечестивых – это делает лично Господь, а люди являются лишь орудиями его промысла, инструментами в его руках, не более того. В этом смысле нет никакой разницы между истреблением Ханаанских народов, Потопом, Содомом и Гоморрой, Иерихоном, Ананией и Сапфирой или Армагеддоном. Бог может осуществлять свои суды лично, а может поручать их выполнение ангелам или людям.Истребление ханаанских нечестивых народов было поручено людям на земле. Значит, Бог решил, что люди в состоянии справиться с этой задачей. Они убивали не по своей прихоти, а по решению Всемогущего Бога, которое было обязательным и не подлежало обсуждению. Это была важная священная миссия. Именно поэтому все войны израильского народа были священными и богоугодными, в отличие от любой современной войны.
Что же касается вопроса , сформулированного в начале : "Как Библия может предлагать некоторых персонажей, совершавших неблаговидные поступки, в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?", - далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Для библейских авторов важно показать, что подвиг веры и доверия Богу этих людей совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле. Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером должны служить не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились
Далее будут рассмотрены истории из Библии, в которых описаны далеко не идеальные герои и их поступки.
Свидетельство о публикации №225042201277
Однако, мой личный интерес к авраамическим религиям - внешний. Я не думаю, что мои соображения по поводу прочитанного будут Вам особенно интересны или полезны, т.к. Ваши изыскания, видимо, сосредоточены в области внутренней критики.
Тем не менее, отреагирую из внешней перспективы:
A) Вы пишите: «Мы не найдём ни слова о том, чтобы вести войну против не-евреев только потому, что те- не евреи»
- это подразумевается и это прочитывается, т.к. евреи инструментально противопоставляются ханаанеям, у нас нет нарратива о том, как Яхве уничтожил ханаанеев за их жестокую обрядность (аналога потопа или историй с тем, как Яхве лично вредил отдельным группам) или что-то еще не соотв. его вкусам, у нас есть нарратив о том, как евреи завоевали ханаанеев, и о том, как они это легитимизировали; мы никогда, имея дело только со свидетельством успешных завоевателей не определим достоверность предлогов, легитимирующих завоевание, если авторы свидетельств работают тщательно. Ваш анализ показывает, что, да, авторам-евреям Библии удалось скомпоновать внутренне непротиворечивый нарратив, оправдывающий завоевание Ханаана.
B) Вы пишете: «Уничтожение Ханаанских племён было совершено по совершенно конкретной и веской причине, а не потому, что они были иноверцами: Бог объявил войну приверженцам развратных и изуверских культов, проживающим в непосредственной близости от еврейского народа, который должен сохранить себя нравственно чистым».
- когда одно религиозное сообщество считает другой культ «развратным и изуверским» в соответствии с внутр. критериями своего жречества, это логически всё еще редуцируется до различия между иноверцами; римляне и эллины находили евреев-фундаменталистов своей эпохи, в общем, мракобесами, обскурантистами и тоже отчасти изуверами (напр. детское обрезание, побиение камнями за незначительные проступки и т.д.), тем не менее, мы не считаем, что римляне имели нравственный долг уничтожить евреев. И римляне так не считали, у них нет таких нарративов. После включения Хасмонейской этнархии как гос.ва-клиента и затем после основания провинций Иудея и Палестинская Сирия репрессии римских администраторов имели реактивный, а не инициативный характер, прагматическую суть, а не идеологическую.
- кроме того, это не прямой тезис об еврейском превосходстве, но косвенный: такой нарратив считает, что именно евреям нельзя находится рядом с чем-то, что еврейский культ находит нечистым, а другим – можно, то есть мотивация состоит не в изничтожение т.н. «объективного» зла, а в устранении неудобств и потенциального вреда субъективно для еврейской общности.
