Астров Николай Александрович. Конструктор танков
Жизнь не баловала будущего конструктора. В 1919 году его отца и брата уничтожила ЧК. Мать Астрова и 13-ти летний Николай были высланы из Москвы. После окончания школы в 1924 году смог поступить на работу в недавно созданный НАМИ чертёжником. Здесь он приобрёл начальный, но важный опыт конструирования, в работе над созданием первого советского автомобиля НАМИ-1.
В автомоторном институте Николай Астров знакомится с Андреем Липгартом, который также работал в НАМИ и прошёл путь от чертёжника до главного конструктора автомобильного отдела. Казалось, что происхождение Астрова, трагедия его семьи, закрыла ему путь в высшее образование, но ему удалось перехитрить систему, он смог поступить и закончить единственный в стране частный ВТУЗ - Московский электро-машиностроительный институт и стал дипломированным инженером. Затем была работа на МОсковском электрозаводе. Но уже в 1929 году был арестован по ложному обвинению и помещён в специальное КБ - "шарагу ОГПУ". Вместе с другими заключёнными инженерами проектировал первый в стране плавающий танк ПТ-1.
Работая в "шарашке" Астров своей творческой деятельностью завоевал авторитет как у коллег по работе, так и у "власть имущих". В результате, в 1934 году молодого инженера не только освободили, но и назначили главным конструктором завода №37, расположенного в Москве на Преображенке.
На заводе под руководством Николая Астрова была разработана целая линейка лёгких гусеничных машин, впускавшихся серийно.
Конечно, лёгкие танки не могли тягаться по толщине брони и огневой мощи со средними, и тем более тяжёлыми танками. В то же время, задачи для "малышей" были разнообразны и важны. Лёгкие танки предназначались для ведения разведки,использовались как связные машины, применялись для непосредственной поддержке пехоты, буксировки артиллерии. Словом, работы на войне этим машинам хватало, а их производство было более дешёвым и оперативным, чем выпуск бронетехники старших рангов. К концу 30-х годов появилась доктрина применения большого количества лёгких танков на поле боя, по сути, аналог "конной лавы" 20-х годов. Однако начавшаяся Великая Отечественная война потребовала более совершенного лёгкого танка, чем Т-40. В инициативном порядке астров предложил вариант танка, хоть и не плавающего, но имеющего усиленную броню и автоматическую пушку. Военным эта идея понравилась, завод получил задание на создание и производство лёгкого танка нового поколения.
Впоследствии немцы оценили советские лёгкие танки, назвав их "неистребимой саранчёй". Уже в сентябре 1941 года танк был принят на вооружение и должен производиться сразу на нескольких предприятиях. Но завод №37 был спешно эвакуирован в Свердловск, а Николай Астров отправлен заместителем главного конструктора на ГАЗ, где и должен заниматься развёртыванием производства Т-60. И пришёл в заводоуправление в танкистском комбинезоне и шлеме. Так война снова свела Николая Астрова и Андрея Липгарта. Танк был запущен в серию и производился на ГЗе до 1943 года. Общее количество выпущенных танков Т-60 составило 6000 машин. Здесь, на ГАЗе, Николай Астров плодотворно работал в коллективе заводских инженеров-конструкторов, руководил и сам проходил прекрасную школу конструкторского мастерства у Липгарта, Главного конструктора ГАЗ. После освоения серийного производства Т-60 НИколай Астров и его инженерно-конструкторский коллектив спроектировали новый лёгкий танк с улучшенными характеристиками. Уже в январе 1942 года новый танк Т-70 принят на вооружение.
Танк производился на ГАЗе и других заводах до 1943 года. Общий выпуск составил около 8000 машин. В середине 1943 года Наркоматом танкостроения был объявлен конкурс на создание самоходной артиллерийской установки с пушкой 76 мм по конструкции Грабина В.Г., на базе его ходовой части и лёгкого танка. Судьба первого варианта самоходки СУ-76 была печальна и драматична. Её разработали и начали выпускать на заводе №38 в Кирове.Силовой установкой самоходки были два карбюраторных двигателя ГАЗ-202, работающих на общий вал в параллель, к сожалению, конструкторы завода не обладали необходимыми знаниями двигателестроения и не смогли заставить согласованно работать два мотора. Отправленные на фронт первые партии СУ-76 быстро выходили из строя и становились небоеспособными. В результате КБ завода фактически разогнали, а автора самоходки Гинзбурга Г.А. отправили на фронт, где он и погиб под Курском. Однако, потребность в этой технике была большой. Объявленный конкурс выиграл коллектив Николая Астрова. Самоходка была перепроектирована, конструкторы применили уже отработанную на Т-60 спарку двух двигателей. В результате уже в конце 1943 года вариант СУ-76М был запущен в крупносерийное производство сразу на трёх заводах: на ГАЗе, заводе №38 и заводе№40 в Мытищах, куда же был переведён Главным конструктором Николай Астров с частью своего коллектива инженеров-разработчиков.
