Интервью газете Аргументы и факты
РОМАН МИХАЙЛОВИЧ – НАШ КНЯЗЬ
Сенсацией прошлого года стало издание книги Константина Сычева «Князь Роман Брянский».
Из мглы почти восьми веков всплыли факты из жизни и деятельности могучего русского витязя, основателя Брянского княжества и выдающегося государственного деятеля – князя Романа Михайловича (1225 – 1290).
Корреспондент «АиФ-Брянск» встретился с автором.
– Константин Владимирович, как давно вы пишете исторические романы?
– Я работаю старшим научным сотрудником Брянского краеведческого музея. Окончил историко-филологический факультет Брянского пединститута. Трудился на педагогической ниве, Брянском химическом заводе, и вот уже десятый год – в музее. Романы, повести, рассказы пишу с давних пор. Однако свои произведения не предназначал для печати: писал, так сказать, «в стол». Над книгой «Князь Роман Брянский» работал очень долго. Материалы собирал почти тридцать лет. Пришлось побывать в архивах Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса, Орла. В поисках фольклорного материала объехал всю Брянщину и Смоленщину: собирал чудом сохранившиеся архаичные слова и диалекты. Лишь только после накопления большого фактологического материала я приступил к написанию книги.
– К вам обратились издатели?
– Да, в музей приходили представители четырёх издательств, два из которых – московские. Их осведомлённость меня очень удивила. Однако в силу ряда причин я предпочёл местное издательство ВНПФ «АрДин». Как оказалось, это издательство достаточно добросовестно и качественно выпустило «Князя Романа…», на хорошей белой бумаге, в твёрдом переплёте.
– Вы проделали немалую, не только писательскую, но издательскую и лексическую работу. Как оценивают читатели вашу книгу?
– Те, кто читал, остались довольны. Положительное мнение высказали специалисты: историки, филологи, стилисты.
– Это не единственное ваше произведение. Что ещё вы написали?
– Мной написано несколько книг по современной эпохе, бытовых романов.
– А у вас ещё есть исторические произведения?
– Да, исторический роман «Василий Брянский». Это продолжение «Романа Брянского». Книга охватывает 1290 – 1314 годы и описывает события после смерти Романа Старого до смерти его внука – князя Василия Александровича. В ней – увлекательные события истории древнего Брянска и Руси XIII века, жизнь отважного воина Василия Брянского, прозванного Храбрым, его подвиги, удачи и жизненные потери.
– Неужели брянские власти не могут помочь вам с изданием книги?
– Я не собираюсь давать оценку патриотизма наших властей, однако что касается моих книг, честно скажу, что никто из представителей власти моими трудами не интересовался и никакую помощь в издании мне не предлагал. Могу только сказать, что пока вижу лишь попытку не видеть моей книги, не слышать ничего о Романе Брянском. Видите ли, власти уже давно создали себе кумиров в лицах Пересвета, Ф.И.Тютчева, и появление новых исторических героев, как я понимаю, их не радует.
«Аргументы и Факты – Брянск» № 49, декабрь 2006 г.
КОНЕЦ МНОГОВЕКОВОГО ЗАБВЕНИЯ РОМАНА БРЯНСКОГО
ВЛАСТНЫЙ КНЯЗЬ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ
В «АиФ – Брянск» № 49 было напечатано интервью с автором исторического романа «Князь Роман Брянский» Константином Сычевым. В связи с интересом читателей к основателю Брянского княжества и выдающемуся политическому деятелю, творчеству создателя его образа мы продолжаем публикацию интервью с писателем.
– Константин Владимирович, читатель В.Соков из Брянска в своём письме в редакцию высказывает мнение, что вы приуменьшили значение личности князя, показав в книге некоторые негативные моменты, например, о любвеобилии князя, словом, то, что никак нельзя вписать в понятие «святость»?
– Отрадно, что читатели реагируют на моё произведение. И не важно, нравится им созданный мной образ или нет. Другое дело – несправедливая трактовка! Спрашивается, а более чем семисотлетнее умолчание – это не приуменьшение? Почему многочисленные мыслители ничего не сделали, чтобы этот образ предстал перед людьми? Скажу однозначно. В своём творчестве, как, впрочем, и в жизни, я руководствуюсь обязательным принципом: говорить только правду! Я не могу и не хочу врать, тем более на исторические темы!
Князь Роман Михайлович не был духовным лицом: ни священником, ни монахом. Он вёл такой образ жизни, который соответствовал «имиджу» князя: был отчаянным воином, любил женщин и застолья. Я создал образ властного человека той эпохи, но не современной! Неискушённому читателю трудно это понять.
