Феномен церковной трапезной
Многие наверняка слышали, а большое количество людей даже не понаслышке о существовании такой вещи как трапезная. И многие наверное задаются вопросом о том, что же это такое. Начнем, пожалуй, с главного. Трапезная в переводе с греческого – столовая. То есть, помещение для совместного приема пищи. Смысл трапезной заключается в том, что между совершением Богослужений, духовенство, хор и миряне могут провести совместный прием пищи для дальнейшего надлежащего служения. Достаточно большое количество людей шокирует тот факт, что, оказывается, о, Боже, священники и хор получают зарплату. Это кажется некоторым персонам настолько диким, что невольно задаешься вопросом, что наверное грешно работать и получать за это деньги, потому что ведь на них можно купить поесть... А ведь есть – большой грех. Это общеизвестный факт. Хочется спросить у этих любителей безвозмездного труда, почему же так странно получать деньги за то, что работаешь в церкви. Разумеется, деньги в могилу не унесешь и в вечной жизни они тоже не сказать, что актуальны. Но ведь есть и другой момент. Чтобы дотянуть до этой самой вечной жизни и не протянуть раньше времени ноги, нужно на что-то жить. И каждый выбирает свою стезю. Почему врач может получать деньги, а священник нет. И тот и другой занимаются врачеванием, каждый в своей сфере. А вот если священники соберутся и пойдут в больницы с вопросом, не стыдно ли врачам получать деньги, ведь спасать жизни так благородно. Скорее всего в этот момент они будут посланы самым изощренным способом. То, что они священники и не пристало такое духовным лицам говорить, будет забыто в тот же момент. Священник тоже человек и тоже хочет кушать. Более того, он еще хочет, подлец такой, накормить своих детей и жену, которых обязан иметь, если только он не принял постриг. Ну, правила такие среди белого духовенства. Но это, как говорится, совсем другая история.
Но оставим в покое духовенство, с ними все понятно. «Знающие» люди все давно рассказали, а другие такие же «знающие» сделали вывод про попов на мерседесах. Существует такая единица как хор. И тут, к огромному удивлению выясняется, что хор тоже работает не за спасибо. Оказывается, этим поющим человечкам нужно давать деньги. И чем больше, тем лучше. Не всегда, но как правило, чем больше платят, тем лучше поют. Так работает не всегда, но в большинстве случаев. Еще очень способствует пению харизма руководителя и умение донести свою точку зрения. Если есть голова, образование, культура и поставленные руки, то с этим проблем нет. Проблемы есть, как правило, со всем вышеперечисленным, особенно с руками. Но речь не об этом. Так уж вышло, что поющие человечки тоже хотят кушать и даже кормить свои семьи. Или котов. И если раньше, до революции, хорист мог прожить только на то, что получал за службы, потому как служб было значительно больше, то сейчас это в основном является источником дополнительного заработка, потому что ипотека сама себя не выплатит и ботинки ребенку с неба не свалятся и все в таком духе, список может быть бесконечным. И, разумеется, Церковь прекрасно понимает все аспекты человеческой жизни (не будем рассматривать сейчас частные варианты, девиации были есть и будут) и поэтому на хор, духовенство и других сотрудников церкви выделяются деньги. Это абсолютно нормально. Мы не в Древнем Египте, чтобы питаться акридами, росой и лунным светом, попутно спасаясь постом и молитвой, которые, конечно, никто не отменял.
Помимо духовенства и хора существуют такие люди как: свечницы, звонари, уборщицы, охранники, повара и так далее. И они, как ни странно, тоже хотят кушать. Хотя казалось бы. Если бы мы жили в обществе, где системой оплаты является бартер, то да, конечно, мы вам в колокол позвонили, вы нам каравай принесли, но сейчас все немного примитивнее и за караваем идти приходится самому. Так что не стоит столь категорично высказываться по поводу того, что в Церкви люди получают зарплату. Каждый трудится на своем поприще.
