Мой Тукай

                Древо труда - древо жизни Татар

Шла весна 1971 года. На кафедру татарского языка и литературы филологического факультета Башкирского государственного университета приехал известный  учёный и писатель Казанского государственного университета И. Нуруллин,  состоялась интересная содержательная встреча с  уважаемым гостем. Разумеется, такие встречи  не проходят без  обмена мнениями  о творчестве Габдуллы Тукая. К тому же в этот раз профессор И. Нуруллин- как известный специалист по творчеству Тукая- внёс в мероприятие особый  творческий настрой, прочитав свои рассказы о Тукае.  И, может быть, самое главное  для меня было то,  что авторитетные учёные говорили об огромном диапазоне творчества поэта и  сделали вывод о том, что научные исследования должны быть активизированы в разных направлениях его творчества. В заключение уважаемый гость обратился к нам- студентам- словами поэта:
               "Трудитесь, дети! Это-святое! Древо труда
                Плоды приносит щедро  всегда..."
     Мы, в свою очередь,  аплодисментами выразили свою удовлетворенность встречей  и готовность к активной работе в любом направлении, куда бы нас не распределили . Заведующий нашей кафедры профессор Г.Х.Ахатов  продолжил встречу, высказав своё не менее интересное мнение: «Да, сказал он, работа, которую вы будете выполнять очень скоро, точно, как сказал  Тукай, святое. Но, во-первых, его плоды приходится ждать достаточно долго. Больше того,  не только вы,  но и многие другие считают, что имеют право рассчитывать на эти плоды. Они считают так и видят реальность именно в этом воплощении». Хотя и казалось, что эти его суждения засели в душе, но углубляться в эти проблемы  студенту было недосуг- все же, время экзаменов и защиты диплома...
То, насколько эти слова имеют важное значение в судьбе человека,  мне позже жизнь сама объяснила: получается так, что учитель своё «древо труда» сам выбирает, сам высаживает в «свой сад», и всю оставшуюся жизнь посвящает ему, ласково ухаживая,  вкладывая в это свою душу, своё время и силы.  Полученные плоды почти даром раздаёт всем желающим- и детям, и их родителям. Некоторых даже заставляет получать. А те, используя эти знания, тоже высаживают свои «древо труда», тоже выращивают, но почему-то полученными  плодами не торопятся делиться с учителем.
         Ещё одна особенность заключается в том, что «древо труда» свои плоды сам не распределяет между людьми, наоборот, люди сами собирают  и распределяют между собой. Эту ситуацию  я увидел на практике, когда работал в школе, на примере работающей там учительницы математики. Это стало стимулом для меня, чтобы я более предметно занимался социологией. Дело в том, что у этой учительницы один из учеников увлёкся математикой и усердно занимался на уроках. Учительница довела до его сознания, что учить математику это далеко не только заучивание математических формул. Она проводила с ним дополнительные занятия, объяснила ему, что математика может помочь составить модели, с помощью которых можно глубже понять природные явления и увидеть какие-то зависимости в  протекающих процессах.  В итоге ученик поступил в нефтяной вуз, дальше углублял свои знания, стал высококвалифицированным специалистом и устроился на работу в нефтяную компанию. Здесь он, используя возможности математики, показал пути и способы увеличения отдачи нефтяных пластов, что привело к увеличению добычи  нефти компанией и получилось почти по Тукаю- «дерево труда» специалиста  начало давать хорошие плоды:  оплата его труда стала несравнимо выше оплаты труда учителя математики.
 Стало своебразной модой, что мы  в учительской среде начали часто обсуждать эту проблему. В конце- концов поняли, что с помощью математики  можно не только обеспечить увеличение отдачи нефтяных пластов на продажу недр но и, например, производство мясомолочной продукции, заготовки овощей и фруктов и так далее для людей… Поняли, что в этом направлении возможности практически не ограничены.
