Мой Друг Сад Эрмитаж
Изначально Сад Эрмитаж был основан на Божедомке, улице с внешней стороны Садового кольца и принадлежал актёру М. В. Лентовскому, который устраивал в саду грандиозные увеселительные мероприятия, чем прославился на всю Москву. После разорения Лентовский забросил сад, постепенно он зарос и подвергся застройке.
В 1892 году по инициативе и на средства Якова Васильевича Щукина, купца, известного московского театрального предпринимателя и мецената, сад был перестроен в Каретном ряду, на внутренней стороне Садового кольца. Афиши были напечатаны на деньги, полученные от сданного в залог мехового зимнего пальто.
В 1883 году с этого «пятачка» немец Берг совершил полет на воздушном шаре. Попутчиком в том полете совершенно случайно и неожиданно для себя оказался… журналист Владимир Гиляровский, пришедший писать репортаж с запуска. По тем временам это было зрелищное событие, для которого выпустили афишу.
«Сегодня, 3 сентября, в 7 часов вечера воздухоплаватель Вильгельм Берг совершит полет на воздушном шаре с пустопорожнего места Мошнина в Каретном Ряду. Вход – 30 копеек, сидячее место – 1 рубль» – гласил анонс, обернувшийся для журналиста настоящим приключением.
Отличавшийся вниманием к деталям, Гиляровский очень точно описал место, откуда шар запускали в полет. «Публика, собравшаяся массой на дворе пустыря Мошнина (инженер-механик.преподаватель математики, устраивал спектакли силами артистов-любителей), в Каретном Ряду, где теперь сад Щукина, выражала недовольство и требовала полета. Берг, маленький старичок, страшно волновался и вызывал желающих подняться – но охотников не было. Я в это время работал в «Московском листке» и был командирован редакцией описать полет и пришел с опозданием, когда публика уже сердилась: шар был готов к полету, а Берг искал пассажира», – вспоминал о том событии репортер. Гиляровский выручил Берга, согласившись лететь с ним. Шар унесло за Воробьёвы Горы и приземлило поздно вечером на картофельном поле. Единственный раз в жизни Гиляровский не выполнил задание редакции – появился там только на следующий день.
Весь сад заложили за один год. Когда-то здесь была усадьба купца В.И.Олонцова. А к 1892 г место было завалено остовами карет, экипажей и прочим самым невообразимым хламом. На месте бывшей свалки, заменив чернозёмом 1 метр снятого грунта, высадив липовые аллеи, дубы, берёзы, множество кустарников,
18 июня 1894г был открыт Сад Эрмитаж. В Саду растет дуб, которому в 2021г исполнилось 250 лет. И «глазастые берёзы». Для освещения Сада была установлена своя электростанция, за рубежом заказана автоматизированная система орошения.
Сам Я.Щукин строго следил за восстановлением Сада, за соблюдением порядка и культуры в Саду. Щукин не прощал своим служащим попытку обезобразить его детище — растоптать клумбу, сорвать цветок или насорить. Этим его можно было довести до белого каления. Один из случаев описал в своих мемуарах актер Н.Ф. Монахов.
« В театре «Эрмитаж» должна была выступать балерина Т.П. Карсавина. Войдя в дивный сад, она села на скамеечку, сняла шляпку и, сидя на солнце, вычерчивала зонтиком какие-то линии на песке…
Вдруг к ней подходит человек в несуразной чесучовой куртке и в черном котелке: «Это ты, милочка, что делаешь?» (Щукин обращался ко всем на «ты»). Карсавина посмотрела на него с удивлением. «Ничего особенного не делаю, жду репетиции…» — отвечала она, продолжая чертить на песке, — «Репетиция, милочка, репетицией, а порядок в саду порядком. Я, милочка, не люблю, чтобы в саду нарушали порядок!». — «А мне, в сущности, наплевать, что вы любите или не любите! Я никакого порядка не нарушаю». — «Милочка, я прошу вас уйти из сада!». — «Я с удовольствием ушла бы, да у меня тут репетиция… И вообще, оставьте меня в покое, у меня нет никакого желания разговаривать с вами»…Карсавина, конечно же, не знала, кто ее собеседник. А тот не унимался: «В таком случае, милочка, я попрошу вас вывести!». Эти слова, видимо, взбесили ее: «Попробуйте!» — воскликнула она, протянула руку назад к клумбе… и сорвала цветок!!!
