11. 7 Социальные способности человека

 «Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:

1 Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственная, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей.

2 Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучению этому с детства.

3 Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.

4 Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при  этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

5 Отсутствие с рождения у человека жёстких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из названных обстоятельств является необходимым для превращения человека как биологического существа, с рождения располагающего некоторыми элементарными способностями, свойственными  и многим высшим животным, в социальное существо, приобретающее и развивающее в себе собственно человеческие способности.

Социально-культурная среда позволяет развивать способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной и духовной культуры и развитие необходимых для этого способностей (они формируются и совершенствуются в процессе научения пользованию соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нужных для них способностей,  а впоследствии, когда сами дети становятся взрослыми, создаёт у них потребности в самостоятельном приобретении соответствующих способностей.

 Окружающие ребёнка взрослые люди, в большинстве своём уже обладают необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу.

Те задатки, которые необходимы для развития человеческих способностей, под влиянием всего этого складываются у ребёнка довольно рано, примерно к трём годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а социальное его развитие, включая становление множества таких способностей, аналога которым нет даже у весьма высокоразвитых животных».

                Касается ли это дельфинов? Дельфины обладают некоторыми способностями, которых нет у человека. Способствует ли образ жизни дельфинов росту их духовного сознания?

«Утверждение о том, что у человека не готовых биологических задатков к развитию социальных способностей, не означает отсутствие у этих способностей анатомо-физической основы тогда, когда они становятся полностью развитыми. Эта основа есть, но также не является врождённой. Она представлена так  называемыми функциональными органами, представляющими собой прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физически обеспечивающие функционирование и совершенствование соответствующих способностей. Формирование функциональных органов у человека становиться важнейшим принципом его онтогенетического морфо-физиологического развития, связанного со способностями».

                То есть, нервно-мышечная система формируется с младенчества у людей. Она зависит от того окружения, в котором растет и развивается ребёнок.

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 326).

 


Рецензии