О фильме Ларса фон Триера Европа
Чем меня фильм поразил? Прежде всего, корреляцией в отношении будущего Украины и России, которое может принять кафкианский характер, похожий на Германию после окончания Второй мировой войны. В интервью Триер признался, что на него сильно подействовал рассказ Кафки «Америка» и название фильма отражает этот роман.
Главное в фильме не метафора, хотя это тоже важно (представление общества как двигающийся в неизвестное будущее поезд), а всеобщее помешательство немецкого населения на фоне окончания войны и потеря всех ценностных ориентиров (родина, семья, традиции и т.п.) . Еще недавно поддерживающее нацистский режим население, оказывается в условиях новой анти-нацистской власти, осуществляемой американцами. Все общество разделено на два условных лагеря: бывшие нацисты-патриоты, ненавидящие американских оккупантов, и выжившие евреи, имеющие право на осуждение и вынесение приговора оставшимся немцам.
Все происходит в условиях отчаянных попыток властей сохранить т.н. немецкий порядок и бюрократию (все должны заполнять анкеты), что часто оборачивается абсурдом, с одной стороны, для нищего и голодного населения, а с другой стороны, для бывшей богатой верхушки.
И здесь я вижу параллели с украинским и российским обществами, в которых могут возникнуть те же послевоенные выяснения отношений между победившими и проигравшими, теми, кто потерял все, и теми, кто оказался у власти, теми, кто был всем и оказался предателем. Это мы хорошо знаем из советского опыта.
Но вот краткий сюжет.
В оккупированной зоне Германии после окончания войны население находится под строгим наблюдением. Молодой американец немецкого происхождения Леопольд Кесслер приезжает в Германию помогать восстанавливать свою бывшую родину и получает работу проводником поезда в компании Zentropa у своего дяди. Леопольд безуспешно пытается приспособится к правилам общества, видит всеобщую неразбериху и хаос.
Он влюбляется в немку Катарину, дочь основателя компании Zentropa Макса Хартманна, тайно связанного с подпольной нацистской организацией Вервульф. С помощью ложного свидетельства от еврея-американца, Макс Хартманн получает звание «спасителя евреев» и статус реабилитированного немца. Позже однако, он кончает жизнь самоубийством, не выдерживая мук совести. Леопольд женится на Катарине, но она вскоре исчезает.
Однажды группа Вервульф требует от Леопольда Кесслера использовать взрывчатку, чтобы подорвать поезд. Он встречает Катарину, которая требует того же. Он пытается найти американского офицера, но обстоятельства не позволяют этого сделать. В отчаянии он устанавливает взрывчатку и заводит часы, но в последний момент отключает их.
В то же время оккупационные власти раскрывают группу Вервульф. Леопольд видит Катарину в наручниках. Она убеждает его в том, что не стоило отключать взрывчатку, потому что в Германии нет невинных, поскольку их либо убили, либо они все предатели. Леопольд в отчаянии останавливает поезд и против своей воли опять взводит взрывчатку. В результате часть поезда взрывается на мосту, многие погибают в том числе Леопольд.
Фильм сделан Мастером (актеры, режиссура, стилистика), и заставил задуматься об идеалисте Леопольде, живущем в каждом из нас...
Свидетельство о публикации №225042201771