Что же касается православной этики, которую некоторые ханжи возвели в абсолют, то в XIII веке представления о «порядочности» и «святости» были несколько иные! В это время христианство ещё сосуществовало с язычеством. Только через три столетия православная церковь овладеет всей духовной жизнью России.
– И, тем не менее, вы считаете образ князя Романа реалистическим?
– Да, так считаю. Я получил оценку книги со стороны – от людей науки, стилистов, знатоков языка и филологов. Советы, рекомендации были. Я их учёл в своей следующей книге. Истинные труженики пера прекрасно понимают, какую задачу я решал в своей книге и какой труд проделал… И даже если у них возникают какие-то сомнения или несогласие с той или иной трактовкой, они отдают дань уважения моему труду. Легко судить автора только тому, кто не имеет представления, сколько сил и здоровья отнимает творчество! Я прекрасно понимаю, кто стоит против правды. В первую очередь, это чиновники! Они и вдохновляют недовольных. Зачем им лишние хлопоты? Посмотрите, вот стоят памятники Пересвету и Тютчеву, а где же памятник фактическому основателю Брянского княжества?
– Вы прославляете князя Романа?
– Вне всякого сомнения. Князь Роман, благодаря моему труду, вышел из многовекового забвения. И сейчас есть немало людей, которые хотели бы это забвение продолжать!
Что же касается моего героя, то я максимально приблизил его к той эпохе и создал положительный образ. Я проникся любовью к этому великому человеку, постарался максимально выразить это, не упустить никаких княжеских достоинств, не «принизить» его исторической роли.. Что поделаешь, я создавал свой труд, руководствуясь только человеческими способностями и возможностями и, конечно, понимаю, сколь они ограничены, ибо всё знает только господь Бог!
Что же касается критиков, то скажу: напишите лучше! Критиковать всегда легче, чем создавать на пустом месте!
Мои книги – это художественные произведения, а не научные трактаты, и я имею право на основании российской законности на собственное художественное самовыражение.
– Говорят, что кто-то из представителей церкви выразил недовольство образом князя Романа?
– Моё произведение – не религиозный трактат, а светская художественная книга. Мне обидно, если служащие Богу осуждают мой искренний и честный труд. В нём нет ни единого негативного суждения о любой вере! Я с уважением и любовью описал брянского священника, отца Игнатия…
Я всегда с уважением относился к Православной Церкви! И в ту пору, когда оскорбляли церковь, уничтожали храмы и преследовали верующих, я открыто выступал против варварства и уничтожения православной культуры. Писал во многие инстанции, даже в ЦК КПСС и партийные газеты, пытаясь обратить внимание власти на бедственное положение православных храмов и несправедливое уничтожение церквей.
Сейчас же появилось очень много «глубоко религиозных» людей, которые в былые годы хулили церковь и издевались над священниками! Я снова имею в виду чиновников. Мне очень жаль, если некоторые представители церкви, вступив с этими «верующими» в союз, стали петь с ними в унисон!
– В книге прозвучало древнее название нашего города – «Брянск», разве не «Дебрянск»?
– Настоящие учёные давно установили, что Дебрянск – ошибка переписчиков летописей. В Ипатьевской летописи слово «Бряньск» («Брянеск») сочетается со словом «Дебрянск» («Добрянск») едва ли не по нескольку раз на странице!
Одним из учёных, обнаруживших эту ошибку, является ст. научный сотрудник брянского краеведческого музея Н.Е.Ющенко. Он написал по этому поводу серьёзную работу. Я же, зная, что в древности слово «дебря» являлось грубым ругательством, совершенно исключаю, как глупость, слово «Дебрянск»!
– Каковы ваши литературные планы?
– Сейчас я представляю читателям очередную книгу – «Василий Храбрый». В процессе работы над источниками мне удалось узнать, что князь Василий был очень известен на Руси, носил прозвище «Хоробит» (Храбрый), полученное от самого ордынского хана! Что именно он и был тот неизвестный русский князь, который сражался с великим татарским временщиком Ногаем и победил его!
– Это ваш новогодний подарок читателям?
– Да, это так! Я очень старался, я люблю своего читателя и считаю свои книги народными!
Тираж новой книги невелик. Перед Новым годом она будет продаваться в книжных магазинах «От А до Я» и Центральном Доме книги.
«Аргументы и факты - Брянск», № 51, декабрь 2006 г.