Самоходка оказалась удачной по конструкции и востребованной в войсках. Бронирование Су-76м было противопулевым и противоосколочным. Машина не предназначалась для дуэлей с танками противника. Зато двигаясь в боевых порядках наступательной пехоты, самоходка прикрывала солдат от кинжального огня пулемётов MG-34. MG-42, имевших в войсках горькое название "вдоводел". Обнаружив огневую точку противника. СУ-76М прямой наводкой своей мощной пушкой уничтожала пулемёт врага. Пехота могла наступать дальше. Много солдатских жизней сохранила самоходка! Высокую оценку машине дал маршал К.К.Рокоссовский: "особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские самоходки СУ-76. Эти лёгкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнём и гусеницами поддержать, выручить пехоту". Всего тремя заводами был выпущены более 14 000 СУ-76 всех модификаций. Второй результат после легендарного танка Т-34!
Закончилась война. Николай Астров продолжил проектирование военной техники на заводе №40, впоследствии ММЗ - Мытищинский машиностроительный завод. История предприятия достаточно известна. Год рождения завода 1897. Одним из основателей завода стал известный российский меценат Савва Мамонтов. Завод изначально выпускал вагоны для конки, затем пришла очередь трамваев. В 30-е годы стали делать вагоны для Московского метро. В начале войны был налажен ремонт военной техники. После войны возобновился выпуск вагонов для метро, но полным ходом шло производство военной техники. Главным конструктором этого направления был Николай Астров.
На заводе были разработаны и подготовлены к серийному выпуску самоходные установки для ВДВ АСУ-57 и АСУ-58. Спроектирована и серийно выпускаться первая в стране бронированная зенитная установка на гусеничном шасси ЗСУ-37. Её дальнейшее развитие ЗСУ-23-4, легендарная "Шилка". Были спроектированы и серийно выпускались гусеничных шасси для мобильных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) ПВО "Тор", "Куб, Бук", "Тунгуска-М1".
Всего под руководством Главного конструктора Астрова было спроектировано и принято на вооружение 20 типов гусеничной техники. Прекрасная продуктивность!
Одновременно,параллельно с военной продукций коллектив под руководством Астрова занимался мирной автомобильной продукцией. Уже в 1947 году выпущен первый самосвал на базе грузовика ЗИС-5. Машина получила название ЗИС-ММЗ-5. Затем, когда завод ЗИС перешёл на базовую модель грузовика, мытищинцы освоили самосвал ЗИС (ЗИЛ)-ММЗ-585.
Народное хозяйство требовало много самосвалов, шло послевоенное восстановление страны. Машины перевозили всё: песок, раствор, бетон, грунт, ни одна стройка не могла обойтись без этого трудяги. Работали эти самосвалы и в сельском хозяйстве.После перехода завода им. Лихачёва на новую модель, грузовик ЗИЛ-130, мытищинский завод освоил выпуск самосвала ЗИЛ-ММЗ-555. интересно, что в это время на ЗИЛе трудился главным конструктором А.М.Кригер, так же как и Астров, ученик и коллега А.А.Липгарта.
В начале 70-х годов по инициативе Астрова был спроектирован и запущен в серию прицеп для легковых автомобилей ММЗ-8102. Этот прицеп можно встретить по всей стране от Калининграда до Сахалина. Прицеп стал настоящим подспорьем и для дачников, и для того, кто-то строит для себя, и для тех, кто начинал заниматься бизнесом в 90-е годы. Прицеп ММЗ отлично заполнил нишу транспорта для личных перевозок. Его подвеска, разработанная по образцу "Жигулёвской", служила верой и правдой, легко ремонтировалась. Колеса могли переставляться на автомобиль, а запаска в те годы тотального дефицита была подарком для покупателя прицепа. Любой владелец прицепа мог бы сказать "Спасибо" автору этого транспорта. если бы знал кому.
В 1985 году Николай Астров вышел на пенсию. За годы своей плодотворной деятельности он был удостоен 3-х Сталинских премий, одной Государственной, стал Героем Социалистического Труда. Был награждён орденами и медалями. Николай Александрович Астров ушёл из жизни в 1992 году. Похоронен в Подмосковье.
Источник:autoburum.com
P.S. Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и батальонах, защищавших столицу. Вот отрывок из донесения того времени: "Экипаж младшего лейтенанта Соколова. выполняя задачу по боевой разведке, ночными действиями на танке Т-60 ворвался в расположение обороны противника, рассеял и уничтожил до роты пехоты и на его огневых позициях подавил батарею ПТО, ворвался на аэродром противника и
раздавил гусеницами танка 3 "Мессершмитта".
При прорыве Ленинграда в январе 1943 года Т-60 из состава 61-й танковой бригады прошли по льду Невы и захватили плацдарм на немецкой стороне. Других танков лёд не выдержал бы.
Источник: Аргументы и факты. Нелёгкая судьба лёгких танков.
Свидетельство о публикации №225042201278