C) Вы пишете: «Жестокий характер этой войны с племенами идолопоклонников с их изуверским культом не распространяется традицией ни на какие другие войны: во всех других случаях истребление мирного населения признается преступлением»
- внутри библ. нарратива и ретроспективно, вероятно, да, но исторически – нет. Первое, что приходит в голову это, собственно, та часть истории древних евреев, которая нам известна и от самих евреев И благодаря внешним источникам, а не только составленным правящим жречеством: та же хасмонейская Иудея началась как восстание еврейских фундаменталистов против эллинистических евреев, племенных евреев против городских, ортодоксов против реформистов и т.д., и продолжилась как репрессивное правление теократов-этнархов, постоянно инициировавших завоевательные войны, в которых практиковались уничтожение неугодных режиму евреев, насильственное обращение местных покоренных племен, геноцидальные переселения племен из числа иноверцев, это успело произойти в Идумее, Самарии, Сихеме, Паралии, Итурее, Трансиордании... в течении меньше чем века независимости хасмонейской Иудеи до первых серьезных поражений. И делали это как раз евреи, институционально верные буквалистской традиции, вытеснившие ассимиляционистов и реформистов. Индуктивно я тогда не вижу оснований считать, что их предки поступали принципиально иначе.
D) Вы пишете: «В силу Божьего повеления это действие было морально обязательным для иудеев, хотя, если бы они предприняли его по своей инициативе, то это было бы убийством. Бог «имеет право» приказать совершить действие, которое в отсутствие такового приказа было бы грехом, но в силу этого приказа является морально обязательным.» и далее развиваете эту мысль.
- я думаю, что такое «решение» дилеммы Евтифрона: a. предоставляет в руки нам, атеистам, и вообще скептикам сильнейший довод о том, что такое божество не существует, так как это внутренне противоречит тому, какие основные свойства ему приписаны и евреями и христианами. Раскрывать не буду, но если для Вас не очевидно, укажите, можно отдельно подискутировать; b. подрывает претензию иудейской морали на универсальность и «объективность» через 1. релятивизацию 2. историзацию 3. субъективизацию верховного божества 4. вне зависимости от количества промежуточных слоев, все равно относит возникновение зла к деимургу (всезнающий демиург, зная, что возникнет зло, совершает акт творения);
c. следовательно, это означает что это было массовое уничтожение иноплеменников, которое людям удалось совершить, и они обосновали свой успех, атрибутировав произошедшее к чему-то объективному, так, когда Вы начинаете интересоваться у оправдывающих массовые геноцидальные практики XX века личностей, вульгарно говоря, всё сводится к объективной необходимости «ну, так надо» – исходя из объективной необходимости, национальной, классовой, расовой, экономической и т.д. У древних евреев тоже был свой аналог такого идеологического «так надо», оправдывающего ретроспективно всё, что предшествовало моменту до кодификации их священных текстов. Однако, исторически, это оказалось частным случаем «ошибки выжившего», зафиксированной в момент его существования: та еврейская государственность, которая описана в Библии потерпела крах, жречество истреблено, раббинат противоречит Библейской ортодоксии, устная Тора противоречит Библейской ортодоксии, нынешние иудеи НЕ исповедуют ту же самую религию, что исповедовал Навин и его современники, компиляторы еврейской Библии или Иисус и его современники, т.к. даже самые ортодоксальные иудеи современности не соответствуют критериям ортодоксов как времен кодификации Библии, так и времени перед разрушением второго храма, они исповедуют религию, производную от жреческого иудаизма в той же степени, что и христианство, а Израиль (если, конечно, кто-то не готов считать Бен-Гуриона мессией) является светским национальным государством.
Но это всё внешняя и логико-рациональная критика. Внутренне и с т.з. герменевтики у вас, повторюсь, удался очень хороший анализ в этой статье.
Евгений Мотурин 17.06.2025 10:34 Заявить о нарушении
Дилемме Евтифрона : «Выбирают ли боги добро, потому что оно благое, либо же добро — благое, потому что выбрано богами?» ( а также Пари Паскаля ) следует посвятить отдельную «тему», спасибо за идею…
Буду очень рад встречам с Вами на своей страничке и особенно — Вашей оценке написанного.
Еще раз — спасибо!
Игорь Лощинин 17.06.2025 14:38 Заявить о нарушении