ВЗЛЁТЫ И ПАДЕНИЯ БРЯНСКОГО КНЯЖЕСТВА
Пенсионерка Валентина Кузенкова из Брянска обратилась в редакцию «АиФ – Брянск» с вопросами, правда ли, что Дмитрий Донской был внуком брянского князя, какова была роль брянских князей в жизни Руси и кто из них отличился в битве на Куликовом поле?
Вопросы эти показались нам интересными. Ответить на них мы попросили нашего историко-литературного эксперта, старшего научного сотрудника Брянского краеведческого музея, писателя, автора романов об истории брянского княжества, Константина Сычева.
– Могу разочаровать вашу читательницу. Дмитрий Иванович Донской (1350 – 1389) родился от брака князя Ивана II Ивановича Красного, будущего великого владимиро-суздальского князя, а с 1353 года и великого князя московского, с Александрой, дочерью московского боярина и воеводы Василия Вельяминова. А вот первый брак князя Ивана Ивановича Красного был действительно с дочерью брянского князя. Так, летопись под 1341 годом сообщает: «Той же зиме женися князь Иван Иванович у Дмитрея Брянского».
Сам брянский князь Дмитрий отличался невероятной красотой и его, как и зятя, прозывали «Красным» (Красивым). И дочери брянского князя были «писаными» красавицами. Ещё в 1330 году на старшей дочери князя Дмитрия, Елене, женился известный в истории Руси князь Василий Кашинский, сын великого тверского князя Михаила, погибшего в Орде. Его дети – будущие князья кашинские Василий и Михаил – были внуками брянского князя. Потому и князь московский Иван Красный, наслышавшись о красоте брянских княжон, сосватал дочь брянского князя Феодосию. Последняя неожиданно умерла, не пожив со своим молодым мужем и года: несчастную женщину унесла свирепствовавшая в те годы по всей Руси эпидемия какой-то «неведомой болезни»…
О князе Дмитрии Романовиче Красном (1326 – 1352) хотелось бы сказать несколько слов. Время его правления совпало с усиливавшейся экспансией Литвы, и брянский князь вынужден был лавировать между Ордой, Московским княжеством и Литвой. Как ни удивительно, но особенно трудными были отношения у брянского князя с Москвой. Однажды это стоило князю Дмитрию Брянскому больших неприятностей. Весной 1340 года, не без участия московского князя Ивана Данииловича Калиты, князь Дмитрий Романович был изгнан из Брянска, а на его место «сел» союзный Москве Глеб Святославович. Но последний не долго пребывал «во славе и власти» и был в том же году зверски убит взбунтовавшимися брянцами, которые не посчитались даже с религиозным праздником. Это событие, случившееся в декабре, запечатлено в древнерусской летописи так: «Того же лета, на память святого великого отца Николы, архиепископа Мироского, убиши брянци князя Глеба Святославича. В то же время и митрополит бысть в Брянсце, и не взможе уняти их, но выведъши из церкви святого Николы и убиша и».
К тому времени в Москве уже восседал князь Симеон Иванович Гордый, и он не решился больше испытывать судьбу и ссориться с вернувшимся в Брянск князем Дмитрием. Отсюда и свадьба его брата с дочерью брянского князя в 1341 году. Князь Дмитрий Брянский не угодил также и Орде, когда в 1333 году пошёл вместе с татарскими мурзами Калнтаем и Чиричем, по велению хана, на Смоленск. Вместо долгой осады и наказания смоленского князя за сотрудничество с Литвой, брянский князь не столько сражался со своим родичем, сколько имитировал борьбу, и в довершение, заключил со Смоленском «мирное докончание». Это тоже едва не стоило ему не только Брянска, но и жизни. И, наконец, нужно было ладить с усиливавшейся Литвой, с чем брянский князь успешно справлялся. Его тяжелая, полная опасностей жизнь, закончилась во время очередной чумной эпидемии, но Дмитрий Романович дожил до преклонных лет.
– Вы считаете, что брянские князья и брянское княжество играли важную роль в жизни тогдашней Руси?
– Не просто важную, но даже, порой, главную! Неужели вы думаете, что Москва стала бы враждовать с Брянском, уничтожать память о первом великом князе Романе Михайловиче, ставить «палки в колёса» другим брянским князьям без серьёзных причин?
Московским князьям нужно было уничтожить своего серьёзного политического конкурента, который сам мог возглавить процесс объединения русских земель! Не исключено, что ордынские ханы, действуя согласно с Москвой, способствовали падению и Брянского княжества.
– Скажите, почему, кроме вас, никто не взялся за освещение столь интересных и неизвестных большинству читателей событий?
