Записки графомана. 92. Вольные сыны эфира
Где не звучали оратории об освоении целины, кантаты о строителях магистрали Абакан – Тайшет и поднадоевшие песни Пахмутовой - Добронравова…
Там мы впервые могли познакомиться с творчеством Высоцкого и Галича, Окуджавы и Кукина. И многих, многих других.
Тогдашние ди–джеи, так называемые «шарманщики», хриплым голосом вещали что-то вроде: «Э-э-э, на связи Электрон, кто слушает там, девочки, мальчики, поехали!...» И «врубал» какое-нибудь «с добрым утром, тётя Хая, вам посылка из Шанхая!»
Почему это стало популярным? Просто, в те времена магнитофоны были в жутком дефиците. В основном, ламповый «Днепр». Относительно портативная «Романтика» появилась намного позже (я помню в «Известиях» пронзительный очерк о том, как из-за неё обнаглевшие гопники зарезали паренька, только-только чудом спасённого врачами от тяжелейшей болезни).
Думаю, что в появлении у населения магнитофонов, на которых можно было не только воспроизводить то, что одобрено ТАМ, ГДЕ НАДО, но и записывать ЧТО ХОЧЕШЬ, не последнюю роль сыграла хрущёвская оттепель…
Передатчики клепались на одной лампе (чаще всего на половинке двойного триода 6Н3П). Её мощности на посёлок вполне хватало, и обладатель техники щедро крутил записи окрестной молодёжи, автоматически становясь первым парнем на своей Чулковке или Совколонии.
С микрофонами было не просто (по причине контроля тоталитарной державы за всем, что движется), поэтому, они воровались из таксофонов. Особо непритязательные «шарманщики» вместо микрофона подключали обычный наушник – пусть звучало хрипло, пусть с дребезжанием, но для речи вполне хватало.
Стараясь подражать настоящим, зарегистрированным радиолюбителям, они оценивали друг друга: «Хорошо проходишь, на ноль восемь проходишь…»
Естественно, контролёры всего, что движется, ТАКОГО движения пропустить аж никак не могли. Кстати, к упомянутому фельетону прилагался рисунок, демонстрирующий якобы ругань в эфире (вот уж чего не слышал, того не слышал).
Поэтому, родилась легенда о том, что якобы «шарманщики» создают помехи спецсвязи своими так называемыми гармониками (кроме основной частоты любой передатчик излучает ещё и на удвоенной, утроенной, учетверённой и т.д.). Но истинную причину понять несложно: сегодня он про «лепс-тоц-перевертоц», а завтра? Чего доброго, правду о новочеркасском расстреле передаст?!!
Тогда власти смели паутину с автомобилей – пеленгаторов и пустили их по улицам. Выявляли, штрафовали, конфисковывали аппаратуру – как саму «шарманку», так и магнитофон.
И только потом начали немножко думать и потихоньку пропускать в эфир не только Миколу Лысенко и Вано Мурадели, но и то, что нравилось людям. Называлось «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Но всё равно только советское – «Червоны гитары», «Скальды», «Марди граас». И, конечно же, никаких битлов!
Сейчас, конечно, другая крайность, и иногда очень хочется послушать на УКВ с хорошим качеством вместо блатняка оркестровые стереозаписи из Петербургской консерватории, но увы…
Так, несмотря на уже начинавшееся брежневское «закручивание гаек», всё же не удалось побороть в народе желание слушать не то, что навязывают, а то, что хочется… И немалую роль в этой победе сыграли скромные «шарманщики». Некоторых из них я знал лично – с кем-то учился в школе, с кем – то на радиомеханика в клубе ДОСААФ…
Как писал в те непростые годы Андрей Вознесенский,
Спустился чёткий железный занавес.
Бастует там истина, нагая издавна.
Она не издана, а если издана,
То в ста обложках
под фразой фиговой –
Попробуй, выковырь!
Земля покрыта асфальтом города,
Мир хочет голого, голого, голого!
У мира - дьявольский аппетит.
Стриптиз бастует – он победит!
P.S. А чтобы никакой власти – ни теперешней, ни грядущей – не пришло в высокоумную голову опускать железные занавесы, будешь, читатель, рыться в домашнем архиве и наткнёшься в старом, ещё дедовом, блокноте, на схему «шарманки» - не выбрасывай. Если умеешь – пересчитай с ламп на современные микросхемы. Так, на всякий случай.
Свидетельство о публикации №225042201644