      Ясно, что в данном случае речь не идёт об отношении учителя и школьника. Практически, в любой стране мы находим внутренние противоречия в проблемах совершенствования качества организации  улучшения качества жизни  населения. Например, в нашей стране, даже тогда, когда мы строили развитой социализм, то есть, во всех областях общественного развития, все процессы общественной жизни управлялись на основе  единого  всеохватывающего  народнохозяйственного плана, составленного в Москве. Даже в тех условиях эти противоречия не смогли преодолеть в полной мере. В результате стремление изменить ситуацию с помощью «перестройки» в конце восьмидесятых  и в начале девяностых годов, всё это превратилось в  социально-политическую трагедию  и в итоге привело к развалу страны.  Если попытаться понять сущность этих противоречий на уровне конкретного примера, можно остановиться на одном из них:
—  с одной стороны,  ЦК КПСС и Советское правительство постоянно твердили о необходимости развития сферы образования в обществе, призывали  на этом пути всесторонне помогать учителям,  способствовать повышению авторитета учительства, уверяя, что в этом направлении делается всё возможное;
 —  с другой стороны, в реальности здесь в жизнедеятельности учителей параллельно развивались совершенно противоположные тенденции.
     Например, ежемесячное заработная плата учителей с 1940 и 1985 г.г. по сравнению с  средний ежемесячной оплатой труда на уровне общенародного хозяйства постоянно снижалась (даже без учета покупательной способности самого рубля):  если в 1940 году  ежемесячная зарплата учителей в среднем была столько же, сколько и среднемесячная заработная плата по общенародному хозяйству, то 1970 году составляла всего 84,5 %, , а в 1985 году только 78,9 %.
      А если взять в целом, в сравнении с ежемесячной зарплатой в промышленности, то разница получается ещё больше. В 1940 году ежемесячная оплата труда работников промышленности была выше  по сравнению с ежемесячной оплатой труда по народному хозяйству в целом, на 103,0 %;, а в 1970 году разница составляла 9%, в 1985 году - 10,7%. Получается так, что в нашей стране учителя 1970 году  получали заработную плату ежемесячно на 24,5% меньше, а в 1985 году разница составила 31,8%.
       Разумеется, в данном случае нет смысла в том, чтобы сравнивать с нынешним,  уровень развития  промышленности и сферы образования времен Тукая с  точки зрения оплаты труда людей, занятых в них. Это-задача специальных исследований. В то же время, ещё раз обращая внимание на то, что было написано выше, отмечу, что подобное противоречие и в настоящее время сохраняется практически во всех странах. И у меня нет стремления сравнивать уровень жизни по принципу «вчера и сегодня», «у нас» и «у них». В данном случае приведённые выше цифры свидетельствуют только о том, что проблемы в сфере развития общенародного хозяйства и образования  сегодня существуют так же, как и  во времена Тукая. В дополнение сказанному хочу подчеркнуть ещё следующее:  говоря об этих проблемах, необходимо помнить, что они очень сложные и имеют разноплановый характер. Мы живём в постоянном ощущении того, что они «сложные» и «многосторонние»  и на уровне общества в целом, и на уровне жизни каждого из нас. В качестве примера, ещё раз взглянем на проблему оплаты труда: выше говорилось о том, что оплата труда учителей из года в год становится ниже, по сравнению с оплатой труда работников в области промышленности. Мы пришли к этому выводу на основе статистических данных. А учителя,  работники других сфер общества, у которых под рукой нет статистических данных,  видят ли они эту разницу?  Как практикующий социолог,  постоянно занятый полевыми исследованиями, уверяю вас: и видят, и знают, и чувствуют и используют в качестве базовой информации для разговоров на кухне. Хотя бы потому, что каждый, как минимум три раза в день, принимает пищу. Именно потому, что «видят», «знают» и «чувствуют», представители  мужского населения всё реже выбирают  когда-то авторитетную  профессию учителя, чувствуя, что у них зарплата будет ниже, чем у своих жен. А подобное  воспринимается очень жёстко общественным мнением, поскольку связано с социальным статусом. Всё это, в свою очередь, приводит к тому, что и учебная, и воспитательная работа в школе всё чаще переходит в руки женщины. Значит, дети в школе всё больше начинают жить под влиянием  преимущественно женского мировосприятия, получают женское воспитание. А это значит, что «феминизация школы» в стране поставлен на поток. Последствия не ограничиваются гендерными различиями. В  конечном счёте, все это приводит к дефициту учителей в обществе; усложнению внутрисемейных и бытовых отношений. А здесь трудно сказать, что проблемы, особенно в области организации процесса обучения и воспитания, сильно отличаются  положительной динамикой. В классе, почти так же, как и у Тукая, когда его впервые привели учиться, сидит «абыстай» , только «нового помола»; и «прутик» у нее в руке более изощренный. Но отношения учеников к учителям и отношения между учащимися пополняются драматизмом. Именно поэтому, если вернуться к тому, о чем пишет Тукай,   получаем ещё одно подтверждение тому, что в силу глубины своего мышления, он показывает исключительные когнитивные способности и понимание названных выше противоречий. Особое восхищение вызывает то, как он в своих произведениях, используя силу художественного слова, раскрывает своё видение и понимание  проблем «труда» в обществе, в котором он живёт.