– Рассказывать об этом можно долго. Лучше я адресую всех к только что изданной моей книге – «Василий Храбрый». Кому же хочется сокращать тяжелейшим трудом свою жизнь? Темы из истории Брянского княжества невероятно сложны, источников немного. Мне повезло хотя бы тем, что я получил возможность ознакомиться с рядом ценных, пока не опубликованных, документов, древних летописей. Другая трудность – сложившиеся стереотипы и даже менталитет об обязательном преобладании Москвы над всем. Это осталось нам в наследство вместе с тоталитарным режимом от Московского княжества. Эти стереотипы пронизывают нашу жизнь многие столетия, от них не отказались большевики и Советская власть и, как видно, нынешние «реформаторы». Конечно, я вовсе не хочу сказать, что люди сознательно принижают роль брянской земли… Но это идёт по традиции и уже вошло в подсознание народа. К тому же брянские власти немного делают для воскрешения славного имени древнего Брянска и прекрасной брянской земли! Служение Москве, восхваление Москвы и стремление не видеть ничего за пределами сложившихся стереотипов – таково их кредо…
– Константин Владимирович, слава древнего Брянска возродится?
– Да, и я в этом не сомневаюсь. Но когда власть имущие думают только о своём благополучии и плевать хотели на бедствующий народ, о какой исторической славе может идти речь? Но я всё-таки надеюсь, что рано или поздно на земле многострадальной Брянщины восторжествует справедливость, и тогда как бы «восстанут из мёртвых» очень многие достойные и великие исторические герои!
Газета «Аргументы и факты», № 4 от 24.01.2007 г.
ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ»
ВОПРОС: Константин Владимирович, редакция получила известие, что Вами написано очередное произведение по древней истории Брянска. Так ли это?
ОТВЕТ: В самом деле, я завершил работу над третьей книгой из истории Брянского княжества, романом «Дмитрий Красивый». В ней повествуется о событиях, связанных с жизнью следующих после Василия Храброго брянских князей – Романа Глебовича (1314 – 1322) и его сына Дмитрия (1322 – 1352), последовательно управлявших Брянским княжеством.
Князь Роман Глебович был дядей умершего брянского князя Василия, он прославился как прекрасный военачальник, которого неоднократно приглашали новгородцы в качестве защитника своих земель от шведских и немецких завоевателей.
Князь Роман был и прекрасным правителем, продолжавшим славные традиции своих предшественников, владел татарским языком, умел ладить с Ордой и воинственными соседями. Но трагические события, связанные с усилением Литвы, вынудили его отправиться на войну, откуда он уже в Брянск не вернулся.
Его сын Дмитрий, прозванный народом «Красным» (Красивым) за прекрасную внешность и любвеобилие, несмотря на личное мужество и умение воевать, проявлял большую, чем его отец осторожность: избегал конфликтов с соседями, старался решать все споры дипломатическими методами. Однако, окружённый со всех сторон врагами, он был вынужден изыскивать все возможные способы защиты своих земель. В процессе трудной, полной интриг и заговоров жизни, созданной великими владимиро-суздальскими и московскими князьями, князь Дмитрий Романович постоянно изменял сложившиеся отношения: так, из врагов он превратил в друзей великих литовских князей и однажды даже скрывался под гостеприимным кровом великого князя Гедимина.
Пытался брянский князь примириться и с Москвой, отдав в 1341 году свою дочь Феодосию за брата великого московского князя Симеона – Ивана Ивановича. Но здесь князя Дмитрия постигла неудача: его дочь, молодая жена московского князя, вскоре умерла по нелепой случайности, а последующие события не способствовали дружбе с Москвой.
Интриги московских князей, в конечном счёте, сильно ослабили Брянск. Особенно тяжело перенесли брянцы временное княжение в городе присланного Иваном Калитой князя Глеба Святославовича. Именно тогда, не желая рисковать Брянском и подвергать город осаде многочисленных врагов, Дмитрий Красивый бежал в Литву (1340).
В свою очередь, Москва ничего не добилась от свержения законного брянского князя: во время бунта в декабре 1340 года брянцы убили князя-узурпатора.
После этого князь Дмитрий Романович вернулся в Брянск, но дальнейшее его правление было нелёгким. Горожане, вечевики, почувствовав свою силу, стали всё больше и больше вмешиваться в события и, порой, устраивать кровопролитные мятежи.
Последние годы правления брянского князя Дмитрия прошли в их жестоком подавлении.