Но главный вопрос данной «вирши» заключается в другом. Что же такого мистического в церковной трапезной. Если мы рассмотрим поближе это чудесное место, то обнаружим, что здесь заключен некий буквально сакральный смысл. В трапезную допускаются не все и не всегда, то есть существует некий круг избранных, которым дозволяется приходить сюда и даже есть. Кстати говоря, далеко не во всех трапезных прилично готовят, но это наверное для смирения, оно и правильно. Нечего себя баловать лишний раз, не в ресторане чай. Трапезная – место, где происходит все самое интересное. Здесь рождаются идеи, сплетни, слухи, да-да, все мы люди, все мы человеки и в каждом из нас есть тот самый червячок, который не дает шанса упустить такую возможность, как сказать гадость про ближнего своего, то есть нет, сказать правду для всеобщего блага. в некоторые трапезные пускают всех, но это в основном в маленьких храмах с большими трапезными, где народу после службы совершенно нечем заняться. Это своего рода – клуб по интересам. Есть трапезные, в которые пускают исключительно духовенство и свечницы, потому что попробуйте не пустить ее в трапезную... Вы будете преданы анафеме и ваше одеяние рассыплется мелким пеплом от одного только взгляда. Свечницы – это особый народ. Ими нужно родиться. Сравниться со свечницей может, пожалуй, лишь женщина в регистратуре. Хотя у всех свои нюансы. Так вот, в некоторых трапезных идет суровый отбор, буквально кастинг. Есть такие трапезные, где даже кормят хор, наверное, чтобы не сбежали туда, где больше платят или хотя бы кормят. Существуют даже такие, где хор рады видеть, но это редкость. А бывают такие загадочные места, где возникает огромное количество вопросов, на которые нет ответа. Это буквально что-то вроде зоны 51. Место, в которое допускаются единицы, о котором почти никто не знает, но что-то слышал и куда допускаются настолько рандомные персонажи, что поневоле задумаешься, а не инопланетяне ли они. В это сакральное помещение дозволено приходить лишь руководящему составу, свечницам, звонарям, а также уборщицам, но строго запрещено даже приближаться к кастрюльке с воскресным борщом хору. Наверное суп негативно влияет на голосовые связки и способствует появлению ощущения собственной значимости, а это очень опасно для людей, поющих за деньги. Потому что бесплатная еда ядовита, она проникает в желудки, а затем распространяется по организму и добирается до головного мозга, в котором появляются вредоносные мысли, например, такие как, хорошее отношение, значимость каждого как личности, заинтересованность. Ужасные мысли, нехорошие. Их надо гнать поганой метлой.
И вот, всласть налаявшись на нерадивых прихожан и попутно распугав случайно забредших в храм детей и парочку влюбленных, она, усталая, но просветленная, спускается в святая святых - трапезную. Где с ужасом видит свой страшный сон - веселых сопрано и теноров, дружно жующих ее (а в храме все принадлежит ей) обед. Смело и забавно обсуждающих околоцерковные темы певчих, перемывающих косточки святым и несвятым отцам.
- Кощунство! Грех! - шипит она в лицо отцу настоятелю, шелестя купюрами, наработанными мозолистыми свечными руками… Недобрая весть, сопровожденная зеркалом материальных благ, превращается в твердыню веры, ее незыблемый постулат. Хор - зло! - рождается и крепнет в подсознании змеиная мысль. И уже непонятно чья? Свечницы ли, настоятеля? Или это общее убеждение всего прихода?
Отрезать им всем головы! Пусть поют, но больше - ни-ни! Не едят, не спят, не ходят куда попало (в трапезную)… идеальный вариант хора изображен на барельефе над хорами Преображенского собора. Поющие головы с крыльями.
Хору нельзя в трапезную, потому как не полезно, это мы выяснили. Но что же происходит в этих священных стенах... какие страшные секреты там обсуждаются, что простым смертным туда не попасть даже на грани голодного обморока. Возможно секрет заключается в том, что готовить на большое количество человек сложнее, или тарелок мыть больше придется. Или, не дай Бог, эти нечестивцы испачкают пол своими грешными стопами. Ведь всем известно, что высокодуховный народ, допускаемый в трапезную, передвигается исключительно по воздуху. Это наверняка всем и так известно.
На самом деле, ответа на этот вопрос нет. Феномен церковной трапезной остается загадкой, на которую возможно не существует ответа. Хотя возможно все дело в обычном человеческом эгоизме, граничащим с эгоцентризмом, что является проявлением инфантилизма. Не хочется, чтобы приходила толпа народа, чтобы все сидели, ели, говорили и слушали. Это осталось в Иудее на Тайной Вечере, где все сидели вместе, ели и разговаривали. Кому захочется обсуждать поющих человечков при них же. У них еще и мнение свое есть наверняка. Никто не спорит, что даже высокообразованные пресловутые поющие человечки могут быть неправы. Зачастую так оно и есть, но кушать хочется всем. А получается так, что пришел, спел, получил деньги и на них же и поел, чтобы идти работать дальше. Выходит, что не за деньги поет народ, а за еду... А это уже совсем другая история...
Свидетельство о публикации №225042201667
Мария Березина 25.04.2025 14:24 Заявить о нарушении