      В данном случае речь идёт об одном из очень сложных противоречий, которые сопровождают человечество в течение всей его истории: с  одной стороны, организовать производство товара в стране на научной основе, обеспечить безопасность этого товара  и успешную его реализацию; с другой стороны, выручку, полученную от реализации товара, распределить на основе принципа справедливости всем участникам этого процесса  производство, распределения и потребления. Один из классиков политэкономии, который оставил глубокий след в истории, Д. Рикардо, в своё время написал: «Вы полагаете, что политическая экономия является исследованием о природе и причинах богатства; я же думаю, что следовало бы назвать исследованием законов, определяющих распределение произведённого продукта между классами, участвующими в его образовании».  То есть, что-то производить, преобразовать природу в целях удовлетворения своих и чужих потребностей, обеспечить сохранность произведенного, очень сложная и тяжелое задача. Однако справедливо распределить полученную прибыль между участниками этого процесса- задача несравнимо  более сложная.
     Хочу успокоить тех, кто будет задаваться вопросом о том, какое же эти головокружительные экономические теории имеют отношение к нашему разговору о творчестве Габдуллы Тукая: именно это конкретная теория имеет непосредственное отношение к нашему разговору о его творчестве. Если рассуждать исходя из творчества поэтов, произведения которых я читал,  Тукай как раз вот этим резко отличается от других. Он мастерски использует возможности поэзии, талантливо излагает в своих произведениях на понятном для широкого читателя языке существующие противоречия в экономике или политике, в образовании или в культуре, о событиях на Балканах или в Турции, об  отношениях  между мужем и женой,  непривычно глубоко вникая  в  их  содержание.     Так же, как и другие классики литературного творчества, Тукай потрясающе талантливо пишет не только о самых тонких особенностях  человеческих отношений, касающихся чувства любви или печали,  но и  о связи человека с природой.  Но ведь, кроме этих  и им подобных чувств, есть же ещё чувства, связанные с другими базовыми потребностями, такими, как труд и его оплата, богатство и бедность,  лишение жизни  и имущества,  потеря родных и обретение любимых и т.д. Значение этих чувств в жизни человека никак не меньше. Какие слова какими цветами разукрасить, чтобы об этих чувствах рассказать читателю? Например, что такое работа и что такое товар? Кто такие изготовители товара и участники в этом труде? То, что человек всю жизнь работает над собой- это какая работа? Вот именно в поиске ответов на эти вопросы и начинается столкновение представлений  и возвышаясь на уровень общества,  хотим мы этого или нет,  вносят определённые изменения  в судьбы каждого из нас.  Высокая поэзия-это не только замечательные поэты и писатели, но и те, кто их чудесные и полные мудрых мыслей произведения приводит в состояние книг, рабочие, их родители и дети, учителя этих детей, врачи, пожарники, которые нужны, чтобы обеспечить их безопасность, полиция, которая охраняет их от нарушителей законов, армия, охраняющая от врагов, чиновники, которые за руку нас водят в разных направлениях, те кто создаёт законы, чтобы держать нашу жизнь в порядке и т. д.  А без них трудно даже представить себе производство  огромного количество различных видов товаров, обеспечение их безопасность,  распределение и торговлю этим товаром на соответствующем уровне качества организации.