Совершенно рассвирепев, он заорал на весь сад: «Управляющего!!!» и приказал ему сию же минуту вывести «эту женщину» из сада и больше никогда ее не впускать! Даже узнав, что это известная балерина Карсавина, и что, если ее вывести, то придется заплатить ей за концерты, Щукин кричал: «Черт с ней, заплатите, но чтобы она больше никогда не появлялась в моем саду, раз она не умеет себя вести! Я не хочу видеть ее и на сцене!!! Черт с ней и с ее искусством!»
В последнее время в саду высадили много сортов сирени. Много цветов.
Несколько лет в саду проводились конкурсы на лучшую клумбу Москвы.
На территории Сада Эрмитаж работает три театра.
В 1886 году здесь, в здании летнего театра, названного с 1909г Зеркальным прошел первый сеанс в Москве кинематографа братьев Люмьер . Фильм шёл 50 секунд. В программу первых показов входило десять фильмов, снятых Луи Люмьером: "Улица Республики в Лионе", "Прибытие поезда на вокзал", "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Завтрак ребенка ", "Игра в экарте", "Политый поливальщик" и др. Сеансы продолжались примерно 15 минут.
Здесь ставились оперные спектакли труппы С. И. Мамонтова (в 1897 году «Фауст» с участием Ф. И. Шаляпина), в качестве дирижёра Русской частной оперы дебютировал С. В. Рахманинов. Проходили бенефисы Ф. И. Шаляпина, пели Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, множество именитых исполнителей романсов, неоднократно выступала балерина Анна Павлова. Здесь гастролировали многие зарубежные звезды сцены, эстрады и циркового искусства. В течение сезона 1913—1914 г. здесь работал «Свободный театр».
На сцене театра выступали такие звезды, как Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко. И играл оркестр под управлением Леонида Утесова.
Во время Фестиваля Молодежи и студентов в 1957 году в саду побывало полтора миллиона посетителей, в «Зеркальном» театре прошла первая игра «Что? Где? Когда?». С 1997г. после реконструкции театр стал называться «Новая опера» - (руководитель Евгений Колобов).
Театр «Эрмитаж» - самый старый театр в Саду Эрмитаж (руководитель Михаил Левитин.
14 (26) октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» был открыт Московский Художественно-общедоступный театр. На этой сцене прошли первые четыре сезона МХТ (1898—1902), здесь состоялись премьеры пьес А. П. Чехова «Чайка», «Дядя Ваня» и «Три сестры». Машу играла О.Л.Книппер, потом они с А.П.Чеховым поженились. В спектакле играл и К. С.Станиславский. Жила семья молодых Станиславских напротив театра, снимая жильё через дорогу в доме. Там же на первом этаже хранился театральный реквизит, который к спектаклю перетаскивался через дорогу в театр Эрмитаж, а после спектакля доставлялся обратно. С 1980 года здесь находился Театр миниатюр, руководителем которого стал Аркадий Райкин.
Театр «Эрмитаж» был организован в помещении консервного завода и, конечно, был неудобен. Не хватало места для хранения реквизита, зимой в гримерках волосы артисток примерзали к стенам. Я.В.Щукин мечтал построить большой удобный театр, соразмерный с Большим театром. Но разрешение на строительство не давали. Знтузиаст Я.В.Щукин взял на себя смелость строить, не дождавшись разрешения.
В 1910г под зимний театр была построена коробка «Щукинской сцены», которая простояла 113 лет и, так и не дождавшись разрешения на строительство, была демонтирована в 2023году . В 2006г здесь был устроен ночной клуб «Дягилев», который горел в 2008г два часа. Пожар удалось потушить с помощью противопожарного вертолёта с пятью тоннами воды.
В 1981году был создан третий театр «Сфера» - руководитель н.а. Екатерина
Еланская. Театр с круглой сценой в центре зала..
Сад успешно работал под руководством Я. В. Щукина вплоть до 1917 года.
Сад «Эрмитаж» в целом сохранился и сохранил свою театральную функцию, определенную его создателем, как основную. И сейчас он хранит память о человеке,отдавшем ему часть своей души в виде вензелей – монограмм «ЯЩ» на фонарных столбах.
Жизнь продолжается... И разные события происходят в ней, порой очень печальные. Третьего октября 2012 года у входа в театр «Новая опера» посадили две берёзки в память о погибших при Норд-Осте молодых музыкантах театра « Новая Опера» Антоне Кобозеве и Федоре Храмцове. Во время представления второго отделения мюзикла «Норд-Ост» в 2002 году театр на Дубровке был захвачен террористами. Березки выросли, тянутся друг к другу и стремительно уходят в небо к душам ушедших туда музыкантов.