До самой смерти князя Дмитрия, случившейся от чумы в разгар эпидемии, город Брянск пребывал в состоянии кризиса, из которого так и не вышел вплоть до литовской оккупации.
ВОПРОС: Вы часто описываете возлюбленных брянских князей, их интимную жизнь. Есть ли что-нибудь об этом в новом романе?
ОТВЕТ: Безусловно, я описал и быт брянских князей, коснулся их интимной жизни. А как же иначе? Ведь настоящий русский князь, витязь, мыслился в ту пору как сильный, любвеобильный мужчина. А красавец Дмитрий Романович был именно таковым! В книге уделено много места княжеским любовницам, поскольку это была важная и значительная часть жизни главного героя романа.
ВОПРОС: В прошлых своих произведениях – «Князь Роман Брянский» и «Василий Храбрый» – Вы уделяете много внимания событиям в Золотой Орде. А как же в новой книге?
ОТВЕТ: В романе «Дмитрий Красивый» я тоже постарался ничего не упустить из ордынских событий. Описаны ханы Узбек, Джанибек, их военачальники, мурзы, чиновники. Учитывая, что Дмитрий Брянский неоднократно бывал в Сарае и общался с влиятельными татарами. Там у него было немало друзей, случались и весьма драматичные приключения. Об этом я также рассказываю в книге.
ВОПРОС: А как же описание литовских князей и полководцев?
ОТВЕТ: В книге повествуется о встречах князя Дмитрия Красивого с великим князем литовским Гедимином, его сыновьями, в том числе с Ольгердом Великим. Я постарался ничего не забыть и рассказать читателю всё то, что смог извлечь из разнообразных источников. Не оставил я без внимания также и московских, и смоленских, и рязанских и прочих известных в то время русских князей.
ВОПРОС: Получается, что ваша книга – настоящая художественно-историческая энциклопедия по истории Руси и соседних государств первой половины – середины XIV века?
ОТВЕТ: Пожалуй, Вы правы. Все три моих романа посвящены истории Руси и её соседей в XIII – XIV веках, и я постарался не упустить ничего исторически важного. Фактически, брянские князья оказываются лишь в самом центре событий, и повествование ведётся через призму восприятия брянцами происходившего. Хотя, в процессе работы я применял и другой сравнительный метод. Но читателю предоставляется право самому его выявить!
ВОПРОС: Судя по сказанному Вами, а также по прочитанному мной в предыдущих Ваших книгах, Ваши произведения не просто пассивное описание событий, но целое философски-концептуальное их изложение? Такое впечатление, что это – элитные книги?
ОТВЕТ: Очень хотелось бы, чтобы каждый читатель сумел понять мой замысел, сумел увидеть связь прошлого с настоящим, оценить философскую сторону концепций моих книг! Да, это – не пассивное описание и замысел очень глубок! Впрочем, в любом случае книга должна быть доступна и понятна каждому. Был бы рад, если бы читатель даже за, казалось бы, примитивными «постельными сценами» видел глубоко затаившуюся мысль: мы – не люди без Родины, истории и житейского разума, в котором нам отказывают многие нынешние мыслители, у наших предков был, пусть трагический, но славный путь! Словом, история есть наставница жизни, как в своё время сказали античные мудрецы. Вот мне бы и хотелось, чтобы мои читатели сумели извлечь из моих книг не только познавательную, но и практическую пользу.
ВОПРОС: Когда и где сможет читатель приобрести Вашу последнюю книгу? Каков будет её объём и тираж?
ОТВЕТ: Книга «Дмитрий Красивый» уже вышла с ограниченным тиражом. Её объем – около 800 страниц. В отношении продаж что-либо сказать затрудняюсь. Но, думаю, что небольшое количество книг поступит в магазин «От А до Я». Но основная масса книг уедет за пределы Брянска. Поступили крупные заказы из больших городов, читатели которых заинтересовались моими произведениями. Приходится даже изымать часть нереализованных в брянских магазинах книг «Василий Храбрый» и отсылать заказчикам. Сейчас на полках брянских магазинов остались лишь единичные экземпляры моих книг.
ВОПРОС: Значит, брянцам нужно поторопиться, чтобы купить Ваши книги?
ОТВЕТ: Именно так. Как сообщают знатоки книготорговли, Брянск стоит в стороне от книжного бума, начинающегося в России, и поэтому специалисты ориентируются на другие рынки. Что же касается меня, то я хотел бы, чтобы мои книги были нужны и доступны брянцам. Пока этого удаётся достигнуть.
2008 г.
Свидетельство о публикации №225042200174