      Не считаю удачной находкой, тем ни менее, предлагаю в качестве примера «какого-нибудь товара» посмотреть на производство  «гвоздей»   для удовлетворения потребностей домохозяйства и хозяйства страны.  «Гвоздь» не представляет собой ни особую сложность электроники, ни особую дороговизну, рассматривается общественным мнением как товар  повседневности. Однако, его производство требует организацию непосредственного и опосредованного взаимодействия всего населения от мала до велика,  занятых во всех отраслях народного хозяйства: начиная с доменной печи,  заканчивая теми, кто их лечит, кто учит и кто обеспечивает их безопасность. Но прежде нужны потребители, а чтобы они выросли живыми здоровыми, нужно производство детского питания, игрушек, наконец. Короче говоря, не сосчитать... Но ведь ещё есть задача организации взаимодействия людей, занятых в этих разных отраслях народного хозяйства, измерения результатов труда и превращения  их в деньги и научиться распределить на основе принципа социальной справедливости, т.е. с учётом соответствия  трудовому вкладу каждого. Нетрудно заметить, что здесь и поэтам, и учителям, и ученым-политэкономистам, и  организатором труда и многим другим предстоит хорошо позаботиться над организацией эффективного взаимодействия между всеми участниками процесса и только тогда можно достигнуть положительного результата в виде прогресса общества.
Восхищает то, что у Тукая  есть своё системное представление о проблемах, связанных с «трудом». Он раскрывает в своих произведениях и общие проблемы, касающихся труда в целом, и частные проблемы; у него одни методы и способы описания проблемы, когда он обращается к детям,  другие- когда пишет для взрослых. Например,  общим проблемам посвящено стихотворение, опубликованное в 1905 году, «Слово к друзьям» - «Дусларга бер с;з», который занимает особое место среди его произведений.
     Во-первых, наш поэт еще молод. Разумеется, в те времена на жизнь человека смотрели несколько иначе. Например, дети с малых лет начинали помогать взрослым в  домашним хозяйстве. Тем ни менее, в 19 лет, когда ещё человек делает в поэзии первые шаги, но сравнивая свою нацию с другими нациями по уровню развития, говорит: «не будем уподобляться животным», что «люди других национальностей направляют в Петербург своих депутатов», чтобы реализовать свою мечту, свидетельствует, как минимум, о его уровне осведомленности.
Во-вторых, он в рамках поэзии формулирует свою мысль и предлагает друзьям свои идеи, которые касаются базовых проблем,  находящихся в самой глубине системы знаний об обществе - в области общественного разделения труда:
             «В этих делах не будем мучать мулл,
             Мы их определили главными в делах религии;
             Лучше будет, если поручим светские дела
             Полностью доверившись образованным парням...»
      Вдумаемся  в эти слова. Они ведут нас в систему противоречий, находящихся в очень большой глубине проблем, связанных с жизнью общества, которые анализируются с использованием  понятий социальных наук, в т.ч. и научных  категорий «труд», «производство», «способ производство». В первую очередь, это  «процесс разделения труда» в обществе в целом, что имеет огромное значение для формирования основы  развития общественного производства.
В приведённых выше строках стихотворения он выделяет общественную группу «чиновники», которые заняты организации «земной жизни», и группу, которая занята «духовной жизнью». В данном случае религией. Поэт призывает читетелей взять пример у других наций. Известно, что в ту эпоху и в европейских странах, и в Америке качество и уровень жизни людей находились на более высоком уровне, чем в России. В первую очередь,  объясняется это многими вещами, но объективно- низким уровнем общественного разделения труда у нас, в России, что и волнует молодого поэта. Правда, хотя и на низком уровне, но углубление разделения общественного труда в стране  идет, в мире татар тоже : хоть и медленно, но проявляется «размежевание» между «религиозной жизнью» и «земной жизнью». Религиозных деятелей назначили, говорит Тукай,  главными в «религиозной жизни», «их не будем мучить», то есть, пусть они занимаются своими делами. «Теперь,-пишет Тукай,- пришло время поручить проблемы «земной жизни» образованным  парням», то есть, нужно  поднимать  разделение  общественного труда на качественно новый уровень.
