Командировка на войну. Глава. 142 Мемуары
Боишься — не говори, сказал — не бойся…
Имам Шамиль (26 июня [07 июля] 1797 г., Гимры, Дагестан — 04 февраля 1871 г., Медина, Саудовская Аравия) — предводитель северо-кавказского национально-освободительного движения,
Мюриды стали ближайшими помощниками наибов, составляя их личную гвардию. Преобразования прошли и в армии. Партизанка изменилась регулярными подразделениями. Шамиль завёл полки численностью в 1 000 человек.
Каждый полк делился на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек с командирами у каждого звена. Методично формировалась регулярная армия, беспрекословно подчинявшаяся командирам имама.
Армия Шамиля состояла из пехотных сотен - миятов и кавалерии. Ударную основу конницы составляли муртазиги - полностью экипированные всадники, готовые в любой момент к боевым действиям и освобожденные от всяких других повинностей.
Один такой муртазиг выставлялся от каждых десяти дворов и был целиком на их содержании.
Так начали вырисовываться главные устои имамата. Были специальные знаки и для трусов в армии Шамиля.
«Трусость никогда и никого не спасала», - говорил Шамиль и приказывал пришивать на спину провинившимся кусок войлока или медную бляху, пока воин не искупал вину достойным образом». (Шапи Казиев. Имам Шамиль, г. Москва, с. 148).
Сёла, наиболее пострадавшие от русской армии, были освобождены от воинской повинности - она была заменена поставками на нужды армии. В 1842 году Шамиль завел артиллерию и даже построил завод по литью пушек.
Артиллерией командовали офицеры - поляки, перебежчики из российской армии. В общем, Шамиль очень лояльно относился к дезертирам, которые не хотели воевать за Империю.
Христианам в горной Чечне разрешалось жить по своим законам и строить церкви. Многие из бывших российских солдат и офицеров прошли с Шамилем до самого конца - вплоть до плена в Гунибе.
Несмотря на радикальность реформ, Шамиль оставил в неприкосновенности фундамент горского общества - традиционную сельскую общину- джамаат. Через шесть лет Шамиля признал имамом и чеченский народ.
Русская армия во главе с фельдмаршалом Иваном Паскевичем прибегала к тактике «выжженной земли»: аулы, население которых было на стороне мятежников, разрушали, а их жителей поголовно уничтожали…
В целом сопротивление чеченцев удалось сломить, но отдельные «диверсии» против русских продолжались вплоть до революции 1917 года.
Когда во время одного из сражений русские предложили чеченцам сдаться, те ответили: «Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских - пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили - не покоряясь чужой власти».
Так в своих воспоминаниях русский офицер генерал - лейтенант В.А. Потто писал следующее: «один джигит в поединке наверняка уложит одного русского солдата.
Но уже десяток егерей могут отбиться от сотен черкесов. А сотня русских уже смело атакует и разобьёт тысячу кавказцев».
До XVIII-го века у вайнахских племён не сложилось какой-либо доминирующей религии. Значительным влиянием пользовались христианство, ислам и язычество.
Основу культовой жизни составляли древние обычаи - адаты. Через шесть лет Шамиля признал имамом и чеченский народ.
Русская армия во главе с фельдмаршалом Иваном Паскевичем прибегала к тактике «выжженной земли»: аулы, население которых было на стороне мятежников, разрушали, а их жителей поголовно уничтожали…
В целом сопротивление чеченцев удалось сломить, но отдельные «диверсии» против русских продолжались вплоть до революции 1917 года.
Когда во время одного из сражений русские предложили чеченцам сдаться, те ответили: «Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских: пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили, не покоряясь чужой власти».
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225042200344