Долгое время не могла понять цифры 32.05, выставленные возле ресторана в глубине сада. И была приятно удивлена, когда узнала, что это название ресторана, которое означает, что на этой круглогодичной веранде с белыми стенами и бирюзовыми окнами всегда царит весна — а именно фантастическое тридцать второе мая. Здесь любит собираться творческая публика.
В Саду два фонтана – белый и чёрный, первый электрический фонарь, открытая концертная эстрада 19 века, две ажурные беседки, рестораны и палатки с едой, памятники композиторам П.И.Чайковскому и Ф.И.Глинке. Прекрасная детская площадка. Голубятня. Много цветов. Два катка и ёлки зимой.
Памятники писателям Данте Алигьери (скульптор Ринальдо Пирас) и бюст Виктора Гюго работы Лорана Маркеста связывает одна тема – тема любви. Подарены они были Италией и Францией мэрии Москвы.
Данте Алигьери всю свою жизнь и творчество посвятил лишь одной девушке. Детская влюбленность поэта в 9 лет переросла в большое платоническое чувство любви. Но разный социальный статус молодых людей не мог позволить соединить их судьбы. И Беатриче выдали замуж в 22 года, и Данте женили. Но не было любви в тех отнощениях. Беатриче умерла через 2 года. Данте по политическим разногласиям был изгнан из Флоренции, где остались его жена и трое детей.
Виктор Гюго, как и Данте, встретил свою возлюбленную Адель Фуше в 9 лет. Но понравилась она ему только через 8 лет. В браке с Гюго Адель родила пятерых детей, а потом, измученная беременностями и родами, охладела к мужу. Не признавала она и литературного таланта у мужа. Спасла Гюго безмерная жертвенная любовь куртизанки, актрисы Жюльетт Друэ, продолжавшаяся целых 50 лет.
Две истории любви, такие разные...
Между этими двумя памятниками сооружен «Памятник всем влюблённым» в виде огромного сердца с серебрянными колокольчиками. Существует поверье, что если пройти сквозь Сердце, загадав желание, оно обязательно исполнится.
Летом Сад заполняет отдыхающая публика, много молодёжи. Непрерывно устраиваются праздники, фестивали, концерты, народные гуляния.
Очень люблю гулять в Эрмитаже 9 мая. Мне кажется, так душевно, как здесь, этот праздник не отмечается нигде в Москве. Играет духовой оркестр, звучат песни военных лет, молодёжь в военных формах танцует послевоенные танцы и обязательно вальс... Рядом угощают гречневой кашей из походной кухни и «штрафными» солдатскими 100 граммами, а у партизанской палатки, окружив гармониста, собралась группа любителей военной песни,чтобы вновь вспомнить песни тех лет, погибших родственников и очистить сердце от незаживающей боли...
« Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза...
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза...»
В этом году в Саду провели ремонт бесплатного туалета и сделали комнату матери и ребенка, где малыша можно перепеленать на удобном столике.Не забыты и самые маленькие посетители Сада.
Администрация Сада с любовью обновляет инфраструктуру, постоянно улучшая отдых москвичей.
Когда я ненадолго расстаюсь с моим Другом Садом Эрмитажем, я скучаю по его тенистым дорожкам, детской площадке, наполненной радостными детскими голосами, моим сородичам – пенсионерам, «отрабатывающим свои круги», уютным садовым скамеечкам, собачкам, радостно виляющим хвостиками....
Вот и сейчас после дней, проведенных в больнице, не могла дождаться встречи с моим верным Другом и опять кружу в любую погоду... Зимой и летом... Благодаря моему надёжному Другу. Оазису в центре Москвы.
Символ Мира и Доброты «Одуванчик» работы скульптора Григория Потоцкого находится слева от входа на зелёной лужайке. Он состоит из раскрытых ладошек, как раскрытые глаза на мир. Ладошки - это государство мира, они образуют форму шара и символизируют – пока будет добро, будет и земля. Этот символ доброты уже установлен скульптором в 30-ти странах мира.
В 2024 году сад «Эрмитаж» отметил 130 лет со дня основания.
Свою прогулку дополняю гимнастикой. Мне надо укреплять ноги после инсульта. К тем упражнениям,что у меня подобраны, добавила упражнения по рекомендации Ефановой Анны Гурьевны из нового номера ЗОЖ (№5 «Неутомимые ноги»). Сердечно Вас благодарю, добрый человек!
Три круга с утра против часовой стрелки... По максимуму... Почему против часовой? Не знаю. Но по часовой не чувствую комфорта. Как-то в ЗОЖике нашла сообщение,что японские любители ходьбы тоже ходят против часовой стрелки. Кто знает, в чём тут дело – подскажите.
Свидетельство о публикации №225042201301