Командировка на войну. Глава. 141 Мемуары

Глава. 141                Нелёгкий пост имама.


В этом замкнутом круге – крути не крути -
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире прийти и уйти.
Кто нам скажет о цели, о смысле пути ?

Омар Хайям – знаменитый персидский философ.


Юноша подставил обессилевшему Шамилю плечо, они сделали несколько шагов и бросились в пропасть. Обессиленный Шамиль лежал на поляне.

Он не верил, что ранения позволят ему выжить, он просто ждал часа смерти.

И тут он вновь увидел в небе того же самого орла, который в детстве прилетал к ним во двор. Это вселило в него надежду и придало сил.

Ему удалось добраться до лекаря Абдул-Азиза, который был другом его отца, и, встав на ноги, после долгих месяцев лечения, он женился на дочке Абдул-Азиза.

Решив избрать нового имама, люди хотели видеть на этой должности Шамиля. Однако тот отказался от такого почётного звания, сказав, что пока ещё не готов к этому посту, но в любом сражении все могут на него рассчитывать.

Имамом избрали Гамзат-бека, которому так же, как и Гази- Мухаммаду, представился очень короткий срок правления. Через два года Гамзат-Бека предательски убили в мечети, куда он пришёл на молитву.

В 1834 году в ауле Ашильта единогласным решением имамом назначили Шамиля. Клинок его шашки украшала надпись, гласившая: «Тот не храбрец, ;;о в бранном деле думает о последствиях». Работал он постоянно.

Имамат, созданный им, он разделил на несколько округов, которые назывались «наибства». В каждом округе назначили наиба, который строго следил за исполнением всех указаний имама.

При Шамиле создали Верховный совет, казну, некое подобие армии и военные чины.

Шамиль запретил кровную месть и ввёл законы и штрафы, о чем раньше здесь никто не мог и подумать. Установив контроль над значительной частью Дагестана и Чечни, Шамиль приступил к организации своего царства.

Здесь у читателей возникает вполне логичный и резонный вопрос: «Как выжить самопровозглашённому государству горцев вблизи такого мощного и сильного государства как Российская Империя ?».

Правильно, только стопроцентная милитаризация горского сообщества и полная мобилизация скудного экономического потенциала.

В дополнение имам Шамиль свою империю искусно связал, словно могучими скрепами религией, постоянно подогревая горцев всеобщей борьбой против неверных – урусов, поднимая их на «газават».

В 1842 году из приближенных Шамиля был создан совет - диван - аналог кабинета министров, который разбирал политические, административные, религиозные и судебные дела.

В субботу и воскресенье Шамиль лично принимал желающих пожаловаться.

В 1842 - 1847 годах приняли единый для всех свод правовых норм Шамиля под названием «Низам» в переводе – «Порядок», который создавался из правил, которые бы соответствовали правилам шариата и регулировали различные стороны жизни горцев: от уголовного права к вопросам женитьбы и наследия.

Низам запрещал ряд местных обычаев, таких, как кровная месть и похищение невесты.

Шамиль полностью ликвидировал институт местных князей, старейшин и ханов, заменив его своим административным аппаратом, который состоял из наибов и мюридов.

В обязанности мюридав входило управление наибствами или регионами, сбор налогов, надзор за соблюдением шариата, набор рекрутов.

Мюридизм постепенно перекочевал на Кавказ с Ближнего Востока, и главным центром его распространения в горах стали пограничные аулы Чечни и Дагестана…

При наибах были муфтии, управлявшие деятельностью судей и объяснявшие законы Корана. При этом приговор о смертной казни обязательно утверждал лично имам.

Продолжение следует …


Рецензии