Четыре голоса

Когда урок пения переименовали в урок музыки, маму пригласили работать учителем музыки.

До этого она работала в музыкальной школе по классу фортепиано. Ей отдавали всех учеников, которые не очень подходили для обучения, но очень хотели учиться. Мамины выпускники поступали в музыкальное педагогической училище и возвращались в родную школу педагогами.

Моим педагогом в музыкальной школе - была мамина ученица. Одна из тех, кто когда-то не проходил по основным требованиям для учёбы.

Помимо уроков музыки в образовательной школе мама готовила школьный хор для участия на городских и областных смотрах (как-то они назывались, точно не вспомню). Школьные хоры-победители городских смотров всей области съезжались во Владимир и соревновались между собой.

С той программой, о которой я хочу рассказать - мамин хор занял второе место.

На смотре пели три песни. Первая - о Ленине. "Ленин всегда живой". Вторая - песня о мире. "Летите, голуби, летите, в лучах зари и в грозной мгле". Песня Дунаевского и Матусовского. Если кто-то понимает, то она и для профессиональных исполнителей непростая.

Помню, мама ругала деток:

-  Я не понимаю, что там у вас за "тити" летают?

Дети смеялись и убирали "тити" из своего лексикона. ЛетиииитЕ, голуби, летитЕееее...

Третья песня была о родине. И вот сейчас - сердце кровью обливается. Четырёхголосное произведение для детей обычной школы. "Рэвэ та стогнэ Дныпр широкый, сэрдито витэр завыва.." Четыре голоса! Очень красивая песня.

В мамином хоре было сто двадцать человек. Делим на четыре голоса. Получаем тридцать человек на одну партию.

Мамины хулиганы, у кого не было слуха, очень хотели поехать во Владимир. Они выучили слова всех трёх песен и стали просить поставить их в хор:

- Мы не будем Вам четырёхголосие в "Рэвэ та стогне" портить. Мы будем только рот открывать. Слова знаем, проверьте.

Мама проверила. Знают. Согласилась. Во Владимир поехали не четыре, а пять автобусов. В хоре пели сто пятьдесят человек. Тридцать из них просто открывали рот.

Ищу финальную фразу. И не могу найти.

Пожалуй, текст Матусовского "Летите, голуби" говорит сам за себя.


Рецензии