Как  поэт в свои 19 лет, не имея системного высшего образования, (и «гуглить» не было возможности), вышел на понимание этих проблем, которыми заняты известные интеллектуальные гиганты разных стран (Д.Рикардо, А. Смит, К.Маркс), мне совершенно не понятно. Но он не только сам вышел на эти проблемы, но приглашает и читателей думать об этом, «открыть глаза», подключиться к этим процессам, формулирует задачи -  «собираться...избирать депутатов» и определяет цель- двигаться вперед, занять свое место среди цивилизованных наций. Причем, все это выполнено в рамках поэзии. Это-от Бога. Мы всегда ссылаемся на него, когда не можем понять что-то.
     Главные условия обеспечения развития нашего общества на уровне других стран как раз заключается в том чтобы развивать дальше разделение общественного  труда на множество отраслей.  Именно углубление  разделения труда на уровне общества.
     Как известно, Тукай жил в унитарном российском государстве, когда работа у татар, так же, как и других,  находилась под прессом «государственных чиновников», с одной стороны, и «религиозных деятелей», с другой. В этих аспектах общественной жизни разница между странами заключается только в том, что в каких-то странах какие-то противоречия разрешаются в нужное время, а в каких-то странах по каким-то причинам остаются нерешенными надолго. Стремление и желание выйти из этой ситуации порождает множество теорий. Некоторые из них пытаются использовать и на практике. Одна из таких теорий, как известно,  создана английским учёным А. Смит: по его теории, государство не должно вмешиваться в процессы, происходящие в экономике, капиталистическая система сама обеспечивает собственное развитие с помощью «невидимой руки рынка».
        Пожалуй, по причине того, что я понимал творчество Тукая именно как поэзию великого классика татарской литературы,  слова учителей как-то не очень трогали меня. Больше того, казались несколько противоречивыми. Хотя и не ставил целью своей жизни, и во время работы в школе/вузе,  и во время множества социологических исследований, которыми я занимался, в свободное время читая Тукая, я начал обращать внимание на то, что в его литературных произведениях, в статьях и воспоминаниях очень своеобразно изображаются экономические и политические процессы, происходящие в обществе, и отношения между людьми своего времени. Таким образом в течение прошедших лет в моём сознании сложился образ выдающегося мыслителя и поэта одновременно.
Когда читаешь его воспоминания «Исемд; калганнар» о том как живое человеческое дите 2,5 лет отроду стоит зимой на улице, не может открыть дверь и  ножки примерзают ко льду, приходит в голову мысли  о корневой системе отношений между людьми, существующими в обществе. Хочется назвать хозяйку дома ведьмой. Ну а если подумать,  то ведь ребёнка оставила этой ведьме именно его мать и пошла замуж за имама соседней деревни. Злая бабка когда-то тоже была, наверное, таким же младенцем, были, наверное, родители... родственники... А, может, и она переходила из рук в руки. Всё это неизвестно и бесполезно об этом строить какие-то мысленные конструкции- она тоже результат своего времени прожила и получила воспитание именно своего времени.
       А тот ребёнок, в каких бы трагических условиях не жил, сумел сохранить в себе человеческие качества. Больше того. Вошёл в историю результатом своего творческого труда, который живёт, переходя из века в век. Достижение таких высот- это результат работы поэта над собой. Тот  вид человеческой деятельности, который  называется «трудом», не только способен обеспечить развитие человеческого в человеке, но и исполняет основную роль в обеспечении развития общества.
       Здесь  «труд»,  как социальный феномен, имеет ещё одну особенность — это то, что человек ставит перед собой цель, работает над собой для достижения поставленной цели и получает ожидаемый положительный результат. И этот результат важен не только для него, но  и для общества  имеет непреходящее значение. Очевидно, что именно поэтому тема труда   в творчестве Тукая  занимает исключительно важное